Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения в области кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники'

Административная ответственность за нарушения в области кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / НАЛИЧНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / БАНК / КАССА / ХРАНЕНИЕ / КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА / ПЛАТЕЖИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассматриваются нарушения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, а также нарушения при работе с контрольно-кассовой техникой. Кроме того, рассмотрены изменения, внесенные в ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения в области кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники»

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

В. В. СЕМЕНИХИН,

руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Нарушения в области кассовых операций

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) носит название «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций».

Кассовые операции — это операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с письмом банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»».

Согласно нормам данного документа, работая с наличными деньгами, необходимо соблюдать следующие правила:

— предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;

— предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России от 03.10.2002 № 2-П);

— для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме (см. постановление Госкомстата России

от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);

— прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин;

— предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются;

— предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (см. гл. 9 «Правил инкассации наличных денег» Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка Российской Федерации в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 24.04.2008 № 318-П);

— предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда;

— следует соблюдать предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, выражается:

— в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (см. определение ВАС РФ от 26.09.2008 № 12113/08 по делу № А08-4716/07-17; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010 по делу № А03-18378/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 по делу № А32-171/2009-51/18-9АЖ).

Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами составляет с 22.07.2007 ЮОтыс. руб. (подробнее см. указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», а также официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 № 34-ОР «О применении отдельных положений указания Банка Российской Федерации от20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»);

— в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. В постановлении от 25.11.2009 № Ф09-9208/09-С1 по делу № А07-11760/2009 ФАС Уральского округа отразил, что под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе неотражение всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия (см. также постановления ФАС Московского округа от 20.03.2007, 27.03.2007 № КА-А41/1674-07 по делу № А41-К2-10308/06, ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2007, 23.05.2007 № Ф03-А04/07-2/1744 по делу № А04-514/07-1/48);

— в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (определение ВАС РФ от 04.03.2009 № ВАС-1926/09 по делу № А53-13311/2008-С4-45, постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 по делу № А57-17057/2009);

— в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 № Ф04-4939/2009(12817-А03-31) поделу№ А03-759/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2008 по делу

№ А28-1776/2008-72/15, ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2007, 15.08.2007 № Ф03-А16/07-2/3312 по делу № А16-21АП/2007-3).

Статьей 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — одна из целей деятельности Банка Российской Федерации, который устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе организует наличное денежное обращение на ее территории. Соответственно непосредственным объектом состава правонарушения, закрепленного в ст. 15.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Субъективная сторона составов, содержащихся в рассматриваемой статье, может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.

Данное правонарушение независимо от способа его совершения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб.

Таким образом, привлечь за такое нарушение законодательства к административной ответственности можно не только виновное должностное лицо, но и организацию в целом.

Статья 15.2 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций» регламентирует ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций, что влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Рекомендуем к ознакомлению Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденное Советом директоров Банка России от 19.12.1997, протокол № 47 и письмо Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком...», утвержденным Банком России от 22.09.1993 № 40).

Так, именно в последнем из рекомендованных к ознакомлению документов закреплена обязанность банков систематически проверять соблюдение предприятиями требований порядка ведения кассовых операций.

Проверки порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляют-

ся при этом соответствующими финансовыми органами.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

В свою очередь, в Приложении 7 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.1997, протокол № 47, изложены рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью.

В соответствии с данными рекомендациями для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

Проверка оформляется справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме 0408026.

В ходе проверки предприятия рассматриваются:

— полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка. Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства;

— полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств

на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения;

— соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств. На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия;

— соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами»), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов;

— соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия. Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит. Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы;

— ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного

отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и др.

Справка по результатам проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй — остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам ФНС России по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, регламентированного ст. 15.2 КоАП РФ, как усматривается из диспозиции статьи, является должностное лицо учреждения банка.

Субъективная сторона состава рассматриваемой статьи может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.

С объективной стороны данное правонарушение характеризуется бездействием — невыполнением установленных Банком России требований к учреждениям банков как контролирующим органам.

Нарушения в области применения контрольно-кассовой техники

В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника включает в себя контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

При этом под фискальной памятью понимается наличие в составе контрольно-кассовой техники программно-аппаратных средств, обес-

печивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ регламентирует сферу применения контрольно-кассовой техники: устанавливает, что данная техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом в п.З ст. 2 приведен исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, к сожалению, имеет недостатки своего структурного изложения, поэтому так трудно бывает отыскать нужную норму. Попробуем разобраться, почему ст. 14.5 КоАП РФ попала в гл. 14 данного документа, и охарактеризовать данную статью с учетом последних поправок.

В соответствии с ч. 1ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.;

— на должностных лиц — отЗ 000 до 4 000 руб.;

— на юридических лиц — отЗО 000 до 40 000 руб.

Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ регламентирует административную ответственность:

— за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (см. постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 № 08АП-9610/2009 по делу № А75-10482/2009);

— за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

— за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (см. постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 № 08АП-8813/2009 по делу № А75-1656/2009).

Санкция ч. 2ст. 14.5 КоАП РФ выражена в виде административного штрафа:

— для граждан в размере от1 500до2 ООО руб.;

— для должностных лиц — отЗ ООО до4000 руб.;

—для юридических лиц — отЗО ООО до 40 ООО руб.

Санкции ч. 1 и 2ст. 14.5 КоАП РФ абсолютно

идентичны. На первый взгляд не совсем понятно, для чего разделять ст. 14.5 КоАП РФ на две самостоятельные части. Если это стремление разграничить диспозиции правонарушений ст. 14.5 КоАП РФ ввиду некоторого отличия в непосредственном объекте посягательства, то правонарушения ч. 1 и 2 этой статьи можно было вполне распределить в самостоятельные статьи документа.

Действительно, трансформировать ст. 14.5 КоАП РФ вполне можно было на две самостоятельные статьи, однако законодатель предпочел просто выделить в ней две части. Это вполне объяснимо. Дело в том, что до недавнего времени органы, полномочные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, закрепленные в разных частях ст. 14.5 КоАП РФ, не совпадали. Так, ч. 1 указанной статьи КоАП РФ в указанных целях относилась к ведению Роспотреб-надзора, ач.2 — к ведению налоговых органов.

В декабре 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЭ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в действие с 31.03.2010.

Согласно одному из положений этого документа к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел отнесены еще три состава административных правонарушений, предусмотренные:

— статьей 6.1 «Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями»;

— частью 2ст. 8.42 «Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хо-

зяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами»;

— частью 2 ст. 14.5 «Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения»).

Теперь к ведению Роспотребнадзора отнесены обе части ст. 14.5 КоАП РФ (см. письмо Роспотребнадзора от 25.01.2010 № 01/755-10-32 «О применении норм КоАП в связи с изменениями, вносимыми Федеральным законом № 380-ФЭ»), Такой вид ст. 14.5 КоАП РФ приобрела после вступления в законную силу положений Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 121-ФЗ).

До принятия и утверждения Федерального закона № 121-ФЗ диспозиция и санкция рассматриваемой статьи звучала следующим образом: «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».

Начало действия редакции Федерального закона № 121-ФЗ (за исключением отдельных положений) — 01.01.2010. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 121-ФЗ документ вступил в силу с 01.01.2010, за исключением ст. 3, вступившей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Как видно из сравнения санкций ч. 1 и 2 ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции и санкций этой статьи в прежней редакций пороговые величины административного штрафа для всех субъектов данного правонарушения остались прежними.

Диспозиция же данного правонарушения по сравнению с прежней редакцией претерпела серьезные изменения. Она получила детальную регламентацию и была конкретизирована. Вызвано это, прежде всего, вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, приведенным в постановлении от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса РФ).

В качестве субъектов административной ответственности положения ст. 14.5 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели, так как гл. 14 КоАП РФ не предусмотрено иное. Кдолжностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные ранее функции.

В связи с рассмотрением ст. 14.5 КоАП РФ немаловажно также обратить внимание читателей, что 21.07.2009 вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику. Но при этом есть одно условие: по требованию покупателя (клиента) должен выдаваться документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг), с реквизитами, которые указаны в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Таким документом может быть, например, товарный чек или квитанция. Контролировать соблюдение требования о выдаче надлежащих документов при проведении расчетов наличными и платежными картами обязаны налоговые органы. Они же вправе налагать на плательщиков ЕНВД штрафы при отказе в выдаче соответствующего документа.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от31.12.2001 № 195-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»: Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ.

3. О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации: положение Банка России от24.04.2008 № 318-П.

4. О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации: указание Банка России от 14.08.2008 № 2054-У.

5. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от22.05.2003 № 54-ФЗ.

6. Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.