УДК 027:021.2
ББК 73+74.560
H. И. Гендина, Л. Н. Рябцева
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Описывается механизм адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки применительно к типу определенного профессионального образовательного учреждения (профессионально-педагогический колледж), образовательных потребностей и запросов обучающихся, уровню информационной подготовки обучаемых.
Ключевые слова: информационная культура личности, обучение, профессиональная образовательная программа, адаптация.
N. I. Gendina, L. N. Ryabtseva
DEVELOPMENT OF A MECHANISM TO ADAPTATION OF THE COURSE CURRICULUM «PRINCIPLES OF PERSONAL INFORMATION CULTURE» DEPENDING ON PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM
The article describes adaptation mechanism of the course curriculum «Principles of Personal Information Culture» to a certain type of professional educational institution. The factors reviewed: adaptation of the curriculum, type of the educational institution, profile of educational programs, educational needs and requests of students, the learners' level of information literacy.
Keywords: personal information culture, education, professional education program, adaptation.
Постановка проблемы. Среди бесспорных факторов, определяющих первостепенную роль информационной подготовки личности, принято называть резкий рост объемов информации различного вида (текстовой, визуальной, мультимедийной и др.), стремительные темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы жизни современного человека. Такая «информационная подоплека» во многом обусловила смену самой парадигмы образования, приведя человечество к осознанию необходимости «образования в течение всей жизни». Информационной подготовкой человека в истории человечества тради-
ционно занимались наряду с семьей такие социальные институты, как библиотеки и образовательные учреждения. В библиотеках всегда учили навыкам разыскания и пользования источниками информации, в образовательных учреждениях - приемам извлечения, осмысления и интерпретации информации. Однако именно на стыке ХХ и ХХ1 веков пришло осознание того, что эта информационная подготовка должна вестись системно, целенаправленно, последовательно. О масштабе и социальной значимости этой подготовки свидетельствует тот факт, что в последнее десятилетие такие авторитетнейшие международные организации, как ЮНЕСКО и ИФЛА,
стали активно продвигать идею обучения информационной грамотности широких слоев населения [18; 50; 52].
Реализация этой идеи потребовала разработки соответствующего методического инструментария: создания учебных программ, учебных пособий и руководств по обучению информационной грамотности [50; 52].
В России эта идея также получила активное развитие, воплотившись, в частности, в таком направлении, как «формирование информационной культуры личности» [10; 13; 16; 17; 19; 38; 45]. Разработкой теоретических основ этого направления в последние годы стали активно заниматься педагоги [14; 21; 22; 24].
В результате многолетних научных исследований в НИИ ИТ СС КемГУКИ разработан комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов, а также для учащихся педагогических колледжей, студентов и аспирантов вузов культуры [8; 10]. Особое внимание в исследованиях НИИ ИТ СС КемГУКИ уделяется обоснованию возможностей реализации учебного курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки [9; 11].
Усилению роли этого социального института как центра обучения основам информационной культуры личности в немалой степени способствовало внедрение в деятельность публичных библиотек, как наиболее многочисленной и максимально приближенной к массовому пользователю категории библиотеки, «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки». В этом нормативном документе впервые в отечественной библиотечной практике «формирование информационных потребностей и информационной культуры своих читателей и всего местного населения» не только выделено в качестве самостоятельного направления библиотечной деятельности, но и сопровождается
перечнем конкретных мероприятий, проведение которых является обязательным. «Модельный стандарт» предписывает:
• проводить регулярные экскурсии по библиотеке, знакомить посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью;
• учить пользоваться справочно-поис-ковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;
• приучать читателей своевременно использовать предоставляемую информацию;
• вести библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях [27].
Следует подчеркнуть, что задача «формирования информационных потребностей и информационной культуры читателей и населения», безусловно, является весьма актуальной и для других типов библиотек (школьных, средних специальных учебных заведений, вузовских и др.). Она относится к разряду крупномасштабных, общегосударственных задач, рассматриваемых в контексте вхождения России в информационное общество и выдвижения Президентом РФ ряда инициатив [32].
Итак, существует проблема информационной подготовки массового пользователя, причем особое значение имеет информационная подготовка учащейся молодежи. Уже существуют учебные программы, позволяющие вести эту подготовку системно и целенаправленно в условиях как библиотек, так и образовательных учреждений. Однако эффективность обучения по этим программам во многом зависит от того, насколько они будут приближены, во-первых, к специфике и задачам обучения в конкретном учебном заведении, во-вторых, к реальным возможностям конкретной библиотеки, на базе которой ведется обучение. Иными словами, воз-
никает необходимость адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к условиям конкретного учебного заведения и конкретной библиотеки.
В законе «Об образовании» [15] сказано, что «основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии».
Целью данной статьи является рассмотрение механизма адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки применительно к типу определенного профессионального образовательного учреждения (профессионально-педагогический колледж), образовательных потребностей и запросов обучающихся, уровню информационной подготовки обучаемых. В свою очередь, это предполагает необходимость решения следующих задач:
- анализ сущности и областей применения понятия адаптации;
- выявление факторов, влияющих на адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» применительно к профессиональной образовательной программе и специальностям, по которым обучаются студенты;
- определение способов и приемов, обеспечивающих адаптацию учебной программы курса «Основы информационной культуры личности».
Понятие адаптации: сущность и области применения. По данным, приведенным в [4; 43], термин «адаптация» (от лат. adaptare - приспособлять) был впервые введен в научную лексику немецким физиологом Х. Аубертом в 1865 году для характеристики явления «приспособления» органов чувств (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей.
Развитию научных представлений о биологической адаптации способствовали труды Ч. Дарвина и его последователей. Адаптация рассматривалась ими как совокупность полезных для организма изменений, представляющих собой более или менее верное отражение окружающей среды. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова привели к пониманию того, что в основе биологической адаптации лежит одно из самых существенных свойств живой материи - стремление к равновесию. Сущность жизни и ее развитие определяются внутренними противоречиями, единством и борьбой противоположных процессов, таких как устойчивость и изменчивость, ассимиляция и диссимиляция, действие (активность) и противодействие (реактивность), возбуждение и торможение. Адаптация выступает мерой единства этих противоположностей, результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий жизни, а тем самым и одним из универсальных имманентных ее свойств.
В результате исследований в области биологии и физиологии сформировались два основных значения понятия адаптации: как механизма эволюции биологического вида, сообщества и как механизма приспособления отдельных индивидов к воздействию внешней среды [17].
Из области естественных наук термин «адаптация» постепенно проник в общественные и гуманитарные науки. В обществознании понятие «адаптация» стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психологической адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро- группам [39].
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже, который утверждал, что адаптация происходит через интеллектуальное развитие [31, с. 65].
В работе А. Г. Фролова [47], содержащей обзор зарубежной литературы, адаптация рассматривается с различных точек зрения: как форма защитного приспособления человека к социальным требованиям (П. Делор); как усвоение социальных ролей (Т. Парсон); как преодоление напряжения; как выход из стрессовой ситуации (Г. Селье); как совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности (Т. Шибутани).
В связи с развитием технологии индивидуального обучения понятие адаптации все чаще стало употребляться в педагогической литературе. В рамках индивидуального обучения необходима адаптация учебного процесса к каждому конкретному обучаемому. По мнению Д. А. Ловцова и В. В. Богорева, адаптация - это процесс изменения параметров и структуры логико-лингвистической модели обучаемого и выработки соответствующих обучающих воздействий на основе осведомляющей (контрольной) информации с целью достижения директивно заданного состояния обучаемого при его начальной неопределенности и изменяющейся педагогической среде. При этом для усиления эффективности дидактической адаптации необходимо,
чтобы информация о глубине усвоения изучаемого курса была больше информации об объеме знаний, умений и навыков, которые необходимо передать обучаемому в соответствии с программой курса [25, с. 26].
В статье О. В. Макеевой адаптация, понимаемая как синоним слова «приспособление», трактуется в качестве цели и условия успешного функционирования любой экономической и социальной системы. При этом автор сосредотачивает свое внимание на рассмотрении механизмов адаптации в библиотечном деле. Несмотря на то что детальный анализ сущности этого понятия в работе отсутствует, адаптация характеризуется О. В. Макеевой как некий процесс приспособления библиотеки к изменившимся социально-экономическим условиям, результатом чего в библиотеке является введение новых продуктов и услуг в обслуживании пользователей [26, с. 227].
О широте распространения и «работоспособности» понятия «адаптация» свидетельствует его вхождение в терминологические системы различных наук. Как следует из анализа справочных изданий, это понятие включено в терминосисте-мы таких наук, как биология [5], физиология [46], философия [49], социология [7; 33; 40; 41; 42], психология [28], психофизиология [35], социальная психология [23], педагогика [20; 29; 30; 36], экономика [6; 48], маркетинг [48], кибернетика [49], теория управления [1].
Таким образом, как показывает анализ публикаций, понятие «адаптация» используется как в естественных и технических, так и в социально-гуманитарных дисциплинах. Как справедливо отмечает О. В. Макеева, на современном этапе развития научного знания оно претендует на статус междисциплинарного понятия. При этом благодаря широкому использованию, адаптация не имеет однозначного, всеми признанного определения, как и большин-
ство понятий, которые используются более чем в одной отрасли знания. Этот факт объясняется еще и субъективностью мировоззренческих и философских взглядов тех или иных ученых, а также зависимостью от целей исследования [26, с. 226].
Вместе с тем, адаптация признается одним из важнейших свойств любой системы и означает способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, то есть это процесс, направленный на изменение параметров системы. Именно в таком значении понятие «адаптация» будет использоваться при дальнейшем изложении.
Применительно к задачам нашего исследования в ходе эксперимента предстояло выяснить, за счет каких факторов и как именно имеющаяся система, то есть учебная программа курса «Основы информационной культуры», будет приспособлена к изменяющимся условиям внешней среды - к специфике конкретного учебного заведения и конкретной библиотеки, на базе которой проходит обучение.
Краткая характеристика учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» как объекта адаптации. В состав учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» входят следующие разделы, отражающие содержание информационного обучения:
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура,
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения,
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации,
Раздел IV. Технология подготовки информационных продуктов.
Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении
мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса «Основы информационной культуры личности» должна учитывать возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры обучаемых, их информационные потребности и другие факторы. Именно за счет вариативной части происходит адаптация содержания курса применительно к специфике конкретной категории пользователей.
Общая характеристика эксперимента. Организаторами эксперимента явились НИИ ИТ СС КемГУКИ, ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества», Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж. Организационной основой проведения экспериментальной работы послужил творческий договор между этими учреждениями. Цель эксперимента - адаптация учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий учащихся средних специальных учебных заведений в условиях библиотеки. Общее количество участников эксперимента -150 учащихся.
Основные сведения о составе учащихся и организации занятий могут быть представлены следующим образом:
Образовательное учреждение Специальность и год обучения Уровень базового образования Кол-во учащихся в группе Кол-во часов по плану Форма контроля результатов обучения
1-й этап эксперимента (2008/2009 уч. г.)
Средне-технический факультет ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» Хлебопечение, 1 курс 9 классов 20 7 Контрольная работа
ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж» «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 3-й курс 10 классов 30 14 Деловая игра
«Физкультура и спорт», 3-й курс 10 классов 25 14 Контрольная работа
2-й этап эксперимента (2009/2010 уч. г.)
ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж» « Физкультура и спорт», 2-й курс 10 классов 28 36 -
« Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 2-й курс 10 классов 22 36
«Социальная педагогика», 2-й курс 10 классов 31 36 Доклад на внутри-колледжевской конференции
3-й этап эксперимента (2010/2011 уч. г.)
ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж» «Социальная педагогика» 10 классов 25 36 1. Доклад на внутри-колледжевской конференции 2. Тематическая подборка (БО) по теме курсовой работы 3. Отбор первичных документов для курсовой работы 4. План на курсовую работу
Содержание и результаты 1-го этапа эксперимента (2008/2009 уч. г.). В рамках творческого договора между НИИ ИТ СС КемГУКИ и ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества» было организовано проведение экспериментального регионального исследования «Формирование информационной культуры детей и юношества в условиях библиотеки». На базе этой библиотеки сотрудниками НИИ ИТ СС было организовано проведение занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся средних специальных учебных заведений г. Кемерово. Проведению занятий предшествовала организационная работа с учебными заведениями по согласованию условий проведения занятий в библиотеке (сроки, содержание, время, расписание, контроль и т. п.). Для проведения занятий библиотека предоставила читальный зал и зал электронных ресурсов, оснащенный компьютерами с выходом в Интернет. Был организован «тренинг тренеров» - сотрудники НИИ ИТ СС и библиотекари, обеспечивающие проведение занятий, прошли специальную подготовку. Занятия со студентами проводились в течение четырех месяцев (февраль-май 2009 года).
Требования к адаптации исходной программы учебного курса «Основы информационной культуры личности» на первом этапе эксперимента. Исходя из базового уровня образования учащихся (9-10-е классы общеобразовательной школы) за основу была взята соответствующая программа курса «Основы информационной культуры личности» (ШрУ/'^^^
nii.kemguki.ru/files/programms_for_school/ grade_10th.php), рассчитанная на учащихся старших классов общеобразовательной школы. При этом потребовалось учесть два основных требования и, соответственно, решить две задачи: во-первых, сократить исходную учебную программу с учетом ограниченного количества часов, которые смогли выделить учебные заведения, во-вторых, дополнить исходную учебную программу, исходя из профиля профессиональной подготовки учащихся, обучающихся по специальностям «Хлебопечение», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Физкультура и спорт».
Первая задача сводилась к тому, чтобы значительный объем - 168 часов, заданный в исходной программе, сократить до минимального объема - 7 и 14 часов. Этот минимальный объем был задан «заказчиками» - учебными заведениями, на базе которых проводился эксперимент. При этом необходимо было сохранить целостность курса, то есть основное содержание четырех разделов курса должно было быть доведено до учащихся. Иными словами, возникла необходимость обобщить и укрупнить содержание ряда тем программы так, чтобы соблюсти при этом принцип последовательности, логичности, пропорциональности при распределении содержания разделов и тем курса. В результате «уплотнения» исходной учебной программы тематический план проведения занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» был преобразован (см. табл. 1).
Таблица 1
Тематический план, рассчитанный на 7 часов Тематический план, рассчитанный на 14 часов
№ Темы занятий № Темы занятий
1. Что такое информационная культура личности? Зачем она нужна? 1. Что такое информационная культура личности? Зачем она нужна?
Тематические планы занятий по курсу «Основы информационной культуры личности»
Окончание таблицы 1
2. Библиотека как информационно-поисковая система 2. Библиотека как информационно-поисковая система
3. Простые и сложные тематические запросы и алгоритм их выполнения 3. Простые и сложные тематические запросы и алгоритм их выполнения
4. Использование аппарата издания в ходе аналитико-синтетической переработки информации 4. Использование аппарата издания в ходе аналитико-синтетической переработки информации
5. Анализ определений как основа понимания текста. Требования, предъявляемые к построению определений 5. Анализ определений как основа понимания текста. Требования, предъявляемые к построению определений
6. Правила построения определений
6. Текст как объект информационного анализа и синтеза. Технология построения планов на готовый текст 7. Текст как объект информационного анализа и синтеза
7. Технология подготовки информационного продукта (реферата, доклада) 8. Технология построения планов на готовый текст
9. Виды и способы построения планов документов 9. 1. Бизнес-планирование
10. Технология подготовки информационного продукта. Как написать реферат?
11. Критический анализ текста и ресурсов Интернет
12. Технология подготовки обзоров
13. Технология подготовки деловых документов (автобиография, резюме, объяснительная записка, служебная записка)
14. Технология подготовки доклада с элементами критического анализа источников информации
гом, базами данных, Интернетом; не знают приемов работы с текстом, не умеют критически оценить найденную информацию, не понимают важности самостоятельного владения знаниями, умениями и навыками работы с информацией. Наибольшее опасение вызывал тот факт, что многие из учащихся считали эти знания не нужными для себя, не видели в них никакой ценности: «В библиотеке есть библиотекарь, который всегда поможет, а самому это
Однако уже первые занятия в библиотеке с учащимися показали, что этот новый вариант сокращенной программы дополнительно нуждается в доработке, что обусловлено низким уровнем информационной подготовки конкретной группы учащихся.
Выяснилось, что слушатели не владеют навыками поиска информации в традиционной и электронной среде, то есть не умеют пользоваться электронным катало-
знать необязательно», «В учебном заведении есть преподаватели, они и скажут, что и как делать». Таким образом, мы столкнулись с проблемой отсутствия мотивации у учащихся к овладению информационными знаниями и умениями.
Вторичная доработка тематического плана привела к включению дополнительных тем, таких как простой тематический поиск, сложный тематический поиск, правила построения определений, технология построения планов на готовый текст и др.
Решение второй задачи предусматривало адаптацию вариативной части программы в соответствии со специальностью, по которой обучались учащиеся: «Хлебопечение», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Физкультура и спорт». Для этого потребовалось:
- выявить в фонде библиотеки традиционные и электронные информационные ресурсы, а также ресурсы Интернета, адекватные профилю подготовки учащихся;
- подготовить соответствующие примеры для отработки знаний и умений по овладению алгоритмами ведения адресного, тематического и фактографического поиска;
- подобрать соответствующие профилю изучаемой специальности научные и научно-популярные тексты для занятий, посвященных анализу и синтезу, а также критической оценке найденной информации.
Изучение «обратной связи», включая наблюдение за поведением учащихся в ходе эксперимента, подтвердило гипотезу о зависимости между степенью профилирования содержания обучения основам информационной культуры и отношением учащихся к изучаемому материалу. В ходе наблюдений установлено резкое падение интереса учащихся к занятию при нарушении этого требования: учащиеся начинали разговаривать между собой, отвлекаться на издания, представленные на открытом доступе в читальном зале библиотеки, и,
наоборот, если информация была интересной, связанной с профилем обучения, помогала расширить профессиональные знания, то мотивация к познавательной деятельности значительно возрастала. Например, на занятии по теме «Критический анализ текста и Интернет-ресурсов» студентам по специальности «Физкультура и спорт» были предложены тематические подборки о применении допинга в спорте. Учащиеся смогли ознакомиться с представленными материалами, осмыслить и критически оценить предлагаемый материал, задать вопросы и высказать собственные суждения.
Особое внимание при подготовке занятий уделялось организации и подготовке занятий в библиотеке, которые должны осуществляться в соответствии с общеметодологическими принципами организации информационного образования, включая принципы системного, дея-тельностного, технологического подхода, культурологического, а также интегратив-ности и непрерывности [10; 11].
Таким образом, результатом адаптации исходной учебной программы на первом этапе эксперимента явилось:
1) сокращение исходной учебной программы и корректировка ее содержания в соответствии с реально заданным для обучения количеством времени: 7 и 14 часов.
2) построение двух вариантов тематического плана проведения занятий из расчета 7 и 14 часов;
3) разработка примерного содержательного наполнения вариативной части учебной программы «Основы информационной культуры личности» в соответствии со специальностью, по которой обучались учащиеся: «Хлебопечение», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Физкультура и спорт».
Содержание и результаты 2-го этапа эксперимента (2009/2010 уч. г.) Второй этап эксперимента проводился на базе би-
блиотеки Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа с учащимися 2-го курса, обучающимися по специальностям «Социальная педагогика», «Физкультура и спорт», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В отличие от первого этапа занятия проводились в библиотеке колледжа, и студентам не нужно было тратить время для того, чтобы добраться до библиотеки. При этом студенты имели возможность детально познакомиться с отраслевыми информационными ресурсами и справочно-поисковым аппаратом библиотеки (традиционные каталоги и электронный каталог, БД «Электронная библиотека»). Объем часов, отведенных на изучение
курса, был увеличен до 36 часов, занятия проходили каждую неделю.
Цель второго этапа эксперимента заключалась в выявлении специфики содержательного наполнения каждого из разделов (тем) исходной учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в зависимости от профиля обучения и получаемых учащимися специальностей. В приведенной ниже таблице наглядно показано, как при единстве основных разделов и тем курса, дифференцируется их содержательное наполнение в соответствии с направленностью реализуемой в учебном заведении профессиональной образовательной программой и осваиваемой специальностью.
Таблица 2
Специальность
Темы курса Физическая культура Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Социальная педагогика
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА
1.1. Первичный документальный поток Учебные, научные, научно-популярные, справочные издания. Учебные, научные, научно-популярные, справочные издания. Учебные, научные, научно-популярные, справочные издания.
Нормативные производственно-практические издания (ГОСТы по физической культуре и спорту) Нормативные производственно-практические издания (СНИПы, каталоги, прейскуранты) ФЗ «Градостроительство» Нормативно-правовые издания (законы, указы, постановления правительства по социальному обеспечению и социальной защите граждан)
1.2. Вторичный документальный поток Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) http://www.vntic.org. ru/default.htm ВНИИ проблем НТП и информации в строительстве www.gosstroy.ru ИНИОН РАН inion.ru/
Сходство и отличия в содержательном наполнении разделов и тем учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в зависимости от направленности профессиональной образовательной программы и специальности обучаемых
Продолжение таблицы 2
Специальность
Темы курса Физическая культура Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Социальная педагогика
1.3. Ресурсы Интернет Электронная библиотека спорта http:// wholesport.ru/2008/ Куб - электронная библиотека http:// www.koob.ru/ Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib. sportedu.ru/ Скачать книги бесплатно! -литература по спорту http://www.kodges.ru/ Электронные ресурсы по архитектуре, строительству и дизайну: портал «Архитектоника» http://architektonika.ru/; Строительный мир. Библиотека статей и документов http://www.stroi. ru/tsch/d637dr319387m6. html Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского www.gnpbu.ru
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Библиотека колледжа как информационно-поисковая система. Электронный каталог Структура библиотеки. Особенности ЭК библиотеки колледжа. Общие принципы поиска в традиционных каталогах. Ресурсы в ЭК по физической культуре и спорту. Использование профессионально ориентированных примеров (история отдельных спортивных игр, история Олимпийских игр, выдающиеся, спортсмены, проблема допинга в спорте и т. п.) Структура библиотеки. Особенности ЭК библиотеки колледжа. Общие принципы поиска в традиционных каталогах. Ресурсы в ЭК по строительству, архитектуре, дизайну. Использование профессионально ориентированных примеров (строительство, история архитектуры, выдающиеся современные архитекторы, проектирование современных зданий, городское и сельское строительства, Фен-Шуй в строительстве городов, дизайн: квартиры, офиса, ландшафтный дизайн и т. п.) Структура библиотеки. Особенности ЭК библиотеки колледжа. Общие принципы поиска в традиционных каталогах. Ресурсы в ЭК по педагогике, социальной педагогике, общей психологии. Использование профессионально ориентированных примеров (образовательная и воспитательная деятельность в России и за рубежом, общая педагогика и психология)
2.2. Интернет: поисковые системы и сервисы Поисковые системы: yandex.ru; google.ru и др. Электронная почта. Правила поиска в электронных словарях Поисковые системы: yandex.ru; google.ru и др. Электронная почта. Правила поиска в электронных словарях Поисковые системы: yandex.ru; google.ru и др. Электронная почта. Правила поиска в электронных словарях
Продолжение таблицы 2
Темы курса Специальность
Физическая культура Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Социальная педагогика
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения Структурно-семантический анализ информационных запросов. Вычленение предмета и аспекта поиска Выполнение монотематического поиска по архитектуре и строительству Осуществление сложного тематического поиска по заранее заданной тематике в области социальной педагогики, социальной психологии, педагогике, общей психологии
Раздел 3. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды. Библиографическое описание как результат аналитико-синтетической переработки информации Представление об анализе и синтезе информации на примере подборки вторичных документов по физической культуре и спорту Особенности аналитико-синтетической переработки информации по архитектуре и строительству Правила построения библиографического описания на документы, включая нормативные документы (законы) по социальному обеспечению и социальной защите граждан
3.2. Анализ определений как основа понимания текста. Требования, предъявляемые к построению определений. Алгоритм построения определений Правила построения определений по физической культуре и спорту. Критический анализ существующих определений на примере текстов из учебных и справочных изданий по физкультуре и спорту Самостоятельное построение развернутых определений на основе анализа совокупности отраслевых справочных изданий по архитектуре и строительству Критический анализ существующих определений на примере текстов из справочных изданий по социальной педагогике, социальной психологии, педагогике, общей психологии
3.3. Текст как объект аналитико-синтетической переработки Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность Анализ особенностей текстов по архитектуре и строительству (типы, виды, структура) Представление о структуре текста: «мягкие» и «жесткие» структуры текста. Формальные текстовые признаки (маркеры, индикаторы) в структуре научного текста
Окончание таблицы 2
Темы курса Специальность
Физическая культура Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Социальная педагогика
3.4. Учебный текст как объект аналитико-синтетической переработки Анализ различных видов учебных текстов по физкультуре и спорту Композиционно-смысловая структура учебных текстов по архитектуре и строительству Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения по социальной педагогике
3.5. Научный текст как объект аналитико-синтетической переработки Понятие о научном тексте. Структура построения научных текстов Структура научных текстов. Перевод нетекстовой (графической, табличной, знаковой) информации в текстовую Анализ научных, научно-познавательных, научно-популярных текстов по социальной педагогике, социальной психологии, педагогике, общей психологии. Структура научных текстов
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4.1. Технология подготовки планов на готовый текст Развитие навыков свертывания и развертывания информации по физической культуре и спорту при помощи построения плана на готовый текст Многозначность понятия план. Виды планов. Требования, предъявляемые к построению плана Построение плана в виде цитат, опорных схем, тезисов на тексты по социальной педагогике, социальной психологии, педагогике, общей психологии
4.2. Технология подготовки конспектов Виды конспектов. Основные требования, предъявляемые к конспекту Особенности построения конспекта на документ(ы) по архитектуре и строительству Самостоятельное построение конспекта как вторичного документа на текст по социальной педагогике (социальной психологии, педагогике, общей психологии)
4.3. Технология подготовки выступлений, докладов Особенности публичной речи. Состав аспектов содержания в структуре выступления, доклада Правила построения выступления (доклада) по архитектуре и строительству. Особенности представления нетекстовой информации Правила построения выступления (доклада): определение цели публичного выступления, анализ слушателей, анализ и синтез отобранного материала и представление готового информационного продукта
Табл. 2 наглядно демонстрирует результат адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» как к специфике реализуемой в данном колледже профессиональной образовательной программы, так и к уровню информационной подготовки студентов и поэтому требует развернутого комментария.
Как следует из данной таблицы, кроме общих знаний и умений по поиску, обработке и использованию информации студентам давались сведения о специфике информационных ресурсов, разновидностях документов, особенностях подготовки информационных продуктов, присущих изучаемой отрасли знания - «Социальная педагогика», «Физкультура и спорт», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Влияние специфики профессиональной образовательной программы выражается в таких факторах, как отрасль знания (предметная область) и информационные продукты.
Учет отраслевого фактора позволил ориентировать практически все разделы и темы учебной программы на специфику той предметной области, для работы в которой готовятся студенты конкретной специальности: физкультура и спорт, социальная педагогика, строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Применительно к разделу 1 «Информационные ресурсы общества» это выразилось, с одной стороны, в выделении специфики отраслевых документальных потоков, Интернет-ресурсов, а также центров информации, обеспечивающих производство отраслевых информационных продуктов и услуг, а с другой -в выделении специфических типов и видов документов, характерных именно для этой отрасли знания.
Результатом адаптации раздела 2 «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» яви-
лось включение в учебную программу характеристики соответствующих отраслевых информационных ресурсов (физкультура и спорт, социальная педагогика, строительство и эксплуатация зданий и сооружений), представленных в электронном каталоге библиотеки колледжа, а также использование профессионально ориентированных примеров при отработке алгоритмов информационного поиска.
Адаптация раздела 3 «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» заключалась в том, что все тексты, подлежащие информационному анализу и синтезу, имели отраслевой характер и были ориентированы на изучаемую студентами специальность.
В качестве основного фактора, определившего характер адаптации раздела 4 «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов», явились информационные продукты. Информационные продукты -это условное, собирательное название результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. К ним относятся конспекты, тезисы, выступления, доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы (проекты), выполняемые студентами. Именно информационные продукты, предусмотренные профессиональной образовательной программой конкретного колледжа, обусловили содержательное наполнение четвертого раздела учебной программы курса «Основы информационной культуры личности». При этом принцип отраслевой направленности при рассмотрении технологии подготовки того или иного информационного продукта также сохранял свое доминирующее значение, позволяя усилить связь курса «Основы информационной культуры личности» с профилем будущей специальности.
Помимо учета специфики реализуемой в данном колледже профессиональной образовательной программы, важнейшим условием адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» явился учет уровня информационной подготовки студентов.
Наблюдение и анализ результатов практической деятельности студентов по поиску, анализу и использованию информации позволили условно разделить студенческие группы, участвовавшие в эксперименте, на три категории:
- студенческая группа, обладающая низким уровнем информационной культуры (студенты, обучающиеся по специальности «Физкультура и спорт»);
- студенческая группа, обладающая средним уровнем информационной культуры (студенты, обучающиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»);
- студенческая группа, обладающая высоким уровнем информационной культуры (студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика»).
Результаты адаптации учебной программы в зависимости от уровня информационной подготовки особенно четко прослеживаются на примере второго, третьего и четвертого разделов.
Так, раздел 2 был скорректирован следующим образом. Для студентов с наиболее низким уровнем информационной подготовки (специальность «Физкультура и спорт) пришлось вначале дать общее представление о структурно-семантическом анализе информационных запросов, научить элементарным приемам вычленения предмета и аспекта поиска информации. Для студентов со средним уровнем информационной подготовки в программу были включены алгоритмы выполнения монотематических информационных запросов по архитектуре и строительству. Для студентов с наиболее высоким уровнем информационной подготовки предусматривалось
освоение алгоритмов выполнения политематических информационных запросов и проведение сложного тематического поиска в области социальной педагогики.
Адаптация раздела 3 «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» и раздела 4 «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов» заключалась в том, что в зависимости от уровня информационной подготовки студентам по одним и тем же темам предлагались разные типы заданий с различной степенью сложности. При этом они были рассчитаны на различные уровни усвоения учебного материала и различные виды учебной деятельности [44, с. 310]. Так, студентам с наиболее низким уровнем информационной подготовки предлагались задания, основанные на первом уровне усвоения учебного материала (узнавание, опознание, различение, идентификация) и на репродуктивной, несамостоятельной деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, например, анализ существующих определений на примере текстов из учебных и справочных изданий по физкультуре и спорту.
Для студентов со средним уровнем информационной подготовки были предназначены задания, основанные на втором уровне усвоения учебного материала (воспроизведение) и репродуктивной, самостоятельной деятельности, выполняемой по памяти или типовому алгоритму. Например, студентам предлагалось самостоятельно осуществить критический анализ готовых определений из учебной и справочной литературы по изучаемой специальности, действуя по заданному алгоритму.
Наконец, для студентов с высоким уровнем информационной подготовки были предназначены задания, основанные на третьем уровне усвоения учебного мате-
риала - эвристическом, предполагающем продуктивную, самостоятельную деятельность, выполняемую по алгоритму или правилу, созданному самим учащимся, типовому алгоритму или преобразованному в ходе самого действия. Примером такого задания может служить самостоятельное построение развернутых определений на основе анализа совокупности отраслевых справочных изданий.
В ходе второго этапа эксперимента был выявлен фактор, который не был учтен при первоначальной подготовке тематического плана учебного курса. Речь идет об индивидуальных образовательных потребностях и запросах обучающихся. Так, в ходе освоения курса, на этапе, когда половина курса была изучена (февраль 2010 года), двое студентов изъявили желание подготовить доклад и участвовать в студенческой научной конференции. С учетом информационных потребностей студентов раздел 4 «Технология подготовки и оформления информационных продуктов» был скорректирован, в частности, в тематический план были введены дополнительные темы - «Технология подготовки доклада» и «Технология подготовки презентации».
В целом в результате второго этапа эксперимента адаптация исходной учебной программы заключалась в следующем:
- сокращен объем исходной учебной программы с 168 часов до 36 часов,
- выявлены сходство и отличия в содержательном наполнении разделов и тем учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» в зависимости от направленности профессиональной образовательной программы и специальности обучаемых;
- определена зависимость между уровнем информационной подготовки студентов (низкий, средний, высокий) и типами заданий различной степени сложности,
отражающими различные уровни усвоения учебного материала и различные виды учебной деятельности (репродуктивный, алгоритмический, продуктивный).
Несмотря на то что экспериментальная часть работы еще не вполне завершена, и третий этап эксперимента в 2010/ 2011 учебном году будет продолжен, проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщений и выводов.
Промежуточные результаты
и предварительные выводы
1. Адаптация учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» применительно к специфике профессиональной образовательной программы включает два диаметрально противоположных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: во-первых, сохранение ее инвариантных параметров независимо от условий изменяющейся среды; во-вторых, изменение содержательного наполнения ее вариативной части.
2. Сохранение инвариантных параметров учебной программы как результат адаптации. Учебная программа курса -это целостная система. Адаптировать учебную программу - означает сохранить ее основные инвариантные параметры, обеспечивающие целостность курса, то есть сохранить четыре неразрывно взаимосвязанных между собой раздела. Именно целостная совокупность этих разделов позволяет сформировать у студентов систему информационных знаний и умений, а на их основе - информационных компетенций, обеспечивающих успешную работу по поиску, переработке, критическому анализу и эффективному использованию информации.
Однако сохранение основных инвариантных параметров (разделов) на практике чаще всего требуется обеспечить при
условии сокращения количества часов на изучение курса. Следствием этого требования является объединение, укрупнение тем внутри раздела. Следовательно, адаптация учебной программы к ограниченному количеству часов должна базироваться на таких логических приемах формирования понятий, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и ограничение.
Для того чтобы провести сокращение заданного в исходной учебной программе материала, необходимо на основе анализа и сравнения включенных в состав раздела тем выделить наиболее существенные аспекты их рассмотрения. Исходя из специальности, по которой обучаются студенты, и специфики реализуемой в данном учебном заведении профессиональной образовательной программы, следует обосновать и принять решение о том, какие из них главные, а какие - второстепенные.
Особое значение при этом имеет логический прием обобщения и ограничения понятий. Сложность этой процедуры обусловлена тем, что она обладает не формальным (механическим), а содержательным характером и требует основательных фактических знаний. При этом, как подчеркивает видный отечественный педагог и специалист в области логики А. Д. Гет-манова, «при обобщении и ограничении понятий мы переходим от рода к виду, а не от целого к его части» [12, с. 265]. Соблюдение этого условия чрезвычайно важно, так как позволяет избежать сугубо механического усечения отдельных тем в разделе и сохранить его смысловую целостность.
В ходе эксперимента проверялась возможность реализации учебной программы курса, исходя из различного минимального количества часов, отведенных на его изучение: 7, 14 и 36 часов. В результате было установлено «пороговое значение», то есть определен минимальный объем часов, не-
обходимый для обучения основам информационной культуры личности - 14 часов. Сокращение этого количества часов приводит к тому, что целостность курса нарушается и его изучение в таком «сверхусеченном» виде теряет смысл.
3. Изменение содержательного наполнения вариативной части учебной программы как результат адаптации. Оно происходит на основе учета изменяющихся условий внешней среды и требует выявления факторов, определяющих содержательное наполнение вариативной части учебной программы. Как показал эксперимент, к числу таких факторов относятся:
- тип образовательного учреждения (общеобразовательное учреждение, учреждение начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования);
- направление подготовки (специальности), по которым обучаются учащиеся или студенты;
- типовые информационные продукты, подготовка которых предусмотрена требованиями учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся конкретного учебного заведения (доклад, статья, курсовая работа, дипломная работа и др.);
- уровень информационной подготовки обучаемых (владение навыками поиска, анализа и синтеза информации, владение технологией подготовки и оформления информационных продуктов);
- индивидуальные информационные потребности и запросы обучаемых.
4. Адаптация вариативной части учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» включает как изменение содержательного наполнения разделов и тем, так и дифференциацию заданий по степени сложности в зависимо-
сти от уровня информационной подготовки студентов (низкий, средний, высокий) и вида учебной деятельности (репродуктивный, алгоритмический, продуктивный).
5. Адаптация учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к специфике профессиональной образовательной программы должна осуществляться на основе общеметодологических принципов организации информационного образования: системного, деятельностного, технологического, культурологического подходов, а также инте-гративности и непрерывности. При этом ведущими являются ориентация на дея-тельностный подход и принцип отраслевой направленности обучения основам информационной культуры личности.
6. Адаптация учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к особенностям профессиональной образовательной программы неразрывно связана с использованием ресурсных возможностей библиотеки, на базе которой осуществляется обучение.
Обучение на базе библиотеки предполагает выполнение следующих обязательных требований:
- выявление и отбор в фонде библиотеки традиционных и электронных информационных ресурсов, а также выявление надежных и достоверных Интернет-ресурсов, соответствующих профилю подготовки студентов;
- подготовку профильно-ориентированных учебных примеров для отработки знаний и умений по всем разделам курса «Основы информационной культуры личности».
7. Важнейшим элементом в механизме адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к особенностям профессиональной образовательной программы является обратная связь, позволяющая реагировать на изменения как внешней среды (учебное заведение, библиотека, Интернет и т. п.), так и индивидуальных информационных потребностей и запросов обучаемых, а также уровня их информационной подготовки.
Список литературы
1. Адаптация (теория управления) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %90 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BF %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D1 %83 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5
2. Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» [Электронный ресурс]. URL: http://archive.ifla.org/III/wsis/BeaconInfSoc-ru.pdf
3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.
4. Болотова Г. Н. Методические основы адаптации студентов первого курса к усвоению профессиональных знаний и умений: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Сходня, 2001. 23 c.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/адап-тация/БСЭ/Адаптация/
6. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 816 с.
7. Большой толковый социологический словарь: рус.-англ., англ.-рус. / авт.-сост. Д. Джерри. М.: Вече; АСТ, 2001. Т. 1. 543 с.
8. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина и [др.]. М.: Школьная б-ка, 2002. 288 с.
9. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина и [др.]. 2-е изд., перераб. М.: Школьная библиотека, 2003. 296 с.
10. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина и [др.]. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.
11. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и [др.]. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 352 с.
12. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Новая школа, 1995.416 с.
13. Гиляревский Р. С. Информационная культура в высшей школе // НТИ. Сер. 1. 2007. № 2. С.18-22.
14. Данильчук Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. М., 2002. 131 с.
15. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/popular/edu/43_2.html (дата обращения 01.10.2010).
16. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс. Краснодар, 1996. 136 с.
17. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры. М., 1994. С. 6-11.
18. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау; пер. с англ. Е. В. Малявская; науч. ред. пер. Н. И. Гендина. М.: МЦБС, 2010. 237 с.
19. Информационная культура личности: библиограф. указатель. Кемерово, 2006. 90 с.
20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.
21. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога // Стандарты и мониторинг. 2004. № 3. С. 41-47.
22. Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. 2000. № 4. С. 35-87.
23. Крыско В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
24. Лазарева Л. И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 26.10.07. Кемерово: КемГУ, 2007. 23 с.
25. Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001. № 6. С. 24-28.
26. Макеева О. В. Адаптация как цель и условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы // Современное состояние методологии понятия научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»): сб. науч. ст. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. С. 225-240.
27. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/programm/mod_stand.html (дата обращения 01.10.2010).
28. Общая психология: словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari. yandex.ru/адаптация/ Общая %20психология/Адаптация/
29. Педагогика. Большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. Минск: ИООО «Современное слово», 2005. 720 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2003. 523 с.
31. Пиаже Ж. Природа интеллекта // Психология развития: хрестоматия / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 65-76.
32. Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/transcripts
33. Прозоровская Л. В. Методологический инструментарий исследования результативности бизнес-процессов // ИнВестРегион. 2008. № 1. С. 33-34.
34. Психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.stomed.ru/psi/st/ 009100.htm
35. Психофизиология: словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/адаптация/ Психофизиология/Адаптация/
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1: А-М. 608 с.
37. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
38. Семенюк Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер 1. 1994. № 1. С. 1-9.
39. Смирнова Е. В. Адаптивная система обучения высшей математике студентов первого курса технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Новосибирск, 2004. 25 с.
40. Современная западная социология: словарь / сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
41. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. Минск: БелЭнц, 2003. 384 с.
42. Социологический энциклопедический словарь [на рус., англ., нем., фр., чеш. яз.] / ред.-координатор Г. Осипов. М.: ИНФРА-М-Норма, 1998. 488 с.
43. Токарева Г. Ф. Оптимизация управления социально-профессиональной адаптацией студентов в техническом вузе: организационный аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Уфа, 2005. 15 с.
44. Уровни качества усвоения знаний и умений в процессе теоретического обучения // Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 3: Р-Я / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. 440 с.
45. Урсул А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997. № 2. С. 111.
46. Физиологическая адаптация [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %90 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BF %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_(%D1 %84 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F)
47. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптация преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. 2006. 9(2). URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9_ i2/pdf/3.pdf (дата обращения 01.10. 2010).
48. Экономика и управление, финансы и право: словарь-справочник / авт.-сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. 1288 с.
49. Юдин Б. Г. Адаптация // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН. М.: Мысль, 2000. Т. 1: А-Д. С. 53.
50. Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. URL: http http://www.ifla.org/VII/ s42/pub/IL-Guidelines2006.pdf.
51. Information Literacy: International Perspectives / edited by Jesus Lau. Munich: K. G. Saur, 2008. 160 p.
52. UNESCO. Information for All Programme (IFAP). Towards Information Literacy Indicators. Conceptual framework paper prepared by Ralph Catts and Jesus Lau. Edited by the Information Society Division, Communication and Information Sector, UNESCO. Paris, 2008. 44 p.