Психологические науки
УДК 159.9
АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ ЗАВЕДЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ18
Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), e-mail: [email protected]. А.А. Безъязыкова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Аннотация. В результате исследования были выявлены особенности адаптации курсантов к обучению в высшем военном заведении линейного и разведывательного подразделений.
Ключевые слова: высшее военное-учебное заведение, курсанты, социально-психологическая адаптация.
ADAPTATION OF CADETS TO TRAINING IN HIGHER MILITARY INSTITUTIONS DEPENDING ON TYPE OF
UNIT
T.V. Pfau, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia). A.A. Bezyazykova, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan,
Russia).
Abstract. The article identified features of adaptation of students for training in higher military institutions of linear and intelligence units.
18 Рецензент: зам. директора МПСИ ХакГУ по научной работе, кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Власова (Абакан, Россия).
Keywords: higher military schools, students, socio-psychological
adaptation.
Повышение эффективности военно-учебной деятельности военнослужащих имеет большое значение для системы военного образования и отвечает реальным потребностям обеспечения национальной безопасности России. Эффективность военно-учебной деятельности определяется устойчивой внутренней мотивацией курсантов к учению и к достижению успеха, сформированностью у них адекватного целеполагания (умением ставить соответствующие их возможностям цели, корректировать их при изменении обстановки и т.п.), способностью к сохранению логики рассуждений, быстрым и точным выполнением военно-учебных действий в любых ситуациях. Нарушение этой системы в любом звене может привести к изменению структурных компонентов деятельности курсантов и, следовательно, к снижению ее эффективности в целом [1]. Анализ системы подготовки офицерских кадров и войсковой практики показывает, что в содержании и структуре военно-профессиональной подготовки уделяется недостаточно внимания проблеме ускорения процесса адаптации молодых офицеров в войсках, их способности в короткие сроки приступить к выполнению основных обязанностей военной службы по занимаемой должности. Реализуемые варианты взаимодействия образовательной деятельности военного вуза и войсковой практики чаще всего носят формальный характер, строятся по иерархическому принципу, недостаточно ориентированы на современные оборонные и социальные задачи, создаваемые организационно-штатные структуры воинских подразделений. Несмотря на стабильно растущий спрос на первичные офицерские должности (взвод, рота), пока еще высок процент офицеров-выпускников, не сумевших адаптироваться к службе в войсках и на этом основании увольняющихся из армии [2].
В военной педагогике проблемы профессиональной адаптации выпускников военных вузов рассматривались И.А. Алехиным, CE. Бордуновым, И.М. Рукавицыным в общепостановочном плане и при исследовании общих проблем обучения и воспитания военнослужащих. В работах военных психологов (А.Я. Анцупова, А.Д. Глоточкина, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, Ю.А. Елбаева, В.Г. Крысько, Н.И. Конюхова, А.А. Налчаждян, Ж.Г. Сенокосова и др.) рассматриваются отдельные аспекты
психологической адаптации военнослужащих [3,4,].
Однако проблема адаптации курсантов к обучению в высшем военно-учебном заведении в зависимости от вида подразделения (линейного или разведывательного) до сих пор в науке не рассматривалась, что и определило актуальность нашего исследования.
Целью исследования было определение особенностей адаптации курсантов к обучению в высшем военном заведении в зависимости от вида подразделения. Методы исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, модифицированный опросник «Изучение психологического климата в учебной группе» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М Мануйлов), методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Методы математической статистики: ^критерий Манна-Уитни.
В исследовании приняло участие 60 человек: в первую группу исследования вошли курсанты разведывательного подразделения (30 человек), вторую группу составили курсанты линейного подразделения (30 человек), в возрасте от 18 до 20 лет, который попадает, согласно классификации Э. Эриксона, в период «юность» (12-20 лет).
Многие специалисты указывают, что образовательный процесс в военных вузах включает в себя систему теоретических и практических занятий, тренировок, боевых стрельб, учений, в ходе которых у курсантов накапливаются знания, формируются знания и умения, вырабатываются физические качества и психологическая устойчивость, необходимые будущему офицеру
В военной психологии различают три основных вида адаптации и дезадаптации: физиологическую, психическую и социально-психологическую. В.П. Петров выделяет три основных этапа процесса профессионального становления курсанта военно-учебного заведения, определяет их продолжительность и отличительные характеристики:
1) период начальной адаптации (4-5 месяцев обучения с момента поступления в училище);
2) критический период развития (2-3 семестры обучения);
3) период совершенствования психических новообразований (с четвертого семестра до выпуска).
120 100 80
1 2 3 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Рис. 1. Сравнительная характеристика показателей социально-психологической адаптации у курсантов линейного и разведывательного подразделений (ср. балл) Примечание: 1. адаптация, 2. дезадаптация, 3. принятие себя, 4. неприятие себя, 5. принятие других, 6. неприятие других, 7. эмоциональный комфорт, 8. эмоциональный дискомфорт, 9. внутренний контроль, 10. внешний контроль, 11. доминирование, 12. ведомость, 13. эскапизм.
Сравнительная характеристика показателей социально-психологической адаптации у курсантов линейного и разведывательного подразделений отражена на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, показатели адаптации выше у курсантов линейного подразделения, чем у курсантов разведывательного подразделения (иэмп=40; р<0,01). Это говорит о том, что курсанты линейного подразделения могут хорошо приспосабливаться к изменившимся условиям среды, в отличие от курсантов разведывательного подразделения, испытывающих дезадаптацию (иэмп=17; р<0,01). Принятие себя выше у курсантов разведывательного подразделения (иэмп=246,5; р<0,01), что характеризует их умеющих более адекватно оценивать свои способности, достоинства, реалистично признавать свои ограничения, в отличие от курсантов линейного подразделения, склонных к неприятию собственных особенностей (иэмп=194; р<0,01). Принятие других имеет большую выраженность у курсантов линейного подразделения (иэмп=204,5; р<0,01): они, в отличие от курсантов разведывательного подразделения, больше способны к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверию им.
Курсанты разведывательного отделения имеют большее ощущение
эмоционального дискомфорта (иэмп=320,5; р=0,05): для них характерны неприятные переживания, которые связаны с проблемами в межличностных отношениях, с проблемами здоровья, и чувство одиночества. У курсантов линейного подразделения более выражен эмоциональный комфорт (иэмп=53,5; р<0,01). Этот результат можно также соотнести с показателем дезадаптивности и тревожности в группах. Внутренний контроль выше у курсантов разведывательного подразделения (иэмп=335,5; р=0,05): они склонны приписывать причины происходящего себе, в отличие от курсантов линейного подразделения, которым свойственен внешний контроль (иэмп=220,5; р<0,01).
Доминирование больше свойственно для курсантов линейного подразделения (иэмп=174; р<0,01), а ведомость - для курсантов разведывательного подразделения (иэмп=308,5; р=0,05). Курсанты линейного подразделения характеризуются стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать.
Наконец, эскапизм как уход от неприятных сторон реальности больше свойственен курсантам разведывательного подразделения (иэмп=319; р=0,05).
Сравнительная характеристика особенностей социально-психологического климата в группах курсантов линейного и разведывательного подразделений отражена на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительная характеристика особенностей социально-психологического климата в группах курсантов линейного и разведывательного подразделений (ср. балл)
Примечание: 1. общий показатель социально-психологического климата, 2. климат в учебной деятельности, 3. межличностное общение, 4. отношение к общественной деятельности.
Как видно из рисунка 2, общий уровень социально-психологического климата благоприятнее в группе курсантов линейного подразделения, однако, статистическая проверка не подтвердила достоверность полученных различий.
В учебной деятельности более благоприятная обстановка характерна для курсантов линейного подразделения (иэмп=252; р<0,01), также у них складываются более благоприятные межличностные взаимоотношения в группе (иэмп=328; р=0,05). Отношение к общественной деятельности в обеих группах курсантов одинаково благоприятное.
Сравнительная характеристика ситуативной и личностной тревожности у курсантов линейного и разведывательного подразделений представлена на рисунке 3.
□ ли нейноеп одр -л з д «лени е
□ разведывательное п одр л з д е лен не
Рисунок 3. Сравнительная характеристика ситуативной и личностной тревожности у курсантов линейного и разведывательного подразделений (ср. баллы).
Как видно из рисунка 3, ситуативная тревожность выше у курсантов линейного подразделения (полученные различия не подтвердились статистически). Личностная тревожность выше у курсантов разведывательного подразделения (иэмп=245; р<0,01).
Это говорит нам о том, что курсанты разведывательного подразделения в большей степени, чем курсанты линейного подразделения, склонны воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие
Я
тревожность тревожность
ситуации состоянием тревоги. Это можно соотнести со спецификой их напряженной в физическом и моральном плане подготовки в высшем военном учебном заведении.
Таким образом, большей адаптивностью к обучению в высшем военном учебном заведении обладают курсанты линейного подразделения, по сравнению с курсантами разведывательного подразделения. Курсанты линейного подразделения хорошо умеют принимать личностные особенности других людей и ощущают больший эмоциональный комфорт. Для них, в основном, свойственен внешний экстернальный локус контроля и высокие показатели доминирования.
У курсантов разведывательного подразделения наблюдаются признаки дезадаптации и выраженное чувство эмоционального дискомфорта в виде преобладания выраженных отрицательных эмоциональных состояний. Это можно связать с суровой физической и моральной подготовкой на протяжении всего обучения. Также для них свойственен внутренний интернальный локус контроля, тенденция к эскапизму и более высокая ведомость, вероятно, так же обусловленная особенностями подготовки, где требуется беспрекословное подчинение воле командира. Личностная тревожность выше у курсантов разведывательного подразделения в силу специфики их напряженной физической и моральной боевой подготовки.
В обеих группах социально-психологический климат близок к оптимальным значениям, то есть для обеих групп курсантов характерен благоприятный психологический климат, однако, в учебной деятельности более благоприятная обстановка характерна для курсантов линейного подразделения, так же у них складываются более благоприятные межличностные взаимоотношения в группе.
Литература:
1. Бушурова В.Г., Широкова И.К. Индивидуально-личностные предпосылки успешности обучения и адаптации курсантов морских училищ / Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии. -Л.,- 1984. 156 с.
2. Городов, П.Н. Оптимизации процесса воспитания в вышей
военной школе: учеб. для вузов. - М..: ВПА, 1983. - 126 с.
3. Анцупов А.Я. Методологические проблемы военно-психологических исследований // Психологический журнал. - 1995.- №1 - С. 7-19.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович С.Л. Военная психология и педагогика: Учебное пособие. - М., 1998.
References:
1. Bushurova V.G., Shirokova I.K. Individual'no-lichnostnye predposylki uspeshnosti obuchenija i adaptacii kursantov morskih uchilishh / Sovremennye problemy prikladnoj sociologii i social'noj psihologii. - L.,- 1984. 156 s.
2. Gorodov, P.N. Optimizacii processa vospitanija v vyshej voennoj shkole: ucheb. dlja vuzov. - M..: VPA, 1983. - 126 s.
3. Ancupov A.Ja. Metodologicheskie problemy voenno-psihologicheskih issledovanij // Psihologicheskij zhurnal. - 1995.- №1 - S. 7-19.
4. D'jachenko M.I., Kandybovich S.L. Voennaja psihologija i pedagogika: Uchebnoe posobie. - M., 1998.
— • —
Сведения об авторах
Татьяна Вильевна Пфау - кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Анна Викторовна Безъязыкова - студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
— • —