Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О «ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

К ВОПРОСУ О «ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЖЕНСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ФЕМИНИЗМ / ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Арина Олеговна

Несмотря на формальное равенство женщин и мужчин в правах, политическая деятельность и процесс принятия решений по общественным вопросам сегодня всё ещё остаются сферами, где преобладают мужчины. В мире в целом общественные приоритеты определяются в основном мужчинами, что во многом обусловливает современную политическую культуру. На том фоне самостоятельные женские партии со своей собственной программой дают возможность их активистам представлять себя в политических процессах. В статье освещается опыт женских партий трёх стран: Швеции (Феминистская инициатива), Германии (Феминистская партия женщин) и Испании (Феминистская партия Испании). Автор анализирует факты успешной карьеры и достижений политиков-женщин. Исследование специфики этих партий позволяет оценить степень участия женщин в политической жизни данных стран и европейских субрегионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дроздова Арина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING «GENDER EQUALITY» IN EUROPEAN POLITICS

Despite the formal equality of women and men in rights, political activity and the decision-making process on public issues remain male-dominated areas. Political priorities are determined by men, and political culture continues to be mainly masculine. Therefore, separate women's political parties, with their own programs aimed at solving gender problems, enable women to represent themselves in the political processes of the country. The article examines the experience of women's parties in three countries: Sweden (Feminist Initiative), Germany (Feminist Party of Germany), and Spain (Feminist Party of Spain). The author also provides and analyzes data on the involvement of women in the top leadership positions of states. It is argued that the study of the differences between women’s parties in individual countries makes it possible to assess the level of the problem of women’s participation in politics.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О «ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320216268 Валерий ЖУРАВЕЛЬ

К ВОПРОСУ О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Аннотация. Тема статьи - подготовка России к председательству в Арктическом совете (АС) в 2021-2023 гг. Рассмотрены новые стратегические документы по дальнейшему развитию Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), пакет льгот и преференций для бизнеса, меры по поддержке коренных малочисленных народов, повышению роли науки в исследовании региона. Обращается внимание на некоторые нерешённые проблемы социально-экономического развития Арктического региона (отток населения, особенно молодёжи; недостатки организации вахтового метода работы и централизованной координации и контроля госзаказа и снабжения населения труднодоступных арктических районов; нарушение экологических требований). Россия вступает на пост председателя АС в непростое время: пандемия коронавирусной инфекции, политическая напряжённость в отношениях с Западом, в том числе по вопросам управления и безопасности Арктики, экономические санкции со стороны ряда государств. Автор делает вывод, что разработанная программа, план основных мероприятий, активность министерств и ведомств в ближайшие два года позволят показать зарубежным коллегам всё лучшее, что имеется на российском Крайнем Севере, внести свой вклад в укрепление АС.

Ключевые слова: Арктика, Россия, Арктический совет, стратегические документы, вахтовый посёлок, «северный завоз», экология.

С 2020 г. Россия активно начала готовиться к своему председательству в Арктическом совете (2021-2023гг.). После создания Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, обновления состава и перестройки работы Госкомиссии по развитию Арктики, при постоянном внимании президента и правительства к проблемам данного региона, вопросы начали решаться оперативнее, эффективнее и со значительной перспективой на будущее.

Стратегические документы, льготы и преференции, экономическое освоение Арктики

В 2020 г. в очень короткий срок были подготовлены и утверждены новые стратегические документы, направленные на развитие АЗРФ. Это Основы государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации на период до 203 5 г.1 и Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.2 При их раз-

© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела страновых исследований, руководитель Центра арктических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. ORCID: 00000002-1786-6754 Статья поступила в редакцию: 25.05.2021.

1 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. №164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/i8ZpjhpA aQ0WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения 06.03.2020).

2 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. №645. URL:

работке подверглась глубокому анализу арктическая политика последнего десятилетия, обозначены её слабые стороны. Многое не удалось выполнить из-за недостаточного финансирования и слабой координации министерств и региональных органов АЗРФ.

Важным событием стало утверждение Правительством РФ 30 марта 2021 г. Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»1. Общий объём её финансирования на период 2021-2024 гг. за счёт средств федерального бюджета превысит 15 млрд рублей. Госпрограмма позволит скоординировать усилия органов власти, бизнеса и общества при выполнении масштабных задач, важных для экономики северных районов страны. Впоследствии был оперативно утверждён Единый план мероприятий по реализации указанных выше Основ и Стратегии развития АЗРФ , который включает в себя 268 пунктов. Он направлен на повышение качества жизни людей, предусматривает создание новой системы социальных гарантий для северян.

В 2020 г. был изменён подход к организации освоения Арктики за счёт более активного подключения к этому процессу бизнеса, предоставляя ему соответствующие льготы и преференции. С этой целью всё российское Заполярье объявлено свободной экономической зоной, что дало положительные результаты. В соответствии с новым законодательством на начало июня 2021 г. 108 организаций получили статус резидента АРЗФ, ими заявлено инвестиций на 232,3 млрд рублей и создание 6 260 новых рабочих мест3. Правительство России распоряжением от 1 февраля 2021 г. №209-р утвердило семь инвестиционных проектов с государственной поддержкой в Арктике. Ожидается, что общий объём инвестиций в них превысит 200 млрд руб. Компании, которые их реализуют, смогут рассчитывать на безвозвратную субсидию от государства в размере до 20% своих вложений4. К льготному кредитованию резидентов АЗРФ подключены шесть уполномоченных банков: «ВТБ», «Сбербанк», «Газпромбанк», «Совкомбанк», «Открытие» и «Московский Индустриальный банк».

В последнее время в России успешно реализуются крупные международные инновационные проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», расширяется состав ледокольного флота, объём перевозок по Севморпути в 2020 г. составил 33 млн т. Параллельно идёт поиск дальнейшего совершенствования его деятельности, наполнения его грузовой базы, чтобы согласно Указу Президента РФ довести объём перевозок по СМП до 80 млн т к 2024 г. Как показывает анализ, одним из направлений решения этой задачи может стать организация транспортировки конкурентоспособных контейнерных грузов, в том числе каботажных перевозок, на принципах государственно-частного партнёрства. Однако попытка частично решить эту задачу через перевозки рыбопродукции из портов Восточный и Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург и обратно, по мнению заместителя генерального директора «Росатома» -директора Дирекции СМП В.В. Рукши, не удалась5.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обгашения 18.10.2020).

1 Постановление Правительства Российской Федегании от 30.03.2021 №484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"». Официальный интернет-портал правовой информации. 02.04.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104020037 (дата обращения 16.04.2021).

2 Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 №996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Гарант. 23.04.2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400560856/ (дата обращения 26.04.2021).

3 Инвестиционный проект Арктической зоны РФ. Инвестиционный портал Арктической зоны России. 25.04.2020. URL: https://investarctic.com/azrf.php (дата обращения 25.04.2021).

4 Утверждён перечень инвестиционных проектов с государственной поддержкой в Арктической зоне. Правительство России. 01.02.2021. URL: http://government.ru/news/41438/ (дата обращения 15.02.2021).

5 Юрий Трутнев провёл совещание о развитии инфраструктуры Северного морского пути. Правительство России. 31.03.2021. URL: http://government.ru/news/41861/ (дата обращения 06.04.2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

Социальные вопросы и наука

Обращено внимание на обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов (КМНС) Севера, Сибири и Дальнего Востока. В АЗРФ проживают представители 19 таких народов, их численность составляет 102 тыс. человек. 23 ноября 2020 г. Минвостокразви-тия утвердил стандарт ответственности резидентов АЗРФ во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами, проживающими или осуществляющими деятельность в Арктической зоне России1. Он призван содействовать устойчивому развитию малочисленных народов, повысить качество их жизни и сохранить исконную среду обитания. Документ предусматривает их участие в принятии решений по вопросам, возникающим при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Важным решением в этом направлении стала Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в АЗРФ, принятая правительством 15 апреля 2021 г. Она предусматривает: создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности КМНС; продвижение на рынки иностранных государств товаров (работ, услуг), производимых в её рамках; развитие туристской индустрии; подготовку кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности; модернизацию объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива; популяризацию предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов. По этим направлениям в программе обозначено более 60 мер господдержки3, однако отдельного финансирования на эту программу не предусматривается. Предлагается её выполнять в пределах ранее выделенных бюджетных ассигнований, а также внебюджетных источников.

В октябре 2020 г. впервые сформирован общественный совет АЗРФ, который возглавил российский политик и общественный деятель, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ сенатор Г.П. Ледков. Совет будет осуществлять контроль за соблюдением прав и интересов коренных и малочисленных народов Севера и мониторинг влияния реализуемых инвестиционных проектов на экологию российской Арктики.

В 2021 г. значительно усилилось внимание к повышению роли научных исследований в освоении и развитии Арктики. Так, 28 февраля 2021 г. вышел на орбиту мониторинговый спутник «Арктика-М»4, который в режиме реального времени будет круглосуточно наблюдать за маршрутом Севморпути, оценивать ледовую обстановку и с большей точностью прогнозировать погоду. Знаковым событием стало распоряжение правительства РФ от 22 марта 2021 г., утвердившее программу развития Северного (Арктического) федерального университета на 2021-2035 гг. (ректор - профессор Е.В. Кудряшова). В ближайшие три года на её реализацию будет направлено из федерального бюджета 1,5 млрд руб.: по 500 млн руб. ежегод-

1 Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 23 ноября 2020 г. №181 «Об утверждении стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации». Гарант. 19.02.2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400199158/ (дата обращения 06.05.2021).

2 Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. №978-р «Об утверждении программы государственной

поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ». Гарант. 22.04.2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400560896/ (дата обращения 19.04.2021).

4 Подсчитано автором.

4 Первый российский спутник «Арктика-М» вышел на расчётную орбиту (видео). РИА-новости. 28.02.2021. URL: https://ria.ru/20210228/sputnik-1599302523.html (дата обращения 06.04.2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

но1. Прорывным решением является создание научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» на базе научных и образовательных учреждений Мурманской и Архангельской областей и Ненецкого автономного округа.

Весьма результативной и эффективной стала рабочая поездка президента РАН академика А.М. Сергеева в Республику Саха (Якутия) в марте 2021 г. Его предложения о возможных проектах в сфере криоконсервации семян растений, исследованиях палеонтологической фауны, изучения вечной мерзлоты, перспективах Якутии как центра создания и тестирование новых материалов в естественных экстремальных условиях, изучения свойств механизмов и инженерных конструкций в Арктике2 были положительно восприняты в академической среде.

Министерство науки и высшего образования РФ приняло решение увеличить количество бюджетных мест для приёма студентов в учебные заведения на арктических территориях. Сделан важный шаг в совершенствовании практики заключения договоров с работодателями

0 прохождении стажировок учащихся, откорректирован механизм содействия в трудоустройстве молодых специалистов.

Критические аспекты развития и освоения Арктики

На выполнение запланированных мероприятий и проектов будет отрицательно влиять продолжающийся отток населения, особенно молодёжи. В связи с активизацией экономической деятельности в Арктическом регионе обострилась проблема привлечения трудовых ресурсов и создания для специалистов необходимых условий для жизни и работы. По оценке депутата Госдумы В.А. Пушкарева, в Ямало-Ненецком автономном округе ежегодно вахтовым способом работает более 100 тыс. человек или 25% от всех занятых в региональной эко-номике3. В федеральном законодательстве упоминание вахтового метода организации труда имеется лишь в Трудовом кодексе. При этом там не урегулированы вопросы их транспортировки к месту работы, стандарты медобслуживания, санитарии, питания и проживания. Особо остро эти проблемы проявились в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Нужна разработка экономически эффективной модели поддержки «северного завоза». В настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм централизованной координации и контроля госзаказа и снабжения труднодоступных районов Крайнего Севера. Не определены механизмы финансирования, нет чёткого разделения ответственности и полномочий между федеральным центром, регионами и организациями. Арктические регионы самостоятельно ищут пути решения этой задачи. Так, в конце ноября 2020 г. Якутия и Федеральное агентство по государственным резервам подписали Соглашение, направленное на обеспечение северного завоза, на взаимодействие и обмен информацией по вопросам продовольствия и нефтепродуктов4.

Требуется дальнейшая активизация работ по очистке арктических территорий от мусора, бытовых отходов и радиоактивных веществ. В связи с этим необходимо на новый уровень поднять соблюдение экологических требований, законодательно повысить ответственность

1 Программа развития САФУ утверждена до 2035 года. ИТАР-ТАСС. 24.03.2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/10981863 (дата обращения 29.04.2021).

2 Александр Сергеев о перспективах комплексной научной экспедиции по исследованию северо-западных районов Якутии. Российская академия наук. 02.04.2021. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=9c0d2ccc-c1a8-4d4b-a7c3-1dc41c82a761&print=1 (дата обращения 15.04.2021).

3 В Минвостокразвития РФ займутся вопросами вахтовых посёлков. Твой Дальний Восток. 17.03.2021. URL: https://tvoidv.ru/economy/v-minvostokrazvitiya-rf-zaymutsya-voprosami-vakhtovykh-poselkov/ (дата обращения 06.04.2021).

4 Сотрудничество Якутии с Росрезервом будет способствовать обеспечению северного завоза. ИТАР-ТАСС. 20.11.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/10052223 (дата обращения 25.12.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

за их нарушение при ведении хозяйственной деятельности в регионе. Это один из уроков аварии в районе Норильска в мае 2020 г.

Риски председательства

Россия вступает на пост председателя АС в непростое время: пандемия коронавирусной инфекции, политическая напряжённость в отношениях с Западом, в том числе по вопросам Арктики. Более того, все страны - члены АС ввели экономические санкции против РФ. Со стороны ряда членов и наблюдателей Совета звучат опасения, что РФ может начать продвигать военные вопросы и вопросы безопасности в рамках своего председательства вместо того, чтобы сфокусироваться на теме социально-экономического развития региона и экологии.

Детальная Программа и особенно План основных мероприятий председательства РФ в АС (116 мероприятий на два года) показывают важную роль России в Арктике. В этих документах не только в полной мере реализована преемственность в отношении предшествующих председательств США, Финляндии и Исландии, но и внесён ряд новых инновационных положений (к примеру, создание двух международных арктических станций «Снежинка» в ЯНАО и Мурманской области). Это в полной мере вписывается в рекомендации российских авторов доклада «Арктический совет: статус и деятельность»: «Независимо от политических сценариев, в соответствии с учредительным документом и Правилами процедуры АС будущему председателю Совета - России - предстоит подготовить общеприемлемую повестку дня АС на 2021-2023 гг. В этом контексте вряд ли целесообразно настораживать российских партнёров по АС инициативами, которые идут заведомо вразрез с Оттавской декларацией 1996 г. или с предыдущими договорённостями России относительно преемственности в реализации начатых природоохранных проектов»1. Не исключено, что с учётом распространения и новых вспышек СОУЮ-19 количество мероприятий придётся уменьшить. России важно организовать в первую очередь планомерную и повседневную деятельность шести рабочих групп Совета и участие их представителей в наших мероприятиях.

Включение в повестку дня встречи руководителей России и США в Женеве (16 июня 2021 г.) вопросов Арктики и развития СМП говорит о значимости региона в международной политике. Это создаёт хорошую основу для организации в период председательства РФ в АС саммита руководителей государств-членов, в ходе которого могут быть сняты накопившиеся

проблемы, рассмотрены вопросы безопасности региона.

* * *

Анализ показывает, что Россия в последние два года много сделала для развития Арктики, что является хорошей основой для её председательства в АС. В ближайший период наиболее актуальной для РФ становится задача по интегрированию СМП в транзитную систему стран Большой Евразии при сохранении своего суверенитета в Арктике. Суть решений по господдержке коренных малочисленных народов Севера состоит в том, чтобы они развивали свою местную экономику, традиционные отрасли хозяйствования, повышали доход и занятость населения, становясь экономически самодостаточными. В Москве есть понимание, что в будущем необходимо более активно заниматься территорией российской Арктики. Важнейшим критерием этого является степень национального присутствия в регионе. В современных условиях оно определяется вкладом в научные исследования, в экономическое освоение территории, в осуществление природоохранных проектов, опережающим выявлением и эффективным решением возникающих проблем.

1 Вылегжанин А.Н. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад №67/2021 // Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2021. С. 30.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3

Список литературы

Диденко Н.И., Конахина Н.А. Развитие Арктики в условиях глобализационных процессов // Проблемы современной экономики. 2020. № . С. 105-107.

Куклина Е.А. К вопросу развития туристической отрасли посредством реализации социально-экономического потенциала регионов России (на примере регионов Арктики) // Управленческое консультирование. 2020. №2. С. 32-41. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-2-32-41

Кутузова М. Норильский разлив: В Арктике произошла первая крупная инфраструктурная катастрофа // Эковестник. 2020. №2. C. 4-6.

Левин Ю.А., Павлов А.О. Инвестиционная деятельность и налоговые режимы в Арктической зоне Российской Федерации // Финансы. 2020. №9. C. 21-25.

Лукин Ю.Ф. Международные морские пути грузоперевозок в Арктике // Арктика и Север. 2020. №40. С. 225-253. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.225

Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. №164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020).

О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. №645. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения 18.10.2020).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"». 02.04.2021. URL: http://publication. pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202104020037 (дата обращения 16.04.2021).

Шавина Е.В., Прокофьев В.А. Потенциал развития арктических регионов России // Геоэкономика энергетики. 2020. №2. С. 96-116.

References

Didenko, N.I., Konakhina, N.A. (2020). Razvitie Arktiki v usloviyaku globalizatsionnykh protsessov [Development of the Arctic in the context of globalization processes]. Problemy sov-remennoy ekonomiki [Problems of the modern economy]. 2. P. 105-107. (In Russian).

Kuklina, E.A. (2020). K voprosu razvitiya turisticheskoy otrasli posredstvom realizatsii sotsi-al'no-ekonomicheskogo potentsiala regionov Rossii (na primere regionov Arktiki) [On the development of the tourism industry through the implementation of the socio-economic potential of the regions of Russia (on the example of the Arctic regions)]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Managerial Consulting]. 2. P. 32-41. (In Russian). DOI: 10.22394/1726-1139-2020-2-32-41

Kutuzova, M. (2020). Norilskiy razliv: v Arktike proizoshla pervaya krupnaya infrastrukturnaya katastrofa [Norilsk spill: The first major infrastructure disaster occurred in the Arctic]. Ekovestnik [Ecovestnik]. 2. P. 4-6. (In Russian).

Levin, Yu.A., Pavlov, A.O. (2020). Investitsionnaya deyatelnost i nalogovye rezhimy v Arktich-eskoy zone Rossiiskoy Federatsii [Investment activity and tax regimes in the Arctic zone of the Russian Federation]. Finansy [Finance]. 9. P. 21-25. (In Russian).

Lukin, Yu.F. (2020). Mezhdunarodnye morskie puti gruzoperevozok v Arktike [International sea routes of cargo transportation in the Arctic]. Arktika i Sever [The Arctic and the North]. 40. P. 225-253. (In Russian). DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.225

Ob Osnovakh gosudarstvennoy politiki Rossiiskoy Federatsii v Arktike na period do 2035 goda

[On the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035]. Ukaz Prezidenta Rossiiskoy Federatsii ot 5 marta 2020 g. №164 [Decree of the President of the Russian Federation №164 of March 5, 2020]. Available at: http://static.kremlin.ru/media/events /files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM.pdf (accessed 06.03.2020). (In Russian).

O Strategii razvitiya Arkticheskoy zony Rossiiskoy Federatsii i obespecheniya natsional'noy be-zopasnosti na period do 2035 goda [On the Strategy for the development of the Arctic Zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035]. Ukaz Prezidenta Rossiiskoy Federatsii ot 26 oktyabrya 2020 g. №645 [Decree of the President of the Russian Federation №645 of October 26, 2020]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202010260033 (accessed 18.10.2020). (In Russian).

Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoy Federatsii ot 30.03.2021 №484 «Ob utverzhdenii gosu-darstvennoy programmy Rossiiskoy Federatsii "Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiiskoy Federatsii"» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.03. 2021 № 484 «On approval of the state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation"»]. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202104020037 (accessed 16.04.2021). (In Russian).

Shavina, E.V., Prokofiev, V.A. (2020). Potentsial razvitiya arkticheskikh regionov Rossii [Development potential of the Arctic regions of Russia]. Geoekonomika energetiki [Geoeconomics of energy]. 2. P. 96-116. (In Russian).

Revisiting Russian Presidency in the Arctic Council

Author. Valery Zhuravel, Candidate of Sciences (Pedagogics), Leading Researcher, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Associate Professor. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-1786-6754

Abstract. The article notes that in the period of preparation for the chairmanship of the Arctic Council (2021-2023), in order to further develop the Arctic zone of the Russian Federation, new strategic documents, a package of benefits and preferences for business development were prepared and approved, measures were taken for the sustainable development of indigenous peoples, and to increase the role of science in Arctic research. The author draws attention to some unsolved problems of socio-economic development of the Arctic region (outflow of the population, especially young people; shortcomings of the organization of the shift method of work and centralized coordination and control of state orders and supplies to the population of hard-to-reach Arctic regions; violation of environmental requirements). It is emphasized that Russia assumes the post of chairman of the Arctic Council at a difficult time: the coronavirus pandemic, political tensions in relations with the West, including on issues of management and security of the Arctic, economic sanctions from the Arctic states, which creates certain difficulties in the activities in the Arctic direction. The author concludes that the developed program, the plan of main events, the activity of ministries and departments in the next 2 years will allow us to successfully cope with the chairmanship, show our foreign colleagues all the best that is available in the Russian Far North, and contribute to the strengthening of the Arctic Council.

Key words: Arctic, Russia, Arctic Council, strategic documents, shift camp, «northern delivery», ecology.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320216268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.