Гулгенова Арюна Цыденжабовна
"АБХИСАМАЯЛАМКАРА" КАК ОСНОВА ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ ТРАДИЦИИ ГЕЛУГПА
В статье раскрываются понятие "Абхисамаяламкары", ее содержание и значение для тибетского буддизма. Систематически излагая учение праджняпарамиты, этот трактат представляет собой руководство для буддийских практиков на пути просветления. Попав в Тибет в IX веке, трактат "Абхисамаяламкара" стал основополагающим доктринальным сочинением гелугпинской традиции, которая, в свою очередь, повлияла на формирование мировоззренческих и духовных ценностей тибетского народа и в целом на исторический ход развития этого государства.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -2720.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 83-85. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
3. Килимова Л. В., Нишнианидзе О. О., Ветрова О. А., Гайдукова И. Б. Состояние гражданского общества в Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2015. № 1 (14). С. 80-88.
4. Кончаковский Р. В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: дисс. ... к. соц. н. Екатеринбург, 2010. 176 с.
5. Крауч К. Постдемократия. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 192 с.
6. Поправко В. Н. Интернет-сообщества: специфика и роль в формировании социального пространства: дисс. ... к. филос. н. Томск, 2011. 136 с.
7. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. M.: СОЮЗ, 1993. Ч. 1. Идея гражданского общества в социальной мысли. 167 с.
8. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. M.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. Ч. II. Теоретико-методологические аспекты исследования. 560 с.
9. Скуратов А. Б. Локальные интернет-сообщества крупного российского города: социально-стратификационный анализ: автореф. дисс. . к. соц. н. Екатеринбург, 2009. 18 с.
10. Тальнишних Н. К. Культура «сетевых сообществ»: дисс. ... к. филос. н. Ростов-на-Дону, 2004. 128 с.
11. Rheingold H. The Virtual Community [Электронный ресурс]. URL: http://www.rheingold.com/vc/book (дата обращения: 09.10.2016).
STRUCTURES OF CIVIL SOCIETY IN SOCIAL NETWORKS
Grimov Oleg Aleksandrovich, Ph. D. in Sociology Southwest State University in Kursk grimoleg@yandex. ru
Goncharova Ekaterina Aleksandrovna
Lomonosov Moscow State University gonchaekaterina@yandex. ru
The article describes the main features of the development of the civil society structures in social-network communities (by the example of Moscow and Kursk). On the basis of generalizing the results of an authorial sociological research (interview, N = 60) it is concluded that social-network communities have a considerable potential of civil-political subjectness, which is not fully implemented in the current conditions. In conclusion, the authors attempt to develop a general model of the civil society development in social networks.
Key words and phrases: social network; social-network community; civil society; structures of civil society; civil-political practices.
УДК 1:294.3 Философские науки
В статье раскрываются понятие «Абхисамаяламкары», ее содержание и значение для тибетского буддизма. Систематически излагая учение праджняпарамиты, этот трактат представляет собой руководство для буддийских практиков на пути просветления. Попав в Тибет в IX веке, трактат «Абхисамаяламкара» стал основополагающим доктринальным сочинением гелугпинской традиции, которая, в свою очередь, повлияла на формирование мировоззренческих и духовных ценностей тибетского народа и в целом на исторический ход развития этого государства.
Ключевые слова и фразы: «Абхисамаяламкара»; праджняпарамита; школа Гелугпа; комментарий; сутры; ламрим. Гулгенова Арюна Цыденжабовна, к.и.н.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия agulgenova@mail. ru
«АБХИСАМАЯЛАМКАРА» КАК ОСНОВА ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ ТРАДИЦИИ ГЕЛУГПА
«Абхисамаяламкара» - ее полное название «Абхисамаяламкара-праджняларамита-упадеша-шастра-карика» (санскр. Abhisamayalañkara-prajñaparamita-upadesa-sastra) - является одним из принципиальных трактатов буддизма Махаяны. Из дословного перевода названия трактата видно, что она написана в стихотворной форме - «карик» - комментарий на сутры праджняпарамиты, выполненный в стиле «упадеша» под названием «Абхисамаяламкара», и переводится как «Украшение ясного познания [истины, абсолюта]» [2, с. 146]. Согласно герменевтическому анализу термина «Абхисамаяламкара», «Абхисамая» (санскр. Abhisamaya) синонимично санскритском слову «марга» (санскр. marga), означающему путь (тиб. lam). «Аламкара» (санскр. alañkara) - это название литературной формы и означает, что данный труд не содержит полного и детального изложения учения. Это лишь «краткое сочинение, обобщающее суть основных положений системы пра-джняпарамитских сутр» [5, с. 12].
84
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Будон, следуя сложившейся к тому времени тибетской традиции, выделяет «Абхисамаяламкару» как один из самых основных комментариев на сутры праджняпарамиты, которые излагают, помимо учения о шунье, учение о Пути просветления [11, p. 23]. Ясности ради отметим, что праджняпарамита (санскр. prajñaparamita) в тибетской традиции признается наивысшим философским учением из всех учений Будды [7, с. 67]. Согласно Л. Е. Янгутову, «в махаянских текстах "праджня" определялась как мудрость, не имеющая вербальных опор, т.е. мудрость не только невыразимая ни словами, ни знаками, но и немыслимая, и обусловливающая непосредственное постижение высшей истины, что равнозначно просветлению. Праджня, таким образом, это то, что "обеспечивает" просветление» [10, с. 118].
«Парамита» же понимается как прибытие на другой берег, т.е. к нирване. Таким образом, по мнению Л. Е. Янгутова, «праджняпарамита, если свести в одно ее составные "праджню" и "парамиту", - это интуитивная мудрость, которая переправляет к нирване - высшей истине, которая может быть постигнута целиком и полностью. Постижение истины - это есть просветление, понимаемое как постижение таковости - пустоты. Иными словами, это высшая мудрость, выводящая нас за пределы обыденного (омраченного) сознания и обеспечивающая непосредственное постижение истины, что адекватно достижению нирваны» [9, с. 120-121].
«Абхисамаяламкара является базовым трудом для изучения буддийского учения о пути к моральному совершенству, к достижению состояния святого, а затем и Будды махаяны - его блаженной Нирваны» [8, с. 6]. Именно таким образом академик Ф. И. Щербатской определил место Абхисамаяламкары в корпусе буддийского учения. По мнению Кунчен Жамьян Шадпы, изложенному в руководстве по праджняпарамите под названием «Ясный драгоценный светильник», «Абхисамаяламкара» является самым высоким философским учением среди 84 000 учений Будды [7, с. 67].
Особенность этого сочинения заключается в том, что оно представляет собой систематическое изложение учения праджняпарамиты (санскр. prajñaparamita), ее практической стороны, по сути, являясь своего рода «конспектом», отражающим содержание праджняпарамиты в смысле пути, без развернутых пояснений.
Содержание текста «Абхисамаяламкары» (санскр. Abhisamayalañkara) разделено на восемь глав. В первых трёх главах говорится о трёх типах всеведения, т.е. нечувственной, находящейся вне восприятия интуиции: о всеведении Будды, как его понимает махаяна; о всеведении бодхисаттвы; и всеведении, которое достигается святым хинаяны. Всеведение Будды в данном смысле означает обладание знанием Четырех Истин, то есть высшим уровнем философской интуиции.
Следующие четыре главы «Абхисамаяламкары» посвящены методам достижения всеведения. Так, четвертая глава посвящена методам достижения просветления сквозь призму субъективных и объективных аспектов трёх вышеуказанных видов всеведения. В пятой главе дается определение наивысшей точки просветления, в шестой - говорится о постепенном просветлении. В седьмой главе раскрывается суть мгновенного просветления. Заключительная, восьмая, глава содержит учение о Космическом Теле Будды, или об исчезновении индивида в монистическом абсолюте. Таким образом, все сочинение «Абхисамаяламкары» состоит из восьми частей, в которых рассматриваются три вида всеведения, четыре метода их достижения и один конечный результат. Она называется «шастрой восьми предметов рассмотрения», или «шастрой семидесяти тем» - поскольку восемь основных предметов содержат семьдесят тем. Существует и ещё более дробное деление текста: предметы в нём просто перечислены и систематизированы. Текст, таким образом, представляет собой систематизированный указатель всех технических терминов, используемых в учении махаяны о пути к спасению, написанный в стихотворной форме. Значения этих терминов в самой аламкаре отсутствуют, находя отражение и объяснение в комментариях к ней.
В «Абхисамаяламкаре» представлена феноменология пути просветления. Его восемь основных тем в тибетской традиции называют махаянским «восьмичленным путем», а саму работу - «абхидхармой махаяны». С. П. Нестеркин предполагает, что «здесь имеется дело с универсальной матрицей организации доктринального материала в соответствии с базовыми для буддийской культуры принципами двух истин» [3, с. 555]. Согласно Ф. И. Щербатскому, «по своей форме сочинение "Абхисамаяламкара" является толкованием на сутры пра-джняпарамиты, а по своему содержанию - систематическим изложением доктрины праджняпарамиты с ее практической стороны» [8, с. 31]. Он писал: «"Абхисамаяламкара" является основополагающим трудом для изучения буддийской доктрины о пути морального очищения и достижения состояния буддийского святого в махаяне и махаянического Будды в его благословенной нирване. Если абхидхарма, прамана и учение мадхья-миков представляют три фазы буддийской философии, то абхисамая представляет буддизм как религию. Термин "абхисамая" означает непосредственную интуицию абсолюта. В названии текста этот термин означает путь обретения интуитивного постижения Абсолюта. Значение труда "Абхисамаяламкара" заключается еще и в том, что это одна из первых работ, где систематически изложено учение о "Трех телах Будды"» [Там же, с. 32].
В Тибете об «Абхисамаяламкаре» стало известно в «ранний» период распространения буддизма еще в начале IX века благодаря ее переводу на тибетский язык Каба Балцега (тиб. Ka bad pal brtsegs). Со слов С. П. Нестеркина, «им также были переведены "Спхутартха" Харибхадры и "Самчаягатха-паньджика" Буд-дхашриджняны. Лотзава Ринченсанпо (958-1055) перевел "Абхисамаяламкару-алоку" Харибхадры» [2, с. 147]. Одним из первых тибетских авторов, написавших собственный комментарий к «Абхисамаяламкаре», был знаменитый тибетский переводчик Ог Лодэн Шераб (тиб. rNgog blo ldan shes rab, 1059-1109). Именно он положил начало тибетского периода исследования «Абхисамаяламкары», составив первый тибетский комментарий. Благодаря новой редакции «Спхутартхи» и «Абхисамаяламкару-алоки», выполненной им же, было положено начало распространению этих источников в странах Центральной Азии. Далее последовали
многочисленные комментарии тибетских авторов раннего периода. Среди них наиболее известны следующие имена: Чава Чойки Сэнге (тиб. Phya pa chos kyi seng ge, 1109-1169), Цаннагпа Цондуй Сэнге (тиб. gTsang nag pa brtson grus seng ge), Будон Ринчендуб (тиб. Bu ston rin chen grub, 1290-1364), Долбопа Шераб Гьялцэн (тиб. Dol po pa shes rab rgyal mtsan, 1292-1391), Ньяпон Кюнга Пэл (тиб. Nya dpon kun dga' dpal), ученик двух предыдущих авторов и учитель Чже Цзонхавы, Рэндава Шонну Лодой (тиб. Red mda' ba gzon nu blo gros, 1349-1412), Ронтон Шакьи-Гьялцэн (тиб. Rong ston sha kya 'i rgyal mtshan, 1367-1449) [Там же, с. 151].
К новому периоду относятся труды Цзонхавы (1357-1419) и его учеников: Гьялцаба Дарма Ринчена «Вьякхья-хридая-аламкара» (тиб. rNam bshadsnyingpo'i rgyan); Кедуба Гэлэга Пэлсанпо «Дурбодха-алока» (тиб. rTogs dka'i snang ba), а также колоссальное количество учебников для изучения предмета праджняпарамиты в монастырских школах Гелугпы. Более поздняя литература, в частности «Бодхи-патха-прадипа» Атиши, стала основой для выдающейся работы Цзонхавы «Ламрин ченмо». В этой связи Р. Н. Крапивина убеждена, что текст «Абхисамая-ламкары» является коренным текстом, от которого берет свое происхождение тибетский жанр «ламрим» (тиб. lam rim) [1, с. 29]. Подтверждение убежденности Р. Н. Крапивиной мы находим у С. П. Нестеркина, который утверждает, что Цзонхава, объединивший две традиции комментирования сутр праджняпарамиты, в основу учения о «степенях совершенствования» - «Ламрим ченмо» - положил труд своего учителя. Он пишет: «Это учение, изложенное им в знаменитой работе "Ламрим ченмо", продолжило и завершило усилия Атиши, направленные на создание системы такой религиозной практики, которая объединяла бы всех людей» [2, с. 158]. Действительно, основание этой системы было заложено Атишей в его «Бодхи-патха-прадипа».
Мы разделяем мнение И. С. Урбанаевой о том, что сутры праджняпарамиты представляют собой основу учений и практик «большой колесницы», являясь действенным руководством на пути личностного и духовного просветления каждого. Она пишет: «Они содержат радикальное противоядие от неведения - наиболее глубокое объяснение пустоты и в скрытом виде описывают полный путь просветления. Тексты праджняпарамиты в эксплицитной форме содержат детальное объяснение пустоты с перечислением разнообразных категорий феноменов. Одновременно они скрыто представляют стадии пути просветления - прогрессирующие уровни проникновения в конечную природу реальности и соответственно - субъективного переживания пустоты и реализации природы Будды - татхагатагарбхи, предмета, эксплицитно изложенного в сутрах Третьего Поворота Колеса» [6, с. 292].
Таким образом, в данной статье мы постарались максимально емко отразить суть и значимость «Абхиса-маяламкары» в образовательной и доктринальной системе традиции Гелугпа, оказавшей огромное влияние на развитие праджняпарамитской мысли не только в Тибете, но и в странах Центральной Азии. Послужив одной из философских основ системы пути просветления, «Абхисамаяламкара» в целом определила характер всего тибетского буддизма.
Список литературы
1. Крапивина Р. Н. Украшение из Постижений (5-7 главы) / пер. с тиб., предисл., введ. и коммент. Р. Н. Крапивиной. СПб.: Нестор-История, 2014. 736 с.
2. Нестеркин С. П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете // Тибетский буддизм: теория и практика: сб. науч. ст. / ред. Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1995. С. 146-164.
3. Нестеркин С. П. Праджняпарамита и абхидхарма в китайском буддизме // Философия религии: альманах. 2013. № 2012-2013. С. 545-562.
4. Нестеркин С. П. Философия праджняпарамиты в традиции «Украшения из постижений» Майтреи // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 8. С. 36-41.
5. Обермиллер Е. Е. Учение о праджняпарамите в изложении Абхисамая-аламкары Майтреи / пер. с англ. О. Л. Волоша-новского; под ред. В. М. Монтлевича. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2009. 288 с.
6. Урбанаева И. С. Становление тибетской и китайской махаяны: в контексте проблемы аутентичного буддизма. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. 364 с.
7. Хадалов П. И., Ямпилов Л. Ж., Дандарон Б. Д. Описание сочинений Гунчен-Чжамьян-Шадпа-Дорчже (1649-1723). Улан-Удэ: БКНИИ СО АН СССР, 1962. 151 с.
8. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. 426 с.
9. Янгутов Л. Е. Понятие Пустоты в буддийской философии // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 3. С. 19-126.
10. Янгутов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. 272 с.
11. Buston. The History of Buddhism / tr. by E. Obermiller. Heidelberg, 1931. Part 1. The Jewelry of Scripture. 2037 p.
"ABHISAMAYALAMKARA" AS A BASIS OF GELUG PHILOSOPHICAL TRADITION
Gulgenova Aryuna Tsydenzhabovna, Ph. D. in History Ministry of Social Protection of the Population of the Republic of Buryatia agulgenova@mail. ru
The article analyzes the conception "Abhisamayalamkara", its meaning and importance for Tibetan Buddhism. Providing a systemic description of the Prajnaparamita doctrine this treatise serves as a guide for Buddhist practitioners on their way to Enlightenment. Having reached Tibet in the IX century, "Abhisamayalamkara" became a basic doctrinal paper of the Gelug tradition, which, in its turn, influenced the formation of ideological and spiritual values of the Tibetan people and the whole historical development of this state.
Key words and phrases: "Abhisamayalamkara"; Prajnaparamita; Gelug tradition; commentary; sutras; lamrim.