УДК 342.95
Исаков Владислав Сергеевич
студент 3-го курса юридического факультета, Алтайский государственный университет vladislav.isakov.97@mail.ru Vladislav S. Isakov
student of the 3-rd course of law department Altai State University vladislav.isakov.97@mail.ru
Административная ответственность зарубежных болельщиков за нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных
спортивных соревнований
Administrative responsibility of foreign fans for violation of the
Rules of the behavior of spectators during official sports competitions
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности иностранных лиц и лиц без гражданства за нарушение Правил поведения зрителей при проведении спортивных соревнований. Впервые был проведён анализ юридической природы и специфики запрета зарубежным зрителям на въезд в РФ как разновидности административного наказания. Автором выявлен ряд проблем в действующем спортивном законодательстве, требующих дополнительного правового урегулирования в процессе привлечения к ответственности иностранных болельщиков.
Ключевые слова: административный запрет, спортивные соревнования, Правила поведения зрителей, иностранный болельщик, зарубежный зритель, лицо без гражданства, административная ответственность, административное выдворение, общественный порядок, запрет на въезд в РФ.
Abstract. In this article features of administrative responsibility of foreign persons and persons without citizenship for violation of the Rules of the behavior of spectators during sports competitions are considered. The analysis of the legal nature and specifics of the ban to the foreign viewers on entry into the Russian Federation as kinds of administrative punishment has been for the first time carried out. The author has revealed a number of problems in the existing sports legislation, the foreign fans demanding additional legal settlement in the course ofprosecution.
Key words: administrative ban, sports competitions, the Rules of the behavior of spectators, foreign fan, foreign viewer, person without citizenship, administrative responsibility, administrative exclusion, public order, ban on entry into the Russian Federation.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 г. был внесён ряд изменений в российское законодательство в части обеспечения безопасности зрителей во время проведения официальных спортивных мероприятий. Так, в июле 2013 г. в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) появился новый вид административного наказания - административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (далее -административный запрет) [1]. Кроме того, для определения круга общественных отношений, которые защищает данное наказание, было издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - Правила поведения зрителей) [2]. Санкции за их нарушение установлены в ст. 20.31 КоАП РФ - нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований [1].
Изначально на практике неоднократно вставал вопрос о возможности применения норм ст. 20.31 КоАП РФ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В интервью газете «Спорт Экспресс» Виталий Мутко, президент Российского футбольного союза, пояснил, что законодательные новеллы в спортивной среде не имеют распространения на предстоящие международные соревнования: Кубок конфедераций 2017 г. и чемпионат мира по футболу 2018 г. [3, https://www.sport-express.ru/football/world/chempionat-mira-2018/news/1018523/]. Следовательно, принятые Правила были обязательны для исполнения российскими гражданами при проведении прежде всего национальных первенств.
Однако 17 апреля 2017 г. был принят Федеральный закон № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ), в котором регламентируются особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение общественного порядка на спортивных мероприятиях. Данным нормативным актом были внесены поправки в КоАП РФ, Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее -Федеральный закон № 114-ФЗ), а также в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 329-Ф3) [4]. Положительным моментом апрельский изменений является расширение круга субъектов административных правонарушений за счёт зарубежных болельщиков, что позволило отразить положения ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации (далее - РФ) подлежат административной ответственности на общих основаниях [1]. Тем не менее, предусмотренные санкции в Федеральном законе № 78-ФЗ требуют более детального анализа.
Прежде всего обратим внимание на ст. 20.31 КоАП РФ, которая была дополнена ч. 4 и ч. 5. Если рассматривать субъекта административного правонарушения в данных нормах в более узком смысле, то иностранных лиц и лиц без гражданства можно поделить на две группы: постоянно и временно проживающие в РФ, а также временно пребывающие на территории РФ (иностранные спортивные туристы). Именно на последних в большей степени распространяют своё действие указанные нормы, поскольку они приезжают с целью посещения спортивных соревнований.
Главная особенность норм в ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ - отсутствие в санкциях наказания в виде административного запрета. Для иностранных граждан и лиц без гражданства в отличии от ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ, где административный запрет распространяется на указанных лиц на общих основаниях, предусмотрена альтернатива - административное выдворение за пределы РФ (далее - административное выдворение) [1]. Предыдущая редакция ст. 20.31 КоАП РФ не предусматривала данного наказания для иностранных болельщиков, на что в своей работе обратил внимание В.А. Селезнёв. По его мнению, поскольку нарушение отдельных запретов, установленных Правилами поведения зрителей, представляет повышенную общественную опасность, целесообразно ввести для зарубежных болельщиков наказание в виде административного выдворения [5, с. 241].
Административное выдворение иностранных спортивных туристов за нарушение Правил поведения зрителей будет более логичным, нежели применять подобную меру к постоянно или временно проживающим на территории РФ иностранным граждан и лицам без гражданства во избежание ущемления их правового статуса. Данное обстоятельство и получило своё отражение в ч. 3.6 ст. 4.1 КоАП РФ, где признаки продолжительности проживания, наличие дохода и жилья на территории РФ при назначении наказания имеют ключевое значение [1].
Правоприменительная практика по назначению наказания в виде административного выдворения за нарушение ч. 4 или ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ пока отсутствует. Поэтому какие требующие устранения пробелы действующего законодательства об административной ответственности иностранных зрителей будут обнаружены данной практикой ещё не известно. Однако недостаток юридической техники в административно-правовых нормах, а также искусственное деление законодателем иностранных граждан и лиц без гражданства на две категории при применении судом наказания в виде административного выдворения за совершение правонарушения по ст. 20.31 КоАП РФ порождает следующие правовые коллизии.
Так, замена административного выдворения по ч. 3.6 ст. 4.1 КоАП РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства наказанием в виде административного штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или административного запрета на срок от 1 года до 7 лет не согласуется с принципом равенства перед законом. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ физические лица подлежат административной ответственности
независимо от национальности и происхождения, то и размер санкций как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства должен быть одинаковым. Возникает неопределённость относительно тех критериев, которыми руководствовался законодатель при установлении верхней и нижней границ административного штрафа и административного запрета. Если за правонарушение по ст. 20.31 КоАП РФ российский болельщик может получить административный штраф не более 20 тыс. рублей, то на каком основании иностранному зрителю потенциально может быть назначен административный штраф, максимальный размер которого в 2,5 раза больше? Тождественная ситуация и с административным запретом: согласно ч. 2 ст. 20. 31 КоАП РФ повторное нарушение Правил поведения зрителем гражданином РФ влечёт наложение административного запрета от 6 мес. до 7 лет, однако при привлечении к ответственности за аналогичное нарушение лица иного гражданства согласно ч. 4 ст. 20.31 КоАП РФ и последующей замены административного выдворения административным запретом мы видим, что нижняя граница данного наказания увеличивается вдвое - от 1 года до 7 лет [1]. На наш взгляд, замена судом административного выдворения иным наказанием иностранному зрителю согласно ч. 3.6 ст. 4.1 КоАП РФ не должна влечь применение более строгих санкций, нежели для российских болельщиков при одинаковых составах правонарушения.
Однако даже сохранение административного выдворения при назначении наказания не будет иметь должного профилактического воздействия на иностранного нарушителя. Во-первых, при анализе норм ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ заметна небольшая разница в размере санкций при повторном нарушении Правил поведения зрителей (ч. 4 ст. 20.31 КоАП РФ) и грубом их нарушении иностранными лицами и лицами без гражданства (ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ), которая составляет 5 тыс. рублей. Во-вторых, за нарушение общественного порядка на спортивном соревновании в отношении данных лиц может быть применено административное выдворение с административный штрафом. Проблема будет заключаться не только в низкой превенции «грубых нарушений» нормой в ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ, но и сложности одновременного исполнения этих двух наказаний. Ведь согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен фактически сразу после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении [1]. Откуда у иностранного туриста найдутся за короткий промежуток времени денежные средства для выплаты административного штрафа? Неизбежно затягивание процесса исполнения наказания. Также нельзя забывать о том, что существует административное выдворение двух видов: принудительное и самостоятельное, под контролем. В первом случае государство несёт убытки дважды: невыплаченный штраф в бюджет РФ и несение расходов на содержание субъекта в специальном учреждении с последующим выдворением. Во втором случае нарушителю придётся платить административный штраф и нести расходы по выезду за пределы РФ, что представляется достаточно сложным. Также не исключено,
что иностранный гражданин или лицо без гражданства попытается уклониться от исполнения наказания в виде административного выдворения при самостоятельном выезде и повторно нарушит общественный порядок. При этом неважно как: умышленно или нарочно. Поэтому при любой форме административного выдворения публичные интересы не защищаются надлежащим образом. Следовательно, появляются сомнения в карательных возможностях административного выдворения при его сравнении с другими наказаниями, перечисленными в ст. 20.31 КоАП РФ: административный штраф, обязательные работы, административный арест и административный запрет [1].
Исключительное преимущество административного выдворения при нарушении Правил поведения зрителей состоит в ограничении срока пребывания зарубежного болельщика на территории РФ, что предотвращает возможность совершения других противоправных действий до официального окончания спортивного мероприятия. Предусмотренные санкции в ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ в виде одновременного назначения административного выдворения и штрафа будут иметь эффективную реализацию только при условии, если Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба судебных приставов смогут выработать общий порядок взаимодействия при осуществлении своих полномочий. Поэтому, соглашаясь с точкой зрения В.А. Селезнёва о необходимости административного выдворения зарубежных зрителей для обеспечения безопасности при проведении соревнований, полагаем, что наличие данного наказания в ст. 20.31 КоАП РФ верно преследует эту цель [5, с. 241]. Однако меры ответственности должны быть соразмерны степени общественной опасности противоправных деяний, чего нет при конструировании составов правонарушений, закреплённых в ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ. В целях дифференциации административной ответственности за нарушение Правил поведения зрителей иностранными лицами и лицами без гражданства предлагаем внести изменения в ст. 20.31 КоАП РФ, предусматривающие назначение наказания в виде административного выдворения только за грубые нарушения установленных Правил. Что же касается повторного нарушения Правил поведения зрителей иностранными болельщиками, то ответственность для них будет наступать так же, как и для граждан РФ по ч. 3 ст. 20. 31 КоАП РФ с применением административного запрета.
Далее проанализируем изменения, внесённые в Федеральный закон № 114-ФЗ и Федеральный закон № 329-ФЗ, касающиеся процедуры оформления разрешения на въезд в РФ. Согласно ч. 14.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ в период проведения международных спортивных соревнований в РФ запрещается въезд на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, если имеются данные о нарушении ими общественного порядка при проведении спортивных мероприятий за пределами РФ или Правил поведения зрителей [6]. Данная норма является абсолютной новеллой российского административного законодательства, поскольку порождает неизвестные до этого времени общественные отношения как в сфере
миграционного учёта и надзора, так и сфере обеспечения общественного порядка на спортивных соревнованиях.
Во-первых, ст. 20.31 КоАП РФ стала первым составом административного правонарушения, за совершение которого запрещается повторный въезд на территорию РФ. Ранее в Федеральном законе № 114-ФЗ отсутствовало указание на конкретное административное правонарушение для принятия органами МВД РФ такого решения, поскольку принималось во внимание установление факта административного выдворения иностранного гражданина и лица без гражданства или повторное совершение ими противоправных деяний, перечисленных в 18 и 20 главах КоАП РФ (пп. 2 ч. 1 ст. 27 и пп. 11 ч. 1 ст. 27 соответственно) [7].
Во-вторых, такой запрет теперь предусмотрен за нарушение ранее не только российского, но и иностранного законодательства [6].
Установление запрета на посещение международных спортивных соревнований в РФ не учитывает степени тяжести совершённого правонарушения за границей, что не совсем верно. Для устранения данного пробела необходимо заниматься изучением и систематизацией зарубежного спортивного законодательства. Причём если нормативно-правовые акты иностранных государств о соблюдении зрителями общественного порядка при проведении спортивных соревнований по своей сфере действия имеют юридическую силу в отношении территории РФ, то принятые Правила поведения зрителей должны носить аналогичный характер. Такого же мнения и Л.А. Копенкина с А.А. Смирновым, которые отметили не решённую законодателем проблему привлечения к ответственности российских граждан за противоправное поведение на стадионах зарубежных стран [8, с. 94]. Достаточно вспомнить прошедший чемпионат Европы по футболу во Франции, где российские фанаты навсегда запомнились мировому сообществу болельщиков в образе агрессивных хулиганов [9, http://tass.ru/sport/3364784]. Поэтому целесообразно запретить гражданам РФ, как и иностранным любителям спорта, в случае нарушения Правил поведения зрителей, в том числе и за рубежом, выезжать на определённый срок за пределы территории РФ с целью посещения международных соревнований. Однако мы предлагаем в отличии от Л.А. Копенкиной и А.А. Смирнова, которые рекомендуют внести изменения в Федеральный закон № 329-Ф3, установить такой запрет в ст. 15 Федерального закона № 114-ФЗ, где право гражданина РФ на выезд из РФ будет временно ограничено [8, с. 94]. Таким образом, будет соблюден паритет в отношениях между российским государством с иностранными и отечественными болельщиками при защите публичных интересов в спортивной среде.
Следующей особенностью ч. 14.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ является то, что запрет иностранному лицу и лицу без гражданства заезжать на территорию РФ имеет сходные черты с наказанием, закреплённым в ст. 3.14 КоАП РФ - административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Поэтому отказ в
выдаче разрешения зарубежному зрителю на въезд в РФ можно расценить как административный запрет на посещение международных спортивных соревнований в период их проведения.
Сравним данные санкции по следующим показателям в Таблице 1.
Таблица 1.
Критерии Наименование санкции
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения Запрет на въезд в РФ
Правовое регулирование КоАП РФ (ст. 3.14, ст. 20.31, ч. 5 ст. 20.25, ст. 32.14); Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований ч. 14.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ; Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства
Субъект привлечения Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства Иностранные граждане и лица без гражданства
Цель санкции Временный запрет на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований Временный запрет на посещение мест проведения официальных международных спортивных соревнований в период их проведения
За что назначается? Нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований Нарушение Правил поведени я зрителей при проведении официальных спортивных соревнований или общественного порядка при проведении спортивных мероприятий за пределами территории Российской Федерации
Кем назначается? Судья Органы пограничного контроля или органы МВД РФ
Срок действия От 6 месяцев до 7 лет Бессрочно
Схожесть в приведённых запретительных мерах проявляется и в порядке
учёта лиц, ранее привлечённых к ответственности за нарушение правопорядка на спортивных мероприятиях. На основании ст. 32.14 КоАП РФ федеральные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел на собственном официальном сайте для всеобщего ознакомления размещают список лиц, которым согласно постановлению суда временно запрещено посещать места проведения официальных спортивных мероприятий [1]. Новая редакция ч. 3 ст.
25.10 Федерального закона № 114-ФЗ предусматривает аналогичную процедуру: оформление единого документа с указанием персональных данных (ФИО, гражданство/подданство и реквизиты документов, удостоверяющие личность) иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принятое решение о запрете на въезд в РФ [7].
Таким образом, отсутствие в проанализированных ранее нормах ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ санкции в виде административного запрета не освобождает иностранных спортивных туристов в дальнейшем от мер ограничительного характера, которые свойственны данному наказанию.
Однако необходимо отметить, что установление запрета на въезд в РФ в период проведения международных соревнований для иностранных граждан и лиц без гражданства приводит к излишнему правовому регулированию отношений по обеспечению национальной безопасности. В Федеральном законе № 114-ФЗ изначально закреплены основания, при наличии которых иностранному зрителю будет отказано во въезде на территорию РФ. Одно из них - наличие решения суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации данного лица (пп. 2 ч. 1 ст. 27) [7]. Поскольку за совершение административного правонарушения по ч. 4 или ч. 5 ст. 20.31 КоАП РФ административное выдворение зарубежного болельщика установлено в качестве основного наказания, то автоматически ему будет запрещено находиться на территории российского государства. Другим основанием для применения запрета является неуплата административного штрафа иностранным лицом или лицом без гражданства во время своего предыдущего пребывания в РФ (пп. 10 ч. 1 ст. 27). Обозначенная выше проблема одновременного назначения судом административного штрафа и административного выдворения, которая при недостаточной слаженности в действиях ФССП и МВД РФ приводит к неуплате штрафа, фактически решается в Федеральном законе № 114-ФЗ путём отказа в даче разрешения на въезд в РФ до момента исполнения своей обязанности нарушителем [7]. Наконец, органы пограничного контроля могут отказать во въезде иностранному спортивному туристу даже в том случае, если этого требует обеспечение общественного порядка либо безопасности государства (пп. 1 ч. 1 ст. 27) [7]. Поэтому наличие информации о нарушении иностранным лицом или лицом без гражданства Правил поведения зрителем, что образует состав административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, может свидетельствовать о нежелательности повторного пребывания данного лица на территории РФ.
Кроме того, отсутствие определённого срока действия своеобразного «административного» запрета не даёт иностранному зрителю возможности реабилитироваться за совершённое противоправное деяние. Наказание же в виде административного запрета ограничено максимальным сроком в 7 лет, что достаточно для исправления нарушителя. Отказ в даче разрешения на въезд в РФ иностранному спортивному туристу на основании ч. 14.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ приравнивается к пожизненному лишению
права на посещение международных соревнований, проводимых в РФ, что представляется чрезмерно строгим последствием привлечения к административной ответственности. При этом не принимается во внимание характер совершённого административного правонарушения по ст. 20.31 КоАП РФ, будь то обычное, повторное или грубое нарушение Правил поведения зрителей (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 20.31 КоАП РФ соответственно) [1]. Обратная ситуация наблюдается в Федеральном законе № 114-ФЗ, где запрет на въезд в РФ, в том числе за нарушение Правил поведения зрителей, ограничивается определённым сроком: 5 лет со дня принятия решения об административного выдворении (пп. 2 ч. 1 ст. 27) или до осуществления выплаты административного штрафа (пп. 10 ч. 1 ст. 27) [7].
Отсюда следует, что положения ч. 14.1 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ и ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ во многом противоречат друг другу, поскольку регулируют тождественные общественные отношения. Полагаем, что решение о запрете на въезд в РФ иностранному лицу или лицу без гражданства, который имеет неограниченный срок действия, будет обоснованным с юридической точки зрения только при установлении должностным лицом факта привлечения к ответственности за грубое нарушение Правил поведения зрителей в период предыдущего нахождения на территории РФ. Для это необходимо в Правилах поведения зрителей или в ст. 20.31 КоАП РФ более подробно установить перечень тех нарушений, которые будут считаться «грубыми».
Таким образом, внесение соответствующих изменений в отечественное спортивное законодательство будет своевременным, а также повысит эффективность применения норм об административной ответственности иностранных зрителей за нарушение общественного порядка в период проведения спортивных соревнований в РФ. Насколько эффективны текущие поправки в КоАП РФ, Федеральный закон № 114-ФЗ, Федеральный закон № 329-ФЗ мы узнаем в скором времени - после окончания чемпионата мира по футболу 2018 г..
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований : постановление Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований». (ред. от 30.01.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 51. - Ст. 6866.
3. «Закон о болельщиках» не распространяется на ЧМ-2018 // Официальный сайт газеты «Спорт-Экспресс» [Электронный ресурс]. -Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: https://www.sport-
express.ru/football/world/chempionat-mira-2018/news/1018523/ (дата обращения 10.02.2018).
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований : федеральный закон от 17.04.2017 № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2017. - № 17. - Ст. 2460.
5. Селезнёв, В. А. Вопросы административной ответственности за нарушение общественного порядка на официальных спортивных соревнованиях / В. А. Селезнёв // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2016. - № 4. - С. 233-241.
6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.
7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
8. Копенкина, Л. А. Практическая реализация нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности в спорте / Л. А. Копенкина, А. А. Смирнов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2015. - № 4 (122). - С. 92-96.
9. Префект: британские фанаты провоцировали российских болельщиков в Марселе // Официальный сайт информационного агентства России «ТАСС» [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://tass.ru/sport/3364784 (дата обращения 12.02.2018).
Literature:
1. Russian Federation Code of Administrative Offences : the federal law from 30.12.2001 No. 195-FL (an edition from 31.12.2017) (with amendment and additional, come into force with 29.01.2018) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 1 (p.1). - Art. 1.
2. The Rules of the behavior of spectators during official sports competitions : the resolution of the Government of the Russian Federation from 16.12.2013 No. 1156 «About the approval of the Rules of the behavior of spectators during official sports competitions». (an edition from 30.01.2014) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. - 2013. - No. 51. - Art. 6866.
3. «The law on fans» doesn't extend to the World Cup-2018 // the Official site of the Sport-Express newspaper [An electronic resource]. - Elektr. it is given. - The title from the screen. URL: https://www.sport-express.ru/football/world/chempionat-mira-2018/news/1018523/ (date of the address 10.02.2018).
4. About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation regarding improvement of regulation of single questions ofproviding law and order during official sports competitions : federal law from 17.04.2017 No. 78-FL // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 2017. - No. 17. - Art. 2460.
5. Seleznyov, V.A. Questions of administrative responsibility for violation of public order at official sports competitions / V.A. Seleznyov // Messenger of VSU. Series: Right. - 2016. - No. 4. - Page. 233-241.
6. About physical culture and sport in the Russian Federation: the federal law from 04.12.2007 No. 329-FL (an edition from 05.12.2017) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 50. - Art. 6242.
7. About an order of departure from the Russian Federation and entry into the Russian Federation: the federal law from 15.08.1996 No. 114-FL (an edition from 29.07.2017) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1996. -No. 34. - Art. 4029.
8. Kopenkina, L.A. Practical implementation of legal acts on safety in sport / L.A. Kopenkina, A.A. Smirnov // Scientists of a note of the university ofP.F. Lesgaft -2015. - No. 4 (122). - Page. 92-96.
9. Prefect: the British fans provoked the Russian fans in Marseille // the Official site of news agency of Russia of TASS [An electronic resource]. - Elektr. it is given. - The title from the screen. URL: http://tass.ru/sport/3364784 (date of the address 12.02.2018).