Научная статья на тему 'Адаптация учащихся-хакасов 1-го года обучения к школь- ной среде (результаты экспериментальных данных)'

Адаптация учащихся-хакасов 1-го года обучения к школь- ной среде (результаты экспериментальных данных) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субраков Александр Дмитриевич

У каждого народа свое традиционное миросозерцание, своя «картина мира». Знание этнических особенностей детей может помочь учителю в обучении учеников коренной национальности, проживающих в том или ином субъекте Российской Федерации. В настоящей статье сделана попытка выделить этнические особенности учеников-хакасов первого года обучения, показать их отличие от учеников других национальностей, живущих на территории Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация учащихся-хакасов 1-го года обучения к школь- ной среде (результаты экспериментальных данных)»

ЭТНОПЕДАГОГИКА

А. Д. Субраков

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ-ХАКАСОВ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ)

У каждого народа свое традиционное миросозерцание, своя «картина мира». Знание этнических особенностей детей может помочь учителю в обучении учеников коренной национальности, проживающих в том или ином субъекте Российской Федерации. В настоящей статье сделана попытка выделить этнические особенности учеников-хакасов первого года обучения, показать их отличие от учеников других национальностей, живущих на территории Республики Хакасия.

Every nation has its own traditional contemplation, its own «picture of the world!». The knowledge of children’s ethnic peculiarities can help the teacher to teach pupils of the ethnic group living in any territory of the Russian Federation. In this article the attempt is made to find out the ethnic features of Khakass-pupils of the 1st year study and their difference from the other nationalities who lives on the territory of the Khakass Republic.

В связи с ясно выраженными особенностями в анатомо-физиологичес-ком и психическом развитии детей принято различать пять возрастных периодов детства. Каждый из них характеризуется типичными для него психологическими особенностями. Знание этих особенностей и умение применять их в практике школьного обучения является необходимым условием успешной работы учителя, особенно в начальных классах, где закладывается фундамент всего дальнейшего обучения учащихся. Как известно, на психическое развитие ребенка оказывают влияние два основных фактора - созревание и развитие организма в различные периоды детства и «социальные условия жизни и воспитания» [1, с. 45]. Возрастные особенности детей 6-7-летнего возраста описаны в работах П. Я. Гальперина, Д. Н. Эльконина, Л. И. Божович, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской и др. На основе научных данных названных исследователей Г. А. Турова приводит такое определение: «Шестилетним считается ребенок от 5 лет 5 месяцев и 29 дней до 6 лет 5 месяцев и 29 дней, семилетним - от 6 лет 5 месяцев и 29 дней до 7 лет 5 месяцев и 29 дней» [3, с. 12]. Дети 6-7 лет принимаются в школу после разрешения медицинских учреждений, тестирования психологов, решения педагогического совета, т. е. после проверки функциональной готовности детей к учебному процессу. «Функциональная готовность - это интегративная характеристика развития ребенка, включающая определенный уровень физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно моторной интеграции, состояния здоровья, что и опре-

деляет биологический возраст ребенка. У функционально не готовых к обучению в школе детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации, они менее работоспособны, быстрее утомляются» [4, с. 6].

Адаптацию к новой социальной среде учеников-хакасов было решено исследовать на основе данных графического теста «Дерево». Выбор вида эксперимента определялся возможностью судить по его результатам об этнических особенностях детей-хакасов, их отличии от учеников других национальностей - русских, чувашей, немцев, киргизов и т. д. Испытуемым предлагался тест, который включал задание: нарисовать ручкой, фломастером или карандашом любое дерево на листе бумаги размером 10х15 см. и написать печатными буквами свое имя. Интерпретация рисунков проводилась по общему виду, типу деревьев, общей высоте рисунка, высоте и ширине листьев, по деталям рисунка.

В исследовании принимали участие ученики 1-го класса школ Аскиз-ского района, г. Абакана Республики Хакасия. Выводы по рисунку делали психологи Хакасского республиканского института повышения квалификации. По всем работам проводилась интерпретация типологических особенностей исследуемых.

Проанализируем типологию деревьев. В рисунках теста встречаются различные виды деревьев: береза, яблоня, ель, вишня и т. д. У русских детей, наиболее часто встречается береза. Детали рисунка тщательно прорисованы: ствол со штриховкой, кудрявая крона с плавными линиями, ветки с листьями. По данным рисунка можно судить о вежливости и педантичности тестируемого. В рисунках, в основном у хакасов, наиболее часто встречается ель, что указывает на наличие у рисовавшего организаторских способностей, стремления к лидерству, доминированию. На некоторых рисунках изображены плоды: яблоки, вишни, ранетки и т. д. Плоды говорят о стремлении рисовавшего к результативности в деятельности. Экзотических деревьев у тестируемых почти нет. Таким образом, по типологии деревьев можно судить о де-тях-хакасах как о вежливых, педантичных учениках, а также о наличии у них организаторских способностей и стремление к лидерству.

Общая высота рисунка выражает самоощущение в окружающей среде, свой социальный статус. Лист разделен на 4 части горизонтальными линиями, в зависимости от высоты изображения дерева на листе (1/4 - 4/4 части листа), рисунок может выражать зависимость, уязвимость, недоверие к себе или уверенность в себе, стремление к самоутверждению. По результатам 1/4 высоты листа не использовал ни один из тестируемых, 2/4 листа использовали 18,2% хакасов (17,3% не хакасов). Соответственно 3/4 листа - 33,3% (35,6%) (здесь и далее в скобках даны данные по ученикам не хакасской национальности); 4/4 листа - 48,5% (47,1%). Высокий процент работ в 3/4 и 4/4 части листа - 81,8% (82,7%) - выражает хорошую адаптацию к школьной среде. Это может быть выражено тем, что тестируемые дети-хакасы учатся в национальных классах общеобразовательных школ, где чувствуют себя комфортно. Ри-

сунок с использованием 2/4 высоты листа свидетельствует о робости, неуверенности в себе.

Высота кроны дерева отражает рефлексию, контроль за своими действиями.

Страница разделена на 8 равных частей горизонтальными линиями в направлении высоты. В зависимости от использования при изображении кроны дерева различают от 1/8 до 8/8 части листа. Чем выше листва, тем выше самоконтроль, интерес к духовным объектам, интеллектуальное развитие. Результаты тестирования показали: 1/8 и 2/8 высоты листа не занимает ни один рисунок с кроной дерева; 3/8 высоты листа нарисовали 3,2% (2,3%); 4/8 листа - 9,1% (12,3%); 5/8 листа - 25,3% (25,7%); 6/8 листа - 12,1% (24,5%); 7/8 листа - 27,3% (23,1%); 8/8 листа - 23% (12,1%). Все это показывает, что у хакасов, больше чем у детей других наций, уже с детства ярко выражен самоконтроль. Если русские дети непосредственны на уроке и могут, не зная ответа на вопрос поднимать руку, то для учащегося-хакаса это не характерно. Если ученик не уверен, что знает ответ и ответит правильно на вопрос, он не поднимет руку. Большинство учителей (русских), не зная этой особенности ха-каса-учащегося, склонны относить его к разряду «неуспевающего» ученика.

Ширина кроны листвы показывает осознанность собственного интеллекта - чем шире крона дерева, тем больше убежденности в собственных способностях, больше желания выразить себя, быть замеченным. При делении листа на четыре части по вертикали выявлено, что ширина кроны дерева занимает 2/4 листа у 42,4% хакасов (23,4%); 3/4 ширины листа - 33,3% (41,1%); 4/4 ширины листа - 24,3% (35,5%). У 75,7% работ хакасов ширина кроны дерева занимает 2/4 и 3/4 ширины листа. В рисунках учащихся других национальностей ширина кроны дерева занимает 3/4 и 4/4 ширины листа, что составляет 76,6% работ. Все это указывает на недостаточную уверенность де-тей-хакасов в своем собственном интеллекте. По мнению психологов, крона дерева в 3/4 ширины части листа выражает хороший интеллект тестируемого, но рисующий испытывает трудности в самовыражении.

Желание показать себя, самоутвердиться у хакасов редко выражается в агрессивной форме: 69,7% рисунков хакасов и 66,2% рисунков учащихся других национальностей не имеют заостренных, агрессивных линий, острых углов. Вежливость, осторожность, сдержанность выражена плавными линиями рисунка.

Чуткость, чувствительность выражается наличием в рисунке, кроме дерева, пейзажа. Пейзаж присутствует в работах 72,7% хакасов и 73,7% не хакасов. На рисунках изображены трава, цветы, грибы, пеньки, второе дерево, облако, солнце, птицы.

В 82% рисунках хакасов и 80,9% работах не хакасов дерево тщательно прорисовано, реалистично, с множеством деталей: ствол, ветки и листья. Согласно интерпретации «люди, прибегающие к большому числу деталей, отличаются аккуратностью, исполнительностью». [2, с. 93] Исполнительность, трудолюбие наиболее характерные черты младших школьников.

Таким образом, по результатам графического теста «Дерево» можно судить о вежливости, аккуратности, исполнительности учеников-хакасов первого года обучения, которые хорошо адаптируются к новым социальным условиям. Характерные черты ученика-хакаса - умение контролировать свои поступки и сомнение в своих интеллектуальных способностях. По мнению психологов, при условии поддержки, поощрения, как со стороны учителей, так и со стороны родителей такие качества личности. как исполнительность, трудолюбие, в совокупности с хорошими интеллектуальными способностями дают возможность каждому ученику-хакасу выразить себя, выработать уверенность в своих силах.

Литература

1. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.

2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

2. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики / Под ред. Н. М. Шанского, Н. В. Бакеевой. - М.: Педагогика, 1977. - 248 с.

3. Турова Г. А. Методика обучения русской грамоте учащихся удмурд-ских школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1996. - 24 с.

4. Цехмистренко Т. А., Артеменко О. И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России. Метод. рекомендации / Под ред. О. И. Артеменко. - М.: ИНПО, 2002. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.