УДК 342.9 ББК 67.400.7
DOI 10.24411/2312-0444-2020-10046
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБЛАДАЮЩИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ИММУНИТЕТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саида Назировна КЕРАМОВА, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются особенности административно-правового статуса иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом в Российской Федерации. Определено содержание административно-правового статуса иностранных граждан. Основной целью данной статьи является изучение прав и обязанностей иностранных граждан, которые обладают дипломатическим иммунитетом на территории России. Говорится о системе мер административного воздействия, которые могут быть применены к иностранным гражданам, которые обладают дипломатическим иммунитетом на территории России. Сделаны выводы по совершенствованию административного законодательства, регулирующего административно-правовой статус иностранных граждан указанной категории.
Ключевые слова: административно-правовой статус, иностранные граждане, дипломатический иммунитет, иностранные государства, нормы международного права, российское законодательство.
С каждым годом количество иностранцев, приезжающих в Россию, значительно возрастает. Являясь субъектами административного права, иностранные граждане имеют соответствующий административно-правовой статус, в соответствии с которым они могут стать участниками административно-правовых отношений.
Правовому положению иностранных граждан посвящено много трудов, однако административно-правовой статус иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом в России, изучен недостаточно. Поэтому тема настоящей статьи является весьма актуальной.
Прежде всего, надо сказать, что иностранные граждане взаимосвязаны с тем государством, гражданством которого они обладают, в
Annotation. The article deals with the peculiarities of the administrative and legal status of foreign citizens who have diplomatic immunity in the Russian Federation. The content of the administrative and legal status of foreign citizens is determined. The main purpose of this article is to study the rights and obligations of foreign citizens who have diplomatic immunity on the territory of Russia. Talked about the system of measures of administrative influence, that can be applied to the foreign citizens that possess diplomatic immunity on territory of Russia. Conclusions are made on improving the administrative legislation regulating the administrative and legal status of foreign citizens of this category.
Keywords: administrative and legal status, foreign citizens, diplomatic immunity, foreign states, international law, Russian legislation.
силу чего они находятся под защитой и покровительством этого государства. Вместе с тем иностранные государства могут заключать с Российской Федерацией договоры, которые предоставляют различные преимущества для их граждан на территории России.
Кого же следует называть иностранным гражданином?
Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г., далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) иностранным гражданином называют «физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет доказательства о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства».
№ 1/2020
Иностранные граждане как субъекты административного права — это сложное и многогранное понятие, требующее тщательного изучения.
В.И. Дресвянская отмечает, что «в особую категорию иностранных граждан входят главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств, имеющие привилегии и иммунитеты»1.
Административно-правовой статус иностранных граждан определяется Конституцией РФ, федеральными законами «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и другими, а также международными договорами, заключенными Российской Федерацией, иными правовыми актами.
По мнению М.И. Петровской, административно-правовой статус иностранных граждан — это «совокупность их прав и обязанностей, гарантий реализации данных прав, ограничений (запретов), мер юридической ответственности, отображающих в комплексе реализацию права на убежище и иных прав и свобод»2.
В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Права иностранных граждан позволяют реализовать законные интересы и жизненно важные потребности, а юридические обязанности определяют меры должного поведения.
Срок пребывания иностранных граждан в России определяется сроком действия выданной ему визы, временного непрерывного пребывания и не может превышать 90 суток. Если гражданин прибыл в нашу страну как высококвалифицированный специалист, срок его временного пребывания и членов его семьи устанавливается согласно сроку действия выданного ему разрешения на работу (ст. 13.2 Закона).
М.В. Никифоров к основным особенностям иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся в РФ на законных основаниях, относит: отсутствие права на публичные манифестации; право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания в пределах, определенных законодательством, возможность их признания вынужденными переселенцами и т.д.3.
По степени подчиненности юрисдикции РФ выделяют иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, и иностранных граждан, не обладающих им.
Для рассмотрения административно-правового статуса иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом в РФ, необходимо знать, какие иностранные граждане входят в эту категорию.
К гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом, относятся официальные представители иностранных государств, а именно: сотрудники дипломатических и консульских представительств, представители иностранных государств, в частности, члены парламентских и правительственных делегаций, приезжающие в Российскую Федерацию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях, проживающие вместе с ними члены их семей; представители государств при международных межправительственных организациях, а также их должностных лиц, иммунитеты «которых на территории страны определяются соответствующими международными соглашениями», в которых участвует Российская Федерация4.
Венская конвенция (ст. 24) определяет правила, касающиеся дипломатических привилегий и иммунитетов, а также проводит различие между отдельными категориями членов дипломатических представительств.
С.С. Купреев отмечает, что «они являются полноправными субъектами российского административного права и обладают соответствующим административно-правовым статусом. Однако «наличие иммунитета от административной юрисдикции выступает лишь в качестве одной из особенностей их административно-правового статуса»5.
Российское законодательство содержит ряд норм, составляющих содержание административно-правового статуса данной категории лиц.
Согласно ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, въезжают в Российскую Федерацию на основании дипломатической визы.
В соответствии со ст. 25.4 Закона дипломатическую визу выдают иностранным гражданам, у которых имеется дипломатический паспорт: «главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и
№ 1/2020
сопровождающим их лицам; дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций, в отношении которых Россией признается дипломатический статус, членам семей указанных лиц; иностранным дипломатическим и консульским ку-рьерам»6.
Следует сказать также о системе мер административного воздействия, которые могут быть применены к иностранным гражданам, которые обладают дипломатическим иммунитетом на территории России.
В статье 2.6 (ч. 3) Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. от 27.12.2019 г.) сказано, что иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, не подлежат административной ответственности. В этом случае «административная ответственность разрешается согласно нормам международного права»7. Такие лица обладают личной неприкосновенностью и их нельзя подвергнуть административному задержанию, личному досмотру и иным мерам, нарушающим их неприкосновенность. Однако при неоднократном или грубом нарушении российского административного законодательства к ним можно применить иные меры воздействия, например, депортацию, сокращение сроков пребывания в стране и проч.
В заключение сделаем определенные выводы.
Законодательство РФ об административно-правовом статусе иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, нуждается в совершенствовании.
Так, в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» имеется ряд недоработок, а именно, в него включены отдельные нормы, выходящие за рамки отмеченного в его названии предмета регулирования.
Основные проблемы, касающиеся содержания административно-правового статуса иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, — это неполнота законодательства, непоследовательный учет международных договоренностей и др.
Думается, решение названных проблем будет способствовать совершенствованию прав и защите указанной категории иностранных граждан на российской территории.
В связи с этим, на наш взгляд, необходимо дополнить КоАП РФ положениями о том, в каких случаях не будет действовать иммунитет для привлечения к административной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
1 Дресвянская В.И. Проблемы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Фундаментальные проблемы науки: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: В 4-х ч. 2017. С. 165.
2 Петровская М.И. Понятие и содержание административно-правового статуса вынужденных мигрантов: беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище, получивших временное или политическое убежище // Мир экономики и права. 2015. № 5. С. 81.
3 Никифоров М.В. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Вып. 1 (5). Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2002. С. 125.
4 Очередько В.П., Малышев ЕЛ. Особенности правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики // Вестник Санкт-Петербургской юрид. академии. 2016. № 4 (33). С. 13.
5 Купреев С.С. Административно-правовой статус иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации. М.: Юрист, 2013. С. 53.
6 Там же. С. 56.
7 Сафина К.Р. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина на территории Российской Федерации // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 5 (21). С. 709.
№ 1/2020