Административная ответственность за нарушения в сфере использования подземных и поверхностных вод
Ю.Н. Александрова, аспирантка, Института водных и экологических проблем СО РАН; И.В. Жерелина, к.г.н., доцент, начальник отдела ЗАО «Центр инженерных технологий», г. Барнаул
Финансово-экономический механизм регулирования водопользования является ведущим в системе государственного управления водохозяйственной деятельностью и охраной водных ресурсов. Он, прежде всего, базируется на принципе «платности водопользования», который реализуется через систему платежей, налогов и штрафов. Эти экономические механизмы призваны снижать водоемкость производства и объемы сброса загрязняющих веществ, что, с одной стороны, способствует рационализации использования водных ресурсов, с другой — охране водных объектов от загрязнения и истощения.
В статье анализируется только механизм привлечения к административной ответственности водопользователей и недропользователей посредством наложения штрафов, рассмотренный на примере Алтайского края. Основой анализа послужили статистические данные и фондовые материалы, предоставленные Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, Территориальным агентством по недропользованию по Алтайскому краю и ФГУ «Территориальный фонд информации по Алтайскому краю». Анализ других элементов механизма платности водопользования (платежи, налоги) был выполнен ранее [1, 2] и в данной статье не приводится.
Штрафы рассматриваются как денежные взыскания, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении водного законодательства, а также стандартов, норм, правил и нормативов водопользования. Размеры штрафных санкций в области водопользования определены главой 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В соответствии с данным законом они устанавливаются за конкретный вид нарушений и существенно варьируют в зависимости от вида нарушения и правового статуса виновного (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо). Порядок применения мер административной ответственности и ее размеров регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (2001), Водным кодексом РФ (2006), федеральными законами «Об охране окружающей среды» (2002) и «О недрах» (1992), Бюджетным кодексом РФ (1998) и рядом подзаконных актов.
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа по надзору в сфере природопользования в пределах компетенции, установленной законодательством РФ. На территории Алтайского края таким специально уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю, осуществляющее постоянный государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов края, а также геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В соответствии с утвержденными годовыми планами и дополнительно, вне плановых проверок, осуществляется регулярный контроль предприятий, организаций-водопользователей и недропользователей за соблюдением ими действующего водного, природоохранного законодательства РФ и законодательства о недрах.
По результатам проверок за выявленные нарушения инспекторами составляются протоколы об административных правонарушениях, выносятся постановления о назначении административных наказаний, выдаются соответствующие предписания и осуществляется контроль за их выполнением. По фактам безлицензионного использования поверхностных и подземных вод нарушители привлекаются к административной ответственности, а в некоторых случаях их деятельность приостанавливается. По невыплаченным штрафам материалы направляются в службу судебных приставов.
Взысканные штрафы в полном объеме поступают в бюджет городского округа или муниципального района по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Далее они распределяются по районам Алтайского края согласно численности населения.
Основными нарушениями в сфере использования подземных вод, как показал анализ результатов проверок недропользователей Алтайского края за период 2002—2006 гг., являются: а) безлицензионное пользование недрами; б) невыполнение условий лицензионных соглашений; в) нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; г) несоблюдение режима хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны; д) несоблюдение нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты и содержания в них загрязняющих веществ; е) отсутствие программы мониторинга
2500 у 2000 -1500 -1000 --
500 --
0 2002 2003 2004 2005 2006
^■наложено 39,8 189,9 294 985 2404,4
—♦—взыскано 11,2 42,2 95,5 481,5 1762,8
Рис. 1 - Штрафы за административные правонарушения в области использования и охраны подземных вод (тыс. руб.)
подземных вод на водозаборах; ж) отсутствие приборного учета водопотребления и водоотведения.
Ежегодно за эти нарушения налагается от 39,8 тыс. руб. (2002 г.) до 2404,4 тыс. руб. (2006 г.), а взыскивается от 11,2 тыс. руб. (2002 г.) до 1762,8 тыс.руб. (2006 г.) (в ценах 2006 г. с учетом инфляционной составляющей), что свидетельствует о неуклонном росте как налагаемых, так и взыскиваемых штрафов. В целом объем наложенных штрафов к 2006 г. возрос в 60 раз, а взысканных — в 157 раз. Однако следует отметить, что ни в один год не отмечалось 100% взыскания наложенных штрафов. Доля вырученных средств от наложенных штрафов колеблется от 22% в 2003 г. до 73% — в 2006 г. (рис. 1).
Наиболее распространенными нарушениями в области использования и охраны поверхностных водных объектов в Алтайском крае являются: а) несоблюдение порядка использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос; б) безлицензионное пользование водными объектами; в) несоблюдение правил водопользования (отсутствие лицензий или невыполнение условий лицензионных соглашений); г) несоблюдение нормативов предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты и содержания в них загрязняющих веществ; д) отсутствие приборного учета водопотребления и водоотведения, нерациональное использование водных ресурсов; е) нарушение правил охраны водных объектов.
Отмечаются нарушения и в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), а именно: несоблюдение норм и правил их использования, а также самовольное строительство перегораживающих ГТС. К основным проблемам безопасности ГТС можно отнести и отсутствие у большинства из них собственников, которая решается путем передачи результатов проверок в прокуратуру и направления писем главам муниципальных образований Алтайского края с требованием установить собственников бесхозных ГТС.
Динамика наложения и взыскания штрафов за использование поверхностных водных объектов
Рис. 2 - Штрафы за административные правонарушения в области использования и охраны поверхностных водных объектов, обеспечение безопасности ГТС (тыс. руб.)
аналогична данным по использованию подземных вод, за исключением незначительного снижения объемов в 2006 г. Ежегодно за нарушения в области использования поверхностных вод и эксплуатации ГТС собирается от 125,5 тыс. руб. (2002 г.) до 560,9 тыс. руб. (2005 г.), а взыскивается — от 41,5 тыс. руб. (2002 г.) до 362,7 (2005 г.). Рост объемов примененных штрафных санкций менее значителен, чем за нарушения при использовании подземных вод, и составляет для наложенных штрафов — 4 раза, а взысканных — 9 раз, а доля собираемости штрафов при этом во все годы существенно выше и изменяется от 33% в 2002 г. до 82% в 2006 г. (рис. 2).
Выполненный анализ применения штрафных санкций за нарушения в сфере водопользования показал, что в области использования и подземных, и поверхностных вод отмечается рост объемов как наложенных, так и взысканных штрафов. Небольшой сбор штрафов в период 2002—2004 гг. объясняется затруднением применения инспекторами новых требований, внесенных в КоАП РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). В целом рост налагаемых и взыскиваемых штрафов обусловлен увеличением числа проверок и выявленных нарушений при наработанном опыте привлечения к административной ответственности юридических лиц. Однако ни в один год не наблюдалось стопроцентного взыскания наложенных штрафов, что предопределено банкротством некоторых предприятий. Отчасти этот показатель зависит и от добросовестности исполнения своих обязанностей судебными приставами.
Литература
1. Александрова, Ю.Н. Развитие механизма платности водопользования (на примере Алтайского края) / Ю.Н. Александрова, И.В. Жерелина // Географические исследования в начале XXI века: мат. конф. Иркутск, 2007.
2. Александрова, Ю.Н. Развитие финансово-экономического механизма регулирования водопользования (на примере Алтайского края) // Научное творчество молодежи: мат. конф. Анжеро-Судженск, 2007.