А ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В.Д. ТЯПТИН,
начальник кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России;
А. Т. БИКЧИНТАЕВ,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Определение адекватного экономической сущности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства правового регулирования предопределяет возможность использования административно-правовых форм. В данном аспекте существенное значение приобретают пределы государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов; функционирование административно-правовых форм регулирования исследуемого явления возможно в строго обозначенных законом пределах.
Ключевые слова: государственная поддержка малого и среднего предпринимательства; административное право; государственное вмешательство.
ADMINISTRATIVE-LAW IN REGULATING STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
V.D. TYAPTIN,
the chief of chair of is administrative-legal disciplines of the Ufa legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
A. T. BIKCHINTAEV,
the competitor of chair of civil law and process of the Moscow university of the Ministry of Internal Afairs of Russia
Annotation. Discovery of adequate to economic essence of state support of small and medium enterprises legal regulation predetermines an opportunity of using forms of regulating belonging to administrative law. In this case an important meaning is gained to the limits of state interference in small and medium enterprises occupation. Conclusion contains point that forms of regulating small and medium enterprises belonging to administrative law can be used only in legal bounds.
Keywords: state support of small business and medium business; administrative law; state interference.
Зачастую в суждениях исследователей административного права преобладает традиционный подход к вопросу отнесения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства исключительно как одного из проявлений государственного управления. Так, Е.В. Юрченко в своем диссертационном исследовании «Административно-правовое регулирование в сфере малого предпринимательства» выделяет в качестве методов административно-правового регулирования государственную поддержку малого предпринимательства наряду с налоговым и таможенным регулированием, защитой прав субъектов малого предпринимательства и т.д. Таким образом, автор не отграничивает государственную поддержку от методов административно-правового регулирования, имеющих в большей мере публично-правовую природу1. Сходную направленность содержит и положение о преодолении цивилистического уклона в регулировании предпринимательской деятельности2.
Э.В. Плиев указывает на то, что «общественные отношения гражданского права, включая складывающиеся в сфере предпринимательства, не могут иметь тот же правовой режим регулирования, что и отношения административного права»3. Следовательно, режим регулирования предпринимательства, к которому относится также государственная и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, отличается своеобразием и тем, что его содержание определяется, в первую очередь, предметом регулирования, который по своей
1 Юрченко Е.В. Административно-правовое регулирование малого предпринимательства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: М., 2005.
2 Могильникова Н.Б. Организационно-правовой механизм управления в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. С. 44.
3 Плиев Э.Г. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект): автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук: М., 2002.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
природе предполагает саморегулирование в большей степени, нежели остальные сферы.
В указанном ключе возможно рассуждать лишь с позиции разноотраслевого регулирования, поскольку само по себе малое и среднее предпринимательство представляет собой сочетание частноправовых и публично-правовых явлений, что предполагает системный анализ как гражданско-правовых, так и административно-правовых средств.
В одном из последних профильных диссертационных исследований по проблематике малого и среднего предпринимательства было выдвинуто несколько взаимосвязанных тезисов: административно-правовое регулирование малого и среднего предпринимательства представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов, применяемых органами исполнительной власти и направленных на координацию, поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства; приоритетность использования косвенных методов, не исключая применения оперативных и прямых методов в кризисные периоды; создание подведомственного Правительству Российской Федерации федерального агентства — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в сфере малого и среднего предпринимательства функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функции по контролю и надзору4.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, является Министерство экономического развития Российской Федерации. В его составе действует Департамент развития и поддержки малого и среднего предпринимательства — подразделение, основными направлениями деятельности которого выступает поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, лицензирование, регулирование контрольно-надзорных полномочий. По нашему мнению, подобное организационное построение наиболее эффективно, поскольку в рамках одного министерства позволяет наладить взаимодействие с конкретными исполнителями по линии проектов развития экономики регионов, инвестиционной политики и частно-государственного партнерства, государственного регулирования в экономике, оценки регулирующего воздействия и других,
связанных с профильной деятельностью направлений. В случае создания отдельного органа государственной власти потребуется принятие нормативной базы взаимодействия, формирование новых форм и методов разработки государственных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, установления процедур уже межведомственной координации совместных усилий по достижению целей, заявленных в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства», а именно:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государства;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развития самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов.
По нашему мнению, выделение приоритетности сферы малого и среднего предпринимательства возможно не посредством изменения организационной структуры, а значит выделения приоритетных функций Министерства экономического развития и расширения координационных механизмов Правительства РФ по формированию межведомственного взаимодействия посредством создания в его аппарате соответствующего подразделения, но никак не органа государственной власти.
4 Саакян С.А. Административно-правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2011. С. 12, 13.
166
Вестник Московского университета МВД России
№ 3 / 2012
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
Касательно моментов обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за государственной поддержкой следует отметить такие соображения как достижение указанных выше целей, так и формирование подлинного эффективного инвестиционного климата, чтобы, помимо государственных финансов, в деятельности малого и среднего предпринимательства принимали участие и субъекты частного права. Это возможно посредством расширения использования программно-целевых средств развития и поддержки малого и среднего предпринимательства одновременно с внедрением передовых договорных форм взаимодействия соответствующих субъектов с органами, оказывающими поддержку. В этом случае наиболее оптимально будут соотнесены административно-правовые и гражданско-правовые механизмы регулирования малого и среднего предпринимательства: внедрение договорных форм при использовании программно-целевых средств. Программы развития и поддержки в данном случае становятся организационно-правовым условием заключения соответствующих договоров.
Оценка эффективности программ развития малого и среднего предпринимательства, в том числе программ их поддержки, сильно критикуется в литературе, вплоть до полного отказа от подобных методов5. К числу недостатков программ относят рассогласованность их элементов, в частности, аналитических разделов и блока основных мероприятий; декларативность поставленных задач; слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению средств и, как следствие — нереалистичность, необоснованность конечных результатов6. Данная критика обоснована, поскольку цели, фиксируемые соответствующими программами, остаются недостигнутыми, в том числе и по причине недостаточной их координации, что и вызывает скепсис. Способ преодоления данной негативной тенденции нам видится в более детальном подходе к составлению программ: в первую очередь — при установлении конкретных требований к ним в законе, также при составлении на их основе обязательных методик программирования на уровне Правительства РФ, причем распространяющихся и на
субъектов РФ, поскольку ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства серьезное внимание уделяет поддержке соответствующих субъектов во многом на уровне регионов.
В литературе отмечается, что «информационная и координационная функция государства гораздо важнее, чем та скромная финансовая поддержка, которая может быть оказана сегодня регионам непосредственно из федерального бюджета»7. Законодательно это закреплено в ст. 12 профильного закона, где зафиксирована обязанность Правительства РФ по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации ими мероприятий федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства. Следует также отметить, что отсутствие эффективной координации в деятельности государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, является предпосылкой преступного монополизма; при этом обеспечение конкурентоспособности данных субъектов в контексте цели данной политики — давно назревшая необходимость8. Целесообразно и использование в данном контексте административно-правовых средств.
Таким образом, отношения между субъектами малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и государственными органами, с другой стороны, возникающие в связи с оказанием государственной поддержки, лишь отчасти относятся к предмету административного права, поскольку в условиях рыночной экономики эти отношения лишены той степени подчинения, которая необходима для государственного руководства и управления предпринимательской деятельностью коммерческих организаций9.
5 Агурбаш Н. Формы государственной поддержки российских малых предприятий // Закон и право. 2005. № 7. С. 64—68.
6 Дятченко Л.Я., Ляшенко В.И., Павлов К.В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М., 2007. 508. С. 28.
7 Зенчева Н.В. Совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития: афтореф. дисс. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2006. С. 20.
8 Хутов К.М. Преступный монополиз: уголовно-политическое и криминологическое исследование / под ред. Н.А. Ло-пашенко. М., 2007.
9 Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб., 2002. С. 179.