Научная статья на тему 'А. И. Кравченко. Европейская культура ХХ века'

А. И. Кравченко. Европейская культура ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. И. Кравченко. Европейская культура ХХ века»

А.И. Кравченко

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА*

Реферируется глава из учебника по культурологии для высших учебных заведений. А.И. Кравченко пишет, что ХХ век считается самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления затронули все страны мира и всех людей, причем каждого человека в отдельности. «Ученые придумали теорию модернизации, а художники - новый стиль в искусстве, названный модернизмом» (с. 363). Он характеризует культуру первой половины ХХ в., а ситуацию, сложившуюся во второй половине ХХ в. и в конце столетия, называют постмодернизмом. Это исторически новый тип культуры, принципом которого является «свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм» (с. 364).

Модернизм затронул в первую очередь архитектуру и декоративное искусство, для него характерны «гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор» (с. 365). Употребляют также термин «авангардизм», когда говорят об отходе культуры от реализма. В 1905 г. в парижском Осеннем салоне были выставлены картины, которым было дано название «фовизм» (от франц. «fauve» - «дикий»). Этот стиль характеризовался пронзительной цветовой гаммой и просуществовал недолго - до 1907 г. (А. Матисс, А. Маркс, Ж. Руо и др.).

* Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - Гл. 1. - С. 362-380.

А. И. Кравченко

Экспрессионизм возник, как и фовизм, в 1905 г. и охватил изобразительное искусство и литературу. Он стремился выразить субъективный мир человека. К этому стилю стали относить ряд художественных группировок: «Мост» (Э.Л. Кирхнер, Э. Нольде - автор картины «Поклонение волхвов»), «Синий всадник» (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее) и др.

Родоначальниками кубизма были Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). «Отличительное свойство кубизма -максимально возможное разрушение законов перспективы» (с. 368). Композиция П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907), изображающая сцену в борделе, поощрила других художников к еще более смелым экспериментам. П. Пикассо в 1914 г. отошел от кубизма и в 1937 г. создал «Гернику», посвященную жертвам гражданской войны в Испании.

Абстракционизм, т.е. беспредметная живопись, характеризует работы Василия Кандинского (1866-1944), Казимира Малевича (1878-1935), Питера Мондриана (1872-1944). Эти художники отказались от изображения предметного мира ради сочетания геометрических форм. Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1919-1920-х годов, которое культивировало эстетику урбанизма и машинной индустрии. Первый «Манифест футуризма» выпустил в 1909 г. итальянский поэт Ф.Т. Маринетти. Футуризм процветал преимущественно в Италии и России.

Дадаизм (от «dada» - конек, деревянная лошадка; детский лепет) сложился в Швейцарии в 1916-1922 гг. как антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение (Ф. Пикабия, М. Дю-шан, М. Эрнст и др.). В 20-е годы «дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом» (с. 371).

Что касается сюрреализма, то это одно из ведущих направлений в искусстве ХХ в. Он провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Наиболее яркие представители сюрреализма - испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) и бельгийский художник Рене Магритт (1898-1967). «Манифест сюрреализма» выпустил в 1924 г. французский писатель Андре Бретон (1896-1966).

Европейская художественная литература в ХХ в. остается верной классическим традициям (Дж. Голсуорси, Т. Манн, Г. Бёлль, 78

Европейская культура XX века

А. Франс). Воздействие модернизма испытали П. Элюар, Л. Арагон, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Р.М. Рильке. После открытия французским философом А. Бергсоном метода анализа «поток сознания» его идеи легли в основу романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и постмодернистской прозы Джеймса Джойса.

Экзистенциализм, или философия существования, определяет творчество Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. Философ Мартин Хайдеггер является одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Во второй половине ХХ в. заявляет о себе массовая культура и формируется эстетика постмодернизма, которая «выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, открытое искусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями» (с. 380).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.