ет возможной координацию сложных взаимодействий. Коммуникативные умения предполагают владение культурой межличностного общения и включают умения слушать и слышать собеседника целенаправленно и со вниманием; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, быть коммуникабельным, т.е. способным быстро устанавливать контакт. Таким образом, процесс разработки содержания профессиональноориентированной технологии формирования допрофессиональной социальнопедагогической компетентности учащихся должен включать реализацию выделенных функций в процессе допрофессиональной подготовки в школе, что позволит реализовать многоуровневую непрерывную систему профессионального воспитания личности будущего специалиста.
литература
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. С. 106.
2. Мардахаев Л.В. К вопросу о технологии в социальной педагогике / Л.В. Мардахаев // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. № 1. С. 49 - 50.
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368с.
4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 272 с.
Competency building approach to elaboration of technologies of students’ pre-professional social pedagogic training
Peculiarities of content of elaboration of technologies of school students’ pre-professional social pedagogic training on basis of competency building approach are examined. The functions of their competence and feasibility in a personal oriented model of pre professional education are revealed.
Key words: competency building approach, preprofessional social pedagogic training.
Н.В. АБРАМОВСКИХ (Шадринск)
адаптивные технологии профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе
Показаны особенности реализации адаптивных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки социальных педагогов. Особое внимание уделяется разработке индивидуальных образовательных маршрутов студентов с упором на развитие творчества в достижении результатов, гибкий подход в обучении.
Ключевые слова: адаптивные образовательные технологии, индивидуальный образовательный маршрут.
Одна из сложных проблем на современном этапе развития образования - создание условий для полноценной реализации личности студента. В качестве одного из путей ее решения рассматривается создание адаптивного образовательного процесса, который строится с учетом возможностей обучаемых, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат для педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Внедрение современных адаптивных образовательных технологий в систему подготовки социальных педагогов в педагогическом вузе способствует отходу от общей ориентации на среднего студента, разработке вариативных образовательных маршрутов, обновлению учебных программ, расширению образовательных услуг, поиску дополнительных ресурсов для повышения качества профессиональной подготовки студентов, оптимизации развития компетентности будущего специалиста.
традиционно в высшем образовании основное внимание уделялось адаптивности, понимаемой как удовлетворение данной системой социально-экономических, научно-технических и производственно -технологических запросов государства и общества. Безусловно, этот аспект был
© Абрамовских Н.В., 2009
и остается важным, как и социальноэкономическая детерминация сферы образования. Вместе с тем внешняя (ориентированная на запросы общества) адаптивность системы образования является хотя и необходимой, но явно недостаточной. В современных условиях особое значение приобретают внутренняя адаптивность системы, удовлетворение развивающихся запросов личности.
Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г. Паском [3] в 60-х годах XX в. Он определил его как обучение, ход которого оперативно, непрерывно «подстраивается» к индивидуальным особенностям процесса усвоения. Возникновение адаптивного обучения обусловлено необходимостью упорядочения содержания образования, глубокой индивидуализации обучения с наиболее полным учетом психологических механизмов учения, повышения общей эффективности обучения с опорой на закономерности управления и использования обучающих программ.
Варианты создания системы адаптивного обучения были предложены в концепциях минимальной адаптивности Б. Скиннера [4], частичной адаптивности Н. Краудера [6] и максимальной адаптивности Г. Паска [3]. Данные концепции объединяют следующие требования, предъявляемые к учебному процессу: оперативная адаптация к индивидуальным особенностям учащихся; непрерывная и целенаправленная система управления аффективно-мотивационной сферой каждого учащегося, стабилизирующая его состояние психологического комфорта; поддержание с каждым учащимся непрерывного диалога, стимулирование его активности; автоматизация обучения. Однако, несмотря на эффективность применения обозначенных концепций, адаптивное обучение не получило всеобщего распространения в области образования, особенно в высшей школе. Принципиальные трудности, возникшие при конкретизации и практическом применении идеи адаптивного обучения, начали стимулировать подмену большинства связанных с ней понятий. В частности, не учитывался основной принцип адаптивного обучения - оперативная адаптация к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, управление его мотивами, эмоциями и другими личностными факторами, влияющими на продуктивность учебной деятельности.
Дальнейшие исследования в данной области осуществлялись А.С. Границкой, Т.К. Мучаидзе, И.Е. Торбан, А.Б. Тменовым, Р.Д. Хашимовой, Р.Г. Щукиной, Е.А Ямбург и др. В частности, в работе А.С. Границкой [1] была разработана функциональная модель адаптивной системы обучения, основывающаяся на использовании сетевого плана и графика самоучета деятельности учащихся. Особое внимание автор уделяет адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся за счет непрерывного управления их самостоятельной работой. Применение сетевого планирования в системе высшего образования описывается и в диссертационной работе Т.К. Мучаидзе [2], предлагается включить в сетевой план не только индивидуальную работу преподавателя с обучающимися, но и их самостоятельную работу.
Таким образом, образование в условиях адаптивной системы обучения - это не только сообщение готовой информации, но и формирование системы умственных действий, с помощью которых студент овладевает знаниями, умениями и навыками. основная стратегическая задача преподавателя в условиях адаптивной системы образования заключается в том, чтобы включить студента в самостоятельную познавательную деятельность, перевести его в позицию субъекта этой деятельности.
Под адаптацией мы понимаем сложный динамический процесс, приводящий к согласованию управляющей деятельности педагогов с управляемой и самоуправляемой деятельностью студентов в системе профессиональной подготовки. согласованность данного взаимодействия достигается:
- признанием студента основным субъектом процесса обучения, определением средств его развития путем выявления и структурирования субъектного опыта будущего специалиста, его направленным развитием в процессе обучения;
- психолого-педагогической диагностикой развития личности студента, определением потребностей и мотивов обучающихся;
- управляющими воздействиями преподавателя, приспосабливающего процесс профессиональной подготовки и целостного развития личности к индивидуальнотипологическим особенностям студентов;
- высокой степенью саморегуляции студента с опорой на рефлексию собственной деятельности.
К основным характеристикам адаптивной образовательной системы можно отнести наличие технологии, обеспечивающей процесс проектирования и реализации подобных систем. Анализ научных исследований и практики профессиональной подготовки педагогов показывает, что в адаптивной системе могут использоваться различные педагогические технологии: циклопоточная, уровневой дифференциации, адаптивных способов обучения, модульная и мультипрофильная. Общим для всех этих технологий является структуризация не только содержания образования, но и деятельности учащихся с акцентом на самостоятельную работу, саморазвитие личности, ее активность и творческое начало, оказание помощи и полифункциональной поддержки, повышение ответственности будущего специалиста за результат собственной деятельности, создание условий для апробации и проявления своих возможностей.
Адаптивные образовательные технологии являются основным инструментом осуществления интеграционных процессов в выработке общих и частных методических решений по формированию профессиональной компетентности социального педагога. Задача технологий как средства формирования профессиональной компетентности социального педагога заключается в обеспечении необходимых дидактических условий для реализации этой цели.
Профессиональная компетентность -сфера приложения профессиональных способностей социального педагога, реализуемых только при комплексном применении технологий, позволяющих контролировать способность социального педагога к восприятию общечеловеческих ценностей в процессе взаимодействия людей. Формирование профессиональной компетентности включает в себя все возможные способы и приемы педагогической деятельности, которые используются в обучении студентов в процессе вузовской подготовки.
Одна из основных задач повышения качества подготовки будущих социальных педагогов - усиление влияния студентов на ход учебного процесса - повышение их роли в управлении вузом и участие в контроле качества обучения. Этим целям соответствует интеграция в образовательный процесс методов активного проектирования, когда студент является творцом образовательного процесса. При этом делается упор на развитие творчества в достижении результатов, на
выявление и устранение проблем в профессиональном становлении специалиста, гибкий подход. В условиях вузовского образования целями проектной деятельности являются различные образовательные проекты, реализуемые в форме индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в рамках одной или нескольких учебных дисциплин. Разрабатывается такой образовательный маршрут, который непосредственно служит развитию интеллектуальных и творческих возможностей студентов, формированию структурных компонентов их профессиональной компетентности в ходе решения исследовательских и практических задач.
Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие компоненты:
- общеразвивающий, содержащий техники развития мыслительных способностей студентов, ключевых компетенций;
- обучающий, предусматривающий углубленное усвоение педагогических знаний, умений и навыков, вызывающих интерес у студентов к социально-педагогической деятельности, развитие общепедагогических компетенций;
- деятельностно-практический, охватывающий опыт освоения предметного содержания социально-педагогической деятельности будущими специалистами, развитие специальных компетенций, необходимых для эффективной деятельности социального педагога;
- аксиологический, направленный на развитие ценностных ориентаций будущих социальных педагогов, гуманистических мотивов профессиональной деятельности, обеспечивающий введение будущего специалиста в мир общечеловеческих и профессиональных ценностей;
- креативный, обусловленный необходимостью творческого осмысления, преобразования и применения в собственной практической деятельности накопленного опыта;
- рефлексивный, направленный на самооценку достигнутых результатов формирования профессиональной компетентности студента, осмысление проблем в ее развитии, путей и механизмов их разрешения на основе самосовершенствования и саморазвития.
Дидактическая схема ИОМ имеет следующий вид:
• анализ ситуации и проблематизация знаний студентов с учетом целей и тематики учебной дисциплины;
• самоопределение студентов и преподавателя исходя из значимости изучаемой дисциплины;
• определение цели лекционных и практических занятий, самостоятельных, контрольных, курсовых, выпускных и других видов работ исходя из компонентов ИОМ;
• достижение согласованности личных целей студентов и целей учебной группы;
• изучение учебных дисциплин и параллельное генерирование идей для банка идей;
• рабочие предложения студентов в рамках высказанных идей, их оформление в виде самостоятельной (контрольной или курсовой) работы;
• изыскание возможностей практической реализации проектов и идей.
Таким образом, ИОМ предполагает сквозной проект на определенный срок обучения (семестр, год, несколько лет), где зна-ниевые блоки соответствуют целям проекта и логично «нанизываются» на некую общую траекторию. Индивидуальный образовательный маршрут содержит следующие формы учебной работы:
- проблемные лекции и семинары как процесс совместной мыслительной деятельности преподавателей и студентов;
- индивидуальные и групповые консультации по разработке студенческих идей в области социально-педагогической деятельности;
- проблемно-поисковая работа малыми группами «компаньонов по разработке идей»;
- презентация предложений и организация коллективной деятельности в рамках проекта;
- итоговое занятие - самостоятельно спроектированное и организованное студентами «анимационное» мероприятие - экзамен (зачет), где они в соревновательном режиме публично защищают свои проекты.
реализуемые адаптивные технологии подготовки будущих социальных педагогов сочетают развитие познавательных и профессиональных мотивов студентов через обучение не только в логике изучаемых дисциплин, но и в логике будущей профессиональной деятельности. Они включают элементы креативного мышления: студенты применяют ранее освоенные действия для решения нетиповых задач, при этом они получают субъективно новую информацию и выполняют проектную работу, результаты которой заранее никому не известны. Конечный творческий продукт студенческой деятельности обладает не толь-
ко новизной, но и социально-педагогической практической ценностью.
При этом необходимо отметить, что личностный компонент является системообразующим в содержании адаптивной системы профессионального образования социальных педагогов. Важно, чтобы содержание профессионального образования будущих специалистов не задавалось заранее, а рождалось в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Используемые технологии адаптивного образования должны отражать сотрудничество субъектов, диалог, решение личностно значимых задач, свободную апробацию опыта. Основой реализации технологий адаптивного образования является переход от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению на основе рефлексии собственной деятельности будущим специалистом.
литература
1. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. М., 1991. 175 с.
2. Мучаидзе Т.К. Организация и управление самостоятельной работой студентов на основе сетевого планирования: дис. ... канд. пед. наук / Т.К. Мучаидзе. Л., 1979. 159 с.
3. Паск Г. Обучение как процесс создания системы управления / Г. Паск // Кибернетика и проблемы обучения / А.И. Берг. М., 1970. С. 25 - 86.
4. Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения / Б. скиннер // Программированное обучение за рубежом. М., 1968. С. 27 - 56.
5. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е.А. Ямбург. М., 2004. 367 с.
6. Growder N.A. Simple ways to use the student response for program control / N.A. Growder // Applied Programmed Instruction / eds. S. Margu-lies, L.D. Eigen N.Y.; London., 1962.
Adaptive technologies of occupational training of social care teachers in higher education establishments
There are shown the implementation features of adaptive educational technologies in the system of occupational training of social care teachers. Special focus is made on elaboration of individual educational routes of students with emphasis on creativity development in achieving of results, flexible approach in training.
Key words: adaptive educational technologies, individual educational rout.