Пснолошш ннуки
АДЕКВАТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА КАК МАРКЕР КОНТИНУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Н.Н. Волоскова, М.А. Чернявская, Е.Ю. Семенова
ADEQUACY OF PROFESSIONAL CHOICE AS CONTINUAL CHANGEABILITY OF STUDENT'S PERSONALITY MARKER
Voloskova N.N.,
Cherniavskaya М.А., Semenova E.J.
The adequate choice of professional activity is essential for the development of future specialist's personality, which enables the formation of motivated diligence in studies, basic professional skills in the process of studying.
Существенным для развития личности будущего специалиста является правильный выбор профессиональной деятельности, что позволяет сформировать мотивированное усердие в учебе, прочные навыки профессионала уже в процессе учебыi.
УДК 159.923.2:37.047
Адекватность профессионального выбора представляет важный момент жизнедеятельности молодого человека для дальнейшего развития его личности. По мнению отечественных психологов, потенциалы развития являются одним из существенных свойств личности субъекта деятельности (11). Процесс профессионального самоопределения сводится к построению личностного профессионального плана и рассматривается как проблема поиска смысла (личностного смысла, смысла жизни, индивидуального смысла, смысла самоощущения), самоопределение оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов, определением смысла собственного существования человека (12). Качество профессионального функционирования личности, которое уже начинается в вузе, зависит от системы отношений будущего специалиста, активности его личности, потребности в самореализации, отношения к самому себе, к своей учебе и будущей работе, другим людям и миру в целом.
В процессе личностно-профес-сионального становления происходит перестройка ментальности, смена целей, ценностей, ориентаций индивидов. Поэтому в познании современного человека, возможностей его развития, саморазвития остается много проблем - непознанных и непонятых (13).
Личностно-профессиональное самоопределение включает пересмотр человеком
применяемых к ним критериев и оценок, так как изменяются социальные и профессиональные нормы и ценности, и сам человек выбирает разные из них на разных этапах его развития. Происходит «пересамоопределение» в ситуации изменившихся внешних и внутренних условий «определенных изменяющихся обстоятельств» (6).
По мнению ряда авторов, проблема становления личности субъекта деятельности, профессионала в процессе становления российского общества является остро актуальной. Существует необходимость усилить внимание к личностному аспекту проблемы профессионализма; проблемы «профессионального становления» как интегрального показателя, характеризующегося динамичной структурой, изменяющейся на различных этапах развития личности (9); проблемы молодого человека в процессе постоянного внутриличностного переживания - «несовпадения с самим собой» в многообразно меняющейся социальной действительности (5). Повышается роль субъектного начала, когда активность студентов носит разнонаправленный характер. В связи с этим социальное поведение современного человека становится все более непрогнозируемым.
Адекватные или неадекватные личностные и поведенческие, психологические реакции студенческой молодежи зависят преимущественно от наличия или отсутствия конституционально-типологических предиспозиций, которые обусловливают целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (2). В этих случаях может наблюдаться конституционально-типологическая, психотипологическая изменчивость в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии (1;3)
На наш взгляд, можно предположить, что существенным для развития личности будущего специалиста является правильный выбор профессиональной деятельности, что позволяет сформировать мотивированное усердие в учебе, прочные навыки профессионала уже в процессе учебы. Мотивированные к данной профессии студенты стре-
мятся к достижению успехов в процессе профессиональной подготовки и общественной жизни: они активны в научной деятельности, участвуют в художественной самодеятельности и т.п. Это отражается на успешности деятельности личности студента в целом. Таким образом, профессиональный выбор, адекватный конституционально-типологической структуре студента, обусловливает нормальное функционирование личности, успешную адаптацию и мотивацию достижения успеха к поставленной цели. Можно предположить, что студенты, которые ошиблись в профессиональном выборе, чаще всего в процессе обучения подвергаются аномальной личностной изменчивости. И в этом случае задача образования -вовремя распознать, какие возможности студента не соответствуют требованиям профессии, помочь в построении личностного профессионального плана, может быть, помочь «пересамоопределиться».
Целью исследования явилось изучение динамики конституционально-психотипологических особенностей личности студентов в процессе обучения.
Теоретическую основу исследования составили: учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (10; 12); роль врожденных и наследственных конституционально психических особенностей в индивидуально поведенческих стереотипах (4; 7) концепция об аномальной личностной изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально-континуального пространства (1); генетическая теория типов (8).
Объектом исследования с 2004 по 2006 г. явились 408 студентов женского и мужского пола в возрасте 18-21 года, обучающиеся на факультете психологии (62 студента 2 курса и 53 студента 4 курса), физкультуры и спорта (61 студент 2 курса и 49 студентов 4 курса), экономическом факультете (103 студента 2-ого курса и 80 студентов 4-ого курса). Все студенты подверглись интервьюированию по выбору профессии (И.Л. Соломин).
Данные результатов интервьюирования показали: 24% студентов факультета психологии ответили, что их выбор продиктован советом знакомых и настойчивостью родителей, а также помочь себе решить проблемы психологического характера; 19% студентов факультета физической культуры и спорта - им нравится спорт, но учиться они не любят, т.е. от безысходности; 35% студентов экономического факультета указали, что выбор сделан по совету родственников и знакомых, которые работают в этой области знаний, профессия экономиста престижна и перспективна, дает материальный достаток, а главное, специалисты эти вос-стребованы. Таким образом, анализ результатов интервьюирования показал, что наибольший процент составили студенты экономического факультета, на втором месте -факультет психологии, на третьем факультет физической культуры и спорта.
Выявленные студенты подверглись исследованию конституционально-континуальных особенностей личности. В основу качественной градации испытуемых положены четыре конституциональных психотипа: истероиды, эпилептоиды, циклоиды и шизоиды. В результате экспериментально-психологического анализа были исключены смешанные психотипы.
При проведении исследования были использованы следующие клинические опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) автор А.Е. Лич-ко (1978); клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К-78) автор Д.М. Менделевич и К.К. Яхин (1978); методика измерения тревожности Тейлора (шкала Т) (1953); личностный опросник Айзенка (1964); методика измерения уровня невротизации и психопатизации (УНП) автор Е.Ф. Бажин (1976) и И.Б. Ласко (1980).
Результаты сравнительного психологического исследования всех студентов подверглись сплошной математической обработке, исходя из предположения нулевой гипотезы с исследованием критерия х-квадрата К. Браунли, что никаких различий
между испытуемыми сравниваемых групп не существует.
Анализируя результаты исследования личности студентов экономического факультета (ЭФ) 2-го и 4-го курса по шкалам СМИЛ, можно отметить высокие показатели по шкале 6, что указывает на предприимчивость, активность, организаторские способности, заинтересованность в собственном деле.
Характеризуя студентов психологического факультета (ФП) на основании методики СМИЛ были выявлены следующие личностные особенности. Наряду с достаточно высокой поисковой активностью и выраженной мотивацией успеха для них характерен высокий индекс интеллигентности и повышенного контроля сознания, аналитический склад ума, широкий круг интересов, маргинальная адаптация в связи с противоречивой и неустойчивой эмоциональной сферой при богатом воображении и интро-вертированности, которая компенсируется эмпатичностью (повышенные 2-я, 8-я, 4-я, 7-я и 0-я шкалы при повышенной у юношей и пониженной у девушек 5-й шкале в профиле СМИЛ).
Следует так же отметить, что студенты 4-го курса ФП отличаются высоким креативным потенциалом, интуитивностью, эм-патией, хорошими коммуникативными способностями.
Сравнительные данные анализа показывают, что 8% студентов 2 курса выявили высокий уровень невротизации и психопати-зации, что указывает на аномальную личностную изменчивость. Учитывая данные, можно утверждать, что из 24% студентов ФП, отнесенным к студентам с неадекватным выбором профессии, 8% из них имеют аномальную личностную изменчивость. Анализ качественных характеристик инди-видульно-психологических особенностей позволяет отметить, что у данной группы студентов присутствует неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, т.е. утрата смысла, согласия с самим собой. Оставшиеся 16% студентов данной группы выявили следующие личностные характеристики: активное движение к качественно
новым задачам, направленность на ломку старых стереотипов и гибкое решение задачи «пересамоопределения» в создавшейся ситуации. В группе студентов 4 курса не выявлено испытуемых с высоким уровнем нев-ротизации и психопатизации. Это позволяет сделать вывод о том, что на личностно-профессиональное формирование большое влияние оказывает процесс обучения в вузе, его организация, мотивационные и ценностные ориентации.
Для объективизации динамики личностной изменчивости был проведен индивидуальный типологический опросник (ИТО), который представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств личности. Результаты исследования на факультете психологии показывают однозначное преобладание среди представителей всех психотипов умеренных показателей по шкале тревожности, что указывает на осторожность в принятии решений. Сравнительный анализ по шкале стенично-сти указывает на тенденцию к самоутверждению, к активной самореализации, к стремлению в отстаивании своих интересов. Высокие показатели по шкале экстраверсии говорят об обращенности личности в мир реальных явлений.
Большинство студентов факультета физической культуры и спорта (ФФК) 2 и 4 курса обнаружили профили СМИЛ с ведущей 6-й шкалой, что указывает на устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиций. Данные лица проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их.
У студентов 4 курса ФФК отмечено выраженное чувство соперничества и выносливости к стрессу, что позволяет быть успешным на спортивной ниве. На факультете физической культуры и спорта у всей выборки испытуемых отмечается повышенная тенденци к активной самореализации, стремлению к отстаиванию своих интересов. Только 4% студентов выявили высокий уровень невротизации и психопатизации, что демонстрирует аномальную личностную из-
менчивость и коррелирует с теми данными интервьюирования, которые указывают на неадекватность выбора профессии учителя физкультуры. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что данной группе студентов необходима психологическая помощь.
Анализируя результаты обследования студентов экономического факультета, можно отметить неоднозначность полученных данных по шкалам ИТО. Высокие показатели по шкале тревожности у представителей циклоидного психотипа, что указывает на осторожность в принятии решений у данных личностей. У представителей шизоидного психотипа отмечаются высокие показатели по шкале «интроверсии», что указывает на отстраненность, аутизацию. И лишь при сравнительном анализе можно отметить высокие показатели у представителей всех психотипов по шкале «стенично-сти», которая констатирует уверенную тенденцию к самоутверждению.
Сравнительные данные анализа испытуемых экономического факультета обнаружил сложность и неоднозначность интерпретируемого материала. Результаты показывают, что 14% студентов 2 курса (из 35% выявленных студентов при интервьюировании) выявили высокий уровень тревожности, невротизации и психопатизации, что указывает на аномальную личностную изменчивость. Анализ качественных характеристик индивидульно-психологических особенностей позволяет отметить, что у данной группы студентов присутствует, в основном, неуверенность в своих силах, мотивация избегания неудач, утрата согласия с самим собой. Оставшиеся 21% студентов данной группы выявили следующие личностные характеристики: активное движение к качественно новым задачам, направленность на ломку старых стереотипов и гибкое решение задачи «пересамоопределения» в создавшейся ситуации. В группе студентов 4 курса не выявлено испытуемых с высоким уровнем невротизации и психопатизации. Это позволяет сделать вывод о том, что на лич-ностно-профессиональное формирование большое влияние оказывает, так же как и в
предыдущих группах, процесс обучения в вузе, его организация, мотивационные и ценностные ориентации.
Анализ результатов исследования показал, что профессиональный выбор студентов представляет маркер конституционально-типологического континуума личности. Формирование профессионала происходит в процессе обучения в вузе и этот процесс, организация, мотивационные и ценностные ориентации оказывают основополагающее значение. При этом нельзя не учитывать индивидуально-психологические особенности личности студента. Студенты, находящиеся в континууме нормы-акцентуаций характера демонстрируют гибкое поведение, активность в постановке и достижении новых задач, мотивацию достижения успеха. Студенты, выявляющие высокий уровень психопа-тизации и невротизации, как правило, коррелирующий с хроническими пропусками занятий, академической неуспеваемостью, требуют пристального внимания со стороны психологов и преподавателей.
Таким образом, существенным для развития личности будущего специалиста является правильный выбор профессиональной деятельности, что позволяет сформировать усердие в учебе, прочные навыки профессионала уже в процессе учебы. Это отражается на успешности деятельности личности студента в целом. Следовательно, профессиональный выбор, адекватный конституционально-типологической структуре студента, обусловливает нормальное функционирование личности, успешную адаптацию и мотивацию достижения успеха к поставленной цели. Студенты, которые ошиблись в профессиональном выборе, чаще всего в процессе обучения подвергаются аномальной личностной изменчивости. И в этом случае задача образования вовремя распознать, какие возможности студента скрыты, помочь в построении личностного профессионального плана, возможно, помочь пересамоопределиться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахвердова О.А. Личностно-характерологии-ческий континуум современного подростка: Дис... д-ра псих. наук. -М., 1998.
2. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность / Пятигорск. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 1996
3. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. -Ставрополь, 1999.
4. Братусь Б.С. Аномалия личности. -М., 1998.
5. «Желаю молодым большой научной честности»: Беседа с д-ром психол. Наук Л.И. Анцы-ферова / Записано В. Артаманов // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 4. - С. 123138.
6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.
7. Кречмер Э. Медицинская психология. - СПб.: Союз, 1998.
8. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления // Процесс и способы решения технических задач. -М.: Педагогика, 1975.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Киев, 1989.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -4 изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация харак-терау подростков. - М., 1977.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Акад. пед. и социал. наук Моск. психолго-социального ин-т - М.: 1996.
13. Фельдшетйн Д.И. Психологическое становление личности. - М., 1994.
Об авторе
Волоскова Наталья Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - феноменология психологических изменений в конституционально-типологическом личностном континууме, психокоррекция аномальной личностной изменчивости органического происхождения у подростков.
Чернявская М.А., специалист отдела лицензирования и аттестации министерства образования Ставропольского края, соискатель кафедры психологии, феноменология психологических изменений в конституционально-типологическом личностном континууме, психокоррекция аномальной личностной изменчивости органического происхождения у подростков.
Семенова Е.Ю., соискатель кафедры психологии. Сфера научных интересов - феноменология психологических изменений в конституционально-типологическом личностном континууме, психокоррекция аномальной личностной изменчивости органического происхождения у подростков.