Научная статья на тему '« а уличи и тиверцы седяху по Днестру». Этнический состав населения Карпато-Днестровских земель в VI-XIII вв.'

« а уличи и тиверцы седяху по Днестру». Этнический состав населения Карпато-Днестровских земель в VI-XIII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1404
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТИВЕРЦЫ / УЛИЧИ / ВЫГОНЦЫ / БРОДНИКИ / ГАЛИЦКАЯ РУСЬ / КАРПАТО-ДНЕСТРОВСКИЕ ЗЕМЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Екатерина

Карпато-Днестровские земли с первых веков новой эры входили в зону первичного славянского этногенеза. Славянское присутствие в регионе в VI-XIII вв. было непрерывным. Тиверцы и уличи были русскими племенами, с Х в. вошедшие в состав древнерусской народности. С этого времени их потомков называли «русские люди», русины. Берладники, бродники, галицкие выгонцы это территориальные наи212 2008, № 1-2 (11-12) менования древнерусского населения региона, связанные с родом их занятий. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «« а уличи и тиверцы седяху по Днестру». Этнический состав населения Карпато-Днестровских земель в VI-XIII вв.»

ПРОБА ПЕРА

От редакции: Мы открываем в журнале новую рубрику «Проба пера», в которой будем размещать первые публикации молодых исследователей. В этом номере мы помещаем сообщения студентов Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь), прозвучавшие на международной научно-практической конференции «Молдавия -Россия - славянский мир: выдающиеся деятели».

АААААААААА

Екатерина ТИТОВА

«... А УЛИЧИ И ТИВЕРЦЫ СЕДЯХУ ПО ДНЕСТРУ.»

Этнический состав населения Карпато-Днестровских земель в УІ-ХШ вв.

Наверное, нельзя прожить жизнь и не задуматься о том, кто жил на этой земле раньше - сто, триста, тысячу лет назад. О том, что в первом тысячелетии до нашей эры в Карпато-Днестровских землях жили скифы, напоминают могилы их царей и других знатных людей - курганы. В Белгороде-Днестровском идут раскопки древней Тиры. В 375 г. нашей эры близ Днестра состоялась битва готов и гуннов. Но какие народы и племена обитали здесь после готов и гуннов - до возникновения в 1359 г. Молдавского государства? Прежде в учебниках по истории Молдавии признавалось, что в УІ-ХШ вв. Карпато-Днестровс-кие земли населяли славяне. Но с 90-х г. ХХ в., отметил в 2005 г. кишиневский публицист Евгений Ткачук, «тема поднестровского славянства стала своеобразной «персоной нон грата» в истории страны. Монопольное право на торжество получила так называемая концепция восточнороманского континуитета. Суть ее проста, как выеденное яйцо: нынешний титульный этнос обитал в Пруто-Днестровском междуречье всегда...»1. Так ли это?

Анты, тиверцы, уличи На картах археологов от современной Чехии через юг Польши и запад Украины тянется до Молдавии широкая дуга. Это территория

Пражско-Корчакской культуры П-У в., зона первичного славянского этногенеза. О славянах на Нижнем Дунае сообщают и письменные источники. Один из первых документов такого рода - римская дорожная карта Ш-ГУ в. - Певтингеровы таблицы. О предках славян, венедах, упоминал в УГ в. историк готов Иордан. А автор книги «Война с готами» византиец Прокопий Кесарийский сообщал о живших в нашем регионе славянских племенах - склавинах и антах. Они говорили на одном языке, у них были одинаковые виды поселений, характер ведения хозяйства, религиозные верования, типы одежды, образ жизни, нравы, формы управления, способы ведения войны. Склавины и анты, отмечал Прокопий, издревле живут в народовластии, и поэтому счастье и несчастье в жизни считается у них делом общим. Вся жизнь и законы у обоих племен одинаковы. Они вместе вторгались за Дунай. «Анты и склавины, - отметил далее писатель, - творили ромеям ужасное дело», но в 540 г. византийцы спровоцировали столкновение между ними2.

К IX в. племенной союз антов распался. В этот период по Днестру до Дуная проживало племя тиверцев. Оно было многочисленно, а города тиверцев стояли и в XII в., когда монах Нестор составлял первую русскую летопись - «Повесть временных лет». В ней сказано: «... а уличи и тиверцы седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне.». О размещении на этой же территории тиверцев говорит и анонимный баварский географ. В летописи они названы «толковины». Исследователи долго трактовали это слово как «переводчики». Но в 2005 г. историк Сергей Суляк обосновал другой перевод: «пастухи». Толока - пастбище, выгон для скота3.

Проходили через Карпато-Днестровские земли кочевники. В 678680 гг. близ Дуная стояли тюрки-болгары хана Аспаруха. Затем более сотни лет эти земли находились в составе Первого Болгарского царства. Но в 882 г. новгородский воевода Олег взял Киев и основал объединенное Русское государство. По землям тиверцев и по Русскому морю пролегал торговый и военный путь «из варяг в греки», поэтому киевские князья попытались подчинить тиверцев. В «Повести временных лет» рассказывается, что князь Олег в 885 г. « .с уличи и тиверцы имяше рать». Но тиверцам и уличам удалось отстоять независимость. Возможно, в этом им помогли венгры. В 896 г. венгерские племена под предводительством Арпада прошли по Карпато-Днестровс-ким землям на запад. В походе Олега на Константинополь в 907 г. тиверцы участвовали как его союзники, а не данники.

Уличи, в то время проживавшие в Поднепровье, летописцем не упомянуты, видимо, потому, что в походе не участвовали. То есть оставались независимыми от Киева. В отличие от большинства русских пле-

мен, они так и не подчинились Олегу. Его преемник, киевский князь Игорь, сообщил Нестор, около 940 г. «... с уличи и древляне имяше рать». Воевода Игоря Свенельд после двухлетней осады взял их главный город Пересечен, но уличи, чтобы не платить Киеву дань, переселились на территорию между Бугом и Днестром. Далее Нестор сообщил: «И бяше седяше уличи по Днестру вниз, и по семь перейдоша межью Буг и Днестр, и седоша тамо»4. Но вскоре уличи все же вошли в состав Древнерусского государства. Во время похода Игоря на Царь-град в 944 г. летопись упоминает их уже в составе войска киевского князя. Видимо, после уличей вошли в состав Древнерусского государства и тиверцы5. В дальнейшем имена тиверцев и уличей из летописей исчезают. Как и прочих жителей Руси, русские летописцы стали называть их русинами, с ударением на первом слоге, «руськими людьми».

В ІХ-ХІ вв. в Придунавье кочевали печенеги. В 1054 г. в эти земли вторглись половцы. Отношения с русскими у них бывали разными, но в низовьях Дуная и на севере региона русское население сохранилось. Более того, ссылаясь на сведения древних арабских авторов, утверждает кишиневский историк Роман Рабинович, в конце XI-

XII в. на южной кромке Карпато-Днестровских земель и в причерноморской береговой полосе между устьями Днестра и Дуная также проживало оседлое русское население6. В 1116 г. великий князь Руси Владимир Мономах, читаем в летописи, направил сюда своего воеводу Ивана Войтишича, который «.. .посажа посадники по Дунаю»7. Однако в 1132 г., после смерти князя Мстислава Великого, Русь распалась на княжества, и контроль Киева над Карпато-Днестровскими землями был потерян. Здесь возникла региональная государственность.

Берладь и берладники

Большинство русских ученых видят в берладниках русских людей и предшественников казачества. Румынские исследователи подозревают берладников в принадлежности к восточнороманскому этносу и возражают против отождествления Берлади русских летописей с молдавским городом Бырладом8. Кто прав? Ответ можно отыскать в письменных источниках и данных археологии.

Берладь, «пиратская республика», действительно напоминает Запорожскую Сечь. В русских летописях берладники упомянуты два раза. Один раз упоминается Берладь. Но много раз упомянут Иван Ростиславович Берладник, бывший князь Звенигородский, претендент на Га-лицкое княжение. Согласно грамоте 1134 г., он - уже князь Берладс-кий. В грамоте упомянуты города Берладь, Малый Галич, Текуч. Через десять лет, предприняв вторжение в Галицкую землю, Иван Бер-ладник терпит поражение под стенами Галича и бежит на Дунай. У князя имелся выбор. Его верным союзником был великий князь киевский Изяслав Давыдович. Но в Берлади князь Иван мог найти не только

укрытие, но и военные силы для продолжения борьбы за галицкий «стол». Значит, на Дунае имелся военный контингент, который смог бы выступить в его защиту. И берладники его поддержали. Но такой «центр силы» не мог существовать без наличия достаточно многочисленного населения. В помощь князю Ивану берладники выставили 6-тысячное войско9. Даже если исходить из того, что воевать пошли все мужчины, способные носить оружие, то численность населения Берлади была, по крайней мере, в десять раз больше и составляла 60 тыс. чел.

В действительности, как можно предположить, население княжества было более многочисленным. Берладская земля включала не только будущую Добруджу и левобережное Подунавье, где находились города Берладь, Дичин, Текуч и Новый Галич, но и всю территорию между Карпатами и Днестром. Город Берладь, полагают ученые, находился не в районе нынешнего Бырлада, а на правом берегу Дуная, в местности Ески-Бырлат. Названы летописцами и другие города княжества - Белгород, Дерстр. Формально княжество подчинялось византийским императорам10, поэтому великий князь киевский не считал Берладь частью Руси. Но княжество располагало достаточным населением и военной силой для того, чтобы предпринять в 1159 г. вторжение в пределы Галицкой земли и захватить пограничный город Ушицу.

О военной силе Берлади можно судить также по тому факту, что она не зависела от половцев. При осаде пограничного галицкого города Кучелмина, жители которого ему сочувствовали и перебегали через городские стены в его лагерь, Иван Берладник не побоялся отказать кочевникам в их желании «взять город», то есть разграбить его. Конечно, разгром русского города лишил бы князя союзников в Галицкой земле. Но можно ли отказать Ивану и, главное, берладскому войску также в благородных родовых мотивах? Князь не мог не понимать, что в одиночку Берладь противостоять Галичу не могла. И действительно, уход половцев ослабил силы берладников перед лицом наступающего галицкого войска, и им пришлось прекратить поход11. Но берладники были «люди руськие», и Иван - конечно, с учетом мнения своего войска, а может быть, и под его давлением - принял трудное решение.

Несмотря на конфликт под Кучелмином, Иван Берладник сохранил добрые отношения с половцами и находил у них укрытие. Он служил у Юрия Долгорукого и других русских князей. Но его соперником оказался могучий галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187 гг.). Это о его железных полках, подпирающих горы Угорские, сказано в «Слове о полку Игореве». Требуя выдачи Ивана Берладника, он даже объявил войну киевскому князю Изяславу и нанес поражение его войску.

Иван был вынужден уехать в Византию и в 1162 г. умер в одном из Афонских монастырей. Согласно одной из версий историков, он был отравлен. Ярослав оказался не только хорошим полководцем, но и «долгоруким» правителем.

Берладь была необычным княжеством, она напоминает Запорожскую Сечь или Донское, Терское или Яицкое казачьи войска в первые десятилетия их существования. Берладники оказались способны организовать военный набег и в отсутствие в князя. Вскоре после отъезда Ивана Ростиславича в Киев они захватили и разграбили Олешье, киевский таможенный пункт в устье Днепра. Войско киевского князя настигло берладников уже на Дунае, у города Дичин, и отобрало добычу. Но решающий удар по Берладской государственности нанес Ярослав Осмомысл. Именно галицкий князь, узнаем из «Слова о полку Игореве», «затворил врата Дунаю», то есть включил Берладь в состав своего княжества. В конце XII в. земли между Карпатами и Днестром стали называться Галицким Понизьем.

Бродники и галицкие выгонцы

В начале XIII в. в Галиче обострился конфликт между боярами и княжеской властью. Пользуясь внутренним раздором, Галицко-Волын-ское княжество фактически поделили между собой короли Польши и Венгрии12. Население Понизья - бродники и галицкие выгонцы - им не подчинилось. О дунайских бродниках в исторической науке бытует представление как о вольнице, полукочевом воинственном населении, еще одном прообразе казачества.

Бродники жили и в других областях на границах Дикого поля. Донские бродники селились на русском пограничье со степью, так же, как и так называемые дикие половцы. По мнению московского историка С.А.Плетневой, дикие половцы были изгоями половецких кочевий, а бродники - изгоями русских земель13. Впервые русские летописи сообщают о бродниках в 1146 или 1147 г. как о союзниках черниговского князя Святослава Олеговича в его борьбе с киевским князем Изясла-вом Мстиславичем. В 1216 г. бродники участвуют в междоусобной битве русских князей при Липице, а в 1223 г. - в сражении русских с татарами на Калке. Воевали бродники и на стороне половецких ханов. Известие об участии донских бродников в битве на Калке указывает на их христианство. По крайней мере, перед сражением их воевода Плоскыня, клянясь в верности, целовал крест князю Мстиславу Рома-новичу14. Бродники пережили даже монголо-татарское нашествие. Другой известный ученый, Г.В. Вернадский, указывает, что в районах Нижнего Днестра и Нижнего Дуная и в конце XIII в. было много русских, в том числе бродников15.

Галицкие выгонцы - единственная из всех названных этническая группа, которая не вызвала у исследователей особых споров ни по по-

воду ее археологической и этнической идентификации, ни по поводу локализации. Вот что сообщает о них Ипатьевская летопись в рассказе о сборе русских войск перед битвой на Калке в 1223 г.: «.А выгон-ци Галичькыя приидоша по Днестроу и воиидоша в море. Бе бо лодей тысяща. И воидоша во Днепрь. И возведоша порогы и сташа оу реки Хорьтице. На бродоу оу Протолчи. Бе бо с ними Домамеричь Юрьгіи и Держикрай. Володиславичь пришедши же вести во станы»16. Об этом эпизоде сообщают также Воскресенская и Тверская летописи, Московский летописный свод конца XV в. и другие источники. Все исследователи полагают, что выгонцы жили в Галицком Понизье, на землях по Днестру на юг от Галицкого княжества, с долинами рек Прут и Сирет.

В числе выгонцев были знатные боярские роды Домажиричей и Кормиличей, а также другие боярские роды, видимо, изгнанные из Галицкой земли при осуществлении мер княжеской власти, направленных на ограничение боярского влияния. В 1227 г. в Понизье, в город Торческ, по политическим причинам перебрался и сам галицкий князь Мстислав Удалой17. Вместе с тем основную массу выгонцев составляли простолюдины. Вначале это, видимо, были люди, которые поддерживали Ивана Берладника в его походах на Галич. Можно предположить, что они вступали в политические союзы, дабы вернуть свое положение на родине18 - отсюда и их готовность участвовать в войне. На тысяче лодий, способных ходить по морю, можно было, наверное, вывезти и 20-тысячное войско, но из всех известных историкам данных о соотношении сил в битве при Калке можно заключить, что галицких выгонцев было гораздо меньше. В конце XII - первой половине

XIII в. население Карпато-Днестровских земель было более редким, чем во времена Ивана Ростиславича.

А галицкие выгонцы, возможно, были не политическими изгнанниками, а пастухами. Ведь выгон, как уже отмечено в случае с тиверцами, - это место для выпаса скота близ деревни. Выгонцы галицкие, отметил на научной конференции в 2005 г. журналист Евгений Ткачук, были жители Галицкого княжества, выпасавшие скот на выгоне19.

Упоминание о понизовском городе Торческе, точное расположение которого остается неизвестным, дает основания полагать, что часть населения Галицкого Понизья в это время составляли кочевники-тор-ки. Если город находился восточнее Днестра, следует пересмотреть имеющиеся представления о пределах Понизовской земли.

Карпато-Днестровские земли с первых веков новой эры входили в зону первичного славянского этногенеза. Славянское присутствие в регионе в VI-XШ вв. было непрерывным. Тиверцы и уличи были русскими племенами, с Х в. вошедшие в состав древнерусской народности. С этого времени их потомков называли «русские люди», русины. Берладники, бродники, галицкие выгонцы - это территориальные наи-

менования древнерусского населения региона, связанные с родом их занятий. В Карпато-Днестровских землях периодически кочевали также тюрки-болгары, венгры, печенеги, половцы, торки. Древнерусские страницы истории нашего края заслуживают дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткачук Е. Что ищем мы во дне вчерашнем? // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. N° 2 (2). С. 107.

2. Тельнов Н., Степанов В., Русев Н., Рабинович Р. «И...разошлись славяне по земле». Кишинев, 2002. С. 72.

3. Суляк С. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 41.

4. Цит. по: «И.. .разошлись славяне по земле». С. 56.

5. История Молдавской ССР. Т. Г. Кишинев, 1965. С. 68.

6. Рабинович Р. Проблема присутствия Галицкой Руси в Карпато-Днестров-ских землях в 1140-1240 гг. // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 74.

7. Слово о полку Игореве. М., 1978. С. 83.

8. См.: МоховН.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 81-82.

9. ПСРЛ. 1962. С.496-497. Цит. по: «И.. .разошлись славяне по земле». С. 137.

10. «И.. .разошлись славяне по земле». С.139, 192.

11. Там же. С. 138.

12. Суляк С. Указ. соч. С. 14,15.

13. Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества Х-ХГГГ вв. М., Наука, 1975. С. 281.

14. «И .разошлись славяне по земле». С. 196.

15. Суляк С. Указ. соч. С. 36.

16. Цит.по: . «И .разошлись славяне по земле». С. 203.

17. Суляк С. Указ. соч. С. 18.

18 «.И разошлись славяне по земле». С. 209.

19. Суляк С. Указ. соч. С. 35.

АААААААААА

Людмила КИШКА

СВЯЗИ ГАЛИЦКОЙ РУСИ И ЗЕМЛИ МОЛДАВСКОЙ В Х1У-ХУ вв.

Молдавское государство возникло в период поглощения южнорусских земель Литовским княжеством и Польшей. Поскольку Русь была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.