Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 157-161.
Ю. Ю. Антропова, О. Я. Бойко
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры. Раскрывается значение адаптивной физической культуры для всестороннего развития, социального и профессионального становления, адаптации к социуму детей и подростков с нарушениями в психофизическом развитии. Представлен подробный анализ развития государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры на современном этапе. Статья подготовлена по материалам, обобщающим опыт Свердловской области.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, социальная реабилитация, социальная адаптация, государственно-частное партнерство.
Проблема поиска эффективных технологий социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья как объект научного анализа активно разрабатывается в последние годы и приобретает черты универсальности, способствуя сближению исследований в области детской психопатологии и дефектологии, медицины и валеологии, психологии и социальной педагогики. Современные подходы к процессам социальной реабилитации свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт являются эффективными технологиями физического, социального и профессионального развития, максимальной самореализации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Выраженные нарушения психо-физиче-ского развития приводят к изменению физического и эмоционального пространства существования ребенка, искажению его естественной ритмики развития и, соответственно, к затруднению или даже исключению полноценного социального контакта с окружающим миром. Что ведет к возникновению вторичных отклонений психо-эмоци-ального развития, в том числе: замкнутости, ощущению потерянности, ненужности и др., и, как следствие, к социальной дезадаптации, требующей соответствующей психологопедагогической помощи и коррекции. Социальная дезадаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
имеет объективные и субъективные проявления. Среди объективных - разрыв социальных связей, отказ от выполнения социальных функций, среди субъективных - искажение системы внутренних норм, ценностных установок.
Принципиально важным моментом в социальном развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Исследователи отмечают, что отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения1.
Но любая жизненная перспектива реализуется в определенной системе координат ценностного восприятия мира. Если ребенок или подросток не видит смысла в происходящем вокруг него, если он не взаимодействует с миром на уровне ценностей, он не сможет самостоятельно выстраивать собственное поведение, планировать собственную жизнь в современном контексте. Активные физические упражнения, участие в спортивных соревнованиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни. Формируется потребность в физическом совершенствовании, регулярных
спортивных занятиях, укрепляется здоровье, формируется умение владеть своим телом, расширяется диапазон двигательных навыков, необходимых как в быту, так и при осуществлении трудовой деятельности. В процессе спортивно-оздоровительной работы с детьми с отклонениями в психофизическом развитии происходит корректировка как функциональных показателей, так и взаимоотношений в системе «ребенок-социум».
По словам доктора педагогических наук, профессора, вице-президента Паралимпийского комитета России С. П. Евсеева, «адаптивная физическая культура является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни»2.
Существующий на протяжении десятилетий подход отечественной системы социальной защиты детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, заключающийся в компенсационных выплатах и материальной помощи, доказал свою социальную неэффективность, прежде всего, благодаря возникновению искусственно создаваемой социальной изоляции и социальной апатии данной категории граждан. Воспитывающемуся в условиях искусственной изоляции от социума ребенку с ограниченными возможностями здоровья прививается соответствующая модель поведения и образа жизни. С одной стороны, потребительские настроения, с другой - «зависимые» формы поведения и социально-психологические установки - пассивность, нежелание менять ситуацию и себя, неспособность на само- и взаимопомощь, агрессивность. Здесь нельзя забывать и о самом обществе - жестокость, нетерпимость к людям с теми или иными отклонениями в развитии, стремление к их изоляции от «нормальных граждан» - это, к сожалению, реалии современного российского общества.
Понимание социальной и экономической «ущербности» подобных установок заставляет не только науку, но и власть искать пути решения проблемы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведение общественных слушаний, принятие концептуальных документов на федеральном уровне (Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и др.) свидетельствует о государственном осознании назревшей проблемы.
Как отмечает Л. И. Лубышева, «в современной социальной ситуации в стране физическая культура и спорт могут стать важнейшим фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни»3.
На сегодняшний день решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможно без развития механизмов государственно-частного партнерства, играющих существенную роль при решении нестандартных социальных задач, требующих неординарного подхода. Совместная деятельность органов государственной, муниципальной власти, бизнеса и некоммерческих организаций направлена на признание важнейшим результатом своей работы «качество жизни» лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее достичь каждым ребенком и подростком социальной мобильности.
Именно поиск и моделирование новых форм взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций, направленных на помощь ребенку и подростку с ограниченными возможностями здоровья не только в удовлетворении их витальных потребностей, но и в решении смысловых и ценностных задач, позволили достичь в регионе положительных результатов в социальной реабилитации и адаптации средствами адаптивной физической культуры через программы Специальной Олимпиады. Специальная Олимпиада - широкое общественное движение, включающее в свою орбиту большой круг людей и организаций различных организационно-правовых форм.
При этом важной составляющей работы по социальной реабилитации в рамках про-
грамм Специальной Олимпиады является учет характеристик личностного становления ребенка и подростка с ограниченными возможностями здоровья. Главной особенностью пубертатного возраста (с 10 до 17 лет) является двойственность личностного развития подростка: с одной стороны, постепенность процесса созревания личности (в отличие от анатомо-физиологической перестройки подросткового организма), с другой, устойчивость важных особенностей и признаков личности, сформированных ранее. «В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенности, обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонений от норм социального поведения»4.
и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в рамках программ Специальной Олимпиады позволил сформулировать организационные и правовые принципы государственно-частного партнерства (см. таблицу).
Вместе с тем, опыт, накопленный в Свердловской области на протяжении 10 лет, свидетельствует, с одной стороны, о серьезных победах и достижениях, среди которых можно назвать создание в регионе 36 отделений Специального Олимпийского комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам и готовящих к соревнованиям по 18 видам спорта более 6000 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья; участие свердловских спортсменов и тренеров в 12 международных соревнованиях, в том числе
Успешный опыт Свердловской области в пяти Всемирных Олимпийских Играх (в акти-решении вопросов социальной реабилитации ве почти 180 медалей). А с другой - о суще-
Организационные принципы государственно-частного партнерства врамках программ Специальной Олимпиады в Свердловской области
Партнер Специальной Олимпиады Поле взаимодействия Виды взаимодействия
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Свердловской области Социальная и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством адаптивного спорта. Интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта. Проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Укрепление международного сотрудничества, участие в Паралимпийских играх, Сурдолимпийских играх, Всемирных Специальных Олимпийских играх. Оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество, распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни. Развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Софинансирование областных соревнований Специальной Олимпиады по видам спорта. Финансирование участия спортсменов Свердловской области в российских и международных соревнованиях для спортсменов с ограниченными интеллектуальными возможностями (командирование, приобретение формы и инвентаря, награждение победителей). Информационное сопровождение программы (публикации, проведение приемов, участие в конференциях). Сопровождение программы в рамках научно-методического совета при Министерстве. Ежегодное получение средств через участие в грантовых конкурсах, выделяемых для поддержки детских и молодежных организаций в рамках реализации областной молодежной политики.
Окончание таблицы
Партнер Специальной Олимпиады Поле взаимодействия Виды взаимодействия
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Обеспечение учащимся с отклонениями условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Организация содержательного досуга детей и подростков. Создание отдела адаптивной физической культуры в областном учреждении дополнительного образования «Дворец молодежи». Софинансирование областных соревнований Специальной Олимпиады по видам спорта. Организация взаимодействия с подведомственными образовательными учреждениями.
Министерство социальной защиты населения Свердловской области Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях полного или частичного восстановления их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Деятельность, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество. Ежегодное получение средств через участие в грантовых конкурсах, выделяемых для поддержки НКО, занимающихся реабилитацией детей, нуждающихся в особой заботе государства: областные недели по видам спорта, включающие первенство области, семинары для тренеров, мастер-классы, дополнительную спортивную и культурную программу, лечебные мероприятия; летний оздоровительный туристский лагерь в природном парке «Оленьи ручьи».
Министерство здравоохранения Свердловской области Укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. Организация и проведение мероприятий по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения. Гигиеническое просвещение и воспитание населения Медицинское сопровождение программы. Плановая диспансеризация атлетов 2 раза в год, углубленная - перед участием сборных команд области в российских и международных соревнованиях. Лечебные, общеукрепляющие и восстановительные процедуры для членов сборных команд. Проведение инструктажа для тренеров сборных команд о методах медицинского контроля за спортсменами на тренировках и соревнованиях. Обеспечение тренеров сборных команд медикаментами для оказания доврачебной медицинской помощи.
ствующих проблемах, требующих своего решения в ближайшей перспективе и касающихся, в первую очередь, обеспечения равного доступа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, за счет:
1) создания специализированного государственного учреждения - школы адаптивной физической культуры (эта организационно-правовая форма в настоящее время оптимальным образом обеспечивает развитие данного направления на основе массовости и
доступности, применения современных реабилитационных методик);
2) создания условий для более раннего вовлечения в регулярные занятия физической культурой и спортом детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья всех нозологических групп, формирующего у них личной потребности в ведении активного образа жизни;
3) принятия областной целевой программы развития адаптивной физической культуры в Свердловской области, определяющей роль и
формы участия в ней всех заинтересованных ведомств, а также принципы, финансовые и иные условия социального партнерства;
4) активизации научных исследований в области применения адаптивной физической культуры как социальной технологии реабилитации и адаптации детей и подростков с различными нарушениями психофизического развития и подготовки научно-методических материалов;
5) организации соответствующей профессиональной подготовки кадров системы образования, спорта и социальной защиты для работы по методикам адаптивной физической культуры с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и др.
Примечания
1 Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Ю. В. Гербеева. М., 1991.
2 Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Адаптив. физ. культура. 1998. № 1. иЯЬ : http://www.bmsi.ru/ Іssue/492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02.
3 Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М. : ГЦО-ЛИФК, 1992. 120 с.
4 Дети-сироты : консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Полиграф сервис, 1998. С. 129.