Научная статья на тему 'Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса'

Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PERSONALITY / ADAPTATION READINESS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна, Больбот Татьяна Львовна

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы. В исследовании принимали участие первоклассники (N = 30), родители (N = 30) и классный руководитель. Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), "Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся" (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбот), позволили изучить адаптационную готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна, Больбот Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article results of the theoretical and empirical research devoted to studying of adaptation readiness of pupils of elementary school are stated. First graders (N = 30), parents (N = 30) and the class teacher took part in research. Application of a complex of psychology and pedagogical techniques: the author’s questionnaire (for studying of adaptation readiness on five values), "The scheme of supervision over adaptation and efficiency of educational activity of pupils" (E. S. Eskina, T. L. Bolbot), allowed to study adaptation readiness of first graders in estimates of participants of educational process. The applied aspect of the studied problem can be realized in advisory practice of psychological services.

Текст научной работы на тему «Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса»

4. МарищукВ. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. М., 1983. 112 с.

5. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980. 104 с.

6. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. 375 с.

Psychological Peculiarities of Sociogenic Factor-Influence in Sports

Mariay S. Tkacheva

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail tkachevam@mail.ru

The article suggests the data of theoretical and empirical research of the problems of sportsmen resistance to factor-influence caused by the influence of society he/she is directly interacting in the course of his/her activity. Traditionally the members of this society are coaches, team-mates, competitors, and specialists of the present area: all these people are the carriers of social opinion on the level of sportsman readiness and his competitive opportunities. The article points out the following sources of factor-influence that can be related to the sportsman's social environment: competitors, team-mates, coach behavior, presence and behavior of the audience during the competition. As a result of analysis of sample group of sportsmen (N = 85) of different kinds of sport and different level of achievement there has been found the connection between sportsman's vulner-

УДК 316.6

А. Р. Вагапова, Т. Л. Больбот

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: Al_fiya@bk.ru

Больбот Татьяна Львовна - педагог-психолог, гимназия № 1, Саратов, Россия E-mail: b-o-l-b-o-tt@mail.ru

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы. В исследовании принимали участие первоклассники (N = 30), родители (N = 30) и классный руководитель. Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (E. С. Eськиной, Т. Л. Больбот), - позволили изучить адаптационную готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

ability to influence of social environment and personal peculiarities.

Key words: sport, sportsman, factor-influence, society.

References

1. Strakhov V. I. Pomekhoustoychivost'vnimaniya ipome-khovliyaniya v sportivno-igrovoy deyatel'nosti (Interference resistance of attention and interference influences in sport-play activity). Voprosy psikhologii vnimaniya: sb. nauch. tr. (Questions of attention psychology: the collection of scientific papers). Saratov, 1976, iss. 8, pp. 17-65. (in Russian)

2. Tkacheva M. S. Psikhologiya sporta: pomekhoustoychi-vost' ipomekhovliyanie (Sport psychology: interference resistance and interference influence). Saratov, 2000. 180 p. (in Russian).

3. Zharikov E. S., Shigaev A. S. Psikhologiya upravleniya v khokkee (Psychology of management at hockey). Moscow, 1983. 184 p. (in Russian).

4. Marishchuk V. L., Serova L. K. Informatsionnye aspekty upravleniya sportsmenom (Informational aspects of athlete management). Moscow, 1983. 112 p. (in Russian).

5. Chernikova O. A. Sopernichestvo, risk, samoobladanie v sporte (Rivalry, risk, composure at sport). Moscow, 1980. 104 p. (in Russian).

6. Derkach A. A., Isaev A. A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera (Coach's art ofteaching). Moscow, 1981. 375 p. (in Russian).

Ключевые слова: личность, адаптационная готовность, образовательный процесс.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-271 -275 Введение

В современных условиях, предлагающих родителям, детям и учителям разные образовательные программы, остается нерешенной проблема совмещения возможностей с индивидуально-личностными особенностями всех участников образовательного процесса. В первую очередь, внимание необходимо уделить первоклассникам, так как они лишены возможности самостоятельного выбора и от них требуется мобилизация личностных ресурсов для приспособления к новым условиям. Речь идет об адаптационной готовности детей и их родителей, о некоем потенциале, который по-

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОЦЕНКАХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Вагапова А. Р., Больбот р. Л., 2015

зволяет с разной мерой успешности принимать непривычные обстоятельства.

Теоретический анализ проблемы

Исследователи, изучающие проблему адаптационной готовности, обращаются к выявлению взаимосвязей с другими процессами и явлениями, выделяют этапы, структурные компоненты в контексте учебно-профессиональной деятельности личности и т.д. Так, М. В. Григорьева считает, что одним из новообразований в адаптационном процессе в системе «личность - среда» становится адаптационная готовность личности - умение эффективно взаимодействовать с новыми и динамичными образовательными, профессиональными, социальными и др. средами. Адаптационная готовность рассматривается во взаимосвязи с эффектами социализации и социально-психологическими факторами, одним из которых признается характер социальной активности, особое внимание уделяется готовности к взаимодействию с образовательными средами [1, с. 263]. Вероятно, уровень готовности значительно различается у участников образовательного процесса, что в целом сказывается на его качестве, ожиданиях сторон.

Ученые также обращают внимание на проблему сформированности адаптационной готовности. И. В. Арендачук описывает ее как «систему приобретенных и развитых в процессе социализации индивидуально-психических качеств, социальных свойств, умений и навыков оперативного реагирования в ситуациях изменения условий деятельности, обеспечивающих подготовленность личности к определенным способам действия в соответствии с этими изменениями» [2]. Р. М. Шамионов отмечает, что адаптационная готовность может обеспечить адаптацию личности до определенного уровня за счёт представлений о собственных возможностях (наличии опыта адаптации) в пределах определенного континуума. Однако его протяженность определяется многими факторами, среди которых и свойства нервной системы (психофизиологические характеристики), и конфигурация личностных черт, и сила мотивации, и т.д. [3, с. 73].

Можно также предположить, что адаптационная готовность первоклассников формируется и совершенствуется в условиях семьи. При поступлении ребенка в школу семейная система проходит проверку на гибкость и способность принять новые условия. К тому же, расширяя круг своего общения, ребенок и родители вносят в семью новые элементы, например:

1) бывая в домах своих друзей, ребенок узнает, что они живут по иным правилам, которые кажутся ему более справедливыми;

2) увеличивается автономизация ребенка в связи с его поступлением в школу, родители чаще задумываются о том, что когда-нибудь он вырастет и навсегда покинет дом, - это усиливает внимание к супружеским отношениям;

3) родители чаще задумываются о будущем ребенка: к чему они его готовят в жизни, какое образование они хотят ему дать, каков должен быть уровень требований к результатам учения, как относиться к школьным оценкам, учить ли чему-либо помимо школьной программы и т. п. Ответы на эти вопросы базируются на личностных смыслах и жизненных ценностях родителей [4].

Очевидно, что адаптационная готовность детей и родителей различна в гармоничных и дисгармоничных семьях. В семьях первого типа к образованию относятся обычно как к важной жизненной ценности, учитывая при этом уровень возможностей ребенка. К нему предъявляются адекватные требования, его успехам радуются, но родительская любовь остается безусловной - она не зависит от уровня достижений ребенка [4]. Таким образом, необходимый уровень готовности к взаимодействию с образовательной средой будет заложен и освоен ребенком в полной мере.

В дисфункциональных семьях поступление ребенка в школу может актуализировать разные проблемы, например;

1) родители, недовольные собственным положением, начинают предъявлять завышенные требования к успехам ребенка, без учета его возможностей. Они пытаются «максимально развить» его, отдавая в многочисленные кружки и секции. Ребенок не справляется с чрезмерной нагрузкой, у него появляются перепады настроения и эмоциональные срывы, соматические нарушения; как защитная реакция может возникать отказ от учебы;

2) при нарушенных супружеских отношениях проблемы ребенка выполняют в семье важную стабилизирующую функцию: трудности ребенка позволяют родителям заниматься ими, не обращал внимания на свои собственные. При этом проблемы ребенка могут объединять родителей или выступать в качестве эрзац-отношений. Подобное родительское поведение может провоцировать возникновение у ребенка психосоматической проблематики [4].

В данном случае речь идет о низкой адаптационной готовности всех членов семьи к взаимодействию с образовательной средой. Вероятно, это чревато для детей длительным по времени и осложненным протеканием адаптационного процесса, а для родителей - конфликтами с учителями и администрацией.

С точки зрения М. В. Григорьевой, одним из основных внешних источников эффективности

взаимодействий школьника и образовательной среды является педагог, а именно - стиль его педагогической деятельности. Директивный стиль способствует образованию такой структуры взаимодействий школьника и образовательной среды, при которой взаимосвязаны интеллектуальные процессы с социально-психологическими, а социально-психологические - с эмоциональными. Именно такая структура школьных взаимодействий менее всего способствует эффективному функционированию всей системы в целом: у учащихся существуют всевозможные проблемы, связанные с социально-психологическими трудностями, академической успеваемостью, негативными эмоциями.

Либеральный стиль педагогической деятельности способствует возникновению нестабильной структуры взаимодействий, в которой субструктуры не связаны между собой. В таких деиерархических условиях социально-психологическое функционирование затруднено.

Демократический стиль педагогической деятельности способствует возникновению структур, в которых или все субструктуры связаны между собой, или отсутствует только одна связь - между интеллектуальными проявлениями субъекта и его эмоциональными реакциями. С точки зрения эффективности, это наиболее благоприятная структура взаимодействий школьника и образовательной среды и способов ее организации [5].

Таким образом, проблема адаптационной готовности требует комплексного решения и внимания специалистов не только к детям, но и к семьям первоклассников, а также другим участниками образовательного процесса.

Выборка, методики и методы исследования

Исследование проводилось во втором полугодии 2014-2015 учебного года, в нем приняли участие 61 испытуемый: учащиеся первого

класса (30), родители детей (30), классный руководитель. Использован комплекс психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям) и «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» Е. С. Еськиной и Т. Л. Больбот.

Классному руководителю было предложено заполнить анкету «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся», которая включает в себя описание поведенческих индикаторов по десяти критериям: учебная активность, целеполагание, самоконтроль, усвоение знаний и успеваемость, нравственно-этическая готовность, поведение на уроке, поведение вне урока, взаимоотношение с одноклассниками, отношения с учителем, эмоциональное благополучие. По данным наблюдения, классный руководитель склонен к демократическому стилю педагогической деятельности.

Родителям и детям предложили оценить по пятибалльной шкале следующие показатели адаптационной готовности: отношение к школе, отношения с одноклассниками, самостоятельность, оценка учебных успехов, здоровье. Ответы респондентов были проанализированы методом сравнительного и корреляционного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка учителем уровня адаптации учащихся первого класса позволила нам прийти к выводу, что все испытуемые успешно с ним справляются (среднее значение - 39 баллов). Родители и их дети одинаково высоко оценили свои способности по пяти ключевым аспектам взаимодействия с образовательной средой, достоверно значимых различий не обнаружено (1 = 0,4), т.е. с возникающими трудностями дети справляются (рисунок).

Средние значения показателей адаптационной готовности в выборке детей и родителей

Для того, чтобы изучить взаимосвязь оценок адаптационной готовности участников образовательного процесса, нами был использован корреляционный анализ данных с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Учебная успешность является важным показателем адаптационной готовности учащегося. Так, оценка учебных успехов у родителей и детей имеет наибольшее количество связей с: отношением к школе (г = 0,423 при р = 0,01), отношениями с одноклассниками (г = 0,351 при р = 0,01), самостоятельностью (г = 0,409 при р = 0,01). Очевидно, что этот аспект является ключевым показателем адаптационной готовности, ее благополучным результатом. Нами выявлены взаимосвязи у детей и родителей оценок взаимоотношений с одноклассниками, которые связаны с отношением к школе (г = 0,601 при р = 0,01) и с самостоятельностью (г = 0,330 при р = 0,01). Таким образом, полученные данные подчеркивают в адаптационной готовности необходимость оптимального уровня коммуникативной компетентности. Качество отношений между одноклассниками определяет отношение к школьному обучению в целом.

Значения оценки учебных успехов, которая также является показателем адаптационной готовности, взаимосвязана у детей и учителя с критериями поведения на уроке (г = 0,354 при р = 0,01) и отношений с учителем (г = 0,441 при р = 0,01). Вероятно, учитель воспринимает учебные успехи с объективных и достаточно традиционных позиций, которые принимаются первоклассниками. Эмоциональное благополучие ребенка в оценках родителей взаимосвязано с отношением к школе (г = 0,332 при р = 0,01) и самостоятельностью (г = 0,371 при р = 0,01). Возможно, маркером положительного восприятия процесса обучения для родителей и учителей является благоприятный эмоциональный фон, желание ребенка посещать школу, без помощи родителей успешно справляться с трудностями, домашними заданиями. По нашим результатам, оценка здоровья является значимой в оценках родителей во взаимосвязи с отношениями как с одноклассниками (г = 0,416 при р = 0,01), так и с учителем (г = 0,361 при р = 0,01). Вероятно, речь идет о физической и психической его составляющих, так как поступление в школу требует от ребенка больших затрат ресурсов здоровья, оно подвергается серьезным испытаниям.

Заключение

Адаптационная готовность учащегося начальной школы включает как его собственные личностные резервы, так и возможности семейной и образовательной среды. В такой системе сложных взаимодействий протекают процесс

адаптации к условиям обучения, вхождение в новую образовательную среду. Нами были описаны факторы, которые как упрощают этот процесс, так и усложняют его. Безусловно, для совершенствования адаптационной готовности ребенок нуждается в помощи со стороны родителей и учителей, иначе его ресурсы будут быстро исчерпаны при переходе на следующие этапы в обучении.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (грант № 15-06-10624а).

Библиографический список

1. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-263.

2. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем: электронный науч. журн. 2013. № 10 (30). С. 15-22. URL: http:// journal-s.org/index.php/ si sp/article/view/10201327/ pdf_447 (дата обращения: 15.04.2015).

3. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология : электронный науч. журн. 2012. Т. 5, № 2. С. 72-80. URL: http://www.terjornal.eom/images/pdf/2012/2/08. pdf (дата обращения: 15.04.2015).

4. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/2062949/(дата обращения: 25.04.2015).

5. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 521 с.

Adaptation Readiness of First Graders in Estimates of Participants of Educational Process

Alfiya R. Vagapova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: Al_fiya@bk.ru

Tatyana L. Bolbot

Gymnasium no. 1 of Saratov

88, Michurin str., Saratov, 410056, Russia

E-mail:b-o-l-b-o-tt@mail.ru

In article results of the theoretical and empirical research devoted to studying of adaptation readiness of pupils of elementary school

are stated. First graders (N = 30), parents (N = 30) and the class teacher took part in research. Application of a complex of psychology and pedagogical techniques: the author's questionnaire (for studying of adaptation readiness on five values), «The scheme of supervision over adaptation and efficiency of educational activity of pupils» (E. S. Eskina, T. L. Bolbot), allowed to study adaptation readiness of first graders in estimates of participants of educational process. The applied aspect of the studied problem can be realized in advisory practice of psychological services.

Key words: personality, adaptation readiness, educational process.

References

1. Grigoreva M. V. Ponyatiynyy apparat psikhologii ad-aptatsii lichnosti (Concept apparatus in psychology of personality's adaptation). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss 3, pp. 259-263 (in Russian).

2. Arendachuk I. V. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti k uchebno-professional'noy deyatel'nosti: sistem-nodiakhronicheskiy podkhod (Adaptation readiness of personality to teaching-professional activity: the systematic-diachronic approach). Sovremennye issle-

dovaniya sotsial'nykh problem (Modern Research of Social Problems: Scientific e-Journal), 2013, no. 10 (30). Available at: http://journals.org/index.php/sisp/article/ view/10201327/ pdf_447 (accessed 15 April 2014) (in Russian).

3. Shamionov R. M. Sootnoshenie adaptatsionnoy goto-vnosti i sotsial'noy aktivnosti lichnosti (The ratio of adaptive readiness and social activity of the individual). Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya: elektronnyy nauch. zhurn. (Teoretical and experimental psychology: scientific e-journal), 2012, vol. 5, no. 2, pp. 72-80.Available at: http://www.terjornal.com/images/ pdf/2012/2/08.pdf (accessed 15 April 2015) (in Russian).

4. Posysoyev N. N. Osnovypsikhologii sem'i i semeynogo konsul 'tirovaniya (Fundamentals of psychology of a family and family consultation). Available at: http:// www. studfiles.ru/preview/2062949/(accessed 25 April 2015).

5. Grigoreva M. V. Psikhologicheskaya struktura i din-amika vzaimodeystviy obrazovatel'noy sredy i uchenika vprotsesse ego shkol'noy adaptatsii: dis. ... d-rapsikhol. nauk (Psychological structure and dynamic of interaction between educational environment and pupil in his school adaptation process: diss. ... doct. of psychology). Saratov, 2010. 521 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.