Психологические науки
УДК 159.9
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА И ОТЧИМА К ДОЧЕРИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА19
Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(Абакан, Россия). Н.Н. Литвякова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф.
Катанова (Абакан, Россия).
Аннотация. В результатом исследования является сравнительный анализ особенностей родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: Отец, отчим, родительское отношение, дочь старшего дошкольного возраста, принятие, эмоциональная дистанция, представления о ребенке.
PARENT RELATION OF FATHER AND STEP-FATHER TO DAUGHTER OF SENIOR PRESCHOOL AGE
T.V. Pfau, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia). N.N. Litvyakova, Khakas State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia).
Abstract. The result of study is the camparative analysis of features of parent relation of father and step-father to daughter of senior preschool age.
Keywords: father, step-father, parent relation, daughter of senior preschool age, recipience, emotional distance, represantations on child
19 Рецензент: зам. директора МПСИ ХакГУ по научной работе, кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Власова (Абакан, Россия).
Современное родительство в нашей стране примечательно ростом безотцовщины или частым отсутствием отца в семье, незначительностью его контактов с детьми. Такая ситуация в стране негативно сказывается на развитии и становлении молодого поколения - наших детей. Ребенку необходима правильная модель семейных отношений, в которой роли мужчины и женщины как супругов и как родителей были бы четко определены. Зачастую влияние отца на развитие ребенка недооценивается. Хотя оно уникально и останется таким же, отца не сможет заменить никто, даже самая любящая мать. Мужское начало определяет детали развития, запуская сложнейшие психологические механизмы, направленные на дифференциацию психических особенностей [1].
А. С Спиваковская проанализировала детско-родительские отношения и выделила три основные свойства родительской позиции: адекватность, динамичность, прогностичность, а так же описала восемь возможных типов родительской любви - нелюбви. А.Я. Варга структуру родительского отношения рассматривала в виде взаимодействия трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого [2]. Другие исследователи (О.Коннер, И.С. Шеффер и др) выделяли два основных компонента в родительской позиции - эмоциональный и инструментальный, и почти все авторы эмоциональный компонент считали базовым [3].
В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины. Особенности же отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца, а тем более отчима, мало изучены. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный смысл к проблеме отцовства: М. Мид - культурологическая концепция на гендерных функциях отцовства и материнства; С. Кон - изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский, С.Усов -педагогические аспекты отцовства; Т.В. Андреева, Ю.В. Борисенко -социально-психологические аспекты отцовства; Т.А. Гуко - исследование отцовства как аспект родительства [5].
Тем не менее, данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.
Целью нашего исследования было выявление особенностей родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста. Методы исследования: методика изучения взаимодействия родителей с ребенком (ВРР, вариант для родителей дошкольников) И.М. Марковская; тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я Варги, В.В. Столина; проективная методика «Представление о своем ребенке» Р.В. Манерова. Методы математической статистики: U критерий Манна -Уитни; ф* - угловое преобразование Фишера.
В исследовании принимали участие 2 группы мужчин в количестве 60 человек. Возраст - от 27 до 33 лет, средний возраст составил - 30,2 лет. Мужчины были разделены на 2 группы с учетом наследственно-родственных связей с ребенком. Первая группа представлена 30 мужчинами, являющимися ребенку отчимом, который воспитывает его не менее трех лет. Вторая группа состояла из 30 мужчин, которые являются ребенку родным отцом. Группы уравнены между собой по уровню образования.
Результаты сравнительного анализа взаимодействия отца и отчима с дочерью старшего дошкольного возраста мы поместили в таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика взаимодействия отца и отчима с дочерью старшего дошкольного возраста
Наименование шкалы Средние баллы ^мп Sig
отец отчим
1 Нетребовательность/ требовательность 15,4 12,5** 236 0,002
2 Мягкость / строгость 13,2 10,5** 156,5 0,000
3 Автономность /
контроль 18 14,6* 46,5 0,000
4 Эмоциональная дистантность / близость 20 14,9* 76,5 0,000
5 Отвержение / принятие 20,2 13,9* 30,5 0,000
6 Отсутствие сотрудничества/ 22 14,6* 4,5 0,000
сотрудничество
7 Тревожность за ребенка 15,5 14,5 347 0,128
8 Непоследовательность / последовательность 20,9 18,5** 154 0,000
9 Воспитательная конфронтация 7,2 13,4** 116,5 0,000
10 Удовлетворенность отношениями с ребенком 21,2 18,2** 203 0,000
* - зона значимости р<0,05
** - зона значимости р<0,01
Можно говорить о том, что отцы более требовательны к ребенку, чем отчимы (иэмп = 236; р<0,01), они ожидают более высокого уровня ответственности от ребенка, эмоционально более близки с дочерью по сравнению с отчимами (иэмп = 76,5; р<0,05). Принятие ребенка родителем так же выше у биологических отцов, чем у отчимов (иэмп = 30,5; р<0,05), они в большей степени склонны принимать личностные качества и поведенческие проявления ребенка, принимать дочь как личность, что является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Уровень сотрудничества между дочерью и биологическим отцом значительно выше, нежели между дочерью и отчимом. Отец старается поддерживать в отношениях с дочерью равенство и партнерство. Отсутствие же такого в отношениях отчима и дочери может являться результатом нарушенных отношений, безразличного или попустительского стиля воспитания. Отчимы более автономны (иэмп = 46,5; р<0,05), это выражается в меньшем контролирующем поведении по отношению к ребенку, что также может быть следствием безразличного отношения к ребенку.
Отцы более последовательны и постоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний поощрений и т.д. Биологические отцы более удовлетворены отношениями с ребенком, чем отчимы (иэмп = 203; р<0,01),считают свое воспитание правильным, им кажется, что отношения с ребенком у них лучше, чем в семьях большинства.
Отчимы же мягче по отношению к ребенку, чем биологические отцы (иэмп = 156,5; р<0,01), в их взаимоотношении с ребенком меньше суровости и строгости правил, они реже принуждают ребенка к чему-либо. Воспитательная конфронтация в семьях, где ребенка воспитывает отчим значительно выше, чем в семьях, где отец девочке является родным (иэмп
= 116,5; р<0,01 ). Это говорит о том, что в таких семьях более низкая сплоченность и существуют разногласия по вопросам воспитания.
В результате исследования родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста и их сравнительного анализа, было выявлено, что отцы в большей степени, чем отчимы склонны принимать ребенка таким, каков он есть. Они уважают его индивидуальность, симпатизируют ему. Стремятся проводить много времени с дочерью, одобряют ее интересы и планы ^эмп = 257,5; р <0,01). Так же из анализа данных видно, что в зону значимости попали такие шкалы как «Кооперация» ^эмп = 215,5; р <0,01) и «Маленький неудачник» ^эмп = 247; р<0,01) . Это свидетельствует о том, что биологическому отцу, в отличие от отчимов, в большей степени свойственно проявлять интерес к тому, чем интересуется его ребенок, так же дает оценку его способностям поощрять инициативу и самостоятельность. У отчима же менее социально желательный образ родительского отношения, он в меньшей степени стремится к сотрудничеству с дочерью, к совместной с ней деятельности, к сочувствию.
Можно говорить о том, что биологические отцы, в отличие от отчимов, неудачи дочери считают случайными и верят в нее. Отчимы же склонны инфантилизировать дочь, приписывать ей личную и социальную несостоятельность. Они видят дочь младшей, по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся им детскими, несерьезными. Дочь представляется им неприспособленной, неуспешной.
Самые небольшие, но тем не менее, находящиеся в зоне значимости, различия по шкале «Контроль» ^эмп = 261,5; р<0,01). Можно говорить о том, что родные отцы в большей степени, нежели отчимы проявляют авторитарное отношение по отношению к ребенку. Отцы более требовательны по отношению к поведению и дисциплине дочери. Им свойственно навязывать свою точку зрения. Отчимам же напротив менее свойственно контролировать действия девочки, навязывать ей во всем свою волю.
/
/ /
/ /
/
L^L L
□ отец
□ отчим
Рис.1. Показатели средних значений родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста.
Наглядно результаты исследования родительского отношения отца и отчима представлены в виде диаграммы (рис.1)
После анализа рисунка можно говорить о том, что самые большие различия в родительском отношении отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста наблюдаются по шкале «принятие / отвержение».
Данные проективного исследования по методике «Представление о своем ребенке» В.Р. Манерова мы поместили в таблицу 3.
Таблица 3. Результаты проективного исследования родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста.
Положи -тельные представления Единица анализа «Мой ребенок...» Сумма
Мое будущее Моя радость/ любовь Помощница Смысл жизни
отец 18% 14,3% 12,3% 20,7% 65,3%
отчим 4,3% 3,3% 11% 4,7% 23,3%
Отрицательные представления Непослушн ый/ безответств енный Несамостоя тельный Ленивый Отсутствие ответа Средни й балл
отец 5,4% 5% 3,3% 21% 34,7%
отчим 7,3% 9,6% 5,6% 54,2% 76,7%
Из анализа результатов можно говорить о том, что количество положительных представлений о ребенке у биологических отцов больше (65,3%) чем у отчимов (34,7%). Данные различия не являются статистически значимыми. Также можно отметить, что представлений категорий «Мое будущее» и «Смысл жизни» у биологических отцов значительно больше : 18% ответов в категории «мое будущее» у отцов и 4,3% в этой же категории у отчимов. В категории «Смысл жизни» 20,7 % и 4,7% соответственно. Это свидетельствует о том, что родные отцы воспринимают своего ребенка как часть себя, как продолжение себя, ощущают себя единым целым с ребенком. Чего нельзя сказать о большей части отчимов.
В целом отрицательных представлений о дочери у отцов меньше, чем у отчимов (ф эмп = 1,96 ).
Из таблицы 3 видно, что как у отчимов, так и у отцов высокие баллы в такой категории как «отсутствие ответа», что по данной методике можно охарактеризовать как недостаточное знание своего ребенка, отсутствие интереса к его увлечениям, планам, способностям.
□ отец
□ отчим
Рис.3. Показатели процентного соотношения отрицательных и положительных представлений отца и отчима о девочке старшего дошкольного возраста.
Наглядно различия в представлении отца и отчима о дочери старшего дошкольного возраста представлены в виде диаграммы (рис.3). Из рисунка видно, что положительных представлений о дочери у
родных отцов больше, чем у отчимов, так же можно отметить, что у отцов в большей степени выражены положительные представления, чем отрицательные. Отчимы же отметили больше отрицательных качеств ребенка.
Таким образом, проведенное исследование родительского отношения отца и отчима к дочери старшего дошкольного возраста, позволило сделать следующие выводы:
1. Отцы в большей степени, чем отчимы, склонны принимать ребенка таким, каков он есть. Они проводят с дочерью больше времени, уважают ее индивидуальность, симпатизируют ей. При этом, отцы более требовательны к ребенку, чем отчимы, они ожидают более высокого уровня ответственности от дочери. При этом уровень сотрудничества между дочерью и биологическим отцом значительно выше, нежели между падчерицей и отчимом.
2. Отчим в меньшей степени стремится к сотрудничеству с ребенком, к совместной с ним деятельности, к сочувствию падчерице. Отчимы склонны инфантилизировать дочь, приписывать ей личную и социальную несостоятельность. Она представляется им неприспособленной и неуспешной. Отчимы в меньшей степени, чем отцы, склонны к проявлению строгости в отношениях с падчерицей, меньше предъявляют требований к поведению и дисциплине девочки. При этом они не постоянны и не последовательны в применении наказаний и поощрений.
3. Проективное исследование показало, что отцы имеют больше положительных представлений о ребенке. Именно с дочерью отцы связывают свое будущее и смысл своей жизни. Это свидетельствует о том, что родные отцы воспринимают своего ребенка как часть себя, как продолжение себя, ощущают себя единым целым с ребенком.
4. У отчимов значительно больше отрицательных представлений о ребенке, чем у биологических отцов. Отчимы считают, что их падчерицы несамостоятельны и безответственны. Биологические отцы также отметили несамостоятельность и безответственность как присущие их дочерям черты, но значительно в меньшей степени и это касается неспособности дочерей справиться с элементарными вещами самостоятельно, и поэтому им необходима помощь со стороны взрослого человека.
Литература:
1. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. - М., 2004.-220с.
2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. - СПб., 2001. -144с.
3. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. -2006. - №1. - С. 12-18.
4. Соломатина Е.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы. - М., 2010.
5. Арнаутова Е. П. Повторный брак матери и эмоциональная связь ее с ребенком // Семейная психология и семейная терапия . - 1995. - №3.-С. 80-94.
References:
1. Borisenko Ju.V. Psihologija otcovstva. - M., 2004.-220s.
2. Varga A. Ja. Sistemnaja semejnaja psihoterapija: Kratkij lek-cionnyj kurs. - SPb., 2001. -144s.
3. Shvedovskaja A.A. Specifika pozicii roditelej pri razlichnyh tipah vzaimodejstvija s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. -2006. - №1. - S. 12-18.
4. Solomatina E.V. Psihologija otcovstva: obzor issledovanij i nekotorye vyvody o sovremennom sostojanii problemy. - M., 2010.
5. Arnautova E. P. Povtornyj brak materi i jemocional'naja svjaz' ee s
rebenkom // Semejnaja psihologija i semejnaja terapija . - 1995. - №3.- S. 80-94.
— • —
Сведения об авторах
Татьяна Вильевна Пфау - кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Наталья Николаевна Литвякова - студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).