Научная статья на тему 'Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России'

Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LICENSING / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / PRIVATE DETECTIVE ACTIVITY / PRIVATE SECURITY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович, Мурманэ Булат Жаргалович, Рачеев Дмитрий Эдуардович

В статье рассматриваются вопросы понимания сущности лицензионного режима частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России и тенденции изменения механизма нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович, Мурманэ Булат Жаргалович, Рачеев Дмитрий Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России»

Компетенция прокуратуры в делах казны и церкви заключалась в том, что представители короны являлись стороной, которая имела право обжалования и обязанность принимать все меры с целью защиты вверенных им интересов. Объем гражданской компетенции прокуратуры определялся широким участием во всех делах, которые касались общественного порядка, что являлось одним из признаков французского права.

Литература

1. Марков. О прокурорском надзоре в гражданских делах // Журнал министерства юстиции. 1864. № 12.

2. Муравьев Н. В. Задачи прокурорского надзора // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. № 7.

3. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. М., 1889.

4. Орлов. О состоянии государственной прокуратуры в Западной Европе // Журнал министерства народного просвещения. 1866. № 4.

Административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России

1 2 3

Константинов А. В. , Мурманэ Б. Ж. , Рачеев Д. Э.

1Константинов Алексей Владимирович / Konstantinov Aleksey Vladimirovich - кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра административного права; 2Мурманэ Булат Жаргалович /Murmane Bulat Zhargalovich - курсант, 3Рачеев Дмитрий Эдуардович /Racheev Dmitry Eduardovich - курсант,

факультет экономической безопасности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы понимания сущности лицензионного режима частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в России и тенденции изменения механизма нормативно-правового регулирования.

Abstract: the article deals with the understanding of the licensing regime of private detective and private security activity in Russia and trends in the mechanism of legal regulation.

Ключевые слова: лицензирование, административно-правовой режим, частная детективная (сыскная) деятельность, частная охранная деятельность. Keywords: licensing, administrative and legal regime, private detective activity, private security activity.

Происходящие социально-экономические изменения все острее ставят вопрос стабильности и эффективности государственного регулирования в экономической сфере для обеспечения основных приоритетов государства и общества. На протяжении последнего десятилетия складывалась система правил по осуществлению отдельных видов деятельности, исключением здесь не стала и частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность. Развитие рыночных отношений и рост предпринимательской активности требует своевременного и адекватного реагирования со стороны государства с целью обеспечения и поддержания желаемого социального состояния и определенной степени благоприятности для удовлетворения интересов субъектов.

Как показывает практика, сфера осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности не может основываться исключительно на механизме общеправового регулирования. Поэтому установление государством лицензионного режима в сфере осуществления данных видов предпринимательской деятельности имеет основополагающий характер.

Выделяя лицензирование как один из видов правовых форм управления, А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий и Ю. М. Козлов подчеркивают ее административно -правовую природу, поскольку лицензирование оформляется и осуществляется на основе правового акта (лицензии), на основе которого возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти [10, с. 214].

Так, Ю. Н. Мильшин считает лицензирование одной из мер государственного воздействия на предпринимательскую деятельность [16]. В более узком понимании Н. И. Клейн рассматривает лицензирование, как «вид государственного контроля за предпринимательской деятельностью» [12, с. 208].

По нашему мнению, более точную характеристику дал А. Б. Багандов, указывая на то, что «природа лицензирования лежит в недрах государственного управления экономической и социальной сферами жизнедеятельности общества; лицензирование - одна из форм воздействия государства на протекающие в обществе процессы, носящая ярко выраженный разрешительный характер. Кроме того, лицензирование можно охарактеризовать как форму контроля за законностью предполагаемых действий гражданина или организации [11, с. 68].

Таким образом, лицензирование как форму контроля, как утверждает А. А. Поляков, можно рассматривать и как одну из функций государственного управления, и как специфическую деятельность государственных органов [15, с. 112].

В связи с тем, что речь идет об административно-правовом режиме регулирования предпринимательской деятельности, следуют учесть специфику данного правового режима. Рассматривая административно-правовой режим лицензирования через призму экономических отношений, А. В. Кнутов и А. В. Чаплинский характеризуют его как сочетание административно-правовых средств регулирования, образующих совокупность требований и процедур, предъявляемых к началу и (или) процессу осуществления отдельных видов предпринимательской или иной экономической деятельности [14, с. 74].

В современной российской действительности актуальным остается юридическая проработка механизмов административно-правового регулирования лицензионного режима, в общем, и режима лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, в частности. Нельзя не согласиться с А. В. Кнутовым и А. В. Чаплинским о высоком уровне кодификации нормативно-правовой базы режима лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности. В этом аспекте для большинства лицензируемых видов деятельности действует ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2], также данный закон содержит закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в особом порядке, установленном специальными федеральными законами. Особенности правового регулирования лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление такой деятельности.

На данный период времени, рассматриваемые виды деятельности не изъяты из общего порядка лицензирования отдельных видов деятельности и подлежат лицензированию с учетом особенностей, установленных законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [1].

Также лицензирование частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности регулируется нормативно--правовыми актами Правительства РФ и МВД РФ.

Порядок осуществления лицензирования регулируется Постановлением Правительства РФ № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [3], которое включает в себя Положения о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, и Приказом МВД России № 1039 «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» [4].

Подобная ситуация с нормативно-правовым регулированием лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности имеет временный характер и является переходным этапом в формировании своего профильного механизма правового регулирования с окончательным изъятием из перечня лицензируемых отдельных видов деятельности. В связи с этим административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности находится в процессе трансформации и оптимизации, образуя среди других лицензионных режимов свой собственный комплекс специальных средств регулирования.

В настоящее время существует ряд проектов федеральных законов, предусматривающих изменение некоторых положений законодательства о лицензировании частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе РФ [5; 6].

Также в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» подготовлены проекты приказов МВД РФ об утверждении административных регламентов по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, а также выдаче удостоверений частного охранника и частного детектива [7; 8; 9]. Данные проекты административных регламентов должны отменить действующий регламент, утвержденный Приказом МВД России от 29.09.2011 № 1039 [4].

Подобные изменения, направленные на совершенствование деятельности по предоставлению государственной услуги, как правильно указывает М. В. Коптев, должны обеспечить четкую работу уполномоченных органов, их подразделений и должностных лиц, а также качество внутренних процессов ведомства при условии четкого исполнения административных регламентов по предоставлению государственной услуги и соблюдения правовых норм законодательства, требований и стандартов [13, с. 118].

Таким образом, в последние годы административно-правовой режим лицензирования частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности претерпел значительные изменения, которые в целом можно оценить, как положительную тенденцию по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности. Однако принятых мер явно недостаточно, в связи с чем продолжается работа, направленная на уточнение отдельных положений частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, так и на совершенствование их процедур лицензирования.

Литература

1. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 100, 30.04.1992.

2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.

3. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (ред. от 09.09.2015) «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)») // Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, № 26, ст. 3820.

4. Приказ МВД России от 29.09.2011 № 1039 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 3, 16.01. 2012.

5. Паспорт проекта Федерального закона № 254695-6 «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» (по вопросу уточнения законодательных актов Российской Федерации, содержащих положения о лицензировании отдельных видов деятельности) (внесен Правительством РФ).

6. Паспорт проекта Федерального закона № 272981-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ М. Л. Шаккумом).

7. Проект Приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность» (по состоянию на 24.07.2015). (http://regulation.gov.rU/p/38126).

8. Проект Приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника» (по состоянию на 24.07.2015). (http://regulation.gov.rU/p/38137).

9. Проект Приложения к Приказу МВД России «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверения частного детектива» (по состоянию на 23.07.2015). (http://regulatюn.gov.ru/p/37553).

10. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. 608 а

11. Багандов А. Б. Лицензирование юридических лиц. М.: Медпрактика. 2000. Т. 127. 500 с.

12. Клейн Н. И. Предпринимательское право: курс лекций. / Юрид. Лит. 1993. 478 с.

13. Коптев М. В. Оценка качества предоставления государственных услуг в электронном виде // Проблемы современной науки и образования. 2014. №. 7 (25). С. 117-119.

14. Кнутов А. В., Чаплинский А. В. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №. 1. С. 73 -97.

15. Поляков А. А. Соотношение понятий контроля и надзора в России // Наука, техника и образование. 2015. № 5 (11). С. 111-115.

16. Мильшин Ю. Н. Лицензирование как административно-правовой институт. Дис. ... к.ю.н., 12.00.02. Саратов. 1999. 165 с.

К вопросу о понятии следственного действия Тяжких Е. С.

Тяжких Евгения Сергеевна / Tyazhkih Evgeniya Sergeevna - студент, юридический факультет, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Аннотация: в данной статье исследуется такая правовая категория, как следственное действие. Анализируется действующее уголовно-процессуальное законодательство, регламентирующее указанный институт и современные теоретические взгляды ученых на определение понятия следственного действия. Abstract: this article explores such legal category as the investigative action. We analyze the current criminal procedure law governing the said institution, and modern theoretical views of scientists on the definition of the investigative action.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, предварительное расследование, дознание, процессуальные действия, следственное действие, понятие следственного действия.

Keywords: criminal procedure law, preliminary investigation, inquiry, procedural actions, investigative action, the concept of an investigative action.

Эффективное осуществление борьбы с преступными посягательствами обеспечивается проведением значительного комплекса мероприятий. Ключевую позицию среди них занимает деятельность органов расследования.

Целесообразным видится законодательное закрепление и детальная правовая регламентация широкого спектра методов, способов и форм различных действий, способствующих продуктивной работе по раскрытию и расследованию преступлений. В настоящее время законодатель устанавливает право сотрудников органов предварительного следствия и дознания на совершение значительного объема процессуальных действий. Традиционно следственное действие выступает одним из главных способов собирания доказательственной информации. Однако до сих пор нет законодательной дефиниции следственного действия и четкого определения системы следственных действий, что порождает проблемы на практике и дискуссии в научных кругах. Хотя, конечно же, отсутствие в УПК РФ определенного, ясного истолкования следственного действия кажется весьма неоднозначным, ведь вопрос «Что такое следственное действие» прямо определяет, какие возможности по собиранию, проверке и оценки доказательств есть у следователя.

Прежде всего, обратимся к п. 32 ст. 5 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), в котором говорится, что понятие «процессуальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.