Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КУРС НА ПОДДЕРЖКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КУРС НА ПОДДЕРЖКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Анжелика Сергеевна

В настоящей статье к обсуждению предложена гипотеза о функционировании специального административно-правового режима Арктической зоны Российской Федерации через механизм государственного стимулирования предпринимательской деятельности на данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: A COURSE TO SUPPORT ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

In this article, a hypothesis is proposed for discussion about the functioning of a special administrative and legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation through the mechanism of state incentives for entrepreneurial activity in this territory.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КУРС НА ПОДДЕРЖКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Административно-правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: курс на

поддержку предпринимательской деятельности

Administrative and legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation: a course to

support entrepreneurial activity

Никитина Анжелика Сергеевна

Студент 2 курса Институт экономики и права e-mail: [email protected]

Nikitina Angelica Sergeevna

Student 2 term Institute of economics and law e-mail: [email protected]

Научный руководитель Чернов Сергей Николаевич

доктор юридических наук e-mail: [email protected]

Scientific adviser Chernov Sergey Nikolaevich

Doctor of Law e-mail: [email protected]

Аннотация.

В настоящей статье к обсуждению предложена гипотеза о функционировании специального административно-правового режима Арктической зоны Российской Федерации через механизм государственного стимулирования предпринимательской деятельности на данной территории.

Annotation.

In this article, a hypothesis is proposed for discussion about the functioning of a special administrative and legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation through the mechanism of state incentives for entrepreneurial activity in this territory.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, административно-правовой режим, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, управление.

Key words: Arctic zone of the Russian Federation, administrative and legal regime, entrepreneurial activity, state support, management.

За последние двадцать лет в Российской Федерации сформирована весомая нормативно-правовая база в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ, Арктическая зона). Благодаря разработанному комплексу документов стратегического планирования в настоящее время:

- определены существенные характеристики Арктической зоны как специфической и уникальной территории;

- установлены базовые цели и задачи развития арктических территорий;

- сформированы и совершенствуются механизмы социально-экономического развития АЗРФ.

Правоведы Емельянцев В.П., Валентей С.Д. больше года назад пришли к выводу о необходимости

специального правового регулирования комплексного развития АЗРФ. Специфические особенности данной территории требуют отдельного юридического закрепления. Например, механизм поддержки инвестиционной деятельности в АЗРФ, от которого зависит развитие сразу нескольких сфер жизнедеятельности арктического населения [9].

Нельзя не отметить, что 2020 год стал знаковым в области развития арктического законодательства, так как парламентом был одобрен пакет федеральных законов, направленных на поддержку предпринимательской деятельности. Принципиальное решение федерального центра положило начало формированию особой экономической зоны АЗРФ. С 28 августа 2020 года арктическое бизнес-сообщество может претендовать на существенные налоговые и административные преференции.

Профессор Глушко Е.К. обращает внимание, что ввиду последних законодательных изменений очевидно образование новых административно-правовых режимов, включая новое целеполагание, субъектный состав и т.д. Например, новые механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности, для которых характерен комплекс не ограничений, а льгот и гарантий [8; С.7-8].

В соответствии с действующим законодательством индивидуальный предприниматель или организация вправе подать заявку и соответствующий перечень документов в адрес Акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (управляющая компания) (далее - АО «КРДВ») в целях получения статуса резидента АЗРФ. Процедура получения данного статуса занимает не более 37 рабочих дней [1].

В рамках деятельности комиссии по рассмотрению заявки и прилагаемых к ней документов принимают участие не только представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития России) (уполномоченный федеральный орган), но и представители АО «КРДВ» и высших органов исполнительной власти в арктических субъектах Российской Федерации.

Напомним, что система арктического управления последние более чем пятнадцать лет претерпевала изменения. Переход полномочий от одного федерального органа исполнительной власти к другому, в разные годы ими были: Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Минвостокразвития России (с февраля 2019 года по настоящее время) [7;5]. Необходимо отметить, что только в последнем ведомстве было образовано специальное структурное подразделение - Департамент развития Арктики [4]. Однако в начале 2021 года структура федерального министерства оптимизирована и арктический функционал рассредоточен по отраслевым структурным подразделениям Минвостокразвития России.

Возвращаясь к вопросу получения статуса резидента Арктической зоны, то следует отметить, что инвестор должен соответствовать ряду требований, например, касающихся государственной регистрации, локализации и параметров инвестиционного проекта и т.д. [1]. В связи с этим субъектный состав государственной поддержки ограничивается.

По состоянию на 30 мая 2021 года в реестре резидентов АЗРФ 112 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с заявленным объемом инвестиций по проектам в размере 243,581 млрд. рублей и созданием 6424 новых рабочих мест [12].

Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрено три основания для расторжения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ (далее - соглашение АЗРФ), в их числе:

- отсутствие деятельности (в течение 36 месяцев со дня подписания соглашения АЗРФ) резидента АЗРФ;

- отсутствие вложенных инвестиций в проект и неисполнение обязательств по созданию рабочих мест резидентом АЗРФ;

- серьезные отклонения резидентом АЗРФ от параметров проекта [1].

Таким образом, можно полагать, что в настоящее время на территории АЗРФ функционирует специальный административно-правовой режим, к признакам которого можно отнести:

- наличие цели (развитие и стимулирование экономической деятельности в АЗРФ) за счет создания института резидентства в АЗРФ;

- территориальная принадлежность режима - Арктическая зона;

- наделение дополнительными функциями Минвостокразвития России, АО «КРДВ», создание и осуществление деятельности региональных управляющих компаний (в соответствии с соглашениями между Минвостокразвития России и Правительствами арктических субъектов Российской Федерации) и т.д.;

- субъектный состав правоотношений (резиденты АЗРФ, уполномоченный федеральный орган, АО «КРДВ», региональные управляющие компании и т.д.);

- регламентация порядка приобретения статуса резидента АЗРФ, а также его прекращения; заключения, расторжения и внесения изменений в соглашение АЗРФ и пр.;

- наличие дополнительных обязанностей резидента АЗРФ по предоставлению отчетности в рамках соглашения АЗРФ;

- дополнительный контроль за соблюдением условий реализации соглашений АЗРФ со стороны АО «КРДВ» и региональных управляющих компаний, за нарушение которых в качестве меры государственного принуждения - одновременная утрат статуса резидента АЗРФ с налоговыми и административными преференциями;

- действующая правовая основа.

Особые условия ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне объединили отраслевые нормы налогового, земельного, лесного, градостроительного, таможенного права. Данное явление определило средства обеспечения функционирования специального административно-правового режима АЗРФ.

Дополнительно следует обратить особое внимание на признак территориальной принадлежности административно-правового режима АЗРФ. Перечень сухопутных территорий Арктической зоны утвержден одновременно Указом Президента Российской Федерации и Федеральным законом [6;1]. До настоящего времени Указ Президента Российской Федерации не содержит полный перечень территорий, которые дополнительно были включены в состав АЗРФ. В связи с этим, административно-правовой режим АЗРФ распространяется на более широких круг правоотношений (исходя из территориального принципа).

Ученый Кузнецов В.Н. отмечает, что административно-правовой режим АЗРФ является особым явлением в правовом регулировании. Формировать данный режим необходимо с учетом уже действующих на данной территории режимов. При необходимости, режимы потребуется адаптировать. В связи с чем, необходим баланс преференций и ограничений для субъектов правоотношений административно-правового режима АЗРФ [10].

Куликовская Л.Ю. отмечает, что «специфика административно-правового режима АЗРФ как объекта административно-правового регулирования связана с используемыми административно-правовыми средствами воздействия на общественные отношения в Арктике.

Рыночные отношения серьезно изменили социальную обстановку в арктических регионах России. Качество жизни ухудшилось у большинства населения, данный факт сказался на состоянии здоровья, соответственно, работоспособности, производительности труда, а также и продолжительности жизни.» [11].

Поскольку Федеральным законом поставлена цель стимулирования экономики на территории АЗРФ актуальным может стать обсуждение предложений по корректировке действующего отраслевого законодательства [1]. Практика работы с потенциальными инвесторами в арктических регионах России показала, что инвестиционные проекты нуждаются в дополнительной поддержке.

Например, существует порядок инфраструктурного отбора, проводимого Минвостокразвития России, в котором могут принять участие крупные предприятия, проекты которых с объемом инвестиций от 300 млн. рублей [3]. В то же время муниципальному и региональному предпринимателю становится недоступным данный механизм поддержки. В связи с чем, предлагается участие всех резидентов АЗРФ в рассматриваемом отборе.

Несмотря на широкий спектр налоговых льгот сельскохозяйственным предприятиям, осуществляющим свою деятельность на северных территориях и получившим статус резидента АЗРФ, не применим ряд налоговых преференций. Льготная региональная ставка по единому сельскохозяйственному налогу может стать стимулом к увеличению количества резидентов Арктической зоны и развитию сельскохозяйственного сектора в АЗРФ.

Регламентация в федеральном налоговом законодательстве следующих льготных ставок позволит развивать рыбное хозяйство на территории приморских арктических субъектов федерации:

- за пользование водными биологическими ресурсами при условии развития рыбоперерабатывающих производств и модернизации рыбодобывающих мощностей;

- на период реализации инвестиционных проектов по строительству новых рыбоперерабатывающих производств или рыбодобывающих судов и после введения в эксплуатацию новых рыбоперерабатывающих производств или рыбодобывающих судов;

- при осуществлении переработки собственных уловов водных биологических ресурсов и производства из них собственными силами рыбной и иной продукции.

Обращаясь к отдельным отраслям экономики, необходимо уделить внимание стимулированию предпринимательской деятельности в лесопромышленном комплексе. В частности, в целях учета специфики лесосеки и лесовосстановления на территории АЗРФ, а также размещения производственных площадок, рассмотреть возможность снижения объема капитальных вложений в рамках процедуры признания проекта приоритетным.

Нельзя обойти стороной сферу развития отечественных решений для центров обработки данных (далее - ЦОД) в части предоставления ЦОДам льготного доступа к электроэнергии и к высокоскоростным линиям связи. Стратегические установки в сфере реализации в АЗРФ крупнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию (региональный раздел Республики Карелия [2]) и реализующихся в арктических условиях, побуждают к обсуждению законодательных инициатив.

Таким образом, подводя основные итоги исследования, можно сделать вывод о функционировании специального административно-правового режима Арктической зоны, что подтверждает совокупность признаков, приведенных в настоящей статье. Кроме того, практика консультирования потенциальных инвесторов и резидентов АЗРФ позволяет сформировать комплекс предложений по совершенствованию механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне с учетом отраслевой принадлежности инвестиционных проектов. Существенным также является вывод, что целью административно-правового режима АЗРФ, рассматриваемого в настоящей статье, является обеспечение национальной безопасности (в контексте ее государственной и экономической составляющих). Несмотря на активную работу государственных органов власти Российской Федерации, арктических субъектов федерации и институтов развития, административно-правовой режим АЗРФ до конца не сформирован и требует принятия большого объема правовых для урегулирования разного рода правоотношений, в том числе касающихся управления территорий и стимулирования инвестиционной деятельности.

Список использованной литературы:

1. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июля 2021 года №193-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 29. - Ст. 4503.

2. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. №645 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №44. - Ст. 6970.

3. Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года №297 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №12. - Ст. 1790.

4. Об утверждении Положения о Департаменте развития Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики : Приказ Минвостокразвития России от 12 марта 2020 года №37 // КонсультантПлюс - Россия, сор.1992-2021. - Яз.рус. - (25.05.2021).

5. О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 года №78 // Российская газета. -2019.

- № 44.

6. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №18 (часть I). - Ст. 2136.

7. Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации 8 сентября 2014 года №612 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014.

- №37. - Ст. 4934.

8. Глушко Е.К. Административные режимы территорий / Е.К. Глушко ; ТЕИС. - Москва, 2019. - 128 с.

9. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательный инициатив [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор. 1992-2021. - Яз.рус. -(25.05.2021).

10. Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор. 1992-2021. - Яз.рус. - (01.05.2021).

11. Куликовская Л.Ю. Административно-правовой режим как гарантия долгосрочного социального развития России [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор.1992-2021. -Яз.рус. - (01.05.2021).

12. Инвестиционный портал Арктической зоны России / реестр резидентов Арктической зоны РФ. -Россия.- URL: https://investarctic.com/registry.php (дата обращения 30.05.2021). - Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.