ЛИДЕРЫ
А. Г. Силуанов:
«Жить надо по средствам»
Заместитель Министра финансов Российской Федерации, член Редакционного совета нашего издания Антон Германович Силуанов в интервью «Финансовому журналу» рассказал о своем творческом пути, планах на будущее и поделился своими взглядами на наиболее актуальные проблемы государственной антикризисной политики.
Ред.: Антон Германович, расскажите, пожалуйста, что значит для вас ваша профессия?
А. Г. Силуанов: Думаю, в этом плане я могу назвать себя счастливым человеком. Работа — часть моей жизни, которая мне очень нравится.
Ред.: Что повлияло на ваш выбор?
А. Г. Силуанов: Не буду скрывать, главную роль сыграл «родительский фактор». Я происхожу из семьи потомственных финансистов. Отец был сотрудником Министерства финансов, человеком старой закваски — практически всю свою творческую жизнь провел в одном ведомстве. Мама тоже работала в системе Минфина, была редактором финансового журнала, постоянно соприкасалась с книгами, научными статьями и материалами работников министерства, часто общалась с преподавателями финансовых вузов. Так что в нашей семье разговоры про бюджет, экономику, научную деятельность были чем-то само собой разумеющимся.
Ред.: Наверное, еще учась в школе, вы уже знали, чем конкретно хотите заниматься?
А. Г. Силуанов: Совсем нет. К моменту окончания средней школы, как и большинство моих сверстников, я даже не совсем четко представлял себе, какие вообще существуют направления. Поскольку ни гуманитарный, ни технический путь меня особо не привлекали, то методом исключения я, естественно, пришел к финансам. К тому же они больше всего подходили мне по образу мышления. Поэтому без особых колебаний решил поступать в Московский финансовый институт.
Ред.: Годы учебы запомнились вам чем-то особенным?
А. Г. Силуанов: И да, и нет. Когда я учился в институте, мне говорили, что студенческие годы — это самое хорошее время. Не могу полностью согласиться с этим утверждением. Конечно, учиться—это здорово, но все же не столь интересно, как работать. Когда я устроился после института на работу, притом попал в хороший коллектив, сразу почувствовал себя по-другому. Ощущение удовольствия от рабочего процесса, которое я тогда испы-
тал, не покидает меня до сих пор. Но с однокурсниками поддерживаю отношения, мы созваниваемся, отмечаем дни рождения, стараюсь участвовать и в институтских встречах, хотя получается не так часто, как хотелось бы.
Ред.: С чего началась ваша трудовая деятельность?
А. Г. Силуанов: Мой отец работал в департаменте капитального строительства. Я пошел по его стопам: после окончания института распределился в Минфин России, тоже в департамент капитального строительства. До сих пор считаю, что мне крупно повезло, потому что я попал к замечательному руководителю — Христофану Ильичу Королеву. С большой теплотой вспоминаю и своего непосредственного руководителя — начальника отдела
— Юрия Владимировича Юркова. Это были люди, у которых я не только многому научился, но с которыми мне было комфортно во всех отношениях. Ред.: Чем же вас так увлекла работа?
А. Г. Силуанов: Возможностью самостоятельной деятельности. Для меня это было своего рода прорывом — и личностным, и конечно, профессиональным. Институтский процесс, когда ты находишься в роли «подневольного» студента и вся жизнь сводится к вопросам-ответам, нередко скучным и далеким от практики, в этом отношении очень проигрывает.
Я нес полную ответственность за конкретный участок — занимался финансированием проектных институтов в капитальном строительстве, часто ездил в командировки. А когда знаешь, что от тебя что-то зависит, делаешь расчеты, проводишь согласования с регионами и организациями, появляется чувство собственной значимости и сопричастности общему делу. Эти чувства считаю очень важными не только для себя, но и для любого сотрудника.
Ред.: Роль государственного служащего вам импонировала больше, чем роль студента. Тем не менее вы продолжили образование в аспирантуре...
А. Г. Силуанов:Аспирантура совпала с новым витком в моей профессиональной жизни. После службы в армии — с 1987 по 1989 год, я вернулся на работу в Минфин, но уже в другой департамент — Департамент управления совершенствованием хозяйственных механизмов. Его возглавляла замечательная женщина Белла Ильинична Заткис. Мне снова повезло, потому что это был не отраслевой департамент, в котором сидели какие-то умудренные опытом работники, а молодой, творческий коллектив.
Начиналась перестройка, требовались свежие нестандартные идеи. Заткис молниеносно подхватывала все новые веяния, выносила на обсуждение, прислушивалась к мнению каждого сотрудника. Вот на этой творческой волне, пожалуй, и сформирова-
лась моя культура мышления. Считаю это необыкновенно важным, потому что одно дело заниматься обычным рутинным бюджетным процессом, другое — творчеством. Я отвечал за участок, где требовалась подготовка концепций, докладов, стратегий. Появилась возможность заняться исследованиями, анализом литературы, мне было очень интересно — и работать, и наблюдать за результатами своей работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Родился 12 апреля 1963 г. в Москве Образование высшее. Кандидат экономических наук Владеет немецким языком
В 1985 г. окончил Московский финансовый институт по специальности «Финансы и кредит»
1985—1987 гг. — Министерство финансов РСФСР, экономист, старший экономист
1987—1989 гг. — Служба в Советской Армии
1989—1992 гг. — Министерство финансов РСФСР, ведущий экономист, экономист 1-й категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант
1992—1992 гг. — Министерство экономики и финансов Российской Федерации, заместитель начальника отдела
1994 г. —защитил кандидатскую диссертацию по теме «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Российской Федерации»
1992—1997 гг. — Министерство финансов Российской Федерации, заместитель начальника отдела Бюджетного управления, заместитель руководителя Бюджетного Департамента — начальник отдела, заместитель руководителя Бюджетного Департамента
1997—2003 гг. — Министерство финансов Российской Федерации, руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности, с 2001 г. — член Коллегии Минфина
2003—2004 гг. — заместитель Министра финансов Российской Федерации
2004—2005 гг. — Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина Российской Федерации
2005 по н/в — заместитель Министра финансов Российской Федерации
В 2001 г. — награжден почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации;
В 2002 г. — объявлена Благодарность Президента Российской Федерации. В 2002 г. — объявлена Благодарность Министра финансов Российской Федерации
Интеллектуальный продукт, который мы создавали в Департаменте, сразу выходил на руководство министерства. А для начинающего специалиста общение с заместителями министра и даже с самим министром — дополнительный стимул. Как раз в то время и родилась идея написать диссертацию. Не могу сказать, что я поступил в аспирантуру с целью углубления знаний. Скорее мне просто хотелось расширить кругозор — я вовсе не думал о научной карьере, а просто стремился к поступательному движению, развитию в той области, которой начал заниматься.
Ред.: Чему была посвящена ваша диссертационная работа?
А. Г. Силуанов: Моя диссертация называлась «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Российской Федерации». В ней
затрагивались вопросы бюджетного процесса, межбюджетных отношений, порядка формирования бюджетов. Особых трудностей я не испытывал, потому что писал о том, в чем принимал непосредственное участие в процессе работы.
Конечно, сегодня она уже не выглядит такой инновационной, какой казалась мне тогда. Но с интересом бы еще раз ее прочитал — теперь уже через призму накопленного практического опыта.
Ред.: А как бы вы отнеслись к идее написать академический учебник?
А. Г. Силуанов: Вряд ли соберусь. Но вот лекции студентам читаю с удовольствием, вообще люблю встречаться с молодежью, хотя из-за кризиса, к сожалению, катастрофически не хватает времени. Вот недавно читал лекцию студентам вечернего отделения, и они произвели на меня удручающее впечатление — какие-то усталые от жизни люди, мало чем интересуются, ничего не читают. Мы все-таки были другими...
Ред.: Антон Германович, менялось ли как-то понимание экономических процессов по мере вашего карьерного и профессионального роста?
А. Г. Силуанов: Осознание меняется в соответствии с тем объемом работ, который выполняешь, и полномочий, которыми наделен. Когда ты рядовой сотрудник — это один уровень в принятии решений, с продвижением по служебной лестнице он повышается, а соответственно расширяется и кругозор. На мой взгляд, важно пройти все эти этапы.
Понимание каких-то проблем зависит и от сферы деятельности, и от уровня ответственности, возложенной на специалиста в данный момент. На начальном этапе экономист не в состоянии осознать суть всех действий, которые предпринимает руководство. Окончательное решение базируется на целом ряде факторов, тенденций, которые снизу не всегда видны. Это касается не только экономики, а вообще жизни. Чем шире поле деятельности, которой занимается человек, тем шире у него мышление, а значит и больше возможностей для принятия правильных решений.
Ред.: На волне перестройки не возникало желания уйти в коммерческие структуры?
А. Г. Силуанов: Конечно, возникало. В конце 1980-х — начале 1990-х годов бурно развивалась негосударственная банковская система, открывались новые возможности, зарплаты в подобных структурах сулили большие. Я достаточно активно рассматривал вопрос о переходе на работу в коммерческий банк. Конечно, отказаться от такого предложения было непросто, но в итоге я никуда не ушел. Я не сторонник каких-то резких движений, в том числе не сторонник перехода с одной работы на другую, если, конечно, это не вызвано какими-то серьезными внешними причинами.
Ред.: Что же стало решающим аргументом в пользу государственной службы?
А. Г. Силуанов: Наверное, какая-то консервативность. Подобное качество и в работе, и в жизни принято считать отрицательным. Но именно в Минфине консервативность, если ее правильно использовать — в экономических прогнозах, при подготовке бюджета, планировании — приобретает весьма положительный оттенок. Умение не принимать спонтанных и резких решений в конечном счете оправдывается жизнью.
Ред.: От результатов вашей деятельности зависит очень многое. Тяжело ли вам нести такую ответственность?
А. Г. Силуанов: Слово «тяжело», наверное, не совсем подходит. Тяжесть скорее относится не к моему посту, а к большому объему информации и кругу задач, которые при-
ходится решать. Работа, наоборот, доставляет удовольствие — может это и покажется кому-то странным. Чем больше времени и сил отдаешь работе, тем больше получаешь радости и удовлетворения от того, что сделал. Наверное, это применимо к любой профессии. Может быть это и красивые слова, но когда ты вкладываешь свою душу во что-то и потом видишь результат своего труда, то не можешь не гордиться этим. Несомненно, мне бывает тяжело, но удовлетворение от работы гораздо важнее, чем трудности, с которыми я, как и любой другой человек, сталкиваюсь. Это часть нашей жизни, и главное — уметь их преодолевать.
Ред.: Ваши подчиненные считают вас суровым начальником?
А. Г. Силуанов: Это надо бы спросить у них... Думаю, считают меня требовательным. Без этого нельзя, если хочешь, чтобы дело было сделано и получен определенный результат. Поэтапный контроль является частью рабочего процесса, и умение спрашивать с подчиненных — неотъемлемое качество любого руководителя.
Ред.: Как руководитель вы придерживаетесь каких-то определенных принципов?
А. Г. Силуанов: В работе очень важно, чтобы коллектив примерно одинаково мыслил. Единомыслие, в свою очередь, вырабатывается не за один день, требуется достаточно большой временной промежуток совместной работы. Кроме того, в каждом ведомстве есть еще и свои традиции, сложившаяся система взглядов на определенные вопросы. И новый человек, каким бы опытным он ни был, попав на работу, в первое время не сможет адекватно проводить политику, которая вырабатывалась годами.
Руководитель должен уметь сформировать «свой» коллектив, которому будет полностью доверять и на который сможет положиться. Мне очень комфортно работается с Департаментом межбюджетных отношений, с новым оборонным департаментом, который я тоже курирую. Ищем пути взаимопонимания, стараемся оказывать друг другу поддержку, придерживаемся единой, совместно выработанной позиции. Это очень важно.
Ред.: Чему вас научила работа на государственном посту?
А. Г. Силуанов: Научила пунктуальности, точности в принятии решений, без которой в нашем деле никак не обойтись. Наверное, я стал очень взыскательным, даже дома хочется больше спрашивать за решения, за действия, на что близкие, как правило, обижаются. Ставлю перед собой определенные цели. Например, стремлюсь к тому, чтобы принятию решений сопутствовала улыбка, отсутствие вымученности. Я считаю, если ты что-то предлагаешь, ты должен это обосновать, причем не просто, а с улыбкой.
Ред.: Тема кризиса сейчас актуальна как никогда. А ведь вы застали еще и кризисы 1989 и 1998 годов?
А. Г. Силуанов: Когда в 1985-89 годах грянул кризис, я никакой роли в его преодолении не играл. В то время я занимал не столь значимую позицию, да и понимание происходящего было совсем иное. Другое дело в 1998 году. К тому моменту я уже был руководителем Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности, ко мне стекались статистические данные, я реально видел катастрофическое положение, складывавшееся в экономике.
Ред.: Каковы, на ваш взгляд, причины нынешнего кризиса?
А. Г. Силуанов: Сейчас в этом вопросе оригинальным уже не будешь. Этот кризис, как говорится, не нашей закваски. Это мировой кризис, и о причинах его велось множе-
ство дискуссий. России кризис коснулся в тот момент, когда стали дешеветь ценные бумаги, упали фондовые индексы, а банки были вынуждены сократить объемы кредитования. На федеральном уровне потери затронули доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, на региональном — доходы от налога на прибыль. А деньги, полученные от налога на прибыль, составляют основной источник формирования региональных бюджетов.
Другое дело, что государство подготовилось к такого рода нестандартным ситуациям, создав и Стабилизационный фонд, и Резервный фонд. Однако в последнее время в условиях высоких доходов было принято много социальных обязательств, которые просто так не отменишь. Их выполнение, в свою очередь, лишь усугубляет ситуацию, как это ни прискорбно.
Ред.: Чем вызвана ваша столь критичная позиция?
А. Г. Силуанов: Социальные обязательства тормозят наши преобразования и перестройку бюджетной политики. Многие ранее принятые популярные решения в условиях кризиса не срабатывают так, как задумано, и в результате мы, наоборот, можем получить негативный эффект.
Минфин всегда был очень осторожен, я даже не побоюсь этого слова — консервативен в принятии новых обязательств. Конечно, наша позиция устраивает не всех, некоторые даже называют нас за спиной «бухгалтерами». Но именно мы знаем, какие расходы может позволить себе государство в условиях доходной базы, которая, кстати, у нас никогда не считалась устойчивой, потому что зависела от ценовой конъюнктуры. Мы знаем, сколько денег требуется экономике, чтобы в конце концов побороть инфляцию, а не просто рассуждать о борьбе с ней. Для выхода из кризиса необходим большой бюджет. Минфин лучше других видит картину финансовых потоков государства, и потому предлагал и предлагает очень осторожную политику в области расходов. Если бы она была реализована, мы бы переносили этот кризис намного легче. К сожалению в сложившихся обстоятельствах эффективно бороться с ним сложнее.
Ред.: Какие, на ваш взгляд, преждевременные решения были приняты?
А. Г. Силуанов: Их было несколько, в частности пенсионная реформа. Предполагалось, что она оторвет пенсионную систему от бюджета, к которому в последнее время та «присосалась», но по сути дела ничего не получилось. Мы сейчас разогнались. А в условиях серьезного сокращения доходов принятие решений о повышении пенсий без адекватной инвентаризации их видов и форм, оснований на выплату пенсий, возможностей формирования пенсионного фонда, было необдуманным. Дело не только в пенсионной реформе. К примеру, решение о повышении страхового взноса при переходе от единого социального налога отложено на 2011 год. А будет ли кто-то из наших бизнесменов платить 34 % и как это повлияет на их бизнес, — тоже никто не скажет.
Ред.: Есть у вас лично какие-то конкретные предложения?
А. Г. Силуанов: Наше кредо — надо жить по средствам. Мы всегда выстраивали бюджет исходя из неких ограничений. При его формировании (в этом году расчет был на трехлетку) старались максимально учесть возможности нашей экономики, в первую очередь макроэкономическую ситуацию.
Бюджет ни в коем случае не должен провоцировать инфляционные последствия. В последний год до кризиса отслеживание динамики денежного предложения как раз было одним из важнейших инструментов контроля над инфляцией, поскольку нефтегазовые доходы, которые поступали к нам в страну, поступали в основном через
бюджет либо в Резервный фонд, либо в счет расходов. Мы всегда придерживались мнения, что сверхдоходы, образовавшиеся от высоких цен на энергоресурсы, необходимо предназначать в большей степени на сбережения, чем на траты. Если бы к нашему мнению вовремя прислушались, мы бы встретили кризис не с такими высокими обязательствами.
Теперь же в очень неблагоприятных экономических условиях нам приходится проедать свои запасы. В течение двух лет — за 2009 и 2010 годы — мы опустошим Резервный фонд и подступимся уже к Фонду национального благосостояния. По сути дела это подготавливает риски для дальнейшего финансирования обязательств, которые мы приняли. Даже накапливая какие-либо резервы, мы будем вынуждены очень быстро их тратить, потому что расходные обязательства появились в условиях высоких цен на нефть и неблагоприятной экономической конъюнктуры, они достаточно велики и сокращать их не удается.
Правительство приняло решение о сохранении всех социально значимых расходов. Это будет непросто. Уровень этих расходов повышается с 58 % до 73 % всего бюджета. Это значит, что почти все средства будут уходить на зарплаты бюджетникам. Практически не остается ресурсов на развитие, на коммунальное хозяйство, меньше станет государственный спрос на высокотехнологичную продукцию. Но предложения Минфина о сокращении расходов, о переходе на адресность в социальной политике не всегда поддерживаются правительством, хотя они правильные, я в этом просто убежден.
Ред.: А как на ваши предложения реагируют отраслевые министерства?
А. Г. Силуанов: К сожалению, в их подходе чаще перевешивают эмоции, чем здравый смысл. Все считают, что сохранение текущей политики в той или иной области как раз имеет первоочередное значение во время кризиса. Представители, к примеру, здравоохранения или строительства выдвигают требования о сохранении и увеличении
ресурсов, ожидают финансовой помощи, однако никто не задумывается, откуда возьмутся деньги. С чисто человеческой точки зрения это понятно — люди болеют за свою отрасль, но проблема в том, что никто не желает учитывать ситуацию с бюджетом, с возможностями государства. Отраслевые ведомства с трудом идут на оптимизацию расходов, потому что привыкли жить в других условиях.
Однако так долго продолжаться не может, поскольку кризис затяжной, и необходимо предпринимать адекватные не одно-, двухгодичные, а нацеленные на среднесрочную перспективу действия. Не каждому это нравится, не каждый хочет принимать на себя ответственность.
Ред.: Какую позицию занимает ваше ведомство в отношении укрепления обороноспособности страны — ведь это одна из наиболее объемных статей расходов?
А. Г. Силуанов: Оборонные расходы — это сфера деятельности Российской Федерации, федерального правительства, которой мы не должны заниматься. Тем не менее, обороноспособность напрямую связана с политической значимостью России. Министерство финансов поддержало предложение правительства не снижать расходы даже в условиях кризиса. Сейчас мы рассматриваем вопрос об оборонном заказе на 2010 год. В 2008 году объем бюджетных средств, выделенных на госзаказ, составлял 900 миллиардов рублей, около триллиона рублей было выделено в 2009 году. В планах на будущий год, конечно, стояли еще большие цифры, но правительство приняло решение о сохранении закупок вооружения на уровне текущего года, что уже само по себе радует.
Ред.: Как обстоят дела с предприятиями оборонной отрасли?
А. Г. Силуанов: В этом году был предусмотрен антикризисный фонд для поддержки оборонки. Созданная правительством в Минфине межведомственная комиссия по поддержке оборонно-промышленного комплекса выделила помощь стратегически важным объектам в размере 100 миллиардов рублей. О результатах пока говорить рано, но я считаю, что это действенная мера. Если бы не было подобной точечной, адресной помощи, мы бы только фиксировали процедуру банкротства, закрывали предприятия, приходилось бы осуществлять техсанирование и, возможно, переводить их на совершенно другой формат работы, грозящий утратой заказов, в том числе от иностранных заказчиков. В результате анализа данных, полученных комиссией, оказалось, что большинство проблем возникло у предприятий, занимающихся реализацией коммерческих контрактов в рамках военно-технического сотрудничества.
В условиях кризиса, когда сокращается спрос, а обязательства по суброгациям, особенно валютным, подорожали, возможность обеспечить функционирование предприятий федерального уровня — это одна из первоочередных задач государства. Не случайно исполнение поручили Министерству финансов, а не отраслевым министерствам. Мы сможем сделать это наиболее рационально.
Ред.: Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие шаги вы уже предприняли.
А. Г. Силуанов: Мы используем целый набор механизмов и гарантий. Наша задача
— свести воедино интересы банков и предприятий. Дело в том, что в коммерческих банках проценты по кредитам составляют 20-25 %, в то время как стоимость кредитов у госбанков значительно ниже. Речь идет в основном об оборотных средствах. Предложения об оказании помощи госпредприятиям рассматривали коллегиально, комиссия
заседала практически ежедневно. Мы рассмотрели около 80 заявок от предприятий в первую очередь на предмет доступности кредитных ресурсов. После тщательного изучения программ финансового оздоровления предприятий приняли решение распределить выделенную сумму между 50 предприятиями. Кроме того, в рамках антикризисных мер уже принято решение об оказании финансовой поддержки предприятиям ОПК в сумме 50 миллиардов рублей.
Ред.: Какими критериями руководствовалась комиссия при принятии решения?
А. Г. Силуанов: Мы окажем помощь предприятиям, реально попавшим в бедственное положение. Те, кто имеет другие источники финансирования помимо бюджетных, или непрозрачный план по предотвращению банкротства, были отсеяны.
Ред.: В чем конкретно заключается эта помощь?
А. Г. Силуанов: Средства пойдут на капитализацию предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, на предупреждение банкротства предприятий. В первую очередь, это кредитные линии, открытые без предоставления госгарантий — через взаимодействие на комиссии банков и предприятий. Среди таких банков, с которыми мы сотрудничаем, — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Внешэкономбанк. Другой вариант
— капитализация предприятий, среди которых НПО «Сатурн», концерны «Алмаз-Антей» и «МиГ». В области коммерческих контрактов с учетом расчетов руководства предприятий и курсовой политики по укреплению рубля целый ряд предприятий серьезно «подсел». В нынешних условиях эти проблемы обострились. Бюджетная помощь составит соответственно несколько миллиардов рублей. При этом государство берет на себя обязательства предоставить государственные гарантии по выделенным кредитам.
Ред.: Какая сумма выделена и как она будет распределяться?
А. Г. Силуанов: На помощь предприятиям оборонно-промышленной отрасли мы предоставим 70 миллиардов рублей, из которых 15 миллиардов предназначены для субсидирования процентной ставки, а 3 миллиарда поступят в счет различных мероприятий, направленных на предотвращение банкротства. Сейчас уже приняты решения о выделении 37 миллиардов рублей на капитализацию.
Ред.: Не могу не спросить вас, как человека отвечающего за региональную финансовую политику, о ситуации в субъектах Российской Федерации: как они справляются с кризисом?
А. Г. Силуанов: Регионы первыми приняли на себя удар, в определенном смысле слова «опередили» центр, потому что у них не было таких резервных фондов как в Российской Федерации. В этом году мы живем за счет Резервного фонда, и то, что испытали регионы, ждет нас в начале следующего года.
Федерация пострадала в части сокращения экспорта, пошлин. Резко сократилась прибыль, практически вдвое — на 43 % по сравнению с уровнем прошлого года, — упали поступления от налогов. Расходы субъектов РФ по нашим данным составят около 5,9 триллионов рублей. Дефицит в текущем году мы оцениваем примерно в 800 миллиардов рублей.
Сильнее всего кризис ударил по регионам с высоким удельным весом налога на прибыль с доходов, а это регионы с развитой экономикой, с крупными предприятиями металлургической, угольной, машиностроительной, нефтяной и других отраслей: Крас-
ноярск, Липецк, Омск, Кемерово, Челябинск, Свердловск, Красноярский край. У подобного рода субъектов проседания в бюджете будут большими. Как правило, это регионы-доноры, в которых за последние годы сильно выросли доходы, и где была создана большая инфраструктура, которую придется содержать. К примеру, у того же Челябинска налог на прибыль сократился примерно на 90 %.
Самая неблагоприятная ситуация сложилась в регионах с большими расходными обязательствами. К примеру, в Якутии налоговые и неналоговые доходы уже в начале 2009 года упали на 39 %, в Ханты-Мансийском АО — на 47 %, в Татарстане — на 44 %, в Челябинской области — на 37 %, в Тюменской области — на 53 %, в ЯмалоНенецком АО — на 53 %. Ситуация очень непростая. Однако если взять акцизы, то поступления по сравнению с предыдущим годом возрастают, потому что мы передали регионам федеральную часть акцизов. По налогу на имущество, земельному налогу тоже пока нет таких серьезных провалов. Поэтому у муниципальных образований, в отличие от субъектов Российской Федерации, сформирована более устойчивая доходная база.
Ред.: Что предпринимает Министерство финансов для стабилизации ситуации?
А. Г. Силуанов: Регионам, оказавшимся в бедственном положении, безусловно, необходимо помогать. Мы встречались с представителями практически каждого региона, проводили несколько общих мероприятий, где ставились цели оптимизировать расходы. Сокращению подверглись материальные затраты, пришлось ввести ограничения по коммунальным расходам, расходам на содержание аппарата управления, отменить расходы на капитальные и текущие ремонты. В отдельных субъектах эти изменения удаются лучше, в отдельных хуже.
При составлении бюджета на 2009 год регионы были вынуждены сократить расходы на социальные программы. Мы предвидели эту ситуацию еще в прошлом году, я предупреждал о необходимости очень аккуратно подходить к вопросам повышения заработной платы, но сейчас можно совершенно определенно сказать, что сокращение текущих расходов и обязательств идет с трудом. Оптимизация бюджетной системы в этом направлении — очень болезненный процесс.
Не так давно Правительство РФ утвердило постановление о правилах выдачи бюджетных кредитов. Минфин, как ведомство, которое занимается межбюджетными отношениями, помог и в виде непосредственной финансовой помощи, и в виде кредитов на три года. В частности займы будут предоставлены Челябинской области в объеме около 3 миллиардов рублей и республике Татарстан — на сумму около 5-6 миллиардов
рублей. Мы постоянно ведем еженедельный мониторинг, знаем ситуацию в регионах и всегда готовы подставить плечо.
Ред.: Ситуация в Московской области тоже оставляет желать лучшего...
А. Г. Силуанов: Еще до кризиса мы приняли решение не уменьшать финансовую помощь региону, который богатеет более высокими темпами, чем другие регионы РФ. Московская область в последние годы была одним из наиболее динамично развивающихся субъектов РФ. По сути, она стала донором, поскольку имела фактический уровень доходов бюджета на душу населения выше, чем средний по России. Мы ежегодно направляли ей финансовую помощь по 2-3 миллиардов рублей — в рамках стимулирования региона для увеличения доходности.
Однако в последние месяцы показатели бюджета Подмосковья значительно пострадали из-за сокращения налоговых поступлений в условиях рецессии. Там возникли непредвиденные риски чрезвычайного характера. Однако Российская Федерация не допустит необслуживания долговых обязательств Московской областью, мы постараемся обеспечить ее финансовой помощью в виде кредита на 3-4 миллиардов рублей. Этого объема достаточно для выполнения обязательств и покрытия долгов.
«Если бюджет будет спланирован без учета реальной ситуации с доходами, помогать из федерального бюджета не имеет смысла, поскольку в данном случае будем поддерживать нерадивые регионы. Мы негативно относимся к секвестру расходов в ходе исполнения бюджета, и об этом не раз говорилось Минфином. Но если нас не слушают, пример тому — Смоленская область, — плоды такой финансовой политики мы увидим уже скоро. Думаю, что это негативно будет оцениваться как населением, так и в Правительстве Российской Федерации. Такие просчеты допускать нельзя».
Из интервью А. Г. Силуанова РИА «Новости» 01.12.2008
Ред.: Можно уже говорить о каких-то положительных результатах?
А. Г. Силуанов: Самая главная задача сейчас — сделать бюджет адекватным ресурсам. Нельзя ухудшать ситуацию по социальным выплатам по сравнению с той, которая сложилась на момент определения полномочий. Но социальная политика с одной стороны защищает отдельные категории граждан, а с другой — связывает руки по возможностям оптимизации расходов, перехода на адресность льгот, то есть в конечном счете, более эффективной поддержки наиболее нуждающихся. Конечно, средства придется найти за счет тех, чье положение не столь катастрофично, но любые поправки к социальным законам, как я уже говорил, очень болезненны. Поэтому, что касается регионов, доля текущих социальных расходов возрастает, а средств на развитие становится меньше. Если так будет продолжаться дальше, будет сокращаться государственный спрос и государство не сможет поддерживать рост экономики косвенными факторами — через инфраструктуру, через строительство дорог, как это было раньше.
Ред.: Как в условиях кризиса распределяется бюджет на 0лимпиаду-2012? Ведь известно, что это скорее имиджевое мероприятие, а прибыль не покроет даже половины расходов.
А. Г. Силуанов: Думаю для любого государства, которое проводит Олимпиаду, это хорошо. Конечно, с одной оговоркой — «если бы не кризис». Мне кажется, все зависит от
правильной организации. Когда изначально мы готовили предложения по Олимпиаде, предполагалась целая программа развития культуры в Сочи с объемом инвестиций порядка 200 миллиардов рублей. Реализация проекта возлагалась на инвесторов. Когда выяснились масштабы «бедствия» и речь пошла уже о триллионных суммах, получилось, что основную нагрузку в подготовке олимпийских объектов вынуждено взять на себя государство. В нынешних условиях не каждый инвестор будет строить какие-то спортивные сооружения — и денег нет, и окупаемость проблематична. Нам приходится замещать частные инвестиции бюджетными.
Само по себе проведение Олимпиады взбадривает людей — не только потенциальных зрителей, но и заинтересованные ведомства, поскольку требуются ресурсы, требуются нестандартные решения, новые проекты. А это шаг вперед с точки зрения технологий, последующего развития сети спортивных сооружений, развития наших курортов. Это правильное решение, но оно тяжело реализуется в условиях финансового кризиса.
Ред.: Как долго, по вашему мнению, продлится кризис?
А. Г. Силуанов: По этому поводу много различных мнений и у отечественных, и у зарубежных экономистов. Мы считаем, что одним-двумя годами не отделаемся. В том, что касается российской экономики, кризис очень сильно повлиял на кредитный спрос
— резко уменьшился объем кредитной массы. Экономический рост в последние годы держался за счет кредитования экономики. Мы пошли по правильному пути, делали определенные шаги в этом направлении, в частности, разрабатывали и планировали внести в Госдуму поправки к закону о банковской деятельности, регулирующие процесс получения потребительских кредитов, взаимоотношения между банком и заемщиком.
Кризис, к сожалению, перечеркнул многие хорошие задумки. Некоторые заемщики оказались не готовы возвращать кредиты, у банков возникли риски невозврата, база «подсела». Даже если цены на нефть, предположим, начнут расти, процесс восстановления будет очень длительным (ведь достигнутый в докризисный период рост денежной массы взращивался годами). К сожалению, мы вошли в сложную экономическую полосу, и неясно сколько она продлится.
Ред.: Перед вами встают сейчас очень сложные задачи. Остается ли место творчеству в вашей жизни?
А. Г. Силуанов: Несомненно! Я могу с полной уверенностью назвать свою деятельность творческой, потому что жизнь вообще, и в том числе экономическая жизнь, не стоит на месте, все меняется. К тому же в России не всегда был кризис, в период роста проводилось множество реформ, менялись финансово-экономические условия. В этом разностороннем мире приходится постоянно совершенствовать и законодательство, и самого себя, и подходы к работе. Начинаешь больше и лучше готовиться, начинаешь понимать, что от тебя требуется, каких решений ждут. Поэтому у нас нет такого понятия как застой.
Ред.: Часто ли удается отдохнуть? Как вы проводите свободное время?
А. Г. Силуанов: Вообще я отдыхаю на даче. Поскольку мы большую часть времени проводим на работе, в городе, то тянет, конечно, к природе. Если выдается свободный субботний вечер, то люблю вместе с родными пожарить что-нибудь на костре, выпить бутылочку хорошего вина. Это очень здорово. А что касается отпуска, то жаркий климат, жаркие страны мне не очень нравятся, средняя полоса импонирует гораздо больше. Я не гонюсь за загаром, спокойно обхожусь без моря. Если есть возможность
поехать куда-то в регион, например на Валдай, делаю это с огромным удовольствием, там действительно здорово отдыхается. Очень люблю лыжи. Вообще зимний отдых, в том числе в России, считаю более интересным, полезным и эффективным для здоровья, чем летний.
Ред.: Вы подаете хороший пример. Но не секрет, что туристическая отрасль в стране развита мало.
А. Г. Силуанов: Меня очень радует, что в последнее время наметились положительные сдвиги в этом направлении. Это очень важно. Взять, к примеру, ту же базу Эльбрус — горы большие, снежные, кататься можно практически круглый год, но инфраструктура оставляет желать лучшего. Знаю, что есть ряд больших частных проектов. Конечно, хотелось бы, чтобы это были не государственные, а частные бизнес-проекты по строительству и улучшению инфраструктуры — так не хватает гостиниц, ресторанчиков, тех же самых трасс. К сожалению, наши бизнесмены не всегда работают на перспективу — все хотят заработать побыстрее и сразу. А целый ряд инфраструктурных проектов требует длительных инвестиций, «длинных» денег и комплексного подхода. Все же главное, что такие проекты стали появляться, уверен, если бы не кризис, — их было бы больше.
Мировой кризис негативно влияет на развивающиеся страны, особенно на страны-экспортеры сырьевых ресурсов, обострились проблемы, связанные с обслуживанием задолженности этих стран, с их платежным балансом. Россия намерена в этом году увеличить свою помощь развивающимся государствам, прежде всего странам СНГ. Через созданный антикризисный фонд ЕврАзЭС мы будем оказывать поддержку развивающимся странам. Речь идет, в первую очередь, об Армении и Киргизии. Развивающиеся страны должны более эффективно использовать свои собственные ресурсы, а помощь стран-доноров должна быть обусловлена конкретными результатами, эффект от которых можно было бы отследить.
Из выступлений А. Г Силуанова по итогам межминистерской встречи «Большой восьмерки» 15.06.2009
Ред.: Повлияла ли работа на ваш характер?
А. Г. Силуанов: Конечно, повлияла. Вообще я никогда не отличался импульсивностью, даже в студенческие годы был весьма рассудительным молодым человеком. Наверное, это у меня генетическое. В жизни с одной стороны стараюсь придерживаться каких-то логичных, правильных шагов, а с другой — очень стремлюсь к тому, чтобы эта правильность базировалась на внутреннем чувстве уверенности. А за годы работы выработался определенный стиль мышления. Я сторонник того, чтобы сто раз отмерить, взвесить, прежде чем решаться на серьезные изменения. Это касается всего — и трудовой деятельности в целом, и профессиональной, и уж тем более области бюджета.
Ред.: Есть ли у Вас интеллектуальные кумиры — в жизни и в науке, в частности?
А. Г. Силуанов: Кумиров я себе, пожалуй, не создал. Но встречались люди, которые по жизни помогали, с которыми было очень приятно и комфортно работать, и я, естественно, брал с них пример. Хотелось так же разбираться в логике мысли, принимать такие же решения, вести себя адекватно тому духу, который мне импонировал. Я под них «подтягивался».
Ред.: Что бы вы пожелали будущим финансистам, нынешним студентам и аспирантам?
А. Г. Силуанов: Мне не очень нравится, как сейчас готовят студентов. Месяц назад мне довелось плотно пообщаться с некоторыми выпускниками, у которых я был руководителем дипломной работы. Сейчас все научились активно пользоваться интернет-базами, за дипломные работы можно сразу ставить пятерку, а когда начинаешь беседовать, задавать вопросы, то быстро убеждаешься, что понимание ими материала находится на нуле. В целом качество подготовки специалистов стало низкое. Может это связано и с отношением студентов к учебе, теперь как-то преобладают материальные интересы.
Поэтому я желаю нынешним студентам не халтурить, не откладывать получение знаний на потом, относиться к учебе серьезно, как к началу своей производственной деятельности. База, основы закладываются в институте, получить теоретические знания на работе будет очень сложно. И если ты в институте не мог себя заставить этим заниматься, то во время профессиональной деятельности точно к этому не вернешься.
Воспринимайте институтские годы как шанс узнать, впитать что-то, что потом обязательно пригодится и послужит базой для вашей успешной карьеры.
Интервью подготовила ответственный секретарь журнала Н. Т. Довнар.