СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЁНОГО АКАДЕМИКА РАО А. В.ДАРИНСКОГО
А. В. ДАРИНСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ РАО
14 марта 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Викторовича Дарин-ского, человека удивительной судьбы, оставившего неизгладимый след в памяти всех, кто с ним соприкасался в разные периоды его жизни.
Анатолий Викторович Даринский (14.03.1910, Москва - 18.09.2002, С.-Петербург), педагог, географ-методист, краевед, академик РАО (1995), доктор педагогических наук, профессор. В 1932 году окончил Ленинградский университет. С 1934 года на научной и преподавательской работе в педагогических вузах. С 1945 года в системе АПН: в 1945-47 в НИИ методов обучения, в 1947-55 в Ленинградском НИИ педагогики, в 1962-76 директор НИИ общего образования взрослых. Одновременно в 1947-65 гг. заведующий кафедрой экономической географии и методики географии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1976 профессор Высшей профсоюзной школы культуры (ныне С.-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов), с 1991 года профессор С.-Петербургского университета педагогического мастерства. Ведущие направления научной деятельности: педагогика взрослых, краеведение, методика преподавания географии. Создал первые в СССР учебники общей методики географии для педагогических вузов и учебники географии для вечерней школы. Инициатор разработки в СССР проблем непрерывного образования. Автор географо-краеведческих книг о Ле-
нинграде-Петербурге, Северо-Западе России. Автор, соавтор и редактор учебников по географии для общеобразовательной школы.
В биографии А. В. Даринского значительное место занимает его научно-педагогическая деятельность в качестве создателя и руководителя НИИ общего образования взрослых. Летом 1962 года он получил от президента АПН РСФСР И. А. Каирова предложение стать директором вновь создавшегося на базе НИИ педагогики НИИ вечерних и заочных школ.
Почему ему сделали это предложение? Конечно, определенную роль сыграло то, что он был и практиком образования взрослых (преподавал в вечерней школе с 1958 по 1961 годы) и крупным теоретиком образования - доктором педагогических наук. Но на авансцену образовательного процесса выдвинуло его новое по тем временам утверждение, что образование - точный барометр состояния дел в обществе. Он как закономерность выводил зависимость темпов развития общества от положения дел в образовании взрослых. И потому считал, что грядущие преобразования и реформы надо начинать с реформ образования.
Какие проблемы, теоретические и практические, были поставлены перед новым институтом? А. В. Даринский писал: «...я не мог дать четкий ответ на эти вопросы. Я поговорил с Б. Г. Ананьевым, Ш. И. Ганелиным, Е. Я. Голан-том, Г. Н. Щукиной и другими ленинградскими
педагогами и психологами, которых знал. Они все сказали, что в Ленинграде проблемой образования взрослых вообще и вечерних школ в частности никто не занимался и специалистов по этим вопросам нет. Перед тем как принимать решение о проблематике исследований и структуре института, я в течение трех месяцев изучал литературу 1920-х годов по проблемам ликвидации неграмотности, культурно-просветительной работы, ибо образование взрослых в те годы было в системе Главполитпросвета. Одновременно нашел в Публичной библиотеке ряд книг зарубежных авторов по вопросам образования взрослых, в основном, на немецком и скандинавских языках. Мне перевели их структуру и тексты отдельных разделов.
Все сотрудники были распределены по комплексным группам и приступили к разработке программ исследования. Для обеспечения их материалами из зарубежной литературы была создана группа переводчиков. Затем организован раз в две недели семинар по проблемам экспериментального педагогического исследования с расчетом на то, что сотрудники будут готовиться к семинарам и выступят с сообщениями с последующим их обсуждением.
Довольно быстро стало ясно, что проблема вечерней школы - это лишь часть гораздо более широкой проблемы - образования взрослых. Большое внимание уделялось ей в Югославии, Польше, Чехословакии, где она рассматривалась как проблема воспитания людей в широком смысле, включая всю их жизнедеятельность. Большая литература по этой проблеме была и в США, и во всех странах Западной Европы».
Положение директора единственного в стране научного учреждения, которое занималось проблемой образования взрослых, открыло А. В. Даринскому возможность участвовать в международных конференциях и стать экспертом ЮНЕСКО. К концу 1960-х годов у Анатолия Викторовича было почти 100 печатных работ, из которых треть - по проблемам образования взрослых. В 1968 году он был избран в члены-корреспонденты АПН СССР не только как методист-географ, но и как теоретик педагогики взрослых - для нашей страны новой области педагогики.
В 1960-70-х гг. в странах Запада получила развитие идея «перманентного образования». В 1972 году А. В. Даринский выступал с сообщением о непрерывном образовании на расширенном заседании президиума Академии., с докладами по этой проблеме на конференциях и семинарах, проводившихся обществом «Знание». В 1975 году в журнале «Советская педагогика»
(№1) вышла его статья «Непрерывное образование», в которой была сделана попытка поставить теоретические проблемы непрерывного образования и его осуществления в СССР. Эта статья была первой в советской педагогической литературе о непрерывном образовании. Вскоре этот термин вошел в учебники педагогики, а идея непрерывного образования стала общепризнанной.
В те годы А. В. Даринским был опубликован ряд крупных статей по проблематике образования взрослых. К их числу относятся: «Педагогика взрослых, ее предмет и задачи» («Советская педагогика», 1969, №6, переведена на английский язык в США и Канаде), «Организационные проблемы народных университетов» (Л., 1970), «Методические основы педагогики взрослых» (Л., 1972), «Развитие педагогики и образования взрослых в социалистических странах» (Л., 1974), «Вечерняя школа в системе непрерывного образования» («Вечерняя средняя школа», 1976, №5), «Народные университеты - центры самообразования» (М., 1977), «Пути дальнейшего развития общего образования взрослых» («Советская педагогика», 1981, №3), «Проблемы непрерывного образования в условиях НТР» (Сборник научных трудов. - М.: Общество «Знание СССР», 1981).
Для научно-исследовательской работы института, возглавляемого А. В. Даринским, была характерна взаимосвязь педагогических и методических исследований с социально-педагогическими и психологическими, широкий «полигон» научного поиска (зачастую охватывались почти все республики СССР и многие регионы Российской Федерации), что обусловило высокую научно-практическую эффективность результатов научной деятельности. В 19671968 гг. под руководством директора института А. В. Даринского было организовано уникальное по своим масштабам всестороннее изучение работы вечерних и заочных школ. Глубокий анализ собранного материала и выводы, раскрывающие обусловленность образования и обучения взрослых множеством объективных и субъективных факторов, в дальнейшем легли в основу разработки социологии, дидактики и психологии образования взрослых, методик обучения по разным дисциплинам, сыграли значительную роль в развитии внешкольного образования и повышения профессиональной квалификации педагогов.
В этот период в рамках единого проблемного поля исследований образования взрослых под руководством А. В. Даринского сформировалось несколько актуальных научных направле-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (22) 2010
5
ний и школ, во главе которых стояли ведущие ученые страны.
Психолого-педагогическое направление, восходящее к идеям академика Б. Г. Ананьева, многие годы возглавляли член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Ю. Н. Кулюткин и доктор психологических наук, профессор Г. С. Сухобская, проблематика исследований которых охватывает практически все аспекты психологии образования взрослых.
Социально-педагогическое научное направление развивается под руководством доктора педагогических наук, профессора С. Г. Вершлов-ского. Теоретико-методологическая база данного направления формировалась на основе интеграции отечественных и зарубежных исследований. Содержательная специфика исследовательских подходов связана с изучением образования как фактора социализации взрослых на разных этапах жизнедеятельности и становлением социокультурных оснований андрагогики как науки.
Под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. П. Тонконогой сформировалось научное направление, связанное с разработкой дидактических основ образования взрослых, которое базируется на положениях классической дидактики, учитывает специфику взрослого человека как субъекта образовательной деятельности. Дидактика образования взрослых развивается на междисциплинарной основе, опираясь на результаты психо-лого-педагогических и социально-педагогических исследований.
Под руководством докторов педагогических наук, профессоров Т. Г. Браже и А. Е. Марона сформировалось научно-методическое направление в образовании взрослых, исследующее проблемы гуманитарного и естественно-научного образования и создающее научно-методическое обеспечение содержания и технологий обучения взрослых.
В те годы были изданы монографии, пособия и учебники для преподавателей и учащихся вечерних школ. В их разработке большая роль принадлежала Московской лаборатории НИИ общего образования взрослых, возглавляемой профессором Г. Д. Глейзером (ныне академиком РАО). В этой лаборатории были созданы научные основы содержания и методов обучения взрослых, в частности, учащихся вечерних школ.
В соответствии с заданием Академии педагогических наук СССР в НИИ общего образования взрослых с середины 1970-х годов прошедшего столетия развернулись научные исследования по проблемам повышения квалификации учителей и руководящих педагогических кадров школ. В центре исследовательского внимания находились концепции построения и оптимизации деятельности системы повышения квалификации педагогических кадров, содержания и методов подготовки и переподготовки учителей, руководящих кадров образовательных учреждений.
В этот же период проводятся исследования по научному обоснованию и созданию поли-функциональных центров образования взрослых (руководитель - доктор педагогических наук Л. Н. Лесохина). На основании широкого эксперимента, проведенного в разных регионах страны, была разработана, апробирована и широко внедрена в практику модель перспективных учреждений непрерывного образования взрослых. Результаты опытно-экспериментальной работы и теоретические основы деятельности Центров непрерывного образования отражены в сборниках научных трудов «Особенности структуры и содержания деятельности центров образования взрослых», «Опыт ЦОВ» и «Школа взрослых: социально-педагогический эксперимент».
В 1970-80-е годы расширяются международные связи и авторитет Института, совместные исследования и информационный обмен осуществлялись с 15 странами мира. Институт принял участие в разработке международных программ: «Функцио-
нальная неграмотность как фактор риска современной цивилизации» (в рамках ЮНЕСКО), «Развитие глобального мышления учащихся» (с США), «Развитие народных школ» (с Данией, Финляндией) и др.
Фундаментальные идеи А. В. Даринского о развитии системы непрерывного образования взрослых, повышении квалификации педагогических и руководящих кадров, усилении теоретико-методологической, мировоззренческой, научной, предметно-методической подготовки педагогов, интеграции курсового обучения и самообразования легли в основу дальнейших исследований Института образования взрослых РАО.