DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-118-128 УДК 373.1
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Алексей Юрьевич КОНОВАЛОВ1-, Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ1-1,
Сергей Юрьевич ДУТОВ2)
1)1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: leshatmb@mail.ru, osmanov@bk.ru 2) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106 E-mail: sport@nnn.tstu.ru
Аннотация. С подписанием конвенции ООН «О правах инвалидов» отношение государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью кардинальным образом начало меняться в лучшую сторону. В этой связи был принят ряд нормативно-правовых актов, в том числе государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг., целью которых является создание условий, способствующих интеграции лиц с ОВЗ в общество и повышению уровня и качества их жизни. Одним из перспективных инструментов профессиональной адаптации и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью являются средства адаптивной физической культуры в процессе получения ими профессионального образования, которые, однако, в настоящее время не получили достаточного развития и требуют дальнейшего изучения. Целью нашего исследования было изучение показателей, характеризующих эффективность процесса адаптивного физического воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности работы в данном направлении, что требует разработки целенаправленных научно-обоснованных мероприятий по повышению двигательной активности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что показатель количества лиц с ОВЗ и инвалидностью с высокой двигательной активностью складывается под положительным влиянием показателя количества спортивных секций в учреждении, количества спортивных мероприятий с совместным участием как студентов без отклонений в состоянии здоровья, так и лиц с ОВЗ внутри учреждения, на муниципальном и региональном уровне, уровня финансирования. Полученные формулы прогноза возможно применить для расчета прогнозируемого количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью, при увеличении того или иного показателя на определенное количество пунктов. Установленные показатели необходимо использовать для разработки мероприятий по развитию процесса адаптивного физического воспитания в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования.
Ключевые слова: инвалиды; лица с ограниченными возможностями здоровья; адаптивное физическое воспитание; центр инклюзивного образования
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние как мирового, так и российского общества в настоящее время характеризуется изменением отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выдвигая на первый план социальное равенство и толерантное отношение. С этой целью принимаются нормативно-правовые акты, проводятся научные изыскания, стимулирующие развитие данного направления.
Россия подписала конвенцию «О правах инвалидов», после чего политика государства кардинально изменилась в отношении лиц
с ОВЗ, и работа в данном направлении получила новое развитие1.
Основным координирующим и стимулирующим документом в Российской Федерации является государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг., утвержденная Правительством Российской Федерации 1 декабря 2015 г., цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих инте-
1 О ратификации Конвенции о правах инвалидов:
федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o/ (дата обращения: 15.12.2017).
118
© Коновалов А.Ю., Османов Э.М., Дутов С.Ю., 2018
грации лиц с ОВЗ в общество и повышению уровня их жизни2.
Одной из задач программы является обеспечение равного доступа лиц с ОВЗ к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию, трудоустройству.
Целью исследования является изучение показателей, характеризующих эффективность процесса адаптивного физического воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показатели, характеризующие процесс адаптивного физического воспитания (АФВ), рассчитывались в период с 2008/2009 по 2016/2017 учебные годы. Для обработки результатов исследования использована программа статистического анализа Microsoft Office Excel 2010 с надстройкой Attestat.
При статистическом анализе рассчитывался достигнутый уровень статистической значимости (p), при этом критический уровень значимости в данном исследовании принимался равным 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для развития региональной системы инклюзивного профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с Приказом Управления образования и науки Тамбовской области № 2877 от 13 октября 2016 г. на базе Тамбовского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Техникум отраслевых технологий» создана базовая профессиональная образовательная организация, в структуре которой предусмотрено наличие Центра инклюзивного образования, на который возложена ответственность за организацию получения обра-
2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011— 2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 № 1297. URL: http://static.go-vernment.ru/media/files/6kKpQJTEgR1 Bmijj yqi6GWqpA oc6OmnC.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
зования лицами с ОВЗ. Основной целью Центра инклюзивного образования является создание специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ3.
В настоящее время в Техникуме отраслевых технологий обучается 489 студентов, из них 112 закончили коррекционные школы или детские дома с коррекционной направленностью, 65 имеют группу инвалидности (табл. 1).
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно констатировать, что на протяжении ряда лет из всех лиц с ОВЗ, получающих образование в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и высшего образования Тамбовской области, подавляющее большинство обучаются в условиях Центра инклюзивного образования (рис. 1).
Важным условием для развития процесса адаптивной физической культуры вообще и адаптивного физического воспитания в частности является наличие в учреждении как спортивной, так и социально-бытовой инфраструктуры, а также «безбарьерной среды».
В объекты спортивной инфраструктуры Центра входят спортивный зал общей площадью 374 м2, гимнастический зал - 66 м2, современный стадион с искусственным покрытием площадью 4853,7 м2, хоккейная площадка (в зимний период), волейбольная площадка, баскетбольная площадка, лыжная база, зал лечебной физкультуры - 36 м2, рукоход, перекладина, брусья, гимнастическое бревно, прыжковая яма, шведская стенка, ве-лотренажер, беговая дорожка, гимнастические маты, гимнастические коврики, фитболы.
Вся спортивная инфраструктура доступна для лиц с ОВЗ и в основном позволяет проводить занятия в процессе адаптивного физического воспитания, однако, имеются проблемы с оснащением специальными тренажерами для использования лицами с ОВЗ, что, вероятно, связано с высокой стоимостью соответствующих тренажеров и недостаточным финансированием АФВ.
3 О создании базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ: приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 13.10.2016 № 2877. URL: http://spotot-tambov. ucoz. ru/noimat/prikaz_2877.pdf (дата обращения: 12.01.2017).
Таблица 1
Динамика количества лиц, обучающихся в условиях Центра инклюзивного образования
Количество 2008/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/
обучающихся 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Лиц без ОВЗ и инвалидности 910 805 795 415 402 427 397 388
Лиц с ОВЗ 15 27 29 25 18 22 22 36
Лиц с инвалидностью 32 58 52 51 54 48 52 65
Всего 957 890 876 491 474 497 471 489
80 60 40 20 0
- - 4- — ----<
2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018
— Ш— Лица с ОВЗ, обучающиеся в Центре
— Лица с инвалидностью, обучающиеся в Центре
• • ••• • Лица с ОВЗ, обучающиеся в профессиональных организациях Тамбовской области
• • Лица с инвалидностью, обучающиеся в профессиональных организациях Тамбовской области
Примечание. Данные с 2010/2011 по 2013/2014 учебные годы по профессиональным образовательным организациям Тамбовской области отсутствуют.
Рис. 1. Сравнительный анализ количества лиц с ОВЗ, обучающихся в Центре инклюзивного образования и профессиональных образовательных учреждениях Тамбовской области
7 6 5 4 3 2 1 0
2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017
Рис. 2. Количество культивируемых видов спортивных секций
В 2015/2016 и 2016/2017 учебные годы на базе Центра инклюзивного образования культивируются шесть видов спортивных секций, в которых на регулярной основе ведется тренировочный процесс: настольный теннис, волейбол, футбол, греко-римская борьба, баскетбол, общая физическая подготовка (ОФП). За посещение спортивных секций плата не взимается.
На рис. 2 представлена динамика количества культивируемых видов спортивных секций.
Данный факт свидетельствует о положительной динамике в развитии процесса физической культуры и спорта учреждения, однако, необходимо отметить, что в рамках не только спортивных секций, но и уроков по ОФП возможно предоставить более широкие возможности выбора различных видов спорта, в том числе как индивидуальные, так и командные виды.
Занятия в спортивных секциях проводят опытные тренеры-преподаватели из числа штатных работников, а также тренеры на договорной основе.
Физические упражнения окажут положительный эффект только при регулярных тренировках, в связи с чем нами проанализировано количество занятий и количество часов в неделю по каждому виду спортивных секций, результаты которого представлены в табл. 2.
Изучение количества лиц, регулярно посещающих спортивные секции, показало (табл. 3), что как среди здоровых, так и лиц с ОВЗ хотя и наблюдается положительная динамика, однако, посещаемость находится на довольно низком уровне, что свидетельству-
ет о недостаточной эффективности организации управления в данной области и низкой мотивации лиц к занятиям физической культурой и спортом (ФКиС), что диктует необходимость разработки мероприятий, повышающих внутреннюю мотивацию, а также формирование среди обучающихся установок к занятиям ФКиС.
Изучение соревновательной деятельности обучающихся в Центре инклюзивного образования (табл. 4) показывает недостаточное количество спортивных мероприятий с совместным участием лиц без отклонений в состоянии здоровья и лиц с ОВЗ, что свидетельствует о неэффективной работе в данном направлении администрации Центра, а также преподавателей по физической культуре. Также вероятно, что для участия в соревнованиях необходимы материальные ресурсы, которых в современных социально-экономических условиях недостаточно.
Таблица 2
Количество времени тренировок и занятий в неделю по программе каждого вида спортивной секции
Виды спортивных секций Количество занятий в неделю Количество часов в неделю
Настольный теннис 3 6
Волейбол 3 6
Футбол 3 6
Греко-римская борьба 3 6
Баскетбол 3 6
Общая физическая подготовка 3 6
Таблица 3
Динамика количества лиц, регулярно посещающих спортивные секции, культивируемые в Центре инклюзивного образования
Виды
Количество лиц без отклонений в здоровье/количество лиц с ОВЗ
спортивных секций 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017
Настольный
теннис 15/6 20/9 21/12 19/10 16/12 18/12 16/11 19/11 18/15
Волейбол 14/11 19/10 22/12 23/11 20/12 22/13 21/15 22/16 23/14
Футбол - - 20/11 23/11 22/10 26/11 29/12 30/12 32/13
Греко-римская борьба 6/3 5/3 5/3
Баскетбол - - - - - - - 15/6 16/7
ОФП - - - 26/12 25/9 29/14 25/13 28/15 29/16
Всего 29/17 39/19 63/35 91/44 83/43 95/50 97/54 119/63 123/67
Таблица 4
Динамика количества спортивных мероприятий с совместным участием лиц без отклонений в состоянии здоровья и лиц с ОВЗ
Уровень соревнований Количество мероприятий
2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2012 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017
Внутри учреждения 12 15 13 20 22 26 29 28 30
Между образовательными учреждениями - - - - - - - 1 2
Муниципальный и региональный уровень 6 7 6 19 12 22 15 21 18
Всего 18 22 20 39 34 48 44 50 57
однако, необходимо отметить, что только один из преподавателей имеет диплом по специальности «Адаптивная физическая культура».
Количество преподавателей физической культуры, осуществляющих секционную работу, составляет 3 человека, нештатных тренеров - 3 человека, все имеют высшее образование, при этом средний стаж преподавателей составляет 22,3 года, тренеров -18,7 лет.
В табл. 6 представлена динамика финансирования Центра инклюзивного образования в общем и на каждого студента.
Представленные данные в табл. 6 свидетельствуют о положительной динамике, однако, являются недостаточными для развития процесса АФВ в Центре инклюзивного образования.
Таким образом, выявленные тенденции свидетельствуют о положительной динамике в развитии процесса АФВ в Центре инклюзивного образования, однако, являются недостаточными, что, вероятно, связано с отсутствием дифференцированной научно-обоснованной политики в данной области.
Таблица 6
Динамика финансирования Центра инклюзивного образования
Сумма
Показатель 2008/ 2009/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/
2009 2010 2011 2012 2013 2012 2015 2016 2017
Финансирование учреждения (тыс. руб.) 90 96 110 148 175 219 250 290 320
Финансирование на 1 обучающегося (руб.) 148 200 265 311 358 409 472 504 615
Таблица 5 Динамика нагрузки на одного преподавателя физической культуры
Учебный период Всего обучающихся/ лиц с ОВЗ
2012/2013 164/26
2013/2014 158/24
2014/2015 166/24
2015/2016 157/25
2016/2017 150/33
Примечание: * - округление чисел в большую сторону.
Еще одной причиной может служить недостаточное количество самих спортивных соревнований различного уровня, в которых созданы условия для участия лиц с ОВЗ.
Важным направлением в развитии АФВ в учреждении является развитие кадрового потенциала.
На перечисленных спортивных объектах проводятся учебно-тренировочные занятия со студентами учреждения, в том числе с лицами с ОВЗ, под руководством 3 штатных преподавателей по физической культуре,
Таблица 7
Корреляционный анализ взаимосвязи количества лиц с ОВЗ, у которых высокая двигательная активность, с изучаемыми показателями
Показатель Количество лиц с высокой двигательной активностью
Коэффициент корреляции Пирсона (г) Уровень значимости (р)
Количество спортивных секций 0,9676 0,014
Количество спортивно-массовых мероприятий 0,8892 0,019
Нагрузка лиц с ОВЗ на 1 преподавателя физической культуры 0,919 0,128
Финансирование техникума 0,9091 0,004
Финансирование техникума в перерасчете на 1 студента 0,9699 0,045
80 70 60 50 40 30 20 10 0
у = 11,5л - 2,4444 Я2 = 0,9676
Рис. 3. Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от количества спортивных секций
0
1
2
3
4
5
6
7
Рис. 4. Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от количества спортивно-массовых мероприятий
80 70 60 50 40 30 20 10 0
148
150
I
y = 0,0693л3 - 32,732x2 + 5149,8x - 269740 R2 = 0,9138
152
154
156
158
160
.1
162
164
166
168
Рис. 5. Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня нагрузки на одного преподавателя
Рис. 6. Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня финансирования учреждения
Для изучения взаимосвязи показателя, характеризующего количество лиц с ОВЗ, у которых высокая двигательная активность, с основными качественными и количественными показателями, характеризующими уровень развития процесса АФВ в Центре инклюзивного образования, был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 7.
Результаты анализа показали, что между показателем количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью и показателем
количества спортивных секций имеется положительная корреляционная связь (г = 0,96).
На рис. 3 представлена динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от количества спортивных секций, культивируемых в учреждении, при этом линия тренда описывается линейным уравнением с величиной достоверности аппроксимации В2, равной 0,9676, что свидетельствует о хорошем совпадении расчетной линии с приведенными данными.
Уравнение линии тренда в представленной диаграмме имеет вид:
у = 11,5х - 2,4444, (1)
где х - количество спортивных секций; у -количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью.
Представленную формулу (1) возможно использовать для прогноза количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью, в зависимости от количества спортивных секций.
К примеру, при количестве спортивных секций, равном шести, которые культивируются в учреждении по состоянию на 2016/2017 учебный год, количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью составило в среднем 67 человек. В случае, если количество спортивных секций увеличить до семи, то при использовании представленной формулы (1) получаем прогнозируемое увеличение количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью:
у = 11,5x7 - 2,4444 = 78,05.
Таким образом, при увеличении количества культивируемых спортивных секций с шести до семи происходит прогнозируемое увеличение количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью с 67 до 78 человек, то есть на 11 человек. Действительно, в каждой из шести культивируемых спортивных секций в среднем занимаются от 10 до 16 человек с ОВЗ.
Между показателем количества спортивно-массовых мероприятий, проводимых как внутри учреждения, так и муниципального и регионального уровня, в которых участвуют как студенты без нарушений в состоянии здоровья, так и лица с ОВЗ, обучающиеся в Центре инклюзивного образования, и показателем количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью также имеется высокая положительная корреляционная связь (г = 0,891).
Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от количества спортивно-массовых мероприятий с совместным участием как студентов без отклонений в состоянии здоровья, так и лиц с ОВЗ, представлена на рис. 4, при этом линия тренда описы-
вается линейным уравнением с величиной достоверности аппроксимации Л2, равной 0,8892, что свидетельствует об очень хорошем совпадении расчетной линии с приведенными данными.
При этом уравнение линии тренда, характеризующее данные рис. 4, имеет вид:
у = 1,1596х + 0,7789, (2)
где х - количество спортивно-массовых мероприятий с совместным участием студентов без отклонений в состоянии здоровья и лиц с ОВЗ; у - количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью.
Формулу (2) при этом возможно использовать для прогноза количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью, в зависимости от количества спортивно-массовых мероприятий.
Так, по состоянию на 2016/2017 учебный год количество спортивно-массовых мероприятий с совместным участием здоровых студентов и лиц с ОВЗ составило 57, количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью составило в среднем 67 человек. В случае увеличения количества спортивно-массовых мероприятий на 10 прогнозируемое количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью составит 78 человек, то есть увеличится на 11 человек:
у = 1,1596x67 + 0,7789 = 78,4.
Таким образом, при увеличении количества спортивно-массовых мероприятий с совместным участием как студентов без нарушений здоровья, так и лиц с ОВЗ на 10 пунктов происходит прогнозируемый рост количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью на 11 человек.
Содержательный анализ динамики показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня нагрузки на одного преподавателя физической культуры не дал информативного результата в связи с ограниченным количеством статистических данных (рис. 5). Однако при поступлении дополнительной информации данные могут быть дополнены.
Интерес представляет изучение взаимосвязи показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью и финансирования учреждения.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
y = -0,000х2 + 0,206х - 12,65 R2 = 0,969
100
200
300
400
500
600
700
Рис. 7. Динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня финансирования из расчета на одного студента с ОВЗ
0
В результате проведенного анализа установлено, что показатель уровня финансирования учреждения и показатель количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью имеет статистически значимую высокую корреляционную связь (г = 0,91).
Представленная динамика показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня финансирования техникума описывается линейным уравнением, величина достоверности аппроксимации Я2 при этом составила 0,9091, что свидетельствует об очень хорошем совпадении расчетной линии с приведенными данными (рис. 6).
Уравнение линии тренда в данном случае имеет вид:
у = 0,1955х + 6,6804, (3)
где х - уровень финансирования техникума; у - количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью.
Таким образом, при увеличении финансирования техникума на 50 тыс. руб. происходит прогнозируемое увеличение количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью на 12 человек:
у = 0,1955x370 + 6,6804 = 79,01.
По-видимому, показатель уровня финансирования учреждения на одного студента более точно взаимосвязан с показателем ко-
личества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью (рис. 7). При этом рассчитанный коэффициент корреляции составил 0,97.
Так, величина достоверности аппроксимации Я2 в данном случае приближается к 1 и составляет 0,9699, что свидетельствует об очень хорошем совпадении расчетной линии с приведенными данными. Полученная формула позволяет провести прогноз роста показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью в зависимости от уровня финансирования на одного студента с ОВЗ:
2
у = -0,0001х + 0,2065х - 12,657,
где х - уровень финансирования физической культуры и спорта учреждения на одного студента; у - количество лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью.
Так, при увеличении показателя финансирования на 100 руб. до 715 руб. в пересчете на одного студента с ОВЗ происходит прогнозируемый рост показателя количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью с 67 до 83 человек, то есть на 16 человек:
2
у = -0,0001x715 + 0,2065x715 - 12,657 = 83,8.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате исследования установлено, что показатель количества
лиц с ОВЗ с высокой двигательной активностью складывается под положительным влиянием показателя количества спортивных секций в учреждении, количества спортивных мероприятий с совместным участием как студентов без отклонений в состоянии здоровья, так и лиц с ОВЗ внутри учреждения, на муниципальном и региональном уровне, уровня финансирования.
Полученные формулы возможно применить для расчета прогнозируемого количества лиц с ОВЗ с высокой двигательной активно-
стью, при увеличении того или иного показателя на определенное количество пунктов.
Установленные показатели необходимо использовать для разработки мероприятий по развитию процесса АФВ в системе регионального инклюзивного средне-профессионального образования.
Поступила в редакцию 06.08.2018 г.
Отрецензирована 10.09.2018 г.
Принята в печать 15.10.2018 г.
Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Коновалов Алексей Юрьевич, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: leshatmb@mail.ru
Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: osmanov@bk.ru
Дутов Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: sport@nnn.tstu.ru Для корреспонденции: Коновалов А.Ю., e-mail: leshatmb@mail.ru
Для цитирования
Коновалов А.Ю., Османов Э.М., Дутов С.Ю. Адаптивное физическое воспитание в системе инклюзивного средне-профессионального образования Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 118-128. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-177-118-128.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-118-128
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION IN THE TAMBOV REGION
Aleksey Yurevich KONOVALOV1), Esedulla Mallaalievich OSMANOV1),
Sergey Yurevich DUTOV2)
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: leshatmb@mail.ru, osmanov@bk.ru 2) Tambov State Technical University 106 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: sport@nnn.tstu.ru
Abstract. With the signing of the United Nations Convention "On the Rights of People with Disabilities" the attitude of the state to people with health limitations and disabilities began to change radically for the better way. In this regard, a number of legal acts were adopted, including the state program "Accessible environment" for 2011-2020, the purpose of which is to create conditions conducive to the integration of people with health limitations in society and improve the level and quality of their lives. One of the promising tools for professional adaptation and social integration of people with disabilities and people with health limitations are means of adaptive physical culture in the process of obtaining professional education, which, however, are currently not sufficiently developed and require further study. The aim of our research is to study the indica-
tors characterizing the effectiveness of the process of adaptive physical education of people with health limitations and disabilities in the system of regional inclusive intermediate vocational education. The results of the study indicate a lack of effectiveness in this area, which requires the development of targeted scientifically based measures to improve the motor activity of people with health limitations and disabilities. we discover that the indicator of the number of people with health limitations and disabilities with high motor activity is formed under the positive influence of the number of sports sections in the institution, the number of sports events with the joint participation of students without disabilities, and people with health limitations, within the institution, at the municipal and regional level, the level of funding. The obtained formulas of forecast can be used to calculate the projected number of people with health limitations with high motor activity, with an increase in a particular indicator by a certain number of points. The established indicators should be used to develop measures to execution the process of adaptive physical education in the system of regional inclusive intermediate vocational education.
Keywords: people with disabilities; people with health limitations; adaptive physical education; center for inclusive education
Received 6 August 2018 Reviewed 10 September 2018 Accepted for press 15 October 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Konovalov Aleksey Yurevich, Post-Graduate Student, Theory and Methods of Physical Culture and Sport Disciplines Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: leshatmb@mail.ru Osmanov Esedulla Mallaalievich, Doctor of Medicine, Professor, Director of Medical Institute. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: osmanov@bk.ru
Dutov Sergey Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education and Sports Department. Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation. E-mail: sport@nnn.tstu.ru For correspondence: Konovalov A.Y., e-mail: leshatmb@mail.ru
For citation
Konovalov A.Y., Osmanov E.M., Dutov S.Y. Adaptivnoe fizicheskoe vospitanie v sisteme inklyuzivnogo sredne-professional'nogo obrazovaniya Tambovskoy oblasti [Adaptive physical education in the system of inclusive intermediate vocational education in the Tambov Region]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 118-128. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-118-128. (In Russian, Abstr. in Engl.).