Научная статья на тему 'Адаптация как цель и условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы'

Адаптация как цель и условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1932
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ / АДАПТИРУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / ADAPTATION / MECHANISM OF ADAPTATION / ADAPTATION PROCESS / THEORY OF ADAPTATION / ADAPTATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева Оксана Владимировна

Рассматривается определение адаптации в социологии, экономике, маркетинге и менеджменте. Излагаются основные теории адаптации. Исследуется возможность применения теорий адаптации в библиотековедении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of adaptation in sociology, economics, marketing and management is considered. Basic theories of adaptation are stated. The possibility of application of adaptation in library science is investigated.

Текст научной работы на тему «Адаптация как цель и условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы»

Методология НИР :

УДК 330 + 316.3 ББК 65.011 + 60.56

АДАПТАЦИЯ КАК ЦЕЛЬ И УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЮБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© О. В. Макеева, 2009

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Рассматривается определение адаптации в социологии, экономике, маркетинге и менеджменте. Излагаются основные теории адаптации. Исследуется возможность применения теорий адаптации в библиотековедении.

Ключевые слова: адаптация, механизм адаптации, адаптационный процесс, теория адаптации, адаптирующиеся системы.

The definition of adaptation in sociology, economics, marketing and management is considered. Basic theories of adaptation are stated. The possibility of application of adaptation in library science is investigated.

Key words: adaptation, mechanism of adaptation, adaptation process, theory of adaptation, adaptating system.

В научной, учебно-методической и практической литературе по библиотековедению довольно часто говорится о приспособлении библиотек к изменяющимся условиям экономической и социальной жизни, о путях и способах приспособлений и изменений. Но гораздо реже встречается термин «адаптация», использующийся в специальной литературе по экономике, социологии, медицине, психологии, маркетингу и менеджменту. В этих науках и отраслях деятельности существуют даже соответствующие отдельные направления: адаптационная медицина, адаптационный маркетинг, адаптационная психология и т. д.

На современном этапе развития научного знания адаптация может претендовать на статус междисциплинарного понятия. Она признается одним из важнейших свойств любой системы и означает способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, т. е. это процесс, направленный на изменение параметров системы. Именно благодаря широкому использованию, адаптация не имеет однозначного, всеми признанного определения, как и большинство понятий, которые используются более чем в одной отрасли знания. Этот факт объясняется еще и субъективностью мировоззренческих и философских взглядов тех или иных ученых, а также зависимостью от целей исследования.

Анализ определений (приложение) показывает, что адаптацию чаще всего рассматривают как процесс и как результат, иногда - как метод. В социо-

логии и экономике все же рекомендуется различать адаптацию (процесс) и адаптированность (результат).

В библиотековедческих исследованиях термин «адаптация» используется в качестве синонима термина «приспособление», но детально не рассматривается и не исследуется, хотя статусность его очень высока. Например, В. К. Клюев и Е. М. Ястребова считают, что «конечной целью (маркетинга. - О. М.) является адаптация библиотечноинформационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (т. е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги / продукцию)» [8, с. 19]. И. М. Суслова пишет: «Библиотечный маркетинг - это управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на достижение целей полного удовлетворения потребностей пользователей и обеспечения адаптации библиотеки к современным социальноэкономическим условиям» [21, с. 47]. Из приведенных цитат можно сделать вывод, что авторы считают адаптацию одной из важнейших целей библиотечного маркетинга и менеджмента (управления), т. е. практических областей деятельности, направленных на удовлетворение потребностей индивидуальных пользователей, их групп, а также общества в целом. С ними согласен и И. Б. Мар-

шак, который утверждает, что маркетинг «обеспечивает адаптацию к современным социально-экономическим условиям и с каждым годом приобретает все большую социальную значимость» [13].

Отдельные попытки более подробного теоретического изучения адаптации в библиотековедении, в контексте проводимых исследований, предпринимались в различное время, однако глубокого и всестороннего анализа не делалось, поскольку это не входило в поставленные цели. Например, Л. А. Кожевникова и Н. Н. Нестерович представили механизм функционирования крупных научных библиотек в условиях нестабильного характера динамики общественного производства. В качестве параметров созданной авторами модели были определены: адекватность социального статуса; ориентация на расширение функциональных обязанностей; ориентация на долгосрочные интересы; ориентация на развитие; устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям; интеграционный характер взаимодействия с другими библиотеками; стабильность внутренних связей [10, с. 68-71]. Адаптированность библиотек к управляющим воздействиям, по мнению названных авторов, зависит «от их роли в выработке региональной библиотечной политики, библиотечно-информационного потенциала, специфики системы обслуживания читателей. Разработка унифицированного набора параметров адаптационного механизма библиотек к различного рода изменениям закладывает общую основу для определения библиотеками оптимальных путей достижения целей их развития» [Там же, с. 38-41]. По мнению Л. А. Кожевниковой, состояние внешней региональной среды заставляет библиотечное сообщество обращаться к проблемам социальной адаптации личности и библиотек к меняющимся условиям жизнедеятельности [11, с. 43].

Она пишет также, что специалисты сходятся во мнении: старые механизмы адаптации библиотек не эффективны, а новые еще не сложились. Библиотеки по-разному участвуют в трансформационных процессах, затрагивающих библиотечное дело: одни активно, являясь инициаторами и организаторами, другие ищут личные пути адаптации, третьи занимают выжидательную позицию. По ее мнению, механизм адаптации во многом (вместе с характеристиками информационно-библиотечной среды и информационных потребностей пользователей) определяет границы развития и преобразования структуры экономического потенциала библиотек. А «экономический потенциал библиотеки -это база организации ее экономической деятельности» [9, с. 3-5].

О важности прогнозирования сложностей и неопределенностей в целях их изменения и возможности адаптации и выживания библиотеки или библиотечной системы пишет Н. С. Карташов.

Адаптивность он относит к одной из групп параметров оценки эффективности деятельности субъекта управления, отражающей эффективность организации процесса управления и затрат управленческого труда, наряду с экономичностью, гибкостью, оперативностью, надежностью системы управления [7]. В настоящее время существует несколько подходов к измерению эффективности работы библиотек, однако адаптивность как показатель или индикатор не присутствует ни в одной системе измерений эффективности [17].

В диссертационном исследовании, посвященном менеджменту качества как направлению модернизации деятельности библиотек, Л. А. Дубровина утверждает, что «внедрение системы менеджмента качества усиливает вовлеченность персонала в совершенствование деятельности библиотек, способствует изменению базиса корпоративной культуры, увеличивает степень ее адаптивности, обеспечивает устойчивое развитие» [6, с. 9]. Она также доказывает, что в числе возможных преимуществ от внедрения этой системы будет способствование «успешной реализации услуг, удовлетворению информационных потребностей пользователей, быстрой адаптации к меняющимся условиям» [Там же, с. 13]. Таким образом, адаптация выступает в качестве одной из важных функций внутрифирменного менеджмента библиотеки.

Для изучения разработанности темы в библиотековедческих исследованиях часто используется анализ документопотока в целях определения частоты встречаемости того или иного термина в заголовках публикаций для определения интенсивности разработок в том или ином направлении. Нами был проведен подобный анализ для установления частоты встречаемости термина «адаптация» в заголовках публикаций и авторефератов диссертаций, представленных в электронных каталогах крупных библиотек России (Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения РАН). Он показал, что наибольшее количество публикаций, связанных с адаптацией, относится к социологии, меньше к экономике и почти отсутствует в библиотековедении. Безусловно, этот поиск нельзя считать репрезентативным, однако он дает общую картину состояния разработанности темы в различных отраслях знания (таблица, с. 18).

В изученной экономической литературе адаптацию иногда предлагается рассматривать как экономическое понятие или экономическую категорию, поскольку это процесс активного противодействия, обеспечивающего самосохранение субъекта рынка в его развитии [14]. Кроме того, экономические субъекты реагируют как на внешние, так и на внутренние воздействия (коадаптация частей внутри

Результаты поиска в электронных каталогах и каталогах авторефератов диссертаций

ГПНТБ СО РАН, РГБ и РНБ

Поисковый запрос ГПНТБ СО РАН РГБ РНБ

Каталог книг и продолжающихся изданий (1992-1999) Каталог книг и продолжающихся изданий (2000-...) Каталог авторефератов диссертаций Электронный каталог Каталог авторефератов диссертаций й ы нг но ол & Й ё 3 л Э Каталог авторефератов диссертаций

Адаптация 166 468 913 625 647 1335 530

Социальная адаптация 15 149 201 111 112 157 96

Психологическая адаптация 11 29 47 52 43 68 35

Социально-экономическая адаптация 0 0 9 0 0 12 8

Экономическая адаптация (адаптация + экономика) 4 (8) 2 (31) 13 (68) 54 12 15 (28)

Профессиональная адаптация 4 39 60 23 42 66 35

Адаптация личности 16 110 157 10 8 22 12

Адаптация библиотек (библиотекарей, библиотечного дела, библиотековедения) 1 4 0 3 0 2 0

Адаптация человека 46 52 83 17 4 53 4

системы). В принципе понятия «адаптация» и «экономический субъект» неразделимы, так как только внутренне организованная система обладает свойством адаптивности. Адаптация не мыслима без субъекта рынка, а экономический субъект не может существовать без адаптации, поскольку в этом случае он не будет реагировать на изменения рынка, а следовательно, будет неконкурентоспособен, что приведет к его разрушению (ликвидации).

Особую значимость и наибольшую разработанность вопросы теории управления адаптацией имеют в кибернетике, где понятие «адаптация» тесно связано с понятием «обратная связь». Это понятие выражает свойство, характеризующее процессы взаимодействия системы и среды и признается важной особенностью большинства управляемых процессов. Оно характеризует качество принимаемых решений, их адекватность требованиям внешней среды. Если товар или услуга не пользуются спросом, не покупаются, не востребованы, то обратная связь является отрицательной. Так, снижение книговыдачи, количества читателей, а как следствие читаемости, обращаемости, -есть проявление отрицательной обратной связи: внешнюю среду не устраивает функционирование системы, и без специальных адаптационных мер система обречена на гибель.

В справочной литературе по экономике отмечается, что адаптирующиеся системы могут быть

двух видов: самоорганизующиеся и самонастраивающиеся [2] (приложение), а в справочных изданиях по кибернетике рассматривается и третий вид - самообучающиеся системы [23]. Система «библиотека», в зависимости от выбранных целей, ресурсного потенциала и управляющих воздействий, может адаптироваться любым из этих способов. Например, если библиотека увеличивает выпуск библиографической продукции, количество массовых мероприятий, начинает работать с новым контингентом пользователей, расширяет ассортимент услуг, то она идет по пути саморегуляции, т. е. выступает в качестве адаптирующейся, самонастраивающейся системы, изменяя способ своего функционирования. Библиотека может в качестве адаптивного пути выбрать структурные, внутриорганизационные изменения - образование новых отделов (медиатеки, интернет-классы, отделы маркетинга и т. д.), упразднение или реорганизация старых структурных единиц (например, слияние отдела комплектования и отдела обработки документов в публичных библиотеках), тогда библиотека предстает как адаптирующаяся, самоорганизующаяся система. Самообучающейся адаптирующейся системой, т. е. такой системой, которая, накапливая опыт, способна самостоятельно искать критерии качества своего функционирования, библиотека становится в процессе стандартизации и параметризации своей деятельности (соз-

дание стандартов качества, модельных стандартов деятельности и т. д.).

В процессе деятельности любой экономической системы ее управляющий орган постоянно сталкивается с новой экономической информацией, поступающей извне, из внешней среды. В некоторых случаях, когда информация совпадает с прошлым опытом системы (субъекта рынка), для формирования адекватной реакции системе не нужно создавать модель решения и процесс адаптации происходит практически автоматически, на основе прошлого опыта. Если же информация, идущая из внешней среды, превышает опыт организации и руководство последней не может адекватно воспринять ее, то система не способна реагировать нормально и может разрушиться [14]. По нашему мнению, библиотека как социальноэкономическая система в процессе своего функционирования постоянно сталкивается с новой экономической, социальной, культурной информацией и далеко не всегда последняя совпадает с накопленным опытом, а на выработку адекватных решений уходит значительное время, за которое успевает поступить новая нестандартная, незнакомая информация. Если же принимаемые решения не соответствуют поступившей информации, т. е. ответное решение неверно, не отвечает требованиям внешней среды, то адаптационные возможности системы снижаются и возникает кризис во взаимоотношениях «система - среда». Разбаланси-рованность системы и внешней среды увеличивается, и достижение равновесия, т. е. адаптирован-ности, становится все проблематичнее. Поэтому роль качества управления в адаптационных процессах очень велика и разработка теории адаптации тесно связана с развитием теории управления.

Говоря о важности качества управления, необходимо отметить, что с точки зрения коммерческого менеджмента адаптивность относится к показателям результативности бизнес-процессов и определяется как «время, необходимое на приспособляемость бизнес-процесса к изменениям условий бизнес-среды и внутриорганизационным изменениям». Этот показатель находится в прямой зависимости от состояния управления организацией, ее структуры и внутренних коммуникационных каналов. В коммерческих предприятиях адаптивность «находится преимущественно под влиянием фактора объема затрачиваемых ресурсов для выполнения процесса и в меньшей зависимости от количества сотрудников» [16]. Насколько правомерен этот вывод относительно некоммерческих организаций, к которым относится библиотека, еще предстоит исследовать.

В литературе по маркетингу адаптация рассматривается как одна из ключевых функций, обеспечивающая устойчивое развитие любой эко-

номической системы посредством согласования интересов, целей и притязаний субъекта экономики и социально-экономической среды. Наиболее эффективным считается сочетание двух взаимосвязанных направлений деятельности: адаптивного - исследование среды, подстраивание своей деятельности под запросы этой среды, а также внутренних резервов и ресурсов и второго направления, адаптирующего, которое заключается в активном влиянии на окружение, преобразование внешней среды путем формирования потребностей, создания положительного имиджа фирмы, продукта и т. д. Оптимальное сочетание этих направлений является важнейшим условием успешной адаптации экономической системы [24, с. 16]. Если попытаться изучить и обобщить общие направления деятельности, при помощи которых библиотеки реализуют свои адаптационные стратегии, то они как раз и будут складываться из адаптивного и адаптирующего направлений с преобладанием первого: социальное партнерство (с отдельными индивидами, государственными, коммерческими и некоммерческими структурами, в том числе другими библиотеками); принятие социальных норм и нормативов; стандартизация процессов, операций, документации, продуктов и услуг; совершенствование правовой базы; внедрение новых моделей управления и новых форм деятельности (библиотечно-информационные центры, медиатеки, социально-культурные комплексы и т. д.); введение новых форм обслуживания (доставка документов и электронная доставка документов; предоставление доступа к полнотекстовым базам данных; создание виртуальных справочных библиотечных и библиографических служб); создание системы непрерывного образования для библиотечных специалистов; новые подходы к организации внутрибиблиотечного пространства; разработка новых методик определения эффективности; развитие технической и технологической базы; расширение ассортимента продуктов и услуг; поиск источников альтернативного финансирования (гранты, проекты); широкое распространение проектной деятельности; внедрение методов повышения мотивации персонала; широкое внедрение РЯ-технологий и др.

В современных библиотековедческих исследованиях библиотеку рассматривают как систему социальную, экономическую и информационную одновременно. Под информационной понимается система, преобразующая информацию (опыт и знания людей) в новую информацию - новое знание. Согласно определению, «информационные системы - это организационно упорядоченные совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы. К организационно-пра-

вовым формам этих систем относятся: библиотеки, архивы, информационные фонды, депозитарии, банки и базы данных, информационные службы (центры, институты, бюро и т. п.)» [24, с. 729].

Однако в социологии, экономике и кибернетике, т. е. науках, непосредственно изучающих социальные, экономические и информационные системы, теоретические и практические разработки по вопросам адаптации сосредоточены на том аспекте, который является объектом изучения этих наук. Например, в социологии это адаптация человека (профессиональная, социальная, к условиям труда, психическая и т. д.), а также изучение факторов, оказывающих на нее влияние, механизм адаптации и адаптационный цикл. В экономике - это, в первую очередь, изучение экономических аспектов адаптации субъекта экономики (фирмы, предприятия, организации и т. д.) и технологические процессы производства (бизнес-процессы). В кибернетике - это управление на основе качества обратной связи. Поэтому механическое перенесение существующих теорий из социологии и экономики в библиотековедение невозможно, требуется провести их тщательный анализ и отбор.

Например, теория адаптации в социологии активно изучает различные аспекты адаптации индивида и групп (профессиональная, гендерная, возрастная адаптации и т. д.) к различным условиям внешней среды. Кроме того, разработаны такие направления, как: основные характеристики адаптационного процесса; факторы, влияющие на адаптационный процесс; виды и формы адаптации; условия ее протекания; механизм адаптации; структура адаптационного цикла; структура компонентов элементов адаптации; стратегии адаптации и т. д. Очень подробно Л. В. Корель исследовала классификацию адаптаций [12].

В контексте проводимого исследования нас интересуют те социологические теории, которые посвящены адаптации или в которых ей отведено значительное место. Одна из таких теорий социальных систем разработана Т. Парсонсом. По его мнению, для того чтобы выжить, любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению, основное средство - экономика); достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; церковь, средства массовой информации); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности; социализация, юстиция и мораль). Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации [26].

На взгляды Т. Парсонса на адаптацию и экономику ссылается Ю. А. Горшков, говоря о том, что «включение экономической организации в социальную систему, по мысли ученого (Т. Парсонса), является функциональной проблемой ее адаптации к внешним условиям». Далее Ю. А. Горшков приводит высказывание Ф. Хайека: «экономическая проблема, стоящая перед обществом, в основном заключается в быстрой адаптации к изменениям в конкретных обстоятельствах времени и места» [5, с. 34].

Еще один известный социолог, уделивший большое внимание адаптации, - Габриэль Тард (французский социолог, социальный психолог, криминалист). В своих работах он утверждал, что фундаментальными социальными процессами являются подражание (повторение), адаптация (приспособление) и оппозиция (противоположение) [27].

Жан Пиаже (швейцарский ученый, один из ведущих психологов ХХ в.), отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации, делает акцент на способности человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, отличительной чертой которых является их объективность, независимость от добывающего эти знания субъекта. Согласно его взглядам, адаптация человека связана с развитием его интеллекта. Для Пиаже интеллект есть адаптация, т. е. то, «что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды» [28].

Анри Бергсон (французский философ), так же как и Пиаже, связывает адаптацию с развитием интеллекта. Интеллектуальные способности человека представляют собой, по его мнению, успешную адаптацию к миру в той степени, в какой мир является упорядоченной, законосообразной системой причин и следствий. Интеллект - это инструмент, помогающий нам справиться с реальностью [29].

Олвин Тоффлер (американский социолог, философ и публицист-футуролог), автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества, считает, что в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. Мир в целом заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформациям в техносфере, экономике и культуре [25].

Все приведенные точки зрения социологов, связанные с адаптацией, развитием общества и человека, напрямую относятся к библиотеке, ее социальным функциям и задачам, стоящим перед ней как социальным институтом.

Само содержание понятия «адаптация» предполагает, что в результате этого процесса должны произойти функциональные или структурные изменения в системе, а значит, механизм адаптации, ее условия, факторы и потенциал будут напрямую влиять на возможность инновационных процессов в библиотеке. Кроме того, библиотека - это организация, в деятельности которой очень высок человеческий, субъективный фактор, поэтому изучение разработанных социологических теорий в данном направлении представляется необходимым. Поскольку адаптация представляет собой процесс, неразрывно связанный с прогрессом и эволюцией, непрерывный априорно, без понимания принципов его функционирования успешное развитие библиотеки представляется проблематичным.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Большая рос. энцикл., 2003. - 3 электрон. опт. диска (СО-ЯОМ) : цв. - (Золотой фонд российских энциклопедий).

2. Большая экономическая энциклопедия. - М. : Эксмо, 2007. - 816 с.

3. Большой толковый социологический словарь : рус.-англ., англ.-рус. / авт.-сост. Д. Джерри. - М. : Вече ; АСТ, 2001. - Т. 1. - 543 с.

4. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Аз-риляна. - 7-е изд., доп. - М. : Ин-т новой экономики,

2007. - 1472 с.

5. Горшков Ю. А. Политэкономический анализ финансирования библиотечно-информационной деятельности // Библиотечное дело - XXI век. - 2004. - № 1. -С. 30-44.

6. Дубровина Л. А. Менеджмент качества как направление модернизации деятельности библиотек : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 22 с.

7. Карташов Н. С. Региональное библиотечное прогнозирование: сущность, задачи, рекомендации // Библиотечное дело - XXI век. - 2004. - № 1. - С. 83-99.

8. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (маркетинг в системе управления библиотекой) : учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева. - 2-е изд., до-раб. и доп. - М. : ИПО Профиздат; Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2001. - 144 с.

9. Кожевникова Л. А. Библиоэкономический потенциал: диагностика и проектирование // Мир библиографии. - 2006. - № 1. - С. 2-8.

10. Кожевникова Л. А., Нестерович Н. Н. Крупные научные библиотеки в системе общественного производства территории : учеб.-метод. пособие. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2001. - 76 с.

11. Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности в источниках и публикациях // Библиосфера. - 2006. - № 2. - С. 43-49.

12. Корель Л. В. Классификация адаптаций : слов. основных понятий : препринт / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. - Новосибирск, 1996. - 44 с.

13. Маршак И. Б. Формирование маркетинговых коммуникаций в современной библиотеке: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/eng/cd/191 .pdf

14. Митрофанов А. Г. Специфика адаптации субъектов рынка в условиях переходной экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2002. - 20 с.

15. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. А-Д /

Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; науч. ред. М. С. Ковалева [и др.]. - М. :

Мысль, 2000. - 723 с.

16. Прозоровская Л. В. Методический инструментарий исследования результативности бизнес-процессов // ИнВестРегион. - 2008. - № 1. - С. 33-34.

17. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. - 2009. - № 1. - С. 63-72.

18. Современная западная социология : словарь / сост. Ю. Н. Давыдов. - М. : Политиздат, 1990. - 432 с.

19. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск : БелЭнц, 2003. - 384 с.

20. Социологический энциклопедический словарь : на рус., англ., нем., фр., чеш. яз. / ред.-координатор Г. Осипов. - М. : иНфРА-М - Норма, 1998. - 488 с.

21. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие / И. М. Суслова. - М. : Либерея, 2004. - 144 с.

22. Экономика и управление, финансы и право : словарь-справочник/ авт.-сост.: Л. П. Кураков, В. Л. Ку-раков, А. Л. Кураков. - М. : Вуз и школа, 2004. -1288 с.

23. Экономико-математический словарь [Электронный

ресурс]. - URL : http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/ article/lop/lop-003 3.htm; http://slovari.yandex.ru/dict/

lopatnikov/article/lop/lop-1330.htm

24. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. - М. : Экономика, 1999. - 1056 с.

25. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. -URL : http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/ soc-1205.htm (О. Тоффлер)

26. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. -URL : http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/ soc-0807.htm (Т. Парсонс)

27. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. -URL : http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/ soc-1177.htm (Г. Тард)

28. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. -URL : http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/ soc-0824.htm (Ж. Пиаже)

29. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. -URL : http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/ filo-069.htm (А. Бергсон)

Приложение

Сравнительная таблица определений понятия «адаптация»

Отрасль знания Взаимодействующие элементы Виды, формы и направления адаптирующихся систем Определение

Философия 1. Система (человек) -внешняя среда Процесс, в ходе которого устанавливается и поддерживается приспособляемость системы (т. е. поддержание ее основных параметров). Нередко адаптацией (адаптированностью) называют и результат такого процесса -наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды [15, с. 53].

Экономика 1. Система (отрасль) -производственные отношения - внешняя среда. 2. Субъект (организация, фирма, предприятие и т. д.) - производственные отношения - внешняя среда По характеру изменений: самонастраивающаяся (меняется способ функционирования), самоорганизующаяся (меняется структура, организация). По времени: краткосрочная и долгосрочная. По содержанию: организационная, профессиональная, социальная и др. [2]. 1. Приспособление к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. 2. Приспособление экономической системы и отдельных субъектов к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни [20, с. 20]. Механизм адаптации описывается поведением кривых совокупного спроса и предложения. 3. Приспособление системы к реальным условиям. Экономику в целом, а также отдельные экономические объекты (предприятия) тоже рассматривают как адаптирующиеся, адаптивные системы [4, с. 13].

Маркетинг 1. Система (экономическая) - экономические отношения - внешняя среда (бизнес-среда) Направления: адаптивное -исследование среды, под-страивание своей деятельности под запросы этой среды, а также внутренних резервов и ресурсов; адаптирующее - заключается в активном влиянии на окружение, преобразование внешней среды путем формирования потребностей, создания положительного имиджа фирмы, продукта и т. д. Одна из ключевых функций, обеспечивающая устойчивое развитие любой экономической системы посредством согласования интересов, целей и притязаний субъекта экономики и социально-экономической среды [22, с. 16].

Социология 1. Система (семья, группа, фирма, общество и т. д.) - социальные отношения - внешняя среда. 2. Субъект (индивид, личность, актор) - социальные отношения -внешняя среда Виды по содержанию: профессиональная, социально-психологическая, психическая, идейнонравственная, к условиям труда; производственная или профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, к формам общественного сознания, к природе. По характеру: активная (воздействие системы на среду) и пассивная (реагирование системы на изменение среды). По направленности: внешняя и внутренняя. По степени адаптивности: высокоадаптированные, адаптированные, низкоадаптированные, неадаптированные, дезадаптированные. 1. Вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [16, с. 9-10]. 2. Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды [19, с. 6-7]. 3. Путь, которым социальная система любого рода (например, семья, группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания [3, с. 17]. 4. Приспособление самоорганизующихся систем к изменившимся условиям среды; в теории Парсонса - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов [18, с. 8]. Адаптация - процесс, адаптированность -результат, итог процесса адаптации.

Окончание приложения

Отрасль знания Взаимодействующие элементы Виды, формы и направления адаптирующихся систем Определение

Биология 1. Система (организм). 2. Подсистема (орган). 3. Внешняя среда Морфофизиологическая. Сенсорная. Психологическая. Процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды... адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции -изменчивости, наследственности и естественного отбора (а равно и искусственного, т. е. производимого человеком). Проявляется в динамическом соответствии морфофизиологической организации и приспособительных реакций животного или растения к типичным и ведущим условиям среды, в которой данный организм сложился. Любая адаптация есть и результат [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кибернетика 1. Система - внешняя среда Самонастраивающаяся (накопление опыта (т. е. запоминание информации) выражается в изменении тех или иных параметров, существенных для цели функционирования системы); самообучающаяся (накапливая опыт, самостоятельно ищут критерии качества своего функционирования); самоорганизующаяся (накопление опыта (запоминание информации) выражается в изменении структуры системы). Это накопление и использование информации для достижения оптимального в некотором смысле состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях. В качестве механизма адаптации рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархической самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия внешней среды.

Библиотековеде- ние Нет данных Нет данных Определения нет

Материал поступил в редакцию 08.05.2009 г.

Сведения об авторе: Макеева Оксана Владимировна - главный библиотекарь отдела

научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-83-76, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.