Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 10-16. УДК 339:339.924
АБСОЛЮТНОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ТОРГОВЫХ И ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
ABSOLUT AND COMPARATIVE ADVANTAGE IN TRADE AND PARTNER RELATIONS
А.Л. Карпов
A.L. Karpov
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky
Статья поступила в редакцию 20 февраля 2015 г.
На основании теорий абсолютных и сравнительных преимуществ, которые используются для объяснения специализации в рамках международного разделения труда, объясняется специализация фирмы или работника при осуществлении определенных видов деятельности или на производстве конкретных продуктов. Показано, что абсолютные и сравнительные конкурентные преимущества существуют не только в международной торговле, они применимы к фирмам и работникам.
Абсолютные и сравнительные преимущества являются одной из базовых концепций экономической теории, которая основана на измерении эффективности и производительности труда. Эта концепция лежит в основе понимания причин специализации, торговых и партнерских взаимоотношений.
Чтобы подробно, на основе теории и методологии конкурентных преимуществ, объяснить механизмы решений, принятые фирмами и работниками при выборе, был использован экономический эксперимент вместе с обучающим кейсом. Эксперимент показывает отличия абсолютного и сравнительного преимущества и возможности их применения для объяснения выгод от торговых отношений. Обучающий кейс дает возможность применить полученные знания о конкурентных преимуществах к выбору специализации для повышения общей эффективности в рамках партнерских отношений.
В целом результаты исследования показывают: 1) как конкурентные преимущества отдельных экономических субъектов определяют выгоды взаимоотношений между ними; 2) как в условиях свободного обмена определяется специализация любого экономического субъекта и к какому увеличению благосостояния она приводит; 3) как в результате торговли и обмена стороны делятся своими преимуществами и тем самым приносят выгоду, усиливают благосостояние и преимущества других экономических субъектов; 4) какие преимущества приносит партнерство в производстве и совместном создании благ.
This research explains the specialization of the company or an employee in choice of certain activities or in the production of specific products. It is based on the theory of absolute and comparative advantages, which are used to explain the specialization within the international division of labor. The research shows that the absolute and comparative competitive advantages exist not only in international trade; they are applicable to businesses and employees.
Absolute and comparative advantage is one of the basic concepts of economic theory, which is based on the measurement of efficiency and productivity. This concept is the basis for understanding the causes of specialization, trade and partnerships.
The authors use both economic experiment and training case to explain the mechanisms of the decisions taken by firms and workers in the selection, based on the theory and methodology of competitive advantage. The experiment shows the differences between absolute and comparative advantages and possibilities of their application in order to explain the benefits of trade relations. Study case allows to apply the acquired knowledge about the competitive advantages to choosing specialization to improve the overall efficiency within the partnership.
In general, the research results show: 1) how competitive advantages of individual economic actors determine the benefits of the relationship between them; 2) how to determine the specialization of any economic actor in the free exchange and how to measure the increase in the welfare of this specialization; 3) the advantages and benefits of trade and exchange; 4) what are the benefits of partnership in the production and creation of wealth.
Ключевые слова: экспериментальная экономика, конкурентоспособность, cравнительное преимущество, ^ециализация. Key words: experimental economics, competitiveness, comparative advantage, specialization.
Введение. Абсолютные и сравнительные преимущества - одна из базовых концепций экономической теории. Эта концепция лежит в основе понимания причин специализации, торговых и партнерских взаимоотношений.
Теория сравнительных преимуществ считается важным вкладом классической школы в теорию международной конкуренции. Эта теория является одним из наиболее признанных
результатов в экономической науке. Однако в последнее время ей уделяется незаслуженно малое внимание в рамках новых научных исследований.
Если говорить об истории развития представлений о конкурентных преимуществах, то следует отметить, что первоначально появилась теория абсолютных преимуществ, сформулированная А. Смитом, а затем теория срав-
© А.Л. Карпов, 2015
Абсолютное и сравнительное конкурентное преимущество в торговых и партнерских отношениях
11
нительных преимуществ, сформулированная Д. Рикардо.
А. Смит впервые объясняет причины конкурентного преимущества, при этом он не указывает на какие-либо особые различия между просто разделением труда и международным разделением труда. С его точки зрения, внешняя торговля регулируется теми же правилами, что и внутренняя: «Размеры внутренней торговли и капитала, который может быть вложен в нее, по необходимости ограничиваются стоимостью избыточного продукта всех тех отдаленных друг от друга местностей внутри страны, которые обмениваются своими продуктами друг с другом. Размеры внешней торговли предметами потребления ограничиваются стоимостью избыточного продукта всей страны и того, что может быть приобретено на него. Размеры транзитной торговли ограничиваются стоимостью избыточного продукта всех стран мира» [1, с. 395].
При этом в качестве причин, определяющих специализацию отдельно взятой страны на производстве конкретного товара, структуру экспорта и импорта этой страны, он закладывает абсолютные преимущества: «Когда продукт какой-либо отдельной отрасли промышленности превышает спрос страны на него, избыток должен отправляться за границу и обмениваться на другие товары, на которые в данной стране имеется спрос. Без такого вывоза должна быть приостановлена часть производительного труда страны, и стоимость годового продукта страны уменьшится. Земля и труд Великобритании производят обычно больше хлеба, шерстяных и металлических изделий, чем это требуется существующим на ее внутреннем рынке спросом. Поэтому избыток их должен отправляться за границу и обмениваться на какие-либо товары, требующиеся внутри страны. Только посредством такого вывоза этот избыток может приобрести стоимость, достаточную для оплаты труда и издержек, затраченных на его производство» [1, с. 394].
Следовательно, согласно представлениям А. Смита, страна экспортирует те виды товаров, по которым производительность у нее выше, чем у страны-контрагента, и импортирует товары тех отраслей, в которых производительность ниже. В этом и состоит суть абсолютных конкурентных преимуществ. Формализуем данное утверждение и сформулируем в универсальном виде. Абсолютное преимущество - это способность производить больше единиц данного продукта с теми же затратами ресурсов, или производить единицу продукции с мень-
шими затратами ресурсов. Для любого хозяйствующего субъекта наиболее целесообразно специализироваться на том виде деятельности, в котором он имеет абсолютное преимущество по сравнению с конкурентами. Следовательно, обмен, который основан на абсолютных конкурентных преимуществах, возникает только в том случае, когда один экономический субъект обладает явным преимуществом в одном виде деятельности, а другой - в другом. Обмен между такими экономическими субъектами представляет наибольшие выгоды для двух сторон сделки.
Теория абсолютных преимуществ объясняет причины и выгоды специализации и обмена, но можно ли считать ее достаточной для объяснения всех возможных выгод? Если один экономический субъект имеет абсолютное преимущество в производстве всех товаров и услуг по сравнению с другим экономическим субъектом, то получается, что необходимость в специализации и взаимном обмене отпадает? Интуиция и практика подсказывает, что нет. Если руководствоваться исключительно абсолютным конкурентным преимуществом, то обмен будет возможен только между ограниченным числом экономических субъектов.
Преодолеть это ограничение теории конкурентных преимуществ взялся другой классик политической экономии, Д. Риккардо. В главе 7 «Начал политической экономии» он объясняет подход в международном разделении труда, который при дальнейшем развитии превращается в теорию сравнительных преимуществ стран.
Рикардо утверждает, что правило, которое регулирует относительную стоимость товаров и, соответственно, отбор наиболее конкурентоспособных производителей внутри одной национальной экономики, не регулирует относительную стоимость товаров, обмениваемых между двумя или несколькими странами.
Объясняя причину такого положения дел, он указывает на особенности поведения факторов производства: они могут свободно перемещаться внутри страны, но не между странами: «Разница в этом отношении между одной страной и многими легко объясняется, если мы примем во внимание трудность перемещения капитала из одной страны в другую в поисках более прибыльного занятия и подвижность, с какою он неизменно перемещается из одной области в другую в пределах одной и той же страны» [2, с. 118].
Следует отметить, что Рикардо в своей работе указывает на значение только одного фактора - капитала, но дальнейшее развитие тео-
12
А.Л. Карпов
рии последователями приходит к выводу, что иммобильность всех факторов производства становится причиной особенностей международного разделения труда.
Из этих различий в поведении факторов производства внутри национальной экономики и на международном уровне Рикардо делает три существенных вывода. Первый состоит в том, что способность факторов к свободному перемещению в пределах одной страны определяет тенденцию к выравниванию доходов на различные факторы внутри страны, при этом доходы на факторы между странами могут значительно различаться. Рассматривая частный пример взаимной торговли между двумя странами (Англией и Португалией), Рикардо делает заключение: «Таким образом, Англия отдавала бы продукт труда 100 человек за продукт труда 80. Такой обмен не мог бы иметь места между индивидами одной и той же страны. Труд 100 англичан не может быть отдан за труд 80 англичан, но продукт труда 100 англичан может быть отдан за продукт труда 80 португальцев, 60 русских или 120 индусов» [2, с. 117].
Другими словами, заработная плата английских рабочих одинаковой квалификации более или менее одинакова, однако ее уровень почти никак не связан и не влияет на заработную плату таких же рабочих в Португалии и России. Это же правило можно распространить и на доходы от прочих факторов производства: рента и прибыль внутри отдельной национальной экономики при отсутствии внешних ограничений стремиться к выравниванию, и в то же время доходы на землю и капитал в разных странах часто значительно различается.
Второй вывод, сделанный Рикардо, состоит в том, что специализация страны и, соответственно, выделение наиболее конкурентоспособных отраслей на международном уровне определяются не абсолютным преимуществом в производительности, как у Смита, а сравнительными преимуществами: «Оказывается, таким образом, что страна, обладающая очень значительными преимуществами по части машин и мастерства и изготовляющая поэтому товары с помощью гораздо меньшего количества труда, чем ее соседи, может ввозить в обмен на такие товары часть хлеба, требующегося для ее потребления, даже в том случае, если ее земля плодороднее и возделывание хлеба требует в ней меньше труда, чем в стране, откуда он ввозится. Два человека выделывают обувь и шляпы, и один превосходит другого в обоих занятиях, но, изготовляя шляпы, он может превзойти своего соперника на одну пя-
тую, или на 20 %, а изготовляя обувь, - на одну треть, или на 33 %; не будет ли для них выгоднее, чтобы более искусный занялся исключительно изготовлением обуви, а менее искусный - производством шляп?» [2, с. 118].
Наконец, делается общий заключительный вывод о том, что, несмотря на указанные выше диспропорции в распределении доходов от факторов производства и нерациональность с точки зрения организации производства внутри национальной экономики, внешняя торговля позволяет стране перейти на качественно новый уровень эффективности. В конкретном примере он пишет, что «если бы Португалия не находилась в торговых отношениях с другими странами, она была бы вынуждена извлечь значительную часть своего капитала и труда из производства вин, за которые она покупает необходимые для нее металлические изделия и сукна из других стран; она должна была бы затратить эту часть на изготовление данных товаров, причем получала бы их, вероятно, меньше, и они были бы ниже по качеству» [2, с. 117].
Формализуем определение сравнительного конкурентного преимущества и сформулируем в универсальном виде. Сравнительное преимущество в производстве определенных товаров и услуг означает способность производить их с меньшими альтернативными затратами по сравнению с другими экономическими субъектами. Критерий эффективности обмена состоит в том, что каждый экономический субъект в результате обмена своим товаром или услугой должен получить больше другого товара, чем может его произвести, отказавшись от производства первого товара. То есть если производственные возможности экономического субъекта в результате торговли расширились, значит, торговля была выгодной.
Возникает вопрос: можно ли объяснить абсолютным и сравнительным конкурентным преимуществом причины эффективных взаимосвязей между любыми экономическими субъектами или данную теорию можно использовать исключительно в отношении стран и применять только в области международной торговли. С нашей точки зрения, может, и приведенный ниже эксперимент доказывает это.
Несмотря на то, что концепция сравнительного преимущества практически не находит своего отражения в оценке деятельности других экономических субъектов, можно уверенно сказать, что ее применение не ограничивается областью международной торговли. Причина состоит в том, что перемещение факторов производства как между отраслями внутри на-
Абсолютное и сравнительное конкурентное преимущество в торговых и партнерских отношениях
13
циональной экономики, так и между отраслевыми направлениями внутри промышленного предприятия имеет свои ограничения. Базовые ресурсы, такие как капитал или рабочая сила, являются достаточно мобильными, однако существуют специфические факторы производства, которые трудно переместить или скопировать. И именно на высоко специализированных по отношению к конкретным требованиям рассматриваемой отрасли факторах строится долгосрочное конкурентоспособное положение предпринимательских структур.
Описанный ниже эксперимент показывает, что концепцию абсолютных и сравнительных преимуществ можно использовать не только для изучения международной торговли, но и для оценки перспектив и выгод в торговых и партнерских взаимоотношениях между фирмами и работниками.
Эксперимент. Ряд исследователей предлагают эксперименты, которые показывают сравнительное преимущество в международной торговле [3-5]. Однако данные эксперименты по своему содержанию больше похожи на кейсы. В ходе проведения чистого эксперимента участники должны самостоятельно получить данные для анализа в ходе своих действий или наблюдая за действиями других экономических субъектов. В приведенных выше исследованиях по сравнительному преимуществу участники экспериментов делятся на группы, каждая из которых получает исходные данные об имеющихся ресурсах и производительности. Таким образом, исходные данные предоставляются в готовом виде: нет необходимости в первичном наблюдении и измерении результатов.
Предлагаемый эксперимент основан на имитации процесса производства при изготовлении изделий из бумаги (аналогично экспериментам Дж. Нерала [6; 7]). Суть эксперимента состоит в том, что участники эксперимента делают два типа изделий, чтобы измерить производительность, оценить абсолютные и сравнительные преимущества различных участников эксперимента и определить возможности специализации и торговли между ними. Важное допущение, которое заложено в данном эксперименте, состоит в том, что участники одинаково наделены ресурсами: у них одинаковое время на производство изделий и одинаковое количество материалов. Это также принципиально отличает данный эксперимент от экспериментов по сравнительным преимуществам в международной торговле. Сравнительные преимущества стран являются результатом влияния двух факторов: разницы в наделенности
ресурсами и разницы в производительности. У фирм на конкурентных рынках доступ к ресурсам можно считать практически одинаковым, поэтому конкурентное преимущество фирмы формируется или благодаря более высокой производительности, или за счет дифференциации продукции. В рамках данного эксперимента отличий между изделиями разных участников нет, следовательно, конкурентное преимущество формируется исключительно в результате разницы в производительности.
Перед началом эксперимента говорим о тех понятиях и закономерностях, которые предполагается получить в ходе эксперимента.
1. Показываем технологию изготовления двух изделий.
Лучше всего, если эти два изделия будут иметь принципиальные отличия в операциях, которые необходимы для их изготовления. Например, Д. Андерсон и Дж. Кейси предлагают в своей статье [8], которая описывает эксперимент для изучения кривой производственных возможностей, делать бумажную цепь и смайлики. Цепь делается по принципу «сгибаем и скрепляем», а смайлик по принципу «вырезаем и подрисовываем». Так как мы используем разные типы действий, то более четким получается отличие между временем, которое студенты затрачивают на изготовление изделий. Например, один студент очень хорошо владеет ножницами, поэтому очень быстро справляется с изделием, которое вырезают, а второй студент, наоборот, лучше сгибает, а работа с ножницами занимает у него много времени. Отличие студентов в их способностях по изготовлению разных изделий имеет ключевое значение для понимания сравнительных преимуществ. Смайлики для России изделие непривычное, поэтому в рамках данного конкретного эксперимента в качестве изделий студенты делали гирлянду-цепь (принцип «сгибаем и скрепляем») и снежинки (принцип «сгибаем и вырезаем»). Естественно, можно предложить изготовление других изделий с различиями в используемых операциях в качестве основы для эксперимента.
2. Все участники эксперимента делают первое изделие на время. Фиксируем полученные результаты.
3. Все участники эксперимента делают второе изделие на время и фиксируют полученные результаты.
4. Рассчитываем выработку и альтернативные издержки производства у всех участников игры [9].
Для дальнейших действий по определению абсолютных и сравнительных преимуществ це-
14
А.Л. Карпов
лесообразно разделить участников эксперимента на группы по 6-8 человек. Необходимо обобщить данные о производительности и альтернативных издержках внутри каждой группы. Для этого в каждой группе в ходе проведенных расчетов нужно составить таблицу с данными, характеризующими трудоемкость, выработку и альтернативные издержки по двум видам
производимых изделий для каждого члена группы (см. табл.).
5. На основе полученных в ходе эксперимента данных разбираем, что такое абсолютное преимущество. Самый лучший вариант - это найти для наглядности четкий пример, когда один студент явно лучше делает одно изделие, а второй - другое.
Производительность и альтернативные издержки участников
Участник Показатель
Трудоемкость (секунд на изделие) Выработка (штук в час) Альтернативные издержки
Изделие 1 Изделие 2 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 1 Изделие 2
1 49 48 73 75 1,02 0,98
2 53 57 68 63 0,93 1,08
3 40 33 90 109 1,21 0,83
4 55 24 65 150 2,29 0,44
5 115 95 31 38 1,21 0,83
6 25 33 144 109 0,76 1,32
7 31 60 116 60 0,52 1,94
В рассмотренной выше таблице Участник 6 имеет самую высокую выработку по Изделию 1 (144 штук в час) и для реализации абсолютного преимущества ему необходимо специализироваться на производстве именно этого изделия. Участник 4 имеет самую высокую выработку по Изделию 2 (150 штук в час) и, соответственно, специализируется на его производстве.
Обсуждаем с участниками эксперимента: что такое специализация в международной торговле и для фирмы. Специализация стран - это выделение определенных отраслей или групп отраслей, которые имеют преимущество в международной торговле. Преимущество национальной отрасли в международной торговле можно измерить как существенное превышение экспорта товаров, произведенных данной отраслью, над импортом. Специализация фирмы - это выбор конкретных товаров, региональных и продуктовых направлений, на производство и реализацию которых фирма направляет основные свои усилия и ресурсы.
6. Определяем выгоды торговых отношений между участниками эксперимента.
Определяем цену, по которой выгодно проводить обмен между участниками 4 и 6. Естественно, что в данном случае используется бартерная цена. Она измеряется в количестве одного изделия, которое готовы обменять на единицу другого изделия. Для этого используем расчет альтернативных издержек этих участников. Любая цена обмена для Изделия 1 в интервале 0,76 < р < 2,29 будет выгодна для сто-
рон. Наиболее простой способ показать выгоды специализации и торговли это выбрать цену из этого интервала. В приведенном примере очень удобно выбрать цену 1, т. е. единица Изделия 1 обменивается на единицу Изделия 2.
Если Участник 4 произведет 150 штук Изделий 2 и обменяет все их количество на Изделия 1 по цене 1, то он получит 150 Изделий 1. Сам он может произвести только 65 таких изделий за отведенное время. Следовательно, обмен ему выгоден.
Если Участник 6 произведет 144 штуки Изделий 1 и обменяет все их количество на Изделия 2 по цене 1, то он получит 144 Изделия 2. Сам он может произвести только 109 таких изделий за отведенное время. Следовательно, торговый обмен выгоден по данной цене.
7. Находим все пары участников внутри каждой группы, которым выгодно торговать между собой по причине существования абсолютных преимуществ.
Больше всего возможностей для построения взаимовыгодных торговых связей у тех участников, которые имеют самые высокие альтернативные издержки по каждому изделию. В приведенном примере - это Участник 4 (альтернативные издержки Изделия 1 равны 2,29) и Участник 7 (альтернативные издержки Изделия 2 равны 1,94). Участник 4 может торговать со всеми участниками, кроме Участника 5. Участник 7 может торговать со всеми, кроме участников 5 и 6.
Если руководствоваться исключительно абсолютными преимуществами, то Участник 5
Абсолютное и сравнительное конкурентное преимущество в торговых и партнерских отношениях
15
не может торговать ни с кем, так как он по двум изделиям имеет производительность ниже, чем все остальные участники эксперимента.
Таким образом, на основе абсолютных преимуществ вырисовывается модель двуполярного торгового мира. Два участника имеют выраженную специализацию на одном из изделий, а все остальные участники могут торговать только с ними, меняя свою специализацию в зависимости от выбранного направления торговли.
8. Показываем сравнительное преимущество. Для этого лучше всего подобрать таких двух участников, один из которых быстрее делает оба изделия. Обсуждаем, есть ли смысл этим двум участникам торговать друг с другом.
Участник 5 на основе абсолютных преимуществ не мог найти себе торгового партнера. Сможет ли он найти взаимовыгодную цену на основе сравнительных преимуществ, например, с Участником 4? Такая цена на Изделие 1 должна находиться в интервале 1,21 < р < 2,29. Выберем цену 1,5.
Если Участник 5 произведет 31 штуку Изделий 1 и обменяет все их количество на Изделия 2 по цене 1,5, то он получит 46,5 Изделия 2. Сам он может произвести только 38 таких изделий за отведенное время. Следовательно, обмен ему выгоден.
Участнику 4 также выгодно торговать по цене 1,5. Он произведет 150 штук Изделий 2 и обменяет все их количество на Изделия 1 по цене 1,5 и получит 100 Изделий 1. Сам он может произвести только 65 таких изделий за отведенное время. Следовательно, торговый обмен выгоден по данной цене.
Двухполярный торговый мир превратился в мир, где торгуют все. На основе сравнительных преимуществ есть возможность торговать для всех участников рассмотренной группы. Единственным исключением может быть точное совпадение альтернативной стоимости у двух участников.
Сравнительные преимущества в партнерстве. В представленном эксперименте показано, как абсолютные и сравнительные преимущества формируют выгоды от торговли. Но эти же преимущества определяют выгоды и от партнерских отношений. Покажем это на примере задачи. В рамках данной задачи закрепляем понимание альтернативных издержек и сравнительных преимуществ и добавим новые допущения:
- участники имеют разное количество ресурсов - у них есть разный запас времени;
- альтернативные издержки теперь оцениваются не в натуральных, а в стоимостных единицах измерения.
Задача «В Замелетёновке» (задача была подготовлена автором для муниципального этапа Всероссийской олимпиады для школьников по экономике 2013/14 г.)
В деревне Замелетёновка жила-была семья. И было у родителей трое детей: два сыночка и лапочка дочка. Родители каждое утро уходили на работу, а дети оставались дома одни и хлопотали по хозяйству: работали на приусадебном участке, убирались в доме и варили обед.
Работая на приусадебном участке, первый сыночек приносит доход семье в 90 руб. в час, второй сыночек - 75 руб. в час, а лапочка дочка - 30 руб. в час. Чтобы приготовить обед, первому сыночку потребуется 5,5 часов в неделю, второму сыночку - 7 часов в неделю, а лапочке дочке - 17 часов в неделю. Всю уборку по дому старший сыночек может сделать за 13 часов в неделю, второй сыночек - за 16 часов, а лапочка дочка - за 40 часов. При этом запас свободного времени в неделю у старшего сыночка составляет 60 часов, у второго сыночка - 60 часов, у лапочки дочки - 40 часов.
Старший сыночек, изучающий экономику в школе, предложил детям распределить работу по дому так, чтобы получить наилучший результат с наименьшими затратами.
1. Помогите детям распределить обязанности так, чтобы результат стал максимальным.
2. Какой максимальный доход от работы на приусадебном участке можно получить за неделю?
Решение:
Сравним альтернативные издержки каждого вида деятельности, оцененные в рублях.
Оценим альтернативные издержки приготовления обеда (в руб.):
Старший: 5,5 * 90 = 495.
Второй: 7 * 75 = 525.
Дочка: 17 * 30 = 510.
Сравнительное преимущество в приготовлении обеда - у старшего сына.
Оценим альтернативные издержки уборки в доме (в руб.):
Старший: 13 * 90 = 1 170.
Второй: 16 * 75 = 1 200.
Дочка: 40 * 30 = 1 200.
Сравнительное преимущество в уборке -у старшего сына.
Ответ: 1. Для максимального результата приготовлением обеда и уборкой в доме должен заниматься старший сыночек. Второй сыночек и лапочка дочка будут работать только на приусадебном участке.
2. У старшего сыночка останется 60 - 13 -- 5,5 = 41,5 часов на работу на приусадебном
16
А.Л. Карпов
участке. Максимальный доход от работы на приусадебном участке:
41,5 х 90 + 60 х 75 + 40 х 30 = 3 735 + + 4 500 + 1 200 = 9 435 руб. в неделю.
Выводы. Первый важный вывод состоит в том, что абсолютные и сравнительные конкурентные преимущества существуют не только в международной торговле. Такие преимущества есть у любых экономических субъектов, в том числе у фирм и отдельных работников.
Второй вывод состоит в том, что конкурентные преимущества определяют выгоды взаимоотношений между экономическими субъектами:
1. Выгодна специализация: при условии существования свободного обмена специализация любого экономического субъекта приносит существенное увеличение его благосостояния.
2. Выгодна торговля и обмен между экономическими субъектами, так как в ходе этого обмена стороны делятся своими преимуществами и тем самым усиливают благосостояние и преимущества других экономических субъектов.
3. Выгодно партнерство в производстве и совместном создании благ: в результате партнерских отношений объединяются абсолютные и сравнительные преимущества различных экономических субъектов с целью получения более высоких общих результатов.
Может показаться, что эти выводы звучат достаточно очевидно. Однако они приводят к более сложным вопросам. Какую специализацию должна выбрать фирма? Как определить выгоды от обмена и выбрать наиболее оптимального торгового партнера? Как определить выгоды от совместной хозяйственной деятельности и выбрать оптимального партнера для производства?
Ответы на эти вопросы позволяют понять широту и многообразие рыночных взаимоотношений, а также принять наиболее верные решения при выборе самостоятельных и совместных направлений деятельности. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - 477 с.
2. Рикардо Д. Сочинения : в 4 т. - М. : Госполитиздат, 1955-1958. - Т. 1 : Начала политической экономии и налогового облажения.
- 1955. - 360 с.
3. Haupert M. J. An Experiment in Comparative Advantage // The Journal of Economic Education. - 1996. - № 27. - P. 37-44.
4. Stodder J. A Simple Experiment of Comparative Advantage // Classroom Expernomics. -1994. - № 3(1). - P. 8-10.
5. Mason P. M. Representative Templates and Methodology for Stodder’s Comparative Advantage Experiments // Classroom Expernomics.
- 2001. - № 10. - P. 9-12.
6. Neral J. Widget Production in the Classroom // Classroom Expernomics. - 1993. - № 2(1).
- P. 7-9.
7. Neral J., Margaret R. Teaching Tools Experiential Learning in the Undergraduate Classroom: Two Exercises // Economic Inquiry. - 1995.
- № 33. - P. 170-174.
8. Anderson D. A., Chasey J. A Production Possibilities Frontier Experiment: Links and Smiles // Classroom Expernomics. - 1999. - № 8(1).
- P. 5-7.
9. Карпов А. Л. Экспериментальная экономика: конкурентоспособность, производительность и кривая производственных возможностей // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». -2014.- № 1. - С. 124-128.