РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2
МОСКВА 1999
мации, которая позволяла бы оценивать финансовое состояние банка; разработать и внедрить соответствующее программное обеспечение для учетных операций; совершенствовать практику учета и проверки операций на денежном и валютном рынках; улучшить систему данных о финансовом Положении банка, используемых для внутренней и внешней отчетности; разработать программы подготовки учетных работников на основе Международных стандартов.
Для ЦБ большинства рассматриваемых стран настоятельной задачей является реформа систем внутреннего контроля и управления рисками.
Л.А.Зубченко
99.03.017. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОЁСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕС В
1997 г.
Federation bancaire de l'Union europeenne: Rapp. annuel 1997. — Bruxelles, 1998. - 96 p.
Банковская федерация Европейского союза (БФЕС), объединяющая профессиональные банковские ассоциации 15 стран-членов ЕС, а также Исландии, Норвегии и Швейцарии, представляет интересы европейских коммерческих банков в их отношениях с органами ЕС. Корреспондентами БФЕС являются банковские ассоциации еще 13 европейских стран, в том числе Ассоциация российских банков (АРБ).
Основным направлением деятельности БФЕС в 1997 г. была подготовка европейских коммерческих банков к третьему этапу создания Экономического и валютного союза (ЭВС), которая была начата еще в 1994 г. БФЕС рассматривает введение евро как уникальное событие мирового масштаба. В докладе БФЕС о расходах банков, связанных с переходом к евро, отмечалось, что введение евро (как в безналичной, так и в наличной форме) Потребует от банков значительных затрат на перестройку платежных систем, перевод всех расчетов и операций с национальных валют на евро и др. К этому следует добавить расходы на складирование и хранение новой валюты, обеспечение безопасности, борьбу с фальшивомонетчиками и мошенниками, перевозку денег в центральные банки (ЦБ), банковские отделения, филиалы и обратно. По мнению Федерации, ЦБ и государственные органы стран зоны евро должны принять меры, направленные на сни-
жение расходов банков и предприятий других секторов экономики, связанных с введением евро.
В январе 1997 г. Европейский валютный институт (ЕВИ) — предшественник Европейского Центрального банка (ЕЦБ) — опубликовал доклад об основных направлениях кредитно-денежной политики ЕЦБ на третьем этапе создания ЭВС, нацеленной на обеспечение стабильности цен в зоне евро. 0 докладе рассматривались две возможные стратегии ЕЦБ: 1) регулирование объема денежной массы; 2) регулирование уровня инфляции. БФЕС считает, что в первые годы функционирования ЭВС, когда данные о денежных агрегатах зоны евро и их связи с уровнем инфляции будут ограниченными, ЕЦБ сможет пользоваться такими инструментами кредитно-денежной политики, как операции на денежном и валютном рынках.
В то же время БФЕС решительно выступила против возможных попыток ЕЦБ ввести обязательные резервы, которые рассматриваются многими ЦБ как необходимый инструмент управления процентными ставками. По мнению БФЕС, введение обязательных резервов в ЕЦБ вызовет увеличение банковских издержек, что ослабит конкурентные позиции европейских коммерческих банков по сравнению не только с иностранными банками, но и с небанковскими учреждениями зоны евро и других стран. Кроме того, это может вызвать значительное перемещение финансовых операций и капиталов на рынки стран, в которых обязательные резервы не предусмотрены, что ослабит возможности ЦБ эффективно управлять объемом денежной массы.
В настоящее время в странах ЕС действуют разные правила и процедуры функционирования валютных, денежных и облигационных рынков и заключения соответствующих контрактов, практикуются различные способы котировки, расчета рентабельности, разные режимы работы фондовых рынков (в частности, разные нерабочие или праздничные дни). Гармонизация всех этих условий в рамках зоны евро является важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить необходимую ликвидность и "прозрачность" международных финансовых рынков, а также смягчать возможные конфликты, связанные с урегулированием расчетов по ценным бумагам в евро.
В докладе БФЕС, посвященном проблеме трансграничных банковских расчетов после введения евро, отмечается, что переход к единой валюте исключит необходимость проведения валютообменных
операций и приведет к ускорению трансграничных расчетов и платежей. Однако общеевропейская расчетно-платежная система в ближайшие годы не будет создана, так как существующие различия между национальными техническими стандартами могут быть устранены только в ходе постепенного процесса сближения национальных норм и разработки единых стандартов Европейским комитетом банковских стандартов. Первым шагом в этом направлении может стать упрощение процедур сбора статистической информации о состоянии платежных балансов стран ЕС.
В докладе ЕВИ о системах расчета по операциям с ценными бумагами предлагается, чтобы ЕЦБ и ЦБ отдельных стран зоны евро при кредитовании коммерческих банков принимали в качестве обеспечения этих кредитов активы банков, размещенные в других странах зоны.
В мае 1997 г. БФЕС направила в адрес Европейской комиссии (ЕК) письмо, в котором были изложены предложения, касающиеся налогообложения банков. В этом письме БФЕС поддержала предложение ЕК о постепенном устранении различий в налогах, взимаемых у источника (т.е. на месте получения доходов), искажающих условия конкуренции между банками. Точно так же должны быть устранены любые дискриминационные налоги с банков и финансовых учреждений. БФЕС одобрила подготовленный в начале 1997 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рабочий документ о налогообложении операций с финансовыми инструментами в условиях глобализации, направленный на устранение двойного налогообложения. По мнению БФЕС, по мере возможности, следовало бы отменить налог у источника на операции с финансовыми инструментами.
Федерация активно участвовала в дискуссиях о способах определения уровня единой базовой межбанковской процентной ставки — Еврибор (EURIBOR — Euro Interbank Offered Rate), которая должна основываться на ставках ведущих банков-кредиторов стран зоны евро (список этих банков будет ежегодно пересматриваться). В расчетах будут также учитываться ставки шести крупнейших мировых банков, имеющих хотя бы один филиал или отделение в странах-членах ЭВС, соответственно их значению для зоны евро.
БФЕС выступила с рядом замечаний по поводу опубликованных Базельским комитетом по банковскому надзору и регулированию
25 базовых принципов банковского контроля. Комментарии БФЕС к этому документу сводятся к следующему.
1. Органы банковского контроля не должны иметь право определять критерии оценки крупных операций по приобретению банков. Они должны прежде всего следить за тем, чтобы банки, участвующие в подобных операциях или проектах, не подвергались чрезмерному риску и не ускользали от эффективного контроля.
2. Все банки в одинаковой мере должны соблюдать нормы, касающиеся собственных капиталов, поэтому различие, которое Ба-зельский комитет предлагает проводить между банками, осуществляющими деятельность в международных масштабах, и прочими банками (первые должны соблюдать установленные комитетом нормы), неоправданно.
3. Нужно максимально сократить численность органов банковского контроля, в идеале должен существовать всего один такой орган.
4. Деятельность иностранных банков должна подчиняться тем же правилам контроля, что и деятельность национальных банков.
5. К предложенным Базельским комитетом принципам следовало бы добавить еще один: государственные банки не должны пользоваться никакими коммерческими преимуществами — их деятельность должна контролироваться так же строго, как и деятельность частных банков.
В рамках БФЕС создана рабочая группа, изучающая проблемы злоупотреблений в банковской деятельности, в том числе борьбы с отмыванием "грязных" денег, в сотрудничестве с ЕК и международной организацией — Группой по финансовому воздействию на отмывание капиталов (GAFI — Groupe d'action financière sur le blanchiment des capitaux). Основные усилия рабочей группы направлены на разработку системы автоматического выявления (на основе точно определенных критериев) "необычных" операций, которые вызывают подозрение и могут быть связаны с отмыванием денег. БФЕС выступает за то, чтобы отделить борьбу с уклонением от налогов от борьбы с отмыванием грязных денег.
Среди проблем социальной политики, которыми занималась в 1997 г. БФЕС, важное место занимают проблемы борьбы с дискриминацией женщин и сексуальным посягательством на рабочем месте, юридического признания на уровне ЕС частичной занятости, развития социального партнерства в области новой организации труда, инфор-
мирования и консультирования занятых. Одобряя предложение ЕК об обязательном информировании занятых и проведении консультаций с ними по поводу перспектив развития банков, БФЕС вместе с тем не согласна со всеми формами участия занятых в управлении банками, перечисленными в документах ЕК. Так, БФЕС не разделяет точку зрения, согласно которой трудящиеся должны непосредственно участвовать в принятии решений, ответственность за которые перед акционерами несет правление банка.
БФЕС активно участвовала в международных переговорах о торговле финансовыми услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), которые завершились заключением 12 декабря 1997 г. в Женеве Генерального соглашения о торговле услугами (GATS — General Agreement on Trade in Services. Участниками соглашения, в основе которого лежат принципы недискриминации и предоставления странам режима наибольшего благоприятствования, являются 102 страны. Оно охватывает 95% мирового рынка финансовых услуг — банковских, страховых, инвестиционных, общий объем которого оценивается в 30 трлн.долл.
БФЕС участвовала и в других международных акциях, в том числе в разработке проекта многостороннего соглашения об инвестициях в рамках ОЭСР.
JI.A. Зубченко
99.03.018 . ПЕТЕРСОН Т. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ БАНКОВ. PETERSON Th. Bank eats bank// Business week. - N.Y., 1998. - N 3580. — P.21-23.
Произошедшее летом 1998 г. слияние двух крупнейших банков Швейцарии — Union bank of Switzerland и Swiss bank corp. — означало не только создание крупнейшего банка в Европе с активами в 754 млрд. долл., но и продемонстрировало, как быстро европейские банковские гиганты становятся уязвимыми, если совершают финансовую ошибку.
Union bank был поглошен своим меньшим по размеру конкурентом частично из-за потерь на сумму 443 млн. долл., вызванных торговлей деривативами на азиатских рынках (с.21). Финансовый кризис в азиатских странах и в России, а также переход к единой валюте в Европе усложнили положение европейских банков. Предстоящее создание Европейского валютного союза (ЕВС) угрожает даже таким