DOI: 10.12731/2218-7405-2017-5-54-69 УДК 376.22
АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
студентов с нарушением двигательной сферы
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Колесникова Г.Ю., Чебарыкова С.В.
Цель. В статье актуализируется проблема необходимости комплексного изучения и учета специфики адаптивных возможностей студентов с ОВЗ (на примере нарушений двигательной сферы врожденного и приобретенного генеза) при реализации инклюзивного подхода в высшем профессиональном образовании.
Предметом исследования является специфика адаптивных возможностей студентов с нарушениями двигательной сферы различного генеза.
Методы и методология работы. Теоретический анализ литературы, системный подход, экспериментальный метод.
Результаты. В статье описана процедура изучения адаптивных возможностей студентов с ОВЗ и нормой здоровья, представлены характеристики групп. Составленные характеристики качественно отражают наиболее яркие проявления адаптивных возможностей личности нарушением двигательной сферы.
В заключении делаются выводы об уровне развития адаптивных возможностей респондентов принявших участие в исследовании, определены направления деятельности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе.
Область применения: система высшего профессионального образования, служба психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации студентов с ОВЗ в вузе.
Ключевые слова: высшее образование лиц с ОВЗ; модель социально-психологической адаптации студентов-инвалидов; на-
рушение двигательной сферы; адаптация; адаптивные возможности.
ADAPTIVE CAPABILITIES OF STUDENTS WITH MOVEMENT DISORDERS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INCLUSIVE APPROACH IN EDUCATION
Kolesnikova G.Yu., Chebarykova S.V
Purpose. In the article, the problem of the need for comprehensive study and consideration of the specificity of the adaptive capabilities of students with HIA (on the example of movement disorders of the congenital and acquired genesis) when implementing an inclusive approach in higher vocational education is actualized.
Research subject. Specific features of university students with disabilities adaptive capacity.
Methodology. Theoretical analysis of literature, system approach, experimental method.
Results. The article describes the procedure for studying the adaptive capabilities of students with disabilities and the standard of health, and presents the characteristics of groups. The formulated characteristics qualitatively reflect the most striking manifestations of the adaptive abilities of young people with impairment of movement disorders of various geneses.
Conclusions are made about the level of development of the adaptive capabilities of the respondents who took part in the study, and the directions of the activities of specialists engaged in psychological and pedagogical support of students'adaptation in the university are defined.
Scope: the system of higher professional education, the service of psychological and pedagogical support ofadaptation processes for students with disabilities in the university.
Keywords: higher education of individuals with disabilities; model of socio-psychological adaptation of students with disabilities; movement disorder; adaptation; adaptive capabilities.
Система высшего образования переживает глобальные изменения. Прежде всего, это касается системы целеполагания и поиска стратегических ориентиров в создании релевантной модели профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и студентов-инвалидов. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297) перед вузами встает актуальная проблема разработки модели обучения индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [9]. В качестве примера подобной модели может быть рассмотрен опыт Новосибирского государственного технического университета, где на базе института социальных технологий и реабилитации создана комфортная доступная среда, позволяющая успешно адаптироваться студентам с ОВЗ к учебному процессу [8]. Ключевым компонентом модели обучения и социально-психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе является создание комфортной и безопасной образовательной среды, выстроенной с учетом их индивидуальных физических и личностных особенностей [8;15].
Одной из наиболее уязвимых категорий обучающихся с ОВЗ являются студенты с нарушениями двигательной сферы. Социально-психологическое сопровождение этой категории должно быть выстроено с учетом оценки адаптивных возможностей и адаптивного потенциала личности каждого обучающегося с двигательной патологией и направлено на содействие в адаптации к образовательному пространству вуза.
Смысловое пространство понятия «адаптивные возможности» тесно связано с терминами «адаптация», «социально-психологическая адаптация личности», «адаптивность», «адаптированность», «адаптивный потенциал личности». Не углубляясь в многомерное содержание этих явлений, ограничимся следующими определениями:
1. Под адаптацией мы понимаем единство процессов аккомодации и ассимиляции, где аккомодация в социуме предполагает
усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности, а потому в некоторой степени уподобление индивида другим членам общества; осуществляя ассимиляцию, субъект изменяет объективные свойства своего окружения, причем объем и значимость этой преобразующей активности возрастают по мере развития его личности [13, с. 95].
2. Адаптивность (способность к адаптации) понимается нами как интегральное свойство личности, характеризующее ее стрес-соустойчивость, способность противостоять срывам. В ее основе лежат генетические предпосылки, которые проявляются под влиянием внешней среды [6].
3. Адаптированность рассмотрена нами как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности. Адаптированность предполагает адаптацию к чему-то, к конкретной среде. «Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других - хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых ее положение близко к полной дезадаптирован-ности» [7, с. 5].
4. Структурно-функциональная модель социально-психологической адаптации личности может быть описана через составляющие структуры личности: ценностные ориентации, направленность личности; «Я-концепция» личности; базовая социальная потребность личности в позитивном отношении и самоотношении; индивидуальные особенности личности, определяющие адаптационные ресурсы; адаптационные свойства интеллекта; эмоционально-волевой компонент [4, с. 93].
5. Адаптивный потенциал личности это жизненный потенциал человека, совокупность психофизиологического и личностного ресурсов, обеспечивающих процесс приспособления, устойчивости, саморегуляции и саморазвития с целью оптимизации взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Адаптивный потен-
циал не всегда характеризует реальную степень адаптированности в окружающем мире. Так, ограниченные адаптационные ресурсы могут не препятствовать социально-психологической адаптации личности в случае нахождения ею оптимальной социальной ниши, но в новых, непривычных условиях степень адаптированности личности может снизиться вплоть до дезадаптации [2; 3].
6. Под адаптивными возможностями личности мы понимаем запас внутренних функциональных резервов, которые расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. Адаптивные возможности личности включают способность противостоять негативному воздействию среды в виде стрессов, характеризуя в целом стрессоустойчивость [14]. Так, устойчивость к стрессам позволяет исключить деструкцию личности (дезадаптацию) и в целом ускорить процесс социальной адаптации, который выступает не только как объективный механизм приспособлении к социальной среде, но и как механизм субъективной деятельности [10, с. 56].
7. Адаптивный потенциал лиц с ОВЗ (если нет сочетаний с органическим поражением головного мозга) обычно считается высоким. На почве биологической неполноценности отмечается лишь повышенная вероятность затруднений в процессе адаптации. В то же время трудности в адаптации, социализации и интеграции считаются одной из модально-неспецифических закономерностей развития личности в условиях дизонтогенеза [1; 12; 16].
8. Лица с ОВЗ, в том числе и с патологией двигательной сферы, испытывают существенные трудности в адаптации к новым (изменившимся) условиям жизни - физическому пространству и социальному окружению [1; 5; 11].
Изучение адаптивных возможностей студентов с нарушением двигательной сферы был осуществлен на базе краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский социально-оздоровительный центр инвалидов Хабаровского края», где в состав контингента, регулярно проходящих лечение и реабилитацию, входят студенты вузов г. Хабаровска: Тихоокеанского государственного университета, Дальневосточного государственного университета
путей сообщения, Дальневосточного государственного медицинского университета.
Планируя исследование, мы исходили из ниже следующих ключевых положений дефектологии:
- наличие нарушения двигательной сферы оказывает существенное влияние на становление и развитие личности человека;
- лица с нарушениями двигательной сферы представляют собой гетерогенную группу не только по клинической картине основного заболевания и степени выраженности дефекта, но и по времени возникновения патологического состояния;
- врожденный и приобретенный характер нарушения двигательной сферы имеет решающее значение в формировании и развитии адаптивного потенциала личности молодого инвалида.
В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение, что адаптивные возможности студентов с нарушением двигательной сферы различного генеза (врожденные и приобретенные), имеют специфические особенности как внутри нозологической группы, так и в сравнении со сверстниками нормы здоровья. Различия проявляются в таких параметрах, как: ценностные ориентации, Я-концепции личности (самоотношение); индивидуальные особенности личности, коммуникативные свойства личности, адаптационные свойства интеллекта.
Для подтверждения выдвинутого предположения нами были сформированы две основные группы испытуемых: 1 группа - испытуемые с врожденным нарушением двигательной сферы, 2 группа - испытуемые с приобретенным нарушением двигательной сферы. Для подтверждения репрезентативности основных групп был использован клинико-биографический метод исследования - изучены биографические сведения и данные об актуальном социальном статусе (сведения о возрасте, времени возникновения и характере двигательного дефекта, а также семейное положение, социально-культурный уровень, включенность в трудовую и общественную деятельность и пр.). В число участников 1 группы были отобраны лица с заболеванием центральной нервной системы (детский
церебральный паралич, преимущественно гемипаретическая, ди-плегическая, спастико-гиперкинетическая формы). Респонденты 2 группы это лица с травматическими повреждениями головы, позвоночника, нижних и верхних конечностей, дегенеративными изменениями опорно-двигательного аппарата (грыжа межпозвонкового диска, артрозы суставов, стенозы позвоночника и пр.)
В качестве группы сравнения выступили обучающиеся с нормой здоровья (без нарушений двигательной сферы). Все группы испытуемых были уравнены по количеству (20 человек), возрасту (19-23 лет), социальному статусу.
Диагностический инструментарий исследования подбирался нами в соответствии с необходимостью изучения основных психологических компонентов, составляющих адаптивные возможности личности. Исходя из анализа модели С.А. Ларионовой в качестве таковых рассматриваются: ценностные ориентации (направленность личности), Я-концепция (самоотношение), индивидуальные особенности личности, коммуникативные свойства, адаптационные свойства интеллекта. Изучаемые параметры и использованные диагностические средства представлены в таблице № 1.
Таблица 1.
Характеристика методического инструментария исследования
№ Психологические компоненты модели Используемая методика Изучаемые параметры
1 Ценностные ориентации (направленность личности) Ценностные ориентации М. Рокича Терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства)
2 Я-концепция (самоотношение) Методика управляемой проекции В.В. Столина Приятие себя, симпатия к себе, самоуважение, вытесняемые свойства и качества, психологические защиты
3 Индивидуальные особенности личности Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла Измерение различных полярных свойств личности (замкнутость-общительность, смелость-робость и другие) составляющих профиль личности
Окончание табл. 1.
4 Коммуникативные свойства личности Методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорода, М. Салливена Ориентация в общепринятых правилах и нормах вербального и невербального общения
5 Адаптационные свойства интеллекта Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра Уровень развития интеллекта
Для подтверждения выявленных различий использовались методы статистической обработки (кластерный анализ, корреляционно-регрессивный анализ, анализ проверки гипотез) всего массива данных.
Анализ полученных данных результируется нами созданием качественных характеристик адаптивных возможностей студентов с нарушением двигательной сферы различного генеза. Характеристики адаптивных возможностей испытуемых каждой группы представлены в таблицах № 2, № 3, № 4, они базируются на сопоставлении данных, полученных при помощи комплекса исследовательских методов.
Таблица 2.
Характеристика адаптивных возможностей испытуемых 1 группы (студенты с нарушением двигательной сферы врожденного генеза)
Психологические феномены (компоненты модели) Результаты, полученные в ходе исследования
Ценностные ориентации (направленность личности) Терминальные ценности: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей. Инструментальные ценности: честность, независимость, широта взглядов, твердая воля.
Я-концепция (самоотношение) Наличие внутриличностного конфликта, экстернальность локус-контроля, преобладание внешне обвинительных реакции, формирование комплекса неполноценности по типу как превосходства, так и полного уничижения.
Индивидуальные особенности личности (профиль личности) Замкнутость (А-), конкретность мышления (В-), эмоциональная неустойчивость (С-), озабоченность (Б-), недобросовестность мечтательность (М+), тревожность (О-), консерватизм ^1-), зависимость ^2-), фрустрированность ^4-).
Окончание табл. 2.
Коммуникативные свойства личности Низкий уровень социального интеллекта: трудности анализа ситуации межличностного взаимодействия, существенные затруднения в понимании невербальных сообщений, прогнозирования поведения окружающих людей.
Адаптационные свойства интеллекта Низкий/средний уровень интеллекта
Таблица 3.
Характеристика адаптивных возможностей испытуемых 2 группы (студенты с нарушением двигательной сферы приобретенного генеза)
Психологические феномены (компоненты) модели Результаты, полученные в ходе исследования
Ценностные ориентации (направленность личности) Терминальные ценности: здоровье, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Инструментальные ценности: независимость, воспитанность, образованность, честность.
Я-концепция (самоотношение) Наличие внутриличностного конфликта; сочетание проявлений интернального (чаще) и экстернального (реже) локус-контроля.
Индивидуальные особенности личности(профиль личности) Замкнутость (А-), абстрактность мышления (В+), эмоциональная неустойчивость (С-), доминантность (Е+), озабоченность практичность (М-), тревожность (О-), радикализм ^1+), зависимость ^2-), фрустрированность ^4-).
Коммуникативные свойства личности Средний уровень социального интеллекта: незначительные трудности в анализе ситуации межличностного взаимодействия, в прогнозировании поведения окружающих людей.
Адаптационные свойства интеллекта Средний/ выше среднего уровень интеллекта
Таблица 4. Характеристика адаптивных возможностей испытуемых группы сравнения (студенты нормы здоровья)
Психологические феномены (компоненты) модели Результаты, полученные в ходе исследования
Ценностные ориентации (направленность личности) Терминальные ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь общественное признание, наличие хороших и верных друзей. Инструментальные ценности: образованность, жизнерадостность, рационализм.
Окончание табл. 4.
Я-концепция (самоотношение) Отсутствие внутриличностного конфликта, незначительность проявлений внутриличностного конфликта (ситуативно). Наличие продуктивных защитных механизмов (сотрудничество). Удовлетворенность собой и своей жизнью.
Индивидуальные особенности личности (профиль личности) Общительность (А+), абстрактность мышления (В+), эмоциональная устойчивость (С+), беспечность (Б+), смелость (Н+), практичность (М-), радикализм (01+), самоуверенность (О+), самостоятельность (02+), фрустрированность (04-).
Коммуникативные свойства личности Высокий социальный интеллект, проявляющийся в способности извлекать максимум информации о поведении человека, понимать язык невербального общения, успешно прогнозировать реакции людей в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в межличностных отношениях.
Адаптационные свойства интеллекта Выше среднего/ высокий уровень интеллекта
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, позволяют с уверенностью подтвердить наше предположение, что адаптивные возможности личности студентов находятся в тесной связи с состоянием двигательной сферы индивида, при этом врожденное и приобретенное нарушение функций опорно-двигательного аппарата специфически обуславливает адаптивные возможности человека. Каждая из трех групп имеет свои особенности, при этом студенты с нарушениями двигательной сферы различного генеза демонстрируют отличия в уровне сформированности адаптивного потенциала между собой и качественное своеобразие по отношению к здоровым сверстникам. Полученные данные не противоречат классическим представлениям о тесной связи между состоянием двигательной сферы, психофизическими особенностями личности и успешностью ее адаптации в социуме.
Таким образом, проведенное нами исследование дало основание сделать следующие выводы:
1. Студенты с нормой здоровья показали высокий уровень развития адаптивных возможностей. Они не испытывают сложности в социально-психологической включенности в образовательную среду вуза, в подавляющем большинстве не нуждаются в специаль-
но организованном психолого-педагогическом сопровождении при получении высшего профессионального образования.
2. Студенты с нарушением двигательной сферы врожденного генеза демонстрируют низкий уровень адаптивных возможностей, что объясняется узостью и бедностью перцептивно-моторного и социально-перцептивного опыта респондентов. В связи с этим молодежь с нарушением двигательной сферы врожденного генеза - это особая категория студентов, нуждающаяся во всесторонней специально организованной, систематической и длительной психологической помощи и педагогической поддержке при получении высшего профессионального образования.
3. Студентов с нарушением двигательной сферы приобретенного генеза характеризует средний уровень адаптивных возможностей. У данной категории лиц вследствие тяжелой инвалидизирующей травмы или болезни имело место резкое изменение привычного образа жизни, ценностных ориентаций, Я-концепции (самоотношения), черт личности, коммуникативных и адаптационных свойств интеллекта. Названные компоненты личности сформировались в целом в период нормального онтогенеза и позже деформировались. Нами выявлено, что испытуемым 2 группы свойственны черты, характерные как для нормально развивающихся сверстников (например, уровень развития интеллекта, коммуникативных способностей, некоторых личностных черт и пр.), так и для лиц с врожденной (рано приобретенной) патологией двигательной сферы (наличие внутриличностного конфликта). Таким образом, студенты с приобретенным нарушением двигательной сферы испытывают потребность в оказании им специально организованной психологической поддержки.
4. Основными ориентирами в деятельности педагогов высшей школы и специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение адаптации в вузе студентов с ОВЗ, могут выступать следующие:
- достижение соответствия между образовательными потребностями студента и возможностями среды вуза;
- преодоление ограничений и барьеров в ориентировании и мобильности;
- преодоление трудностей в освоении образовательных и профессиональных программ вуза;
- устранение личностных барьеров (страха, неуверенности и пр.) с целью подготовки к будущей жизни, в том числе профессиональной и трудовой деятельности.
5. Основными средствами и методами социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ в ходе реализации инклюзивного подхода в высшем профессиональном образовании могут стать:
- своевременное проведение комплексной диагностики индивидуальных особенностей личности, адаптивного потенциала и профессиональных способностей студентов с ОВЗ;
- использование ассистивных средств и технологий - помощь в ориентации в образовательном пространстве вуза (в первую очередь, физическом пространстве);
- применение превентивных мер поддержки - индивидуальная работа с психологом-консультантом;
- содействие в формировании коммуникативной компетенции и развитии социальных связей носителей дефекта и их окружения;
- содействие в обеспечении полноценного качества жизни (социальная поддержка) иногородних студентов с ОВЗ в условиях общежития;
- постдипломное сопровождение выпускника;
- формирование и развитие инклюзивной культуры у всех субъектов образовательного процесса (студенты с нарушениями двигательной сферы и другими ОВЗ, студенты с нормой здоровья, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал вуза, потенциальные работодатели).
Список литературы 1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации:
учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 96 с.
2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 67-73.
3. Бойченко Я.С. Адаптационные возможности личности современного студента и индивидуально-психологические характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 96-100.
4. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. Белгород, 2002. 200 с.
5. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: дис ...д-ра психол. наук. М., 2001. 385 с.
6. Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978. 343 с.
7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН АпмССР, 1988. 263 с.
8. Осьмук Л.А. Стратегия развития инклюзивного образования в Новосибирском государственном техническом университете // Организация инклюзивного образования в России и Германии. Обмен опытом. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С. 165-171.
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 19.04.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_189921/ (Дата обращения 02.05.2017).
10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. 152 с.
11. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / Под ред. Б.Б. Айсмонаса. М.: МГППУ, 2013. 196 с.
12. Сорокин С.М. Специальная психология / Под ред. Л.М. Шипици-ной. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
13. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Мн.: Хар-вест, 1998. 800 с.
14. Терещенко В.В. Специфика адаптационных возможностей студентов вузов в межвозрастной переход (от юношеского возраста к взрослости) // Психология обучения. 2017. № 3. С. 33-44.
15. Liasidou A. Inclusive education and the issue of change: theory, policy and pedagogy Houndmills, Basingstoke, Hampshire; New York, NY: Palgrave Macmillan, 2015. 192 p.
16. Raue K., Lewis L. Students with disabilities at degree-granting postsec-ondary institutions [electronic resource]: first look. Washington, DC : National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Dept. of Education, 2011. 63 р.
References
1. Alekseenkova E.G. Lichnost'v uslovijahpsihicheskoj deprivacii: ucheb-noeposobie [Personality in conditions of mental deprivation]. Saint Petersburg: Piter, 2009. 96 р.
2. Bogomolov A.M. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial v kontekste sistemnogo analiza [Personal adaptive potential in the context of system analysis]. Psihologicheskajanauka i obrazovanie. 2008. № 1. pp. 67-73.
3. Bojchenko Ja.S. Adaptacionnye vozmozhnosti lichnosti sovremennogo studenta i individual'no-psihologicheskie harakteristiki [Adaptability of the personality of the modern student and individual psychological characteristics]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2014. v. 20. pp. 96-100.
4. Larionova S.A. Social 'no-psihologicheskaja adaptacija lichnosti: teoretich-eskajamodel'i diagnostika: monografija. [Socio-psychological adaptation of personality: theoretical model and diagnostics]. Belgorod, 2002. 200 p.
5. Levchenko I.Ju. Sistemapsihologicheskogo izuchenija lic s detskim cere-bral'nymparalichom na raznyh jetapah social'noj adaptacii: dis ...d-ra psihol. nauk. [System of psychological study of persons with infantile cerebral palsy at different stages of social adaptation] Moscow., 2001. 385 р.
6. Meerson F.Z. Adaptacija, dezadaptacija i nedostatochnost'serdca. [Adaptation, disadaptation and heart failure]. Moscow: Medicina, 1984. 343 p.
7. Nalchadzhj an A.A. Social 'no-psihicheskaja adaptacija lichnosti (formy, me-hanizmy i strategii) [Socio-psychological adaptation of the individual (forms, mechanisms and strategies)]. Erevan: Publ. AN ApmSSR, 1988. 263 pp.
8. Os'muk L.A. Strategija razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Novosi-birskom gosudarstvennom tehnicheskom universitete [The development strategy of inclusive education at the Novosibirsk State Technical University]. Organizacija inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii i Germanii. Ob-men opytom [Organization of inclusive education in Russia and Germany. Experience exchange]. Novosibirsk: Publ. NGTU, 2016, pp. 155-171.
9. PostanovleniePravitel'stvaRFot01.12.2015№ 1297(red. ot 19.04.2016) «Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii «Dos-tupnaja sreda" na 2011-2020 gody» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1297 of December 1, 2015 (as amended on April 19, 2016) "On approval of the state program of the Russian Federation" Affordable Environment "for 2011-2020"]. http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_189921/
10.Psihologicheskoe obespechenieprofessional 'noj dejatel 'nosti: uchebnoe posobie [Psychological support of professional activity] / G.S. Nikiforov (ed.). Saint Petersburg. Pb: Publ. SPbGU, 1991. 152 p.
11. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obuchenija studentov s OVZ v vuze [Psychological and pedagogical bases of training of students with disabilities]. Ed. by B.B. Ajsmonasa. Moscow.: MGPPU, 2013. 196 p.
12. Sorokin S.M. Special'naja psihologija [Special psychology] / L.M. Shipitsyna (ed). Saint Petersburg.: Rech', 2003. 216 p.
13. Golovin S.Ju. Slovar'prakticheskogopsihologa [Dictionary of practical psychologist]. Mn.: Harvest, 1998. 800 p.
14. Tereshhenko V.V. Specifika adaptacionnyh vozmozhnostej studentov vuzov v mezhvozrastnoj perehod (ot junosheskogo vozrasta k vzroslos-ti) [The specificity of the adaptive capabilities of university students in the inter-age transition (from adolescence to adulthood)]. Psihologija obuchenija, 2017. № 3, pp. 33-44.
15. Liasidou A. Inclusive education and the issue of change: theory, policy and pedagogy Houndmills, Basingstoke, Hampshire; New York, NY: Palgrave Macmillan, 2015. 192 p.
16. Raue K., Lewis L. Students with disabilities at degree-granting postsec-ondary institutions [electronic resource]: first look. Washington, DC: National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Dept. of Education, 2011. 63 р.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Колесникова Галина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Педагогический Институт Тихоокеанского Государственного Университета
ул. Карла Маркса, 68, г. Хабаровск, 680000, Российская Федерация
Чебарыкова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Педагогический Институт Тихоокеанского Государственного Университета
ул. Карла Маркса, 68, г. Хабаровск, 680000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Kolesnikova Galina Yur'evna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology
Pacific State University, Pedagogical Institute
68, Karl-Marks Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation
Chebarykova Svetlana Vasilievna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology
Pacific State University, Pedagogical Institute
68, Karl-Marks Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation