О г Седнев
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ .
11. Седнев О. Г. Кадровый потенциал предприятия: моделирование и управление НОУ ВПО «Международный институт рынка», Самара, МИР, 2008, 132с.
12. Седнев О. Г. Формирование социальных инноваций в управлении кадровым потенциалом автосборочного предприятия. Журнал «Автотракторное электрооборудование» №3. Москва, 2005 с 44-47
13. Седнев О. Г. Социальные инновации как основополагающий фактор в управлении кадровым потенциалом предприятия и его дальнейшем совершенствовании. Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции» №11. Москва,2014, с 130-134
14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет. 2000.
THE SOLUTION OF PROBLEMS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES TAKING INTO ACCOUNT THE CHANGING SOCIAL FACTORS
© 2015
O.G. Sednev, candidate of sociological sciences, associate professor of innovative development
of personnel capacity of the region
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Abstract. All modern Russian organizations can be characterized by the one common feature it's the necessity of the personnel management system reconstruction which should meet market requirements. To survive in a competitive environment, every organization must constantly look for the ways of their activity improvement. In such situation it is necessary to pay attention to the rational use of all resources which are at the company's disposal. The staff of organization will be one of the most important of these resources. Pledge of success of the organization it's its staff with their skills, knowledge, qualifications and ideas. The continuous development of the staff and the search for new approaches to its managing are the necessary attributes of the success organization's activity.
Keywords: modern approaches, human resource management, computer technologies, social factors, innovations in personnel work, the system analysis.
УДК 316.343.652
АДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
© 2015
Т.В. Фадеева, старший преподаватель кафедры «Политология, социология
и связи с общественностью»
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. В статье анализируется проблема социальной адаптации студенческой молодежи и выработки студентами стратегий адаптационного поведения в социальном пространстве высшего учебного заведения в контексте их здоровья. Между социальной успешностью и уровнем здоровья молодых людей существует взаимосвязь. Не только наличие здоровья, но и способность молодых людей поддерживать и сохранять внутренние ресурсы, использовать навыки самосохранения и самоорганизации являются весомым фактором успешной адаптации в вузе. Автор статьи анализирует результаты социологических исследований социальной адаптации и здоровья студенческой молодёжи регионов России. На основе теоретических положений и результатов эмпирических исследований выявляет характер влияния здоровья на выбор стратегий адаптационного поведения. Уровень здоровья студентов наряду с социально-экономическими факторами опосредует выбор той или иной стратегии поведения.
Ключевые слова: адаптация студентов, социальное пространство вуза, адаптационное поведение студенческой молодёжи, стратегии адаптационного поведения, здоровье студентов.
В условиях изменений, происходящих в российском обществе, нестабильной экономики и роста структурной безработицы усложняются процессы адаптации различных групп населения, особенно молодёжи. Затянувшийся момент социального реформирования требует от молодых людей особых профессиональных и личностных качеств, а социальная адаптация к требованиям рынка труда и новым стандартам знаний принимает перманентный характер. Студенческая молодёжь как социальная группа, которая занимает особое место в структуре российского общества, требует отдельного изучения. Парадокс в том, что с одной стороны, здоровье выступает одним из основных ресурсов в реализации молодыми людьми жизненных планов, а с другой, у них отсутствует понимание взаимосвязи сохранения здоровья с социальной успешностью, вследствие чего ресурс здоровья расходуется неэффективно.
Массовизация и внутренняя дифференциация российской системы высшего образования привели к увеличению численности студентов и неравномерному финансированию их обучения в вузах разных категорий. В среднем за последние двадцать лет в России «плотность» студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования увеличилась в 2,7 раза [6]. При этом существенно улучшилось материально-техническое обеспечение только вузов, занимающих особый
статус - федеральных, национально-исследовательских университетов [1]. В этой ситуации усиливается необходимость активизации физиологических, интеллектуальных, материальных ресурсов студентов, вступающих в социальное пространство высшего образования.
Отмена медицинских барьеров при поступлении на большинство специальностей и направлений высшей школы при одновременном расширении системы платного профессионального образования привела к тому, что в современных вузах обучаются студенты с разным умственным и физическим потенциалом. По данным Росстата, в Российской Федерации с начала 2000-х гг. заболеваемость подростков и юношества растет быстрее, чем в предшествующие периоды: к моменту поступления в профессиональные учебные заведения только треть молодых людей признаётся здоровой. Среди молодёжи 15-17 лет на 1000 человек в 2000г. приходилось 885 выявленных нарушений здоровья, в 2010г. уже 1357, а в 2013 - 1431 [4, с. 143]. Дифференциация студентов по их личностному потенциалу требует внимания к характеру поведения обучающихся и успешности их адаптации в социальном пространстве учебных заведений. В этих условиях здоровье студентов становится не только ресурсом, но и критерием выбора разных стратегий адаптационного поведения, направленных на достижение результатов в образовательной и профессиональной
Т.В. Фадеева
АДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ...
деятельности.
Проведенный предварительный анализ показал, что противоречие между потребностью общества в здоровых, быстро адаптирующихся молодых людях и стремительным ухудшением здоровья студенческой молодёжи по мере приобретения профессии усиливается. Особую актуальность приобретает изучение здоровья студенческой молодёжи как ресурса адаптации и определение характера адаптационного поведения студентов с разным уровнем здоровья.
Целью данной статьи является выявление влияния здоровья на выбор студентами стратегий адаптационного поведения в социальном пространстве вуза.
Для достижения поставленной цели был проведён ряд эмпирических исследований:
- анкетный опрос «Здоровье студентов высших учебных заведений» (2010 - 2011 гг.), проведённый с участием автора в рамках межрегионального исследования под руководством И. В. Журавлёвой, организованного сектором социальных проблем здоровья Института социологии РАН; опрос студентов проведён на базе вузов России и Белоруссии; выборка квотная - по профилю специальности, курсу, региону, п = 3580;
- авторский опрос студентов высших учебных заведений «Академическая и профессиональная адаптация студенческой молодёжи» (2013 г.); опрошены студенты Ульяновской и Пензенской областей; выборка квотная - квоты по профилю специальности и курсу обучения студентов, п=800.
Основу теоретико-методологической базы исследования составили социологические теории адаптационного поведения и социальной сущности здоровья; концепции зарубежных и отечественных социологов М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бурдье, Л. В. Корель, посвященные функциям и стратегиям адаптационных практик, критериям успешной академической и профессиональной адаптации. Использование идей структурного функционализма и понимающей социологии позволяет рассмотреть здоровье как многоаспектное явление, которое через целерациональные и ценностно-рациональные действия влияет на адаптационное поведение студентов в вузе. М. Вебер подчеркивал, це-ле-рациональные и ценностно-рациональные действия побуждают индивида к активным поступкам, в ходе которых он «оценивает, видоизменяет, развивает социальные нормы» [2, с. 630]. Показателями успешности адаптации М. Вебер считал общую величину затраченных усилий, объем используемых ресурсов, временной отрезок достижения целей. Чем легче и быстрее достигаются цели, тем лучше и успешнее адаптация.
Л. В. Корель предприняла попытку обобщить различные научные представления об адаптации и создать «матрицу адаптационных моделей». В своей работе исследователь называет почти два десятка функций, которые реализуются в ходе социальной адаптации [5, с. 256-257]. Для изучения студенческой молодежи, как адаптирующейся группы, научный интерес из всех предложенных вызывают следующие функции: 1) рост приспособленности адаптантов к среде через совершенствование внутренних ресурсов; 2) повышение эффективности функционирования в изменившейся образовательной среде через сдвиг в практиках; 3) устранение несоответствий между социокультурными образцами жизни и условиями образования; 4) преодоление возникшего в новых условиях у молодого поколения состояния отчуждения, утраты идентичности; 5) перевод ситуационного поведения адаптантов в разряд устойчивых социальных практик. Особый вклад в изучение процессов адаптации студенческой молодёжи в контексте здоровья вносит концепция самосохранительного поведения и ценностного отношения к здоровью И.В. Журавлёвой, подчёркивавшей, что поддержание здоровья опосредовано социокультурными характеристиками социальных групп - образованием, культурной компетенцией, цен-
ностно-смысловыми ориентациями [3, с. 32].
Историко-социологический анализ позволил автору прийти к собственной теоретической интерпретации категориального аппарата исследования. Адаптационное поведение студентов в социальном пространстве высшего учебного заведения - это симбиоз отдельных действий и поведенческих стратегий активного, конформистского либо разрушающего характера, реализуемых молодыми людьми в контексте их культурного, профессионального, личностного становления, на фоне широкого спектра социальных факторов и ограниченного объема физических, психических и социальных ресурсов.
Стратегия адаптационного поведения представляет собой модель взаимодействия студентов со средой учебного учреждения, включая освоение ролей, ценностей, норм и практик образовательного процесса, в ходе которого происходит согласование социальных требований и личных ожиданий молодых людей. Стратегия не прорабатывается в деталях, а складывается в реальной ситуации за счёт использования физиологических, психических, интеллектуальных ресурсов. В структуре адаптационного поведения студенческой молодёжи выделяются следующие компоненты: мотивационные механизмы (ценности, интересы), объекты адаптации (учебные программы, требования, содержание профессии), результаты (академическая мобильность, профессиональная компетентность).
Полученные результаты эмпирического исследования позволили автору выявить следующие тенденции. Самооценки здоровья среди студентов соответствуют среднестатистическим медицинским показателям большинства регионов России: меньше половины оценивают состояние собственного здоровья как «хорошее» (46%); почти столько же считают его «удовлетворительным» - с временными расстройствами (42%), «плохим» считают своё здоровье 12% студентов российских вузов. Медицинские показатели свидетельствуют о снижении уровня здоровья студентов по мере обучения в вузе; увеличении удельного веса заболеваний нервной системы, новообразований, болезней крови и системы кровообращения. Самооценки студентов содержат также попытку оценить возможности выполнения основных функций в вузе: более половины студентов (54%) ощущают отклонения разной степени и сомнения в полноценной адаптации в социальном пространстве вуза. Признавая ценность здоровья, большая часть студенческой молодёжи (81%) в реальной жизни не воспринимает его как ресурс профессиональной успешности и не обладает культурой самосохранения. Большинство студентов интересуется вопросами улучшения сексуального здоровья и правильного питания. Предотвращение стресса, сердечно-сосудистых заболеваний, борьба с вредными привычками интересны лишь пятой части студенческой молодёжи; две трети студентов крайне редко обращаются к врачам и лечатся самостоятельно.
Важным фактором, влияющим на оценку здоровья, является уровень жизни семей студентов. «Хорошим» собственное здоровье считают 60% студентов из обеспеченных семей и только 40% в малообеспеченных семьях. Однако на увеличение или сокращение доли «больных» (с плохим здоровьем) уровень жизни сильно не влияет, что позволяет сделать важный вывод: в бедных и состоятельных семьях есть свои факторы риска для здоровья молодежи.
Студенты, обладающие хорошим потенциалом здоровья, чаще реализуют конформистскую стратегию адаптационного поведения в учебной деятельности (55%), для которой характерно выстраивание своих действий с позиций традиционных норм. Эта стратегия выражается в решении задач с применением готовых алгоритмов, сдержанном проявлении инициативы. При этом студенты активны в изучении иностранного языка, получении второго высшего образования, освоении
Т. В. Фадеева
АДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ .
смежных специальностей, совмещении учёбы и работы, реализации в культурном творчестве: они активнее участвуют в художественных фестивалях и смотрах-конкурсах, в волонтёрских форумах и движениях (до 35%).
Студенты с невысоким потенциалом здоровья чаще реализуют активную стратегию адаптации (19%): у них средние показатели успеваемости, но они находят нестандартные решения в учебных заданиях, изучают литературу по специальности, учатся на курсах дополнительного образования, занимаются научными исследованиями. Они сосредотачивают основное внимание на учебной и научной деятельности: активнее проявляют себя в научных конференциях (39%), чаще имеют награды за научную деятельность (53% против 32% от общего числа). Студенты, подверженные заболеваниям, более лояльны своей профессии: более 60% из них планируют работать по специальности; среди студентов с высокими ресурсами здоровья намерены работать по специальности лишь около половины (47%). Студенты из неполных семей, малых городов и среднедоходных слоёв используют такие же стратегии академического поведения, как и студенты с невысоким потенциалом здоровья: они сильнее проявляют личную активность в учёбе и науке, прохождении практики в местах реального производства.
Регрессивная стратегия адаптационного поведения (26%, разрушающая деятельность, приводящая к ухудшению здоровья и деградации) чаще встречается среди выходцев из сельских районов, неполных семей с доходом ниже среднего, преимущественно студентов технического профиля обучения. Это студенты, отклонения в здоровье которых чаще связаны с эмоциональными сбоями и недооценкой себя. Они мало заинтересованы в учебно-научном творчестве, но для них характерна высокая активность в совмещении учёбы с работой, чаще не по специальности; демонстрируют среднюю лояльность профессии.
Итак, студенты с ограниченными ресурсами здоровья и экономическими возможностями демонстрируют более высокий уровень профессиональной интеграции: они нацелены на глубокое освоение получаемой профессии и самореализацию в ней, выбор активных стратегий поведения. Признание здоровья в качестве важного показателя успешного специалиста возрастает среди студентов с его ограниченными ресурсами: половина (48%) студентов, подверженных частым заболеваниям, подчёркивает важность хорошего здоровья и самочувствия для профессионального роста; это почти в 3 раза выше, чем среди здоровых студентов. Влияние ресурса здоровья усиливается в процессе социальной адаптации, когда ослаблены или отсутствуют другие ресурсы - социаль-
ные связи родителей, экономическая обеспеченность. Студенты из неполных семей, малодоходных слоев и сельской местности, как и студенты, ограниченные в ресурсах здоровья, чаще мотивированы на компенсацию недостатка ресурсов за счёт учебно-профессиональной активности и научного творчества.
Результаты обобщения собранной информации позволили автору сформулировать рекомендации по совершенствованию адаптационного поведения студентов и сохранению их здоровья. На уровне государственного управления необходимо при реализации федеральных целевых программ разрабатывать показатели их эффективности, выражающиеся в улучшении здоровья населения; повышать качество работы медицинских пунктов на территории вузов и осуществления диспансеризации студентов; реализовывать федеральные проекты по сохранению и развитию кадрового потенциала, снижению молодёжной безработицы. На региональном уровне принципиальное значение имеет развитие спортивной инфраструктуры учебных заведений; организация сезонных специализированных бирж труда для студентов с предоставлением работы по специальности; поддержка талантливых студентов, с высокой успеваемостью, предприятий, реализующих программы профессиональной адаптации молодых специалистов. На уровне высшего учебного заведения предлагается активизировать работу по мотивированию студенческой молодёжи к развитию самосохранительного поведения; охватить группу студентов, для которой характерно разрушительное поведение, уделяя им особое внимание и вовлекая в научную, творческую деятельность; центрам трудоустройства вузов наладить тесные связи с работодателями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абанкина, И.В. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова, Е.А. Николаенко // Вопросы образования. - 2012. - №3.
- С.88 -112.
2. Вебер, М. Избранные произведения. - М.: Наука, 1990. - 710 с.
3. Журавлёва И.В., Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлёва. - М., 2006. - 238 с.
4. Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат.
- М., 2013. - 380 с.
5. Корель, Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. -Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - С. 292-295.
ADAPTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS WITH DIFFERENT HEALTH IN THE SOCIAL
SPACE OF UNIVERSITY
© 2015
T.V. Fadeeva, senior lector of the chair «Politology, sociology and public relations»
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk (Russia)
Abstract. The paper addresses the problem of student's social adaptation and development of adaptive behavior strategies in the social space of university within the context of student's health. There is a relationship between social success and level of health of the young people. Not only the presence of health, but also the ability of young people to support and maintain the internal resources, use the skills of self-preservation and self-organization are important factors for successful adaptation in high school. The author analyzes the results of sociological researches of social adaptation and health of the student youth of Russian regions. On the basis of generalization of the theoretical concepts and the empirical results of own research the author finds out the nature of the impact of health on the choice of student's strategies of adaptive behavior. The level of student's health, along with socio-economic factors, mediates the choice of a behavior strategy.
Keywords: adaptation of students, social space of university, adaptive behavior of students, strategies of adaptive behavior, student's health.