АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.9 ББК 67.401
© 2017 г. А. И. Попов,
начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала
Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя кандидат юридических наук.
E-mail: popov_62@mail.ru
АДМИНИСТРАТИВНО-ДОГОВОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены правовые и организационные проблемы административно-договорных правоотношений между органами внутренних дел и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в административно-деликтной сфере. С учетом имеющейся практики предложены меры по преодолению существующих барьеров.
Ключевые слова: административно-договорные правоотношения, административно-деликтное законодательство, федеральные органы исполнительной власти, органы внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
A. I. Popov - Head of State and Civil Law Disciplines Department, the Ryazan Branch of the Moscow University of
the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
ADMINISTRATIVE AND CONTRACTUAL RELATIONS BETWEEN INTERNALAFFAIRS BODIES
AND EXECUTIVE AUTHORITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OFTHE RUSSIAN FEDERATION
The article considers legal and organizational problems of administrative-contractual legal relations between internal Affairs bodies and Executive authorities of constituent entities of the Russian Federation in the administrative-tort field. Given the studied practices are proposed measures to overcome existing barriers.
Key words: administrative contracts, administrative tort law, the Federal Executive bodies, internal Affairs bodies, Executive bodies of constituent entities of the Russian Federation.
Проблема взаимодействия между различными уровнями государственной власти в настоящий момент является достаточно актуальной. Практически все органы государственной власти так или иначе осуществляют взаимодействие между собой, используя при этом разнообразные формы управленческой деятельности. Наиболее активно в последнее время применяются договорные формы опосредования управленческих отношений.
Статья 78 Конституции РФ [1] предусматривает возможность взаимной передачи части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное конституционное положение является правовой основой для формирования и функционирования административно-договорного механизма взаимодействия органов государственной власти различных уровней.
Указанные конституционные нормы нашли свое развитие в Федеральном законе от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4], а также в региональном законодательстве. Подзаконное нормативное правовое регулирование исследуемого вопроса, состоящее из ряда актов Правительства Российской Федерации, закрепляет процедуру заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу части своих полномочий [4].
В число важнейших сфер взаимодействия указанных органов публичной власти входит, в частности, административно-деликтная, которая относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Одним из основных вопросов законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях является определение полномочий должностных лиц по
составлению протоколов об административных правонарушениях.
Потребность в эффективной реализации полномочий органов публичной власти в административно-деликтной сфере, в том числе при распределении компетенции по составлению протоколов об административных правонарушениях, делает актуальным вопрос о научном исследовании возникающих в данной сфере административно-договорных правоотношений.
Таким образом, у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеются общие вопросы в админист-ративно-деликтной сфере деятельности, этим продиктована необходимость взаимодействия данных органов при реализации ими своих полномочий. Только путем согласованной передачи части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях можно избежать дублирования в процессе их исполнения, повысить эффективность правоприменительной деятельности.
В сфере законодательства об административных правонарушениях могут возникать административно-договорные правоотношения двух видов: по передаче части полномочий федеральными органами государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2, абз. 4 ч. 3, ч. 6.2 ст. 28.3, ст. 23.79, 23.79.2 КоАП РФ [2]) и части полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ федеральным органам исполнительной власти (абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).
Следует отметить, что практика заключения соглашений по передаче части полномочий в административно-деликтной сфере не изобилует реальными примерами, поскольку заключено лишь несколько соглашений как первого, так и второго видов. Несмотря на заключение только одного соглашения по передаче части полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам субъектов РФ [12], данный факт никаким образом не ограничивает реализацию составов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку федеральные органы исполнительной власти в лице своих территориальных подразделений самостоятельно реализуют предоставленные полномочия по составлению протоколов. Относительно второй
разновидности административно-договорных правоотношений в рассматриваемой сфере следует указать на то, что при отсутствии заключенных соглашений о передаче МВД России части полномочий от органов исполнительной власти субъектов РФдолжностные лица органов внутренних дел (полиции) фактически лишены права на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях.
Также необходимо отметить, что при передаче части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ предметом соглашений могут становиться полномочия, касающиеся составления протоколов по любым составам административных правонарушений, отнесенных к компетенции первых. При этом в рамках соглашений по передаче части полномочий органами исполнительной власти субъектов круг составов ограничивается протоколами об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ.
Ограничения в рамках второго вида соглашений также распространяются и на субъектный состав - органы исполнительной власти субъектов РФ могут передать полномочия только органам внутренних дел (полиции). Представляется, что такое законодательное ограничение является правомерным, поскольку в качестве основных направлений деятельности полиции законодатель определяет охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [3]).
Нельзя также оставить без внимания и тот факт, что имеющийся императивно-диспози-тивный алгоритм передачи части полномочий в административно-деликтной сфере между органами исполнительной власти различных уровней не исключает права органов исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определять наличие или отсутствие возможности самостоятельно реализовы-вать имеющуюся компетенцию по составлению протоколов об административных пра-
вонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
В юридическое литературе подчеркивается, что передача карательных полномочий федерального уровня на региональный уровень является спорной и имеет одну настораживающую тенденцию: использование карательных государственных полномочий не с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а с целью коммерциализации таких полномочий [20]. Вместе с тем отмечается, что в предыдущие годы такая передача полномочий не всегда сопровождалась передачей источников финансирования, вследствие чего появилась существенная диспропорция между расходами бюджетов субъектов Российской Федерации по реализации полномочий в сфере совместного ведения, прежде всего в социальной сфере, и доходными поступлениями в бюджеты субъектов РФ [22]. В связи с этим актуальной представляется проблема точного определения порядка и объема финансирования, которое необходимо для исполнения передаваемых полномочий.
Соглашение определяет порядок взаимоотношений по вопросам наделения органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по законодательству об административных правонарушениях субъектов РФ. Данное соглашение имеет законную силу как локальный акт, регулирующий отношения между двумя субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями.
Юридическая сила заключенных соглашений состоит в том, что они наполняют адми-нистративно-деликтные правоотношения административно-договорными отношениями. При этом они не только дополняют, но и изменяют административно-деликтное законодательство. Рассматриваемые соглашения имеют специальный и временный характер, поскольку действуют наряду с общими нормами и предоставляют полномочия на определенный срок.
В целом необходимо отметить, что компетенция органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных админист-ративно-деликтным законодательством субъектов Российской Федерации, может быть реализована только при наличии административно-договорных правоотношений меж-
ду федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ.
Заключение соглашений о передаче части полномочий в рассматриваемой сфере имеет большое значение для правоприменительной практики органов внутренних дел. Однако приходится констатировать, что по состоянию на 1 октября 2017 года заключено лишь пять соглашений о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. Такие соглашения заключены с кабинетом министров Республики Татарстан [7], правительствами Оренбургской [11], Челябинской [8], Мурманской [9] и Ульяновской областей [10], что вызывает озабоченность, поскольку данные административно-договорные правоотношения создают права и обязанности не только для участников этих отношений, но и для третьих лиц, то есть не только inter partes, но и extra partes [21, с. 79].
В МВД России значительное внимание уделяется вопросам заключения указанных соглашений. Согласно информации ГУОООП МВД России, по итогам 2016 года в МВД России на рассмотрение поступило 85 проектов соглашений (всего с 2014 года - 201 проект соглашений из 75 субъектов РФ), большая часть из которых возвращена на доработку в связи с предложениями и замечаниями [18]. В качестве основного замечания указывается на позицию, определенную Минюстом России в заключении на соглашения МВД России с кабинетом министров Республики Татарстан и правительством Оренбургской области, о том, что при отсутствии в законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях норм, закрепляющих полномочия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, такие соглашения не могут быть заключены.
Следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации зачастую не предусматривает полномочия должностных лиц органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по составлению про-
токолов, предусмотренных в статьях, передача полномочий по которым должна быть осуществлена МВД России на основе соглашения. Данными полномочиями, как правило, наделены органы внутренних дел, но при условии заключения соглашения. Таким образом, складывается абсурдная ситуация, когда органы субъектов РФ передают полномочия, которыми сами не обладают.
В связи с этим начальник Договорно-правового департамента МВД России А. Г. Ав-дейко справедливо отмечает, что усилия территориальных органов МВД России должны быть сконцентрированы на завершении работы по заключению соглашений, для чего необходима корректировка административного законодательства и закрепление в нем полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях [19, с. 15].
Анализ законодательства об административных правонарушениях отдельных субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в законодательстве одних субъектов РФ и ранее имелись нормы о закреплении полномочий [13], в других - они нашли свое отражение уже после выявления указанных замечаний [14, 15], а в некоторых из них такие нормы и вовсе отсутствуют [16]. При этом в ходе подготовки проектов соглашений территориальными органами МВД России было обнаружено определенное несовершенство законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях, что в дальнейшем способствовало выявлению упомянутых недостатков и проведению необходимой работы по их устранению. Однако отсутствие заключенных соглашений с большинством субъектов РФ не позволяет сотрудникам полиции в полной мере выполнять функции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Также в качестве дополнительной управленческой меры, направленной на активизацию деятельности по подготовке и согласованию проектов соглашений, следует признать включение в Перспективный комплексный план мероприятий по реализации Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период с 2017 по 2021 год, утвержденной при-
казом МВД России от 9 января 2017 года № 1 [17] (далее - План), пункта, предусматривающего завершение работы по заключению со-глашенийдо 2021 года.
Следует отметить, что в рамках работы по организации заключения соглашений были внесены отдельные изменения в федеральные нормативные правовые акты, касающиеся процедурных вопросов их заключения. Так, в частности, с 2016 года изменен порядок утверждения соглашения Правительством Российской Федерации, которое может утвердить соответствующее соглашение только после проведения правовой экспертизы Минюстом России [5]. Утвержденное распоряжением Правительства РФ соглашение подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Как представляется, принимаемые меры со стороны МВД России позволят в предусмотренные Планом сроки обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти всех субъектов, входящих в состав Российской Федерации.
Результаты анализа практики заключения соглашений между МВД России и органами исполнительной власти субъектов РФ по передаче части полномочий в админи-стративно-деликтной сфере дают возможность сделать вывод о наличии проблем как организационного, так и правового характера. При отсутствии иных механизмов представляется необходимым и обоснованным применять административно-договорное регулирование, что позволит усовершенствовать практику правоприменения по отдельным составам административных правонарушений.
Завершая анализ административно-договорных правоотношений в административ-но-деликтной сфере, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что наличие на сегодняшний день лишь пяти заключенных соглашений является результатом довольно сложного процесса правоприменения в условиях динамично развивающейся федеральной и региональной нормативной правовой базы. При этом имеются правовые и организационные основания утверждать, что переломный момент в данном процессе уже пройден.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голос. 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2017). URL: http:// www.pravo.gov.ru
3. О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 29.07.2017). URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 07.06.2017). URL: http://www. pravo. gov.ru
5. О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий: постановление Правительства Рос. Федерации от 11.02.2016 № 93. URL: http://www. pravo. gov.ru
6. О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий (вместе с Правилами заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий): постановление Правительства Рос. Федерации от 08.12.2008 № 924 (в ред. от 11.02.2016). URL: http://www. pravo.gov.ru
7. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации час-
Bibliography
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote 12.12.1993 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKL, from 30.12.2008 № 7-FKL, from 05.02.2014 № 2-FKL, from 21.07.2014 № 11-FKL). URL: http://www. pravo.gov.ru
2. Code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 № 195-FL (as amended on 07.06.2017). URL: http://www. pravo.gov.ru
3. On police: Federal Law of the Russian Federation 07.02.2011 № 3-FL (as amended on 29.07.2017). URL: http://www.pravo.gov.ru
4. On General principles of organization of legislative (representative) and Executive state authorities of constituent entities of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from 06.10.1999 № 184-FL (as amended on 07.06.2017). URL: http://www.pravo.gov.ru
5. On amendments to the Rules of conclusion and entry into force of agreements between the Federal bodies of Executive power and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation on transfer them to each other in the implementation of its powers: resolution of the Government of the Russian Federation dated 11.02.2016 № 93. URL: http://www.pravo.gov.ru
6. On the procedure of conclusion and entry into force of agreements between the Federal bodies of Executive power and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation on transfer them to each other in the implementation of its powers (together with Rules for the conclusion and entry into force of agreements between the Federal bodies of Executive power and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation on transfer them to each other in the implementation of its powers): resolution of the Government of the Russian Federation dated 08.12.2008 № 924 (ed. from 11.02.2016). URL: http://www.pravo.gov.ru
7. On approval of the Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan on transfer to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation powers for drawing up protocols on administrative offences: decree of the Government of the Russian Federation from 21.02.2017 № 317-R. URL: http://www. pravo. gov.ru
8. On approval of the Agreement between the
ти полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 21.02.2017 № 317-р. URL: http://www. pravo. gov.ru
8. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Челябинской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17.06.2017 № 1265-р. URL: http:// www.pravo.gov.ru
9. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Мурманской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30.06.2017 № 1375-р. URL: http://www. pravo.gov.ru
10. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 08.09.2017 № 1934-р. URL: http://www. pravo.gov.ru
11. Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Оренбургской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 05.10.2016 № 2086-р. URL: http:// www.pravo.gov.ru
12. Об утверждении соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче городу Москве части федеральных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об ад-
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the government of Chelyabinsk region on the transfer to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation powers for drawing up protocols on administrative offences encroaching on public order and public security: decree of the Government of the Russian Federation from 17.06.2017 № 1265-R. URL: http://www.pravo.gov.ru
9. On approval of the Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the government of the Murmansk region on the transfer to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation powers for drawing up protocols on administrative offences: decree of the Government of the Russian Federation from 30.06.2017 № 1375-R. URL: http://www.pravo.gov.ru
10. On approval of the Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Government of the Ulyanovsk region on the transfer to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation powers for drawing up protocols on administrative offences: decree of the Government of the Russian Federation from 08.09.2017 № 1934-r. URL: http://www. pravo. gov.ru
11. On approval of the Agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the government of the Orenburg region on the transfer to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation powers for drawing up protocols on administrative offences encroaching on public order and public security: decree of the Government of the Russian Federation from 05.10.2016 № 2086-r. URL: http://www.pravo.gov.ru
12. On approval of the agreement between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Government of Moscow on transfer to the city of Moscow of some Federal powers to consider cases on administrative offences stipulated by the Code of the Russian Federation about administrative offences: decree of the Government of the Russian Federation dated 21.09.2013 № 1706-r. URL: http://www.pravo.gov.ru
13. About administrative offences in territory of Sverdlovsk area: law of Sverdlovsk region dated 14 June 2005 № 52-OL // Regional newspaper. 2017. February 21.
14. Code of Kaliningrad region on administrative offences dated 12.05.2008 № 244. URL: http:// www.pravo.gov.ru
15. On administrative offences: law of the Ryazan region from 04.12.2008 № 182-OL. URL: http:// www.pravo.gov.ru
16. Code of the Omsk region about administra-
министративных правонарушениях: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 21.09.2013 № 1706-р. URL: http://www. pravo.gov.ru
13. Об административных правонарушениях на территории Свердловской области: закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ // Обл. газ. 2017. 21 февр.
14. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244. URL: http://www.pravo.gov.ru
15. Об административных правонарушениях: закон Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru
16. Кодекс Омской области об административных правонарушениях от 24.07.2006 № 770-ОЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru
17. Перспективный комплексный план мероприятий по реализации Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России на период с 2017 по 2021 год: утв. приказом МВД России от 9 янв. 2017 г. № 1; утв. министром внутренних дел Рос. Федерации генералом полиции Рос. Федерации В. А. Колокольцевым 7 апр. 2017 г. (п. 1.2). URL: http://www. pravo.gov.ru
18. О направлении обзора о результатах административной практики: письмо ГУОООП МВД России № 12/10120 от 03.03.2017. Документ опубликован не был.
1 9. Авдейко А. Г. Правовая работа МВД России: итоги и задачи // Профессионал: науч.-практ. альманах МВД России. 2017. № 2.
20. Дементьев А. Н. Законодательная девальвация полномочий исполнительных органов государственной власти: последствия и пределы допустимого // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7.
21. Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Изв. высших учебных заведений. Сер.: Правоведение. 1998. № 2.
22. Собянин С. С. Правовые основы социального развития субъектов Федерации // Журн. рос. права. 2005. № 12.
tive offences of 24.07.2006 № 770-OL. URL: http://www.pravo.gov.ru
17. Long-term comprehensive plan of measures on realization of the Concept of legal regulation and legal support of the activity of the MIA of Russia for the period from 2017 to 2021: approved by Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from January 9, 2017 № 1; approved by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation General of police of the Russian Federation V. A. Kolokoltsev April 7, 2017 (section 1.2). URL: http://www. pravo.gov.ru
18. About the direction of an overview of the results of the administrative practice: letter GUOOOP Ministry of Internal Affairs of Russia № 12/10120 from 03.03.2017. Document has not been published.
19. Avdeiko A. G. The legal work of the interior Ministry of Russia: results and problems // Professional: scientific-practical almanac of the MIA of Russia. 2017. № 2.
20. Dementyev A. N. Legislative devaluation of powers of Executive bodies of state power: the consequences and limits // Constitutional and Municipal Law. 2016. № 7.
21. Magaziner Ya. M. General theory of law on the basis of Soviet law // News of higher educational institutions. Series: Law. 1998. № 2.
22. Sobyanin S. S. Legal framework the social development of subjects of Federation // Journal of Russian Law. 2005. № 12.