Научная статья на тему '99. 02. 066. Доклад о мировых инвестициях за 1997 г. : транснациональные корпорации, структура рынка и политика конкуренции: обзор. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1997. IX, 88 с'

99. 02. 066. Доклад о мировых инвестициях за 1997 г. : транснациональные корпорации, структура рынка и политика конкуренции: обзор. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1997. IX, 88 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА / МОНОПОЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - ЭКСПОРТ КАПИТАЛА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА И КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 066. Доклад о мировых инвестициях за 1997 г. : транснациональные корпорации, структура рынка и политика конкуренции: обзор. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1997. IX, 88 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

инфраструктуры и в агропромышленном секторе, которые разрушали условия существования крестьян и наносили непоправимый вред окружающей среде; быстрым развитием промышленности, продукция которой не была обеспечена рынками сбыта. Экономика стран ЮВА была поражена "финансовой гангреной", хотя темпы экономического роста поддерживались в этом регионе на довольно высоком уровне, что привлекало сюда огромные массы краткосрочных капиталов, кочующих по миру в поисках высоких прибылей. В результате, казалось бы, локальный кризис быстро стал приобретать глобальный характер. Главными механизмами распространения этого кризиса являются экспорт стран ЮВА, их национальные кредитные системы и связи между фондовыми биржами разных стран.

Американский профессор И.Уард (2) указывает на "абсурдный характер" предложенных МВФ способов вывода стран ЮВА из кризиса. В декабре 1997 г. на эти цели только одной Южной Корее была выделена рекордная сумма в 57 млрд. долл., в том числе МВФ предоставил 21 млрд., Всемирный банк - 10 млрд., Азиатский банк развития - 4 млрд. и "семерка" ведущих стран Запада - 22 млрд. (2, с. 18). Со своей стороны Южная Корея взяла на себя обязательство обеспечить определенные темпы роста, уровни безработицы и инфляции. МВФ навязывает азиатским странам те же рецепты, которые в свое время навязывались странам Латинской Америки. В конфиденциальных документах МВФ указывается, что некоторые их рекомендованных странам ЮВА меры (например, требования о закрытии ряда "слабых" финансовых учреждений) имели отрицательный эффект, поскольку вместо восстановления доверия к кредитным институтам вызвали массированное изъятие вкладов из "здоровых" и хорошо управляемых банков и других финансовых учреждений.

Столь же нелепой является рекомендация МВФ добиваться ликвидации дефицита госбюджета (2, с. 19).

Л.А.Зубченко

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК

99.02.066. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ ЗА 1997 г.: Транснациональные корпорации, структура рынка и политика конкуренции: Обзор. - Нью-Йорк; Женева: ООН, 1997. - IX, 88 с.

В докладе о мировых инвестициях за 1997 г., подготовленном в Секретариате ЮНКТАД группой экспертов под руководством К.П.Сована, отмечается, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выступают как одна из движущих сил процесса глобализации мировой экономики. Нынешний бум ПИИ наглядно демонстрирует все возрастающую роль ТНК в экономическом развитии как промышленно развитых (ПРС), так и развивающихся стран (РС). Глобальный объем ПИИ - показатель инвестиционной деятельности, которая лежит в основе развития международного производства, - возрос в 1982-1994 гг. в четыре раза, составив в 1996 г. 3, 2 трлн. долл.; при этом доля глобальных ПИИ в общемировом ВВП удвоилась, достигнув 9% (с.2). В 1995 г. в мире насчитывалось 44508 ТНК, имевших 276659 филиалов, в том числе 36380 из ПРС (93628 филиалов) (с.5). В последние годы значительно возросла численность международных (трансграничных) операций по слиянию и приобретению компаний: стоимостной объем таких операций возрос в 1996 г. на 16%, достигнув 175 млрд. долл. (с.8). В 1990-1995 гг. число трансграничных межфирменных соглашений увеличилось с 1760 до 4600 (с.9). При этом фирмы США участвовали в 80% трансграничных соглашений, западноевропейские фирмы - в 40 и японские - в 39%.

Несмотря на увеличение численности ТНК, основная часть ПИИ сосредоточена в руках 100 крупнейших компаний, на долю которых приходится пятая часть глобальных зарубежных активов -1,7 трлн. долл. из 8, 3 трлн. (с.9). В шести ведущих ПРС на долю 25 ТНК приходится более половины текущего экспорта капитала (с. 10). В странах "триады" (США, ЕС и Япония) базируются 87 из 100 крупнейших ТНК, на их долю приходится 88% активов первой сотни (с. 14). Авторы доклада отмечают стремительный рост зарубежных активов ТНК из РС. Хотя в 1995 г. объем зарубежных активов 50 крупнейших ТНК из РС составлял всего 79 млрд. долл., их прирост в 1993-1995 гг. составил 280% против 30% у 100 крупнейших компаний мира (с. 11).

Текущие зарубежные инвестиции ПРС достигли в 1996 г. рекордно высокого уровня в 295 млрд. долл., из которых 176 млрд. приходилось на долю стран Западной Европы и 85 млрд. на долю США (с.23). ПРС являются также и крупнейшими импортерами ПИИ: в 1996 г. их импорт составил 208 млрд. долл. Вместе с тем доля ПРС в импорте ПИИ в последние годы постоянно снижается, тогда как доля РС растет,

достигнув в 1996 г. 37% в общем импорте ПИИ против 30% в 1995 г. (с. 26). Крупнейшим импортером капитала среди РС является Китай (42 млрд. долл.). В то же время 48 наименее развитых РС, приток ПИИ в которые в 1996 г. возрос на 56 %, получили всего 1, 6 млрд. долл. (с. 26). Приток ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна возрос в 1996 г. на 52%, составив почти 39 млрд. долл. (с.29). В 1996 г. импорт иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) составил 12 млрд. долл. против 14 млрд. в 1995 г. (с.33). Это снижение отчасти связано с замедлением темпов приватизации в странах ЦВЕ. Совокупный объем ПИИ в этих странах оценивается в 46 млрд. долл., из которых более 2/3 сосредоточены в Чехии, Венгрии и Польше.

Одновременно с ростом объема ПИИ в последние годы возросли и темпы иностранных портфельных инвестиций в РС. В 1996 г. объем нового акционерного капитала, мобилизованного на международных рынках капитала компаниями РС, увеличился на 34%, составив около 15 млрд. долл. (с.35). Этот прирост объясняется двумя факторами: либерализацией и глобализацией финансовых рынков и концентрацией значительных финансовых ресурсов в руках институциональных инвесторов, которые вкладывают значительные средства на формирующиеся рынки стран ЮВА.

Второй раздел доклада посвящен влиянию ПИИ на структуру рынков и политику в области конкуренции. По мере либерализации режима ПИИ все более важным становится обеспечение надлежащего функционирования рынков. Либерализация может облегчить доступ ПИИ на национальные рынки и обострить конкуренцию на них. Однако вследствие специфического характера активов ТНК, их транснациональных организационных структур и значительных конкурентных возможностей, ПИИ могут приводить к повышению уровня концентрации и к использованию ТНК ограничительной деловой практики. Потенциальные возможности для такой практики может создавать и государственная политика, направленная на привлечение ПИИ путем предоставления иностранным компаниям различных льгот. Чтобы избежать негативных последствий неэффективного распределения и использования ресурсов для экономического роста, государства прибегают к использованию инструментов торговой политики, политики регулирования ПИИ, внутренней экономической деятельности и конкуренции.

Правительства стран - импортеров капитала должны предусмотреть меры, направленные на минимизацию негативных последствий возможного ограничения конкуренции. К числу таких мер авторы относят: создание условий для конкуренции на этапе до выхода предприятий на рынок (например, проведение аукционов); определение временных рамок предоставления инвесторам исключительных прав; обеспечение всем предприятиям справедливого и недискриминационного доступа на рынки; разделение национальных монополий на региональные компании; периодический пересмотр действующей системы стимулов; регулирование цен (с.49).

В 1997 г. конкурентное законодательство было принято почти в 60 странах мира. В большинстве случаев с его помощью регулируется поведение предприятий, в первую очередь путем запрета ограничительной деловой практики, в том числе горизонтальных и вертикальных соглашений между компаниями и злоупотребления господствующим положением на рынке. Кроме того, в последнее время конкурентное законодательство все чаще затрагивают изменения в структуре рынков посредством контроля над слияниями и приобретениями компаний, чтобы не допустить злоупотребления господствующим положением. Законы в области регулирования конкуренции обычно распространяются на все компании, действующие на национальной территории, независимо от их происхождения или форм собственности. Таким образом, законодательство позволяет осуществлять наблюдение за поведением иностранных ТНК на территории данной страны.

В условиях глобализации проблемы регулирования конкуренции, связанные с ПИИ, все чаще выходят за рамки отдельных стран и требуют принятия мер на международном уровне. Однако более тесному международному сотрудничеству в области конкурентной политики препятствуют различия в конкурентных законодательствах различных стран. Именно поэтому связанные с конкуренцией вопросы все чаще регулируются на основе двусторонних, региональных или многосторонних соглашений. В настоящее время единственным многосторонним документом, охватывающим все аспекты контроля, является разработанный ЮНКТАД Комплекс принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Отдельные аспекты борьбы с антиконкурентной политикой компаний затрагиваются в различных документах Всемирной торговой организации (ВТО),

например, в Генеральном соглашении по торговле услугами, в Соглашении по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности и в Соглашении по мерам в области капиталовложений, связанным с торговлей.

Л.А.Зубченко

99.02.067. ХУФШМИД Й. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - КОНЕЦ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ?

HUFFSCHMID J. Globalisierung - das Ende von Wirtschaftspolitik?: Zur Struktur kapitalistischer Internationalisierung und den Ansatzpunkten ihrer politischen Steuerung // Wege zu einem anderen Europa: Perspektiven der Europ. Integration / Beirat fur ges., wirtschafts- u. umweltpolit. Alternativen -BEIGEWUM (Hg.).- Koln, 1997. - S.230-253.

Сотрудник Института народного хозяйства при Бременском университете пишет, что существующие мнения о процессе глобализации можно свести к двум главным положениям.

1. Капиталистические предприятия уже настолько интернационализировали свою деятельность, что мир для них превратился в "глобальную деревню". Сегодня термин "глобализация" означает глобальную экспансию или глобальное переплетение капиталов: любой капитал в любое время благодаря своей подвижности и гибкости может оказаться в любом конце мира и конкурировать с другими капиталами.

2. Несмотря на глобальную экспансию и переплетению капиталов, экономическая деятельность регулируется на национальном уровне, что отвечает требованиям профсоюзов и других социальных движений. Глобализированный капитал может рассчитывать на успех только при наличии глобальной политики. Таким образом, "глобализация приобретает не только экономическое, но и политическое содержание" (с.231).

Автор критически относится к понятию глобализации, которое, по его мнению, из-за недостаточного теоретического обоснования не может отразить все своеобразие современных процессов интернационализации. Дискуссия о глобализации затрагивает различные стороны проблемы, в том числе вещественную сторону (что интернационализируется) и региональную дифференциацию мировой экономики. При анализе вещественной стороны интернационализации следует выделять процессы в области международного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.