УДК 378.14
АДАПТАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ
© 2017
Сергеева Наталия Митрофановна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель
кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен подход к проведению аудиторных занятий для студентов стоматологического факультета по дисциплине «Менеджмент в стоматологии» с целью подготовки конкурентоспособных и максимально адаптированных специалистов к будущей профессиональной деятельности. В качестве основного направления улучшения образовательного процесса при подготовке специалистов в рамках данной дисциплины предлагается использовать специализированные и специфические ситуационные задачи, которые бы обеспечили выпускников соответствующими практическими умениями и навыками управления процессом оказания стоматологических услуг. Работа в малых группах позволяет развивать межличностные навыки в процессе обучения и применять стратегический анализ стоматологической организации, в рамках которого исследуются факторы макросреды, ее непосредственное окружение и внутренняя среда. Важное место в образовательном процессе уделяется изучению системы менеджмента качества: процедура и требования для внедрения, какие возможности открываются для организации за счет ее корректного применения, как растет качество услуг и повышается конкурентоспособность организации. Представлен порядок оформления отдельных документов для стоматологической организации: миссия, видение, цели в области качества, политика в области качества, должностная инструкция врача-стоматолога, положение о порядке и условиях предоставления платных стоматологических услуг.
Ключевые слова: образовательный процесс, здравоохранение, стоматология, платные услуги, управление, система менеджмента качества, ситуационные задачи, стратегический анализ, менеджмент в стоматологии.
ADAPTATION OF CLASSROOM MANAGEMENT FOR STUDENTS OF DENTAL FACULTY
TO THE ECONOMIC REALITIES
© 2017
Sergeeva Natalia Mitrofanovna, candidate of pharmaceutical sciences, senior lecturer of the department of «Economics and management» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. There has been presented the approach to conducting of classroom training for students of dental faculty in the discipline "Management in dentistry" with the aim of training competitive and the most adapted specialist for future professional activity. Specialized and specific situational tasks can be used as the main directions of improvement of educational process at training of specialists in this discipline. It forms the practical skills of the management process of dental care services for students. Working in small groups allows us to develop interpersonal skills in the learning process and apply strategic analysis of the dental organizations in which researched the factors in the macro environment, its immediate surroundings and the internal environment. An important place in educational process is paid to the study of the quality management system: procedure and requirements for implementation, what are the opportunities for the organization due to its correct use, as increases the quality of services and increases the competitiveness of the organization. The orders of registration of certain documents for dental organizations are presented in the article: mission, vision, goals quality policy quality job description of a dentist, provision on procedure and conditions for granting of paid dental services.
Keywords: the educational process, health care, dentistry, paid services, management, quality management system, situ-ational tasks, strategic analysis, management in dentistry.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Руководитель современной медицинской организации должен иметь хорошие знания и навыки управления бизнес-процессами организации (структурного подразделения) с учетом стандартов и требований современной системы здравоохранения. Это будет способствовать оказанию качественной медицинской помощи населению и повышению эффективности деятельности медицинской организации. В современных условиях для медицинских (в т.ч. стоматологических организаций) предпринимательская деятельность по оказанию платных медицинских услуг (ПМУ) является достаточно актуальной, перспективной и востребованной. Стратегическая задача оказания ПМУ - обеспечить качественное и своевременное оказание медицинских услуг, на которые имеется спрос населения. Следует назвать и наиболее важные тактические задачи, решаемые медицинской организацией в результате внедрения ПМУ. С одной стороны, это улучшение финансовых показателей деятельности организации и укрепление ее материально-технической базы [1-3], с другой стороны, это расширение объемов и видов медицинской помощи, что способствует максимальному удовлетворению спроса населения на медицинские услуги [4-6].
В ходе подготовки специалистов на стоматологическом факультете Курского государственного медицинского университета значительное внимание уделяется
изучению основ менеджмента, умению ставить цели и формулировать задачи стоматологической организации на основе управленческого мышления, умению применять системный, процессный и ситуационный подход в анализе проблем менеджмента стоматологической организации, стратегическому планированию. С целью подготовки конкурентоспособных и максимально адаптированных специалистов к будущей профессиональной деятельности на практических занятиях студентами выполняются ситуационные задачи, способствующие формированию необходимых практических умений и владений. Полученные теоретические и практические знания помогут будущему выпускнику реализовать себя еще и в качестве грамотного управленца, в том числе и при наличии желания организовать свое собственное дело.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Стоматологические услуги одни из первых на стабильной основе перешли в сферу коммерческих услуг, а многие врачи-стомато-логии ищут возможности открытия своих индивидуальных кабинетов и клиник. Доля средств, поступае-мых от оказания платных услуг в стоматологии, одна из наиболее высоких в сфере оказания медицинских услуг [7]. Поэтому расширение и углубление знаний, которые могут получить будущие специалисты в процессе образования по менеджменту становится весьма
важным для успешного функционирования их бизнеса, определяя возможность выиграть конкурентную борьбу на рынке стоматологических услуг [8]. При этом дисциплина не является основной в курсе обучения и поэтому сталкивается с определенными организационными проблемами и, в ряде случаев, недостаточно серьезным восприятием студентов, которым на ранних курсах еще не совсем понятна важность умений и навыков эффективно управлять своим делом. Поэтому М.Г. Даниелян, Т.А. Извекова [9] справедливо отмечают, что достаточно часто выпускники сталкиваются с недостатком понимания правовых и экономических вопросов в своих областях. В то же время Зобенко А.В., Пильщикова В.В., Шильцова Т.А. [10] отмечают недостатком отсутствие утвержденной учебно-методической литературы, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «стоматология», в которой индивидуально рассмотрены аспекты этически-правовых вопросов и менеджмент в стоматологии. Среди недостатков образовательного процесса, которые необходимо устранить, наиболее значимый - недостаточный объем специализированных и специфических ситуационных задач, которые бы в процессе обучения могли развить соответствующие практические умения и навыки управления процессом оказания стоматологических услуг.
Формирование целей статьи (постановка задания). Представить подход к проведению аудиторных занятий для студентов стоматологического факультета по дисциплине «Менеджмент в стоматологии», который будет способствовать формированию практических умений и владений в области экономики и менеджмента, позволяющих выпускнику неэкономического направления реализовать себя как грамотного управленца бизнес-процесса при оказании стоматологических услуг.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В ходе изучения основных положений менеджмента в стоматологии, прежде всего, необходимо рассмотреть такие теоретические вопросы, как основные подходы к определению сущности и содержания менеджмента, этапы эволюции управленческой мысли, основные понятия, категории и виды нового управленческого мышления, особенности и основные черты японской, американской и европейской моделей менеджмента. На практическом занятии целесообразно познакомить обучающихся с возможностью внедрения в стоматологическую организацию системы менеджмента качества (СМК), под которой понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Применение СМК является стратегическим решением для организации, которое способствует улучшению результатов ее деятельности и обеспечивает более высокую конкурентоспособность на рынке стоматологических услуг. Основными преимуществами для организации от применения СМК, являются:
а) способность стабильно оказывать стоматологические услуги, которые на высоком уровне удовлетворяют требования реальных и потенциальных потребителей;
б) работа, направленная на постоянное совершенствование качества оказываемых стоматологических услуг (цикл Э. Деминга);
в) возможность продемонстрировать микросреде организации соответствие установленным требованиям СМК.
Требования к системам менеджмента качества, установлены национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 90012015 «Системы менеджмента качества. Требования» [11], широко внедрены в практику процессов оказания стоматологических услуг, являясь, как указывает ряд ученых [12, 13], неотъемлемым элементов обеспечения их качества. Здесь перечислены и основные принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя, ли-70
дерство, взаимодействие людей, процессный подход, улучшение, принятие решений, основанных на свидетельствах, менеджмент взаимоотношений. В стандартах серии ИСО 9001 значительное внимание уделяется разработке и оформлению документов необходимых для внедрения СМК:
- миссия, видение, цели и политика в области качества;
- документированная информация, обеспечивающая планирование, функционирование и управление процессами организации (положение, должностная инструкция, планы и т.д.);
- документированная информация, отражающая результативность СМК (отчеты, акты, протоколы и др.).
В ходе аудиторных занятий обучающиеся получают навыки составления и оформления отдельных документов СМК для стоматологической организации: миссия, видение, цели в области качества, политика в области качества, должностная инструкция врача-стоматолога и положение о структурном подразделении. При выполнении задания необходимо правильно оформить все реквизиты и знать структуру тестовой части документа. Например, при оформлении должностной инструкции врача-стоматолога обучающийся оформляет титульный лист с необходимыми реквизитами, а затем в текстовой части указывает и кратко оформляет структурные элементы должностной инструкции: общие положения, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения со структурными подразделениями организации, квалификационные требования.
Еще один важный управленческий документ, на оформление которого на практическом занятии следует обратить внимание - это «Положение о порядке и условиях предоставления платных стоматологических услуг». Данный документ регламентирует порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами. Типовое положение об отделении (кабинете) по оказанию платных медицинских (стоматологических) услуг населению, как правило, имеет следующую структуру:
1.Общие положения, цели, задачи.
2.Принципы деятельности отделения (кабинета).
3.Руководство отделением (кабинетом).
4.Цены (тарифы) на услуги.
5.Финансово-хозяйственная деятельность отделения (кабинета).
6.Ликвидация отделения (кабинета) по оказанию платных медицинских (стоматологических) услуг.
Для развития навыков и умений в рамках подготовки специалиста важное место в образовательном процессе уделяется разбор и решение ситуационных задач, вопросы и задания которых касались бы непосредственно плоскости проблем менеджмента при осуществлении предпринимательской деятельности в области оказания стоматологических услуг. Это позволит обучающимся студентам по курсу дисциплины сформировать более близкое представление о том, что их ждет на практике. Для этого нами используются 2 типа задач, в которых представлен комплекс заданий, отраженных в таблице 1, позволяющих реализовать теоретические знания и навыки на практическом примере.
Для обеспечения непрерывного и интенсивного образовательного процесса во время занятия следует подготовить заранее:
- распечатать заявление установленного образца для регистрации предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
- определиться с основными и дополнительными видами деятельности;
- выписать из ОКВЭД (общероссийского классифи-
катора видов экономической деятельности) коды выбранных видов деятельности.
Таблица 1 - Комплекс заданий, представленных в ситуационных задачах
Ситуационная задача №1
1. Предложите и обоснуйте предпринимательскую идею.
2. Рассмотрите варианты организации предпринимательской деятельности: открытие бизнеса с нуля, покупка готового бизнеса, покупка франшизы. Укажите их достоинства и недостатки.
3. Перечислите и охарактеризуйте риски в предпринимательской деятельности.
4. Какие методы управления рисками Вы, как предприниматель, можете использовать в своей деятельности?
Ситуационная задача №2
1. Перечислите и охарактеризуйте разделы бизнес-плана, необходимые для успешной организации предпринимательской деятельности.
2. Обоснуйте выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
3. Сформируйте пакет документов для государственной регистрации предпринимательской структуры. Охарактеризуйте ваши действия в случае наличия лицензируемых видов предпринимательской деятельности.
4.В какие органы Вы представите подготовленные документы?
Процессный подход базируется на выделении в организации бизнес-процессов, а впоследствии на управлении этими бизнес-процессами. Любая система управления, в том числе и управление стоматологической организацией, может быть построена только на основе однозначно определенных объектов, из которых будет состоять эта система. Главными объектами в любой системе управления являются «объект управления» -то, чем управляют, и «субъект управления» - тот, кто управляет. Процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Каждый бизнес-процесс характеризуется четко определенными во времени началом и концом, а также последовательностью выполнения функций и правилами их выполнения. Для каждой функции, входящей в бизнес-процесс, определены ее место в общей последовательности работ, исполнитель, условия инициации, время и стоимость выполнения. Рассмотрим бизнес-процессы стоматологической организации: основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы управления, бизнес-процессы развития.
1. Основные бизнес-процессы генерируют доходы стоматологической организации. Это оказание (продажа) стоматологических услуг, например, лечение зубов, зубопротезирование, имплантация зубов, исправление прикуса и т.д.
2. Обеспечивающие бизнес-процессы поддерживают инфраструктуру организации. Обеспечивающие бизнес-процессы обеспечивают работу основных процессов, например, это закупка медицинской техники и расходных медицинских материалов, содержание зданий, юридическое обеспечение, административно-хозяйственное обеспечение, управление документооборотом, обеспечение охраны и безопасности.
3. Бизнес-процессы управления организацией. Например, бизнес-процесс «управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «управление маркетингом» управляет объектами «потребитель», «услуга», «цена», «продвижение», бизнес-процесс «управление качеством» управляет объектом - «качество», бизнес-процесс «управление персоналом» - объектом «персонал» и т.д.
4. Бизнес-процессы развития организации. К этой группе относят бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе, а также бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации. Например, разработка и внедрение новых стоматологических услуг, развитие рынка.
Необходимость принятия управленческих решений возникает в ходе осуществления всех перечисленных
бизнес-процессов стоматологической организации. Поэтому знание бизнес-процессов медицинской организации и умение ими управлять будет способствовать повышению эффективности деятельности стоматологической организации в целом.
Еще одно очень важное направление в менеджменте, которому уделяется значительное внимание при изучении дисциплины «Менеджмент в стоматологии» - это стратегическое управление стоматологической организацией. Стратегическое управление - это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов [14]. Основная задача стратегического управления заключается в том, чтобы подготовить организацию к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды в долгосрочной перспективе [15]. На практических занятиях по стратегическому управлению стоматологической организацией студенты получают навыки применения инструментов стратегического менеджмента в профессиональной деятельности. Известно, что стратегическое управление выражается в следующих общих функциях менеджмента: планирование стратегии; организация выполнения стратегических планов; координация действий по реализации стратегических задач; мотивация на достижение стратегических результатов; контроль за процессом выполнения стратегии. В РФ на государственном и региональном уровне законодательно регулируется процесс стратегического планирования (ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014года [16]). Цель этого процесса - обеспечить успех компании в долгосрочной перспективе. Стратегическое планирование организации состоит из следующих этапов:
1. Определение миссии и целей организации;
2. Анализ внутренней и внешней среды;
3. Выбор стратегии (задач) организации;
4. Реализация стратегии;
5. Оценка и контроль выполнения.
Практическую реализацию этого можно обеспечить
проведением ситуационной задачи, особенность которой будет заключаться в использовании метода «малых групп». Это позволит студентам вместе с приобретением профессиональных знаний и умений развить межличностные навыки, вести аргументированный спор и разрешать возникающие между ними разногласия [1720]. Суть задания сводится к созданию плана развития деятельности организации на рынке стоматологических услуг для чего студентам необходимо:
- сформулировать миссию и стратегическую цель (цели);
- провести анализ внутренней и внешней среды;
- на основе SWOT-анализа определить основные стратегии организации;
- разработать стратегический план действий, направленный на реализацию выбранных стратегий.
Документы системы менеджмента качества, такие как миссия, видение, цели, политика в области менеджмента качества должны быть изучены и составлены для конкретной стоматологической организации на предыдущих занятиях. В ходе подготовки к занятиям по стратегическому управлению обучающиеся предварительно самостоятельно осуществляют сбор доступной информации для анализа внутренней и внешней среды организации [21], необходимой для стратегического анализа среды организации, который включает:
- внешнюю среду организации (макросреда): социальные, экономические, политические, технологические факторы;
- непосредственное окружение организации (микросреда): потребители, поставщики, контактные аудитории, конкуренты, рынок рабочей силы;
- внутреннюю среду организации: организация
управления, производство, финансы, кадры, маркетинг, организационная культура.
После завершения стратегического анализа среды стоматологической организации необходимо привести в соответствие ее сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами внешней среды (таблица 2).
Таблица 2 - SWOT-анализ для стоматологической организации «А» (условный пример)
Сильные стороны (8) Возможности (О)
высокогеа лифицироваяный персонал _ ^ уникальность медицинского оборудования; уникальные достоинства оказываемых услуг; сущность, фактическая услуга; ■■ удобное месторасположение организации; "" невысокая стоимость оказываемых услуг; широкий спектр предоставляемых стоматологических услуг; современное медицинское оборудование; использование современных аппаратных методик; положительные отзывы потребителей "" наличие законодательных актов,регулирующих здравоохранение; ^ Р°ШЖ1°са на стоматологические услуги; наличие потенциальных молодых кадров; активное развитие рыночной экономики; рост доходов на селения, улучшение социального значительные достижения науки и техники; ^ ухудшение экологической обстановки; увеличение количества потенциальных клиентов; увеличение долирынка
Слабые стороны (Щ) (Т)
V отсутствие добавленного товара; низкая информированность врачей и потенциальных потребителей о предлагаемых у слугах; •/ отсутствие сайта; износ здания ✓ относительно низкая численность населенияКур-ской ооластипо сравнению с соседними областя- ■■ обострение конкуренции, в т.ч. в здравоохранении: увеличение долирынка основных конкурентов; уменьшение цен на услуги у конкурентов
Баланс между внутренней и внешней средой организации устанавливается таким образом, чтобы конкурентные преимущества организации, ее сильные стороны были направлены на реализацию возможностей и устранение угроз внешней среды, а также слабых сторон организации. Для этого необходимо, исходя из миссии и целей организации с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды, осуществить выбор и реализацию стратегий организации. Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения стратегического плана. В ходе аудиторных занятий обучающиеся приобретают навыки разработки и обоснования стратегий по совершенствованию деятельности стоматологической организации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, рассмотренные методические подходы к изучению менеджмента в медицинском ВУЗе будут способствовать подготовке высококвалифицированного и востребованного специалиста с навыками руководства современных медицинских организаций, специализирующихся на оказании стоматологических услуг. В ходе занятий предлагается подробное изучение студентами основ системы менеджмента качества, применение которой позволяет руководителю улучшить результаты деятельности организации и, следовательно, повысить ее конкурентоспособность на рынке стоматологических услуг. Рассмотрение бизнес-процессов стоматологической организации с разделением на основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы управления и бизнес-процессы развития создают у специалиста комплексное понимание организационного процесса работы организации. Предлагаемые ситуационные задачи, в которых рассматриваются специфические для работы стоматологических организаций аспекты, формируют у выпускников навыки и умения, которые весьма полезны в практике управления такими организациями. Работа в малых группах позволяет развивать межличностные навыки в процессе обучения применять стратегический анализ стоматологической организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костырин Е.В. Управление ценой на платные медицинские услуги и ее влияние на валовую прибыль работы медучреждения / Е.В. Костырин, С.А. Сидорова // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 4. С. 56-66.
2. Зражевская Т.Д., Косолапов А.В. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в бюджетных медицинских организациях воронежской области / Т.Д. Зражевская, А.В. Косолапов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2016. № 2 (17). С. 12772
131.
3. Лашко Т.А. Актуальные инструменты повышения эффективности работы лечебно-профилактического учреждения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 2. С. 41-45.
4. Кучкина Л.П. Оказание платных медицинских услуг населению: гражданско-правовой аспект / Л.П. Кучкина, О.Н. Кичалюк // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 344-345.
5. Гаврилов Э.Л. Сравнительная социологическая оценка доступности медицинской помощи по данным социологических опросов / Э.Л. Гаврилов, Н.О. Аслибекян, Е.А. Шевченко // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2016. Т. 11. № 4. С. 76-80.
6. Сидорович И.А. Актуальные вопросы организации оказания платных услуг в бюджетной медицинской организации / И.А. Сидорович, О.А. Когут // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2014. № 2. С. 131-135.
7. Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.
8. Савчук О. Менеджмент в стоматологии в новых экономических условиях // Modern Science - Moderni Veda. 2016. Т. 3. № 2. С. 160-164.
9. Даниелян М.Г. Состояние и особенности развития системы высшего образования / М.Г. Даниелян, Т.А. Извекова // Региональный вестник. 2016. №1. С. 14-15.
10. Зобенко А.В. Проблемы и перспективы преподавания дисциплины «Этика, право и менеджмент в стоматологии» / А.В. Зобенко, В.В. Пильщикова, Т.А. Шильцова // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-6. С. 857-860.
11. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. / Электронный ресурс - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394.
12. Бондаренко Н.Н. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг: Автореф. дис. ... док-ра мед. наук. - М., 2007. 40 с.
13. Антонова И.Н., Ткаченко Т.Б., Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л. Система менеджмента качества в стоматологии: особенности разработки, внедрения и функционирования / И.Н. Антонова, Т.Б. Ткаченко, Ю.В. Эмануэль, А.Л. Хотин // Институт стоматологии. 2012. Т. 3. № 56. С. 18-19.
14. Скрипко Л.Е. Стратегическое управление в формировании и функционировании СМК / Л.Е. Скрипко, Ю.Ю. Комаровская // Стандарты и качество. 2017. № 2. С. 74-77.
15. Ямилов Р.М. Менеджмент деформаций: структурный подход методологии исследований отклонений и искажений управленческого процесса // Иннов: электронный научный журнал. 2016. №3. С. 4.
16. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190383/
17. Каусова Г.К., Нуфтиева А.И. К вопросу самостоятельной работы студентов совместно с преподавателем в высшей медицинской школе / Г.К. Каусова, А.И. Нуфтиева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-4. С. 58-60.
18. Приображенский С.В. Работа в малых группах как интерактивный метод на практических занятиях // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. С. 6671.
19. Саалаев О.Б. Методы работы в малых группах и
их результаты / О.Б. Саалаев, Д.Б. Бабаев // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 10 (52). С. 140-142.
20. Шахмаева К.Е. Применение интерактивных методов обучения при организации студенческой команды / К.Е. Шахмаева, Л.И. Савва, Л.В. Павлова // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 183-186.
21. Алейников А.С. Применение маркетинговых исследований для оптимизации деятельности стоматологических муниципальных учреждений // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Т. 36. № 2. С. 6.
Статья поступила в редакцию 02.08.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.