И.Л. Галинская
АВАНГАРДИЗМ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? «А вы могли бы?» (1913)
В. Маяковский
Авангардизм в искусстве - это «условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников ХХ в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых необычных средств выражения формы и содержания произведений, взаимоотношения художников с жизнью» (4, с. 9).
К течениям авангардного искусства прошлого века относятся: футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм. «Наиболее масштабно авангардизм представлен в изобразительном искусстве» (1, с. 48). Интересно проявил себя авангардизм и в других видах искусства, но в живописи он принес мощное обновление художественного языка.
Фовизм - от французского «les fauves», т.е. «дикие звери». Так назвал в 1905 г. на осенней парижской художественной выставке кри-68
тик Л. Воксель полотна, показавшиеся ему «дикими» (1, с. 49). К фо-вистам принадлежали Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (18801954), Морис де Вламинк (1876-1956), Жорж Руо (1871-1958), Рауль Дюфи (1877-1953), Отгон Фриз (1879-1949) и др. Это течение во французской живописи начала ХХ в. характеризовалось стремлением «к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма» (4, с. 1436). Дело в том, что цвет полотен этих художников приобретал самодовлеющее значение, становясь выражением эмоционального настроя автора. Художников прежде всего интересовала форма цветового пятна, а отнюдь не изображения предметов и фигур.
Лидером и главным идеологом фовистов был Анри Матисс, которому принадлежит статья «Заметки живописца. Чистый цвет». Решение всех живописных задач «он предпочитал осуществлять в одной плоскости», полностью отказавшись от создания иллюзии трехмерного пространства (2, с. 231). Характерные особенности стиля художника демонстрирует его картина «Танец» (1909-1910), на которой пять красных фигур, взявшись за руки, танцуют на зеленой лужайке на фоне синего неба. Картину «Танец» А. Матисса можно увидеть в петербургском Эрмитаже.
Амедео Модильяни (1884-1920) не входил в группу фовистов, но присущие последним черты субъективизма и деформации полностью были свойственны и его творчеству. Он родился в Италии, в городе Ливорно, а в 1906 г. переселился в Париж. В его творческом наследии нет ни одного натюрморта, всего лишь три пейзажа, несколько скульптур и картин обнаженных фигур. Основное место в творчестве Модильяни занимают портреты, наиболее интересными из которых являются портреты его супруги Жанны Эбютерн, молодой художницы. Она сопровождала Модильяни до конца его жизни (он умер от туберкулеза) и на следующий день после его смерти Жанна Эбю-терн «покончила с собой, выбросившись из окна пятого этажа в доме своих родителей» (5, с. 14).
Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты -«конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые» (4, с. 672). Кубизм представлен в изобразительном искусстве Франции, Англии, Италии, Чехии, Рос-
сии. Через три года после выступления фовистов (в ноябре 1908 г.) выставленные в осеннем парижском Салоне картины Жоржа Брака (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973) дали критикам основание назвать новое течение кубизмом. «Существенную особенность куби-стического метода составляет выявление объема путем "кругового видения" предмета в пространстве. На холсте совмещаются отдельные плоскости формы, как бы увиденные при перемещении точки зрения художника» (3, с. 319). Цветовое решение сводится к ограниченной гамме тяжелых черных, серых, коричневых, охристых и белых тонов. Влияние кубизма на творчество художников различных стран было чрезвычайно велико в начале ХХ в. Форму разлагали до полного исчезновения предметности изображения.
Пабло Пикассо родился в Испании в семье художника, учился в художественной академии в Барселоне, а в начале ХХ в. окончательно переселился в Париж. В его творчестве отмечается «голубой период» (1901-1904), «розовый период» (1905-1906), «негритянский период» (с 1907 г.). «В 1911-1912 гг. кубизм Пикассо переходит в аналитическую стадию, когда существенно усиливаются абстрактно-геометризаторские черты в предельно плоских композициях» (2, с. 237). В середине 20-х годов теоретик сюрреализма Андре Бретон объявил Пабло Пикассо художником-сюрреалистом, хотя «творческая манера его в сущности своей неподражаема» (2, с. 240).
Если картина Пикассо «Авиньонские девицы» (1906-1907) представляет собой изображение угловатых фигур, как бы вырубленных из дерева, то его знаменитое большое полотно «Разрушение Гер-ники» (1937), написанное в связи с бомбардировкой немецкими фашистами испанского городка Герника, показывает отвратительный хаос разрушения. Исполненное в черно-белой тональности, это полотно является криком «в память о погибших соотечественниках» (2, с. 240).
Футуризмом назвали авангардистское художественное течение 1910-1920 гг., появившееся в Италии, которую провозгласили «родиной футуризма». Теоретиком футуризма и вождем первой, миланской группы футуристов стал итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), опубликовавший в 1909-1919 гг. целый ряд статей, так называемых «Манифестов футуризма». В живописи «итальянские футуристы Умберто Боччони и Джино Северини ис-70
пользовали пересечения, сдвиги и наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения» (4, с. 1454). Когда итальянские футуристы начали сближаться с фашистским диктатором Бенито Муссолини, движение распалось.
Русский футуризм открывается «Прологом эгофутуризма» (1911) Игоря Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу» (1913). Русские футуристы не имели ни единой программы, ни единого центра. Наиболее активная группа раннего русского футуризма «Гилея» состояла из братьев Д. и Н. Бурлюков, В. Хлебникова, В. Каменского, В. Маяковского и др. Они выпускали сборники футуристических рисунков и стихов: «Дохлая луна», «Затычка», «Молоко кобылицы». Считается, что русские футуристы (кубофутуристы) привлекали раннего Маяковского идеей новаторства, жаждой нового слова.
Дадаизмом называется движение в искусстве и литературе, основанное на намеренной иррациональности и отрицании традиционных художественных ценностей. Дадаизм сложился в Швейцарии и существовал в 1916-1922 гг. В словаре «Larousse» два живших в Цюрихе литератора обнаружили слово «дада», которым «в Италии обозначают кубок и кормилицу, в России и Румынии - двойное утверждение, а негры племени кру называют так священную корову» (1, с. 51). Это слово показалось художникам подходящим для определения такой позиции в искусстве, которая состояла в стремлении уничтожить категорию художественного, стереть различие между «высоким» и «низким», создать «антиискусство».
В феврале 1916 г. в Цюрихе было открыто артистическое кабаре «Вольтер», где дадаисты стали устраивать театрализованные представления на фоне картин грубо натуралистических и хаотически деформированных. Во главе группы «Дада» стояли художники Ганс Арп и Макс Эрнст. Существование группы было кратковременным, так как в начале 1920-х годов большинство ее участников примкнули к сюрреалистам и абстракционистам.
Одним из основоположников и теоретиков сюрреализма был французский писатель Андре Бретон (1896-1966). Совместно с Луи Арагоном он основал журнал «Литература» (1919), который вначале был органом дадаизма, а затем стал проповедовать сюрреализм. Анд-
ре Бретон возглавлял и другие сюрреалистические журналы. Он написал в 1924 г. «Манифест сюрреализма», а в 1930 г. - «Второй манифест сюрреализма». В позднейших книгах «Положение сюрреализма между двумя войнами» (1945) и «Лампа в часах» (1948) Андре Бретон рассматривал кризис культуры в ХХ в. В «Манифесте сюрреализма» Бретон заявил, что сюрреализм стремится разрушить людские психические механизмы, заняв их место при решении всех проблем жизни.
Наибольшего расцвета сюрреализм достиг в живописи и в поэзии (П. Элюар, Л. Арагон, Ж. Превер, Ф. Гарсиа Лорка и др.). Художники-сюрреалисты полагали, что источником искусства является сфера подсознания, а главной чертой искусства называли алогичность, сочетания предметов и явлений, которым придается лишь видимая достоверность. Так, Хуан Миро (1893-1983) имитировал наивность детского рисунка, создавая пестрые красочные композиции. В картине «Женщина и птица в лунном свете» (1949) Миро обращается к алогичным ситуациям и формам.
Сальвадор Дали (1904-1989) начал свою творческую деятельность с картин, проповедовавших власть подсознательного и извращенных инстинктов (цикл «Город параноиков»). Когда Дали призвал в 1950 г. художников объединиться на почве католицизма, папская курия начала заказывать ему картины на религиозные темы: «Распятие Христа от святого Иоанна», «Тайная вечеря», изображения мадонн. Правда, в этих картинах причудливо сочетаются фигуры и фрагменты предметов. Хаотическое нагромождение всяких фантастических предметов характерно и для художника-сюрреалиста Ива Танги (1900-1955).
В 1930-е годы многие из сюрреалистов переехали в США, где в Нью-Йорке в 1942 г. была организована выставка их картин. В этих работах сохранялись сюрреалистические принципы изображения фантастических, нелепых, воображаемых сущностей и их неестественных сопоставлений и комбинаций.
Для экспрессионизма основным принципом являлась «деформация изображения во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса» (3, с. 324). Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, объявив его главной целью в искусстве. Предшественниками 72
экспрессионизма считаются норвежский художник Эдвард Мунк (1863-1944) и две группы немецких художников: дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская группа «Голубой всадник» (1911). «В представлении этих художников мир выглядел хаотичным, а его закономерности иллюзорными» (3, с. 324).
Один из лидеров экспрессионизма, швейцарский художник Пауль Клее (1879-1940), входивший в объединение «Голубой всадник», увлекался примитивизмом и подражанием детскому рисунку. Немецкий художник Франц Марк (1880-1916) изображал фантастических животных: «Коровы. Желтое, красное, зеленое» (1912), «Судьба животных» (1913). Немецкий художник Эмиль Нольде (настоящая фамилия Хансон, 1867-1956) тяготел к религиозной экзотике: «Жизнь Христа» (1911-1912).
Некоторые искусствоведы относят к экспрессионизму творчество Марка Шагала (1887-1985), который в 1922 г. вместе с семьей навсегда уехал из России и в 1937 г. получил гражданство во Франции. Однако есть мнение, что немецкие экспрессионисты были чужды Шагалу «своей резкостью, сухостью, бездуховностью и апоэтич-ностью» (2, с. 244).
Абстракционизм и конструктивизм. В 1910 г. абстрактные композиции Василия Кандинского (1866-1944), русского художника, который провел значительную часть жизни в Германии и Франции (жил в Европе с 1921 г.), стали отправной точкой абстракционизма. Представители этого направления утверждали, что «художник не должен сообщать зрителю никаких определенных мыслей, чувств или настроений» (3, с. 342). Отказ от изображения реальных предметов и явлений, видимая бессодержательность живописного абстрактного искусства делает возможным любое его истолкование. Одним из течений абстрактной живописи стал конструктивизм, который был направлен на использование геометрических форм.
В России абстракционизм проявил себя наиболее ярко в творчестве Казимира Малевича - «Плотник» (1911-1912), «Черный квадрат» (1913). Владимир Татлин (1885-1953) стал одним из основоположников русского конструктивизма в живописи. В Европе центром абстрактного искусства была высшая школа «Баухауз», основанная в 1919 г. в Германии (в 1933 г. ее упразднили фашисты). В этой школе преподавали В. Кандинский и Пауль Клее. Они проповедовали сво-
боду художника-абстракциониста передавать эмоции путем нетрадиционных и полностью необычных для живописи средств выражения. Так, на картинах некоторых художников зачастую имелись надписи не вполне четкого содержания. Например, на картине Михаила Ларионова (1881-1964) под названием «Осень» (1911-1912).
Список литературы
1. Авангард // Большая иллюстрированная энциклопедия: В 32 т. - М.: АСТ: Аст-рель, 2010. - Т. 1. - С. 48-53.
2. Бычкова Л.С. Творчество и чудотворство: Живая классика искусства. - М.: Мо-дерн-А: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 320 с.
3. История искусства зарубежных стран. - М.: Искусство, 1964. - Т. 3. - 670 с.
4. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 4-е изд. -1632 с.
5. Rezâc J. Amedeo Modigliani. - Praha: NCSVU, 1960. - 64 s.