УДК 378.1
Погребицкая Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник службы менеджмента качества
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,
Петропавловск, Казахстан, e-mail: [email protected]
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ К НОВОЙ ВЕРСИИ ISO 9001:2015
Marina V. Pogrebitskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor,
Head of the Quality Management Service
North Kazakhstan State University named after Manash Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
ADAPTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF KAZAKHSTANI HIGHER EDUCATION INSTITUTES TO THE NEW
VERSION OF ISO 9001:2015
Аннотация. В статье приведен анализ предстоящих основных изменений в ISO 9001 по сравнению с предыдущей версией в аспекте применения в сфере высшего образования. Рассматриваются проблемы и перспективы перехода казахстанских вузов на новую версию международного стандарта.
Ключевые слова: система менеджмента качества; стандарт ISO 9001; новая версия; казахстанские вузы.
Abstract. The analysis of the primary changes in ISO 9001 in comparison with the previous version in the aspect of application in the higher education is presented in the article. It's considered the perspectives of transition Kazakhstan higher education institutes to the new version of the international standard.
Key words: the quality management system; ISO 9001 standard; a new version; Kazakhstani higher education institutes.
Технический комитет ISO/TC 176 завершает работу над новой версией международного стандарта ISO 9001. На этом этапе на страницах ведущих изданий в сфере качества и стандартизации активно обсуждаются предстоящие изменения. По плану ISO стандарт будет принят и опубликован в сентябре 2015 г.
В Казахстане стандарт ISO 9001 стал очень популярен не только в производственной сфере, но и в сфере образования. На данный момент
© Погребицкая М.В., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
многие казахстанские государственные вузы, внедрившие по рекомендации МОН РК в 2005-2008 гг. систему менеджмента качества (СМК), не только не отказались от нее, но и продолжают активно развивать. За прошедшее десятилетие у вузов накоплен богатый опыт по внедрению принципов менеджмента качества и выполнению требований стандарта. В связи с «неидеальностью» стандарта, этот опыт имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Вузы, как и многие организации, при разработке и развитии СМК столкнулись с рядом трудностей.
В первую очередь это «параллельность» функционирования СМК и реальной системы управления, в рамках которой руководство принимает решения. Стандарт всегда определял требования к той части деятельности вуза, которая отвечает за качество образовательных услуг. Но как отделить в вузе деятельность, которая влияет на качество от другой? В результате многие внутривузовские СМК функционируют как отдельные элементы или надстройки.
Эта трудность влечет за собой другую - формальное отношение руководства к менеджменту качества. На практике ключевые вопросы менеджмента качества делегируются нижним уровням управления. В большинстве случаев вузами создаются специальные службы или отделы, несущие ответственность и выполняющие обязанности по разработке и развитию СМК. За пределами функционирования СМК остаются такие вопросы, как создание оптимальной структуры, формирование корпоративной культуры и разностороннего видения вуза.
В условиях внедрения стратегического менеджмента в деятельности вузов появляются два ориентира - стратегические цели и цели в области качества. Не всегда при интеграции стратегического планирования и менеджмента качества получается достичь синергетического эффекта.
Третья трудность - это сложность и неоднозначность терминологии стандарта. Даже в среде специалистов по качеству нет единого подхода ко многим терминам и понятиям, а для руководства образовательных организаций, не владеющих специфичной терминологией качества, читать и использовать такого рода документы весьма затруднительно. Кроме того, оригиналы мировых стандартов в области качества написаны на английском языке. При переводе стандартов на другой язык возникают неточности и расхождения, которые в свою очередь влекут за собой конфликтные ситуации при внешних проверках.
Практика внедрения также показывает, что большинство коллективов рассматривают СМК как систему управления документацией. Разработка документации в этом случае становится самоцелью и не добавляет ценности университету.
Новая версия стандарта во многом меняет подход к совершенствованию и управлению качеством продукции или услуг. Насколько сложно будет вузам адаптироваться к новым требованиям? Решает ли новая версия те вопросы и проблемы, которые перечислены выше? Не получится ли так, что вузам проще будет отказаться от финансовых, временных и трудовых затрат на реконструкцию своей системы менеджмента?
Для поиска ответов на эти вопросы рассмотрим основные изменения в ISO 9001 по сравнению с предыдущей версией в аспекте применения в сфере высшего образования.
Самое существенное изменение, на наш взгляд, - это повышение внимания к взаимоотношениям СМК с системой менеджмента организации. В содержании стандарта появится новый раздел «Контекст деятельности предприятия». Согласно этому разделу вуз должен будет добиться понимания того, как внешние факторы влияют на результаты деятельности и удовлетворение заинтересованных групп. Кроме того, вузу необходимо будет сформировать общее понимание корпоративных ценностей и внутренней культуры. В свете последних тенденций развития системы высшего образования для казахстанских вузов эта деятельность не будет новой. Переход вузов на стратегическое планирование, активное внедрение принципов корпоративного управления, распространение опыта Назарбаев университета уже привело к тому, что во многих вузах внедрены механизмы анализа внешней и внутренней среды, рассматриваются вопросы рискоориентированного менеджмента. В рамках государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. постоянно проводится обучение топ-менеджеров вузов по вопросам стратегического развития, повышения конкурентоспособности и перехода на автономность. Таким образом, в вузах уже сегодня формируется нормативная и практическая база по определению роли и контекста вуза в окружающей среде, учету потребностей заинтересованных сторон и управлению рисками.
В новой версии стандарта усилено требование к лидерству -руководитель должен быть не просто «высшим» администратором, но и неформальным лидером. Даже если не принимать во внимание новые требования стандарта, эта тема сегодня для системы высшего образования очень актуальна. В условиях расширения автономии вузов расширяются и требования к навыкам руководителей. Основными необходимыми навыками в современных реалиях становятся навыки общения, обеспечения вовлеченности персонала, деловые качества, управление отношениями с заинтересованными людьми, передача знаний, управление изменениями.
Согласно изменениям и дополнениям к государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. в 2016 г. будет пересмотрен механизм назначения ректоров государственных вузов в части их выборности. С внедрением корпоративного управления первые руководители вузов будут назначаться наблюдательными советами по согласованию с МОН РК.
Все это говорит о том, что в ближайшее время от руководителей потребуются лидерские качества. Повышению ответственности руководства будет способствовать и тот факт, что в стандарте исчезнет понятие «представитель руководства по качеству», которое позволяло высшему руководству делегировать работы по качеству своему сотруднику.
В стандарте появляется новое требование к менеджменту знаний в организации, к формированию так называемой базы знаний. Уровнем ценности для любой организации, в том числе и вуза, являются интеллектуальные активы знаний, которые классифицируют на очевидные и скрытые. Менеджмент знаний позволяет перевести «скрытые знания» через
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
эффективную систему управления, хорошо поставленные межличностные и коммуникативные навыки в прочную корпоративную культуру образовательного учреждения.
Многие организации столкнутся с большими трудностями при выполнении этого требования, но только не вузы. Основная сущность университетов как образовательных учреждений - это аккумулирование, распространение и генерация знания. Образовательные учреждения представляют собой среду, специально созданную для реализации процессов жизненного цикла знания, уникальную по количеству и качеству аккумулированного массива знаний. Таким образом, деятельность по менеджменту знаний приобретает в вузах особую значимость. Высокая информатизация деятельности ведущих вузов также создаст все условия для автоматизации и повышения эффективности этого направления.
Одной из основных трудностей внедрения ИСО в вузах был переход на процессный подход. Во многих случаях процессы определялись формально и управление процессами не приносило должного эффекта. В новом стандарте процессному подходу уделено особое внимание. Предполагается, что добавятся новые требования к установлению входов и ожидаемых выходов процессов, распределению ответственности и полномочий для процессов, определению рисков функционирования процессов. Выполнение этих требований способно усилить эффективность процессного подхода и обеспечить еще более полную вовлеченность руководства в менеджмент на основе процессного подхода.
Новый вариант стандарта значительно изменяет требования к документированию СМК. Предполагается, что организация сама будет решать вопросы объема и состава «документированной информации».
Внедрение ISO 9001 не является сегодня обязательным требованием к деятельности казахстанских вузов. Наличие сертифицированной системы не учитывается в образовательных рейтингах и не представлено в требованиях аккредитационных агентств. Вместе с тем можно констатировать, что основные требования новой версии ISO 9001:2015 так или иначе совпадают с вызовами, которые определяет сегодня внешняя среда для образовательных учреждений. Вузы, которые стараются следовать современным тенденциям развития системы высшего образования, уже успешно выполняют основные из этих требований. Новая версия стандарта к тому же призвана решить проблемы, которые возникали при выполнении требований предыдущей версии. В этих условиях переход на новую версию ISO 9001 не только не вызовет больших трудностей, но и будет способствовать системному решению задач, которые ставят перед казахстанскими вузами современные реалии.