Административно-правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: курс на
поддержку предпринимательской деятельности
Administrative and legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation: a course to
support entrepreneurial activity
Никитина Анжелика Сергеевна
Студент 2 курса Институт экономики и права e-mail: [email protected]
Nikitina Angelica Sergeevna
Student 2 term Institute of economics and law e-mail: [email protected]
Научный руководитель Чернов Сергей Николаевич
доктор юридических наук e-mail: [email protected]
Scientific adviser Chernov Sergey Nikolaevich
Doctor of Law e-mail: [email protected]
Аннотация.
В настоящей статье к обсуждению предложена гипотеза о функционировании специального административно-правового режима Арктической зоны Российской Федерации через механизм государственного стимулирования предпринимательской деятельности на данной территории.
Annotation.
In this article, a hypothesis is proposed for discussion about the functioning of a special administrative and legal regime of the Arctic zone of the Russian Federation through the mechanism of state incentives for entrepreneurial activity in this territory.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, административно-правовой режим, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, управление.
Key words: Arctic zone of the Russian Federation, administrative and legal regime, entrepreneurial activity, state support, management.
За последние двадцать лет в Российской Федерации сформирована весомая нормативно-правовая база в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ, Арктическая зона). Благодаря разработанному комплексу документов стратегического планирования в настоящее время:
- определены существенные характеристики Арктической зоны как специфической и уникальной территории;
- установлены базовые цели и задачи развития арктических территорий;
- сформированы и совершенствуются механизмы социально-экономического развития АЗРФ.
Правоведы Емельянцев В.П., Валентей С.Д. больше года назад пришли к выводу о необходимости
специального правового регулирования комплексного развития АЗРФ. Специфические особенности данной территории требуют отдельного юридического закрепления. Например, механизм поддержки инвестиционной деятельности в АЗРФ, от которого зависит развитие сразу нескольких сфер жизнедеятельности арктического населения [9].
Нельзя не отметить, что 2020 год стал знаковым в области развития арктического законодательства, так как парламентом был одобрен пакет федеральных законов, направленных на поддержку предпринимательской деятельности. Принципиальное решение федерального центра положило начало формированию особой экономической зоны АЗРФ. С 28 августа 2020 года арктическое бизнес-сообщество может претендовать на существенные налоговые и административные преференции.
Профессор Глушко Е.К. обращает внимание, что ввиду последних законодательных изменений очевидно образование новых административно-правовых режимов, включая новое целеполагание, субъектный состав и т.д. Например, новые механизмы государственной поддержки предпринимательской деятельности, для которых характерен комплекс не ограничений, а льгот и гарантий [8; С.7-8].
В соответствии с действующим законодательством индивидуальный предприниматель или организация вправе подать заявку и соответствующий перечень документов в адрес Акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (управляющая компания) (далее - АО «КРДВ») в целях получения статуса резидента АЗРФ. Процедура получения данного статуса занимает не более 37 рабочих дней [1].
В рамках деятельности комиссии по рассмотрению заявки и прилагаемых к ней документов принимают участие не только представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития России) (уполномоченный федеральный орган), но и представители АО «КРДВ» и высших органов исполнительной власти в арктических субъектах Российской Федерации.
Напомним, что система арктического управления последние более чем пятнадцать лет претерпевала изменения. Переход полномочий от одного федерального органа исполнительной власти к другому, в разные годы ими были: Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Минвостокразвития России (с февраля 2019 года по настоящее время) [7;5]. Необходимо отметить, что только в последнем ведомстве было образовано специальное структурное подразделение - Департамент развития Арктики [4]. Однако в начале 2021 года структура федерального министерства оптимизирована и арктический функционал рассредоточен по отраслевым структурным подразделениям Минвостокразвития России.
Возвращаясь к вопросу получения статуса резидента Арктической зоны, то следует отметить, что инвестор должен соответствовать ряду требований, например, касающихся государственной регистрации, локализации и параметров инвестиционного проекта и т.д. [1]. В связи с этим субъектный состав государственной поддержки ограничивается.
По состоянию на 30 мая 2021 года в реестре резидентов АЗРФ 112 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с заявленным объемом инвестиций по проектам в размере 243,581 млрд. рублей и созданием 6424 новых рабочих мест [12].
Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрено три основания для расторжения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ (далее - соглашение АЗРФ), в их числе:
- отсутствие деятельности (в течение 36 месяцев со дня подписания соглашения АЗРФ) резидента АЗРФ;
- отсутствие вложенных инвестиций в проект и неисполнение обязательств по созданию рабочих мест резидентом АЗРФ;
- серьезные отклонения резидентом АЗРФ от параметров проекта [1].
Таким образом, можно полагать, что в настоящее время на территории АЗРФ функционирует специальный административно-правовой режим, к признакам которого можно отнести:
- наличие цели (развитие и стимулирование экономической деятельности в АЗРФ) за счет создания института резидентства в АЗРФ;
- территориальная принадлежность режима - Арктическая зона;
- наделение дополнительными функциями Минвостокразвития России, АО «КРДВ», создание и осуществление деятельности региональных управляющих компаний (в соответствии с соглашениями между Минвостокразвития России и Правительствами арктических субъектов Российской Федерации) и т.д.;
- субъектный состав правоотношений (резиденты АЗРФ, уполномоченный федеральный орган, АО «КРДВ», региональные управляющие компании и т.д.);
- регламентация порядка приобретения статуса резидента АЗРФ, а также его прекращения; заключения, расторжения и внесения изменений в соглашение АЗРФ и пр.;
- наличие дополнительных обязанностей резидента АЗРФ по предоставлению отчетности в рамках соглашения АЗРФ;
- дополнительный контроль за соблюдением условий реализации соглашений АЗРФ со стороны АО «КРДВ» и региональных управляющих компаний, за нарушение которых в качестве меры государственного принуждения - одновременная утрат статуса резидента АЗРФ с налоговыми и административными преференциями;
- действующая правовая основа.
Особые условия ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне объединили отраслевые нормы налогового, земельного, лесного, градостроительного, таможенного права. Данное явление определило средства обеспечения функционирования специального административно-правового режима АЗРФ.
Дополнительно следует обратить особое внимание на признак территориальной принадлежности административно-правового режима АЗРФ. Перечень сухопутных территорий Арктической зоны утвержден одновременно Указом Президента Российской Федерации и Федеральным законом [6;1]. До настоящего времени Указ Президента Российской Федерации не содержит полный перечень территорий, которые дополнительно были включены в состав АЗРФ. В связи с этим, административно-правовой режим АЗРФ распространяется на более широких круг правоотношений (исходя из территориального принципа).
Ученый Кузнецов В.Н. отмечает, что административно-правовой режим АЗРФ является особым явлением в правовом регулировании. Формировать данный режим необходимо с учетом уже действующих на данной территории режимов. При необходимости, режимы потребуется адаптировать. В связи с чем, необходим баланс преференций и ограничений для субъектов правоотношений административно-правового режима АЗРФ [10].
Куликовская Л.Ю. отмечает, что «специфика административно-правового режима АЗРФ как объекта административно-правового регулирования связана с используемыми административно-правовыми средствами воздействия на общественные отношения в Арктике.
Рыночные отношения серьезно изменили социальную обстановку в арктических регионах России. Качество жизни ухудшилось у большинства населения, данный факт сказался на состоянии здоровья, соответственно, работоспособности, производительности труда, а также и продолжительности жизни.» [11].
Поскольку Федеральным законом поставлена цель стимулирования экономики на территории АЗРФ актуальным может стать обсуждение предложений по корректировке действующего отраслевого законодательства [1]. Практика работы с потенциальными инвесторами в арктических регионах России показала, что инвестиционные проекты нуждаются в дополнительной поддержке.
Например, существует порядок инфраструктурного отбора, проводимого Минвостокразвития России, в котором могут принять участие крупные предприятия, проекты которых с объемом инвестиций от 300 млн. рублей [3]. В то же время муниципальному и региональному предпринимателю становится недоступным данный механизм поддержки. В связи с чем, предлагается участие всех резидентов АЗРФ в рассматриваемом отборе.
Несмотря на широкий спектр налоговых льгот сельскохозяйственным предприятиям, осуществляющим свою деятельность на северных территориях и получившим статус резидента АЗРФ, не применим ряд налоговых преференций. Льготная региональная ставка по единому сельскохозяйственному налогу может стать стимулом к увеличению количества резидентов Арктической зоны и развитию сельскохозяйственного сектора в АЗРФ.
Регламентация в федеральном налоговом законодательстве следующих льготных ставок позволит развивать рыбное хозяйство на территории приморских арктических субъектов федерации:
- за пользование водными биологическими ресурсами при условии развития рыбоперерабатывающих производств и модернизации рыбодобывающих мощностей;
- на период реализации инвестиционных проектов по строительству новых рыбоперерабатывающих производств или рыбодобывающих судов и после введения в эксплуатацию новых рыбоперерабатывающих производств или рыбодобывающих судов;
- при осуществлении переработки собственных уловов водных биологических ресурсов и производства из них собственными силами рыбной и иной продукции.
Обращаясь к отдельным отраслям экономики, необходимо уделить внимание стимулированию предпринимательской деятельности в лесопромышленном комплексе. В частности, в целях учета специфики лесосеки и лесовосстановления на территории АЗРФ, а также размещения производственных площадок, рассмотреть возможность снижения объема капитальных вложений в рамках процедуры признания проекта приоритетным.
Нельзя обойти стороной сферу развития отечественных решений для центров обработки данных (далее - ЦОД) в части предоставления ЦОДам льготного доступа к электроэнергии и к высокоскоростным линиям связи. Стратегические установки в сфере реализации в АЗРФ крупнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию (региональный раздел Республики Карелия [2]) и реализующихся в арктических условиях, побуждают к обсуждению законодательных инициатив.
Таким образом, подводя основные итоги исследования, можно сделать вывод о функционировании специального административно-правового режима Арктической зоны, что подтверждает совокупность признаков, приведенных в настоящей статье. Кроме того, практика консультирования потенциальных инвесторов и резидентов АЗРФ позволяет сформировать комплекс предложений по совершенствованию механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне с учетом отраслевой принадлежности инвестиционных проектов. Существенным также является вывод, что целью административно-правового режима АЗРФ, рассматриваемого в настоящей статье, является обеспечение национальной безопасности (в контексте ее государственной и экономической составляющих). Несмотря на активную работу государственных органов власти Российской Федерации, арктических субъектов федерации и институтов развития, административно-правовой режим АЗРФ до конца не сформирован и требует принятия большого объема правовых для урегулирования разного рода правоотношений, в том числе касающихся управления территорий и стимулирования инвестиционной деятельности.
Список использованной литературы:
1. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июля 2021 года №193-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 29. - Ст. 4503.
2. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. №645 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №44. - Ст. 6970.
3. Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года №297 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №12. - Ст. 1790.
4. Об утверждении Положения о Департаменте развития Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики : Приказ Минвостокразвития России от 12 марта 2020 года №37 // КонсультантПлюс - Россия, сор.1992-2021. - Яз.рус. - (25.05.2021).
5. О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 года №78 // Российская газета. -2019.
- № 44.
6. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №18 (часть I). - Ст. 2136.
7. Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации 8 сентября 2014 года №612 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014.
- №37. - Ст. 4934.
8. Глушко Е.К. Административные режимы территорий / Е.К. Глушко ; ТЕИС. - Москва, 2019. - 128 с.
9. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательный инициатив [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор. 1992-2021. - Яз.рус. -(25.05.2021).
10. Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор. 1992-2021. - Яз.рус. - (01.05.2021).
11. Куликовская Л.Ю. Административно-правовой режим как гарантия долгосрочного социального развития России [Электронный ресурс] : статья / В.И. Кузнецова; КонсультантПлюс - Россия, сор.1992-2021. -Яз.рус. - (01.05.2021).
12. Инвестиционный портал Арктической зоны России / реестр резидентов Арктической зоны РФ. -Россия.- URL: https://investarctic.com/registry.php (дата обращения 30.05.2021). - Текст : электронный.