УДК 339.138
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕСПИЛОТНЫХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В. А. Парфёнов Научный руководитель - Е. С. Щебляков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: parfy.vla2@yandex.ru
Анализируются особенности законодательного регулирования правового статуса нового для российского законодательства объекта - беспилотных летательных аппаратов. Особое внимание уделяется регламентирующим правовой статус беспилотных летательных аппаратов поправкам в Воздушный кодекс РФ, вступившим в силу в 2016 году.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, правовой статус беспилотного летательного аппарата, законодательное регулирование.
LEGAL REGULATION THE LEGAL STATUS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES
V. A. Parfenov Scientific supervisor - E. S. Sheblakov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: parfy.vla2@yandex.ru
In article features of legislative regulation of legal status of the new for the Russian legislation the object of unmanned aerial vehicles. Special attention is paid to regulating the legal status of unmanned aerial vehicles amendments to the Air code of the Russian Federation, which entered into force in 2016.
Keywords: unmanned aerial vehicles, the legal status of unmanned aircraft, legislative regulation.
В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, предназначена для разъяснения правовых основ применения беспилотных летательных аппаратов.
Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота, регистрации БЛА и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которое попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.
Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, а также общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве РФ устанавливаются рядом нормативно-правовых актов, ключевым из которых является Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - Воздушный кодекс РФ) [4]. Стоит заметить, что нормы, регламентирующие правовой статус беспилотников появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
недавно, когда был принят и вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» (так называемый «закон о беспилотниках»)[3].
Законодательство, устанавливая основы правового статуса беспилотников, в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ определяет беспилотник как «... воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна». Ограничив таким образом круг объектов, относящихся к беспилотникам, законодательство устанавливает требование их государственной регистрации, отмечая в п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ, что государственной регистрации подлежат беспилотники, максимальная взлетная масса которых превышает 30 килограммов, однако порядок регистрации беспилотников на данный момент законодательством не установлен. При этом вполне очевидно, что законодательство «вывело» из-под действия правил о государственной регистрации, например, авиамодели, тем самым ответив на мнения об угрозе «закона о беспилотниках» российскому авиамоделированию и перспективному рыночному сектору [2]. Тем не менее, беспилотники, максимальная взлетная масса которых составляет менее 30 килограммов, с 5 июля 2017 года будут подлежать учету, порядок которого установит Правительство Российской Федерации. Данное решение связано с тем, чтоб можно было легко определить владельца беспилотника и в случае нарушения закона беспрепятственно привлечь к ответственности. Также для получения дополнительного дохода в казну страны, ведь уже известно что за процесс регистрации владелец коптера будет отдавать 200-300р. Кроме того, законодательство в Воздушном кодексе РФ устанавливает и основы правового статуса экипажа беспилотников. Так, в соответствии с п. 1.1. ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж беспилотни-ка «. состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна»[1]. Особым образом законодательство устанавливает основы правового статуса командира беспилотника, который, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 57 Воздушного кодекса РФ, осуществляет руководство работой экипажа и отвечает за безопасное выполнение полета, а также, в соответствии со ст. 58.1 Воздушного кодекса РФ, обладает рядом прав, аналогичным правам капитана пилотируемого воздушного судна, с учетом технических особенностей беспилотника.
Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и О осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.
Чтобы почувствовать эту особенность в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса О для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. Регламентировано постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". А для радиоуправляемого коптера обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства.
В следствие чего за нарушение воздушного пространства вы будете привлечены к административной ответственности статья 11.4 части 1 КоАП Российской Федерации предусматривает за нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства:
1. Вы - частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей.
2. Вы - должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рубле.
3. Вы - юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей.
Хорошо видно, что нарушать закон физическому лицу выходит на два порядка дешевле, чем юридическому. Во-вторых, во внимание должна приниматься оценка значительности ущерба от наших полетов; одно дело, когда мы летаем в поле и другое - в черте городах. Иными словами, при благоприятных обстоятельствах штрафа можно избежать, а в самом плохом случае штраф составит 5 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей.
Тем не менее, законодательство, понимая целесообразность развития беспилотной авиации, находится в процессе создания нормативно-правовой базы, которая в полной мере регламентировала бы правовой статус беспилотников. Создание такой нормативно-правовой базы происходит путем внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства и т.д. в соответствии «...с принципами обеспечения безопасности воздушного движения и безопасности пассажиров в воздушном пространстве и на поверхности земли». По нашему же мнению, целесообразно не вносить соответствующие изменения в воздушное законодательство, а разработать отдельный документ, который объединил бы нормы, касающиеся правового статуса беспилотников. Таким документом могли бы стать Федеральные авиационные правила использования беспилотных воздушных судов.
Таким образом, законодательное регулирование правового статуса беспилотников в РФ находится в стадии становления. Создание соответствующей нормативно-правовой базы осуществляется путем внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты, что усложняет воздушное законодательство и, соответственно, правоприменительную практику. По нашему мнению, законодательное регулирование правового статуса беспилотников должно осуществляться на основе единого нормативно- правового акта, которым могли бы стать Федеральные авиационные правила использования беспилотных воздушных судов. Такой подход к решению проблемы установления правового статуса беспилотников наиболее соответствует интенсивному развитию беспилотной авиации.
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383
2. Карякин В. В. Беспилотные летательные аппараты - новая реальность войны // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3. С. 130-145.
3. Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ст. 82.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
© Парфёнов В. А., 2017