Научная статья на тему 'А. ТОЙНБИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

А. ТОЙНБИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арнольд Тойнби / история / сравнительный анализ / генезис / этапы цивилизаций / социальные структуры / культурные процессы / упадок / креативные меньшинства / Arnold Toynbee / history / comparative analysis / genesis / civilizations stages / social structures / cultural processes / decline / creative minorities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Измайлова З. З.

В статье рассматривается концепция стадий развития цивилизации, предложенная Арнольдом Тойнби. Автор анализирует основные этапы, через которые проходит цивилизация от возникновения до упадка, уделяя особое внимание таким ключевым элементам, как возникновение, становление, расцвет и упадок. Также рассматриваются механизмы, способствующие культурному и социальному развитию, факторы, вызывающие кризисы, и возможности возрождения. В работе подчеркивается роль творческих меньшинств, их взаимодействие с природной средой и внутренней динамикой общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. TOYNBAND THE STAGES OF THE DEVELOPMENT OF CIVILIZATIONS

The article deals with the concept of stages of civilization development proposed by Arnold Toynbee. The author analyzes the main stages through which civilization passes from emergence to decline, paying special attention to such key elements as emergence, formation, flourishing and decline. The mechanisms that promote cultural and social development, the factors that cause crises, and the possibilities of revival are also examined. The paper emphasizes the role of creative minorities, their interaction with the natural environment and the internal dynamics of society.

Текст научной работы на тему «А. ТОЙНБИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

УДК 93

Измайлова З.З.

магистрант исторического факультета Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

А. ТОЙНБИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Аннотация: в статье рассматривается концепция стадий развития цивилизации, предложенная Арнольдом Тойнби. Автор анализирует основные этапы, через которые проходит цивилизация от возникновения до упадка, уделяя особое внимание таким ключевым элементам, как возникновение, становление, расцвет и упадок. Также рассматриваются механизмы, способствующие культурному и социальному развитию, факторы, вызывающие кризисы, и возможности возрождения. В работе подчеркивается роль творческих меньшинств, их взаимодействие с природной средой и внутренней динамикой общества.

Ключевые слова: Арнольд Тойнби, история, сравнительный анализ, генезис, этапы цивилизаций, социальные структуры, культурные процессы, упадок, креативные меньшинства.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является выдающимся британским культурологом, философом истории, историком, социологом, обладателем Ордена Кавалеров Почета. Он создал цивилизационную теорию, критиковал европоцентристское мировоззрение, а также написал монументальный труд «Постижение истории», был теоретиком глобализационных процессов. Парижские мирные конференции 1919 и 1946-го годов определили направление развития исторического мышления Тойнби, т.к. именно благодаря ним он попал в мировую политику высшего уровня. Серьезное влияние на мировоззрение Тойнби оказал также Анри Бергсон, разработавший этическую религиозную концепцию [1, с.10].

Арнольд Тойнби, выдающийся британский историк и философ, в своей работе «Изучение истории» (A Study of History) предложил обширную теорию цивилизаций, которая основывается на систематическом сравнительном анализе различных культур и обществ. Его подход к изучению истории не только стремится объяснить эволюцию цивилизаций, но также стремится выявить внутренние механизмы и закономерности, которые обуславливают циклы их зарождения, развития и упадка.

Тойнби является автором большого количества исследований, посвященных проблемам в области истории, социологии, философии и политологии. В своей первой работе он изучал историю древней Спарты.

В ранг культового автора его возвел философско-исторический труд «Постижение истории» 1934-1961 гг. Также к основным его трудам относятся следующие: «Изменения и привычки», «Немецкий террор в Бельгии», «Цивилизация перед судом истории», «Демократия атомного века» [4, с. 102].

Цивилизации по Тойнби проходят через несколько ключевых этапов, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и динамику. Первый этап — это генезис, на котором начинается зарождение новой цивилизации. Здесь особую роль играют креативные меньшинства, способные инициировать культурные и духовные инновативные процессы. Этот этап включает формирование базовых культурных и социальных основ, а также переход от простых первобытных обществ к более сложным социальным структурам. Важно отметить, что территория и природные условия также играют значительную роль в этом процессе [3, с.23].

Следующим этапом является формирование, когда на основе изначально созданных культурных потрясений начинают организовываться более сложные социальные структуры. На этом этапе происходит институционализация религиозных, политических и экономических систем. Тойнби выделяет важность развития языка и письменности, что в свою очередь способствует накоплению и передаче знаний. Эти факторы являются основанием для

развития более сложных взаимосвязей между индивидами и высшими институтами.

Затем следует этап цветения, когда цивилизация достигает своего наивысшего уровня развития. На этом этапе наблюдается максимальное культурное разнообразие, достижение научных и художественных высот, а также стабильность в социальных структурах. Успехи в науке, искусстве и философии, развитие торговли и культурных обменов становятся основными характеристиками этого этапа. Кроме того, формируются мощные центры власти, способные поддерживать порядок, что способствует социальному и экономическому процветанию.

Кризис — это следующий этап, с которым сталкиваются все цивилизации [2, с.254]. Тойнби описывает множество причин, способствующих кризису, таких как внутренние конфликты, социальные напряжения, экологические проблемы и внешние угрозы. Этот этап, как правило, выражается в социокультурной деградации, экономическом упадке и падении политической власти. Примеры исторических цивилизаций, таких как Римская империя и Месопотамия, показывают, как эти кризисы могут привести к разрушению структуры общества.

На этапе разложения цивилизация начинает терять свою целостность. Происходит дезинтеграция органов власти, утрата культурных и духовных ценностей, нарастание хаоса и анархии. Социальные классы начинают действовать радикально, что может привести к гражданским войнам и распаду институциональных структур. Как и падение Римской империи, этот этап демонстрирует, как экономика начинает стагнировать, что ведет к снижению уровня жизни, уменьшению торговли и ухудшению качества жизни населения.

Финальным этапом, который анализирует Тойнби, является мир после цивилизации. Здесь историк рассматривает, что происходит после падения цивилизации, вплоть до появления «темных веков», когда культурное и научное развитие останавливается. Тем не менее, этот период не является абсолютным, из распавшихся обществ могут возникнуть новые цивилизации,

которые перенимают идеи и элементы прежних. Например, средневековая Европа, несмотря на падение Рима, смогла переработать наследие античности и создать новые культурные и социальные структуры.

Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций [2, с.156]. В обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции «Вызов и Ответ». Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.

• Стимулы природной среды:

- Стимул бесплодной земли

- Стимул новой земли

• Стимулы окружения:

- Стимул удара (реакция на нападение)

- Стимул давления («форпост»)

- Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).

Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы

или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул.

Что касается зарождения цивилизации из недр материнской цивилизации, то здесь Тойнби также использует концепцию «Вызов и Ответ». Правящее меньшинство не способно дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникает новое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ. Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое творческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.

Теория Тойнби о циклах цивилизационного развития приводит к пониманию, что каждая цивилизация проходит стадии развития и упадка, каждая из которых имеет свои уникальные факторы, влияющие на судьбу культурного и социального прогресса. Этот подход обеспечивает глубокую историческую перспективу и остается актуальным, помогая анализировать современные социальные и культурные изменения. В заключение, изучение теории Тойнби позволяет не только лучше понять динамику истории, но и прогнозировать будущие социальные изменения, что делает его вклад в область истории и философии особенно значимым для нашего времени.

Концепция «вызов-ответ» Арнольда Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса [1, с.9], дальнейшей аналитике социокультурных трансформаций [2, с.25].

Развитие культуры осуществляется как серия ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека, что представляется совершенно естественным в динамике культуры, знаменуя тем самым период качественных изменений, социокультурных трансформаций [1, с.13]. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. Ответом на вызов может быть либо рост - переход в более высокое и более совершенное состояние, либо распад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тарасов А.Н. Аналитика культуры авангарда как социокультурной трансформации в континууме европейской культуры: философский аспект // Аналитика культурологии. 2013. № 25. С. 9-14;

2. Тойнби А. Изучение истории. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - 432 с.;

3. Фаликов С. Теория цивилизаций Тойнби: современный взгляд. - Вестник науки, 2020. - Вып. 25. - С. 23;

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: НОУ «Центр гуманитарных технологий», 2003. - С.147

Izmaylova Z.Z.

Ingush State University (Magas, Russia)

A. TOYNBAND THE STAGES OF THE DEVELOPMENT OF CIVILIZATIONS

Abstract: the article deals with the concept of stages of civilization development proposed by Arnold Toynbee. The author analyzes the main stages through which civilization passes from emergence to decline, paying special attention to such key elements as emergence, formation, flourishing and decline. The mechanisms that promote cultural and social development, the factors that cause crises, and the possibilities of revival are also examined. The paper emphasizes the role of creative minorities, their interaction with the natural environment and the internal dynamics of society.

Keywords: Arnold Toynbee, history, comparative analysis, genesis, civilizations stages, social structures, cultural processes, decline, creative minorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.