Научная статья на тему '99. 01. 055. Теббе г. Политика европейского союза в отношении интеграции восточноевропейских стран. Тевве G. die Politik der Europaischen Union zur Assoziierung und integration der mittel und osteuropaischen lander // Osterweiterung der Europaischen Union: sind die mittel- und osteurop. Lander U. die EU Reif fur eine Erweiterung? /Mayer O. G. , Scharrer H. -E. (Hrsg. ). ; mit Beitr. Von Csaba L. , Hartel H. -H. , Hrbek R. et al.. Baden-Baden, 1997. S. 63-78'

99. 01. 055. Теббе г. Политика европейского союза в отношении интеграции восточноевропейских стран. Тевве G. die Politik der Europaischen Union zur Assoziierung und integration der mittel und osteuropaischen lander // Osterweiterung der Europaischen Union: sind die mittel- und osteurop. Lander U. die EU Reif fur eine Erweiterung? /Mayer O. G. , Scharrer H. -E. (Hrsg. ). ; mit Beitr. Von Csaba L. , Hartel H. -H. , Hrbek R. et al.. Baden-Baden, 1997. S. 63-78 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 055. Теббе г. Политика европейского союза в отношении интеграции восточноевропейских стран. Тевве G. die Politik der Europaischen Union zur Assoziierung und integration der mittel und osteuropaischen lander // Osterweiterung der Europaischen Union: sind die mittel- und osteurop. Lander U. die EU Reif fur eine Erweiterung? /Mayer O. G. , Scharrer H. -E. (Hrsg. ). ; mit Beitr. Von Csaba L. , Hartel H. -H. , Hrbek R. et al.. Baden-Baden, 1997. S. 63-78»

РОССИИОКАЯ АНГАЛЕМИЯ ПАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

167

99.01.055

Многие обозреватели выражают опасение, что рекомендации ОЭСР в среднесрочном плане могут оказаться "контрпродуктивными", поскольку европейские фирмы, вынужденные подчиняться новому закону, со временем начнут заимствовать у американцев скрытые методы подкупа иностранных чиновников. Однако в этой области американские компании будут пользоваться преимуществами, поскольку обладают большим опытом выплаты скрытых взяток.

Л.А.Зубченко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

99.01.055. ТЕББЕ Г. ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН.

ТЕВВЕ G. Die Politik der Europaischen Union zur Assoziierung und Integration der mittel - und osteuropaischen Lander // Osterweiterung der Europaischen Union: Sind die mittel- und osteurop. Lander u.die EU reif fur eine Erweiterung? /Mayer O.G., Scharrer H.-E. (Hrsg.).; Mit Beitr. von Csaba L., Härtel H.-H., Hrbek R. et al. - Baden-Baden, 1997. - S.63-78.

В докладе члена Европейской комиссии (ЕК) на третьей конференции Института мировой экономики в Гамбурге, посвященной различным аспектам расширения ЕС на Восток, рассматривается политика ЕС в области интеграции стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). По мнению автора, процесс европейского объединения является реализацией не только экономической концепции для Западной Европы, но и политической концепции для всей Европы, и не с 1989 г., а с 1951 г. Уже тогда углубление европейской интеграции мыслилось как средство обеспечения мира и недопущения противостояния между странами-участницами. Эта концепция должна быть нацелена на всю Европу. В то же время для каждой страны вступление в Сообщество является не столько выражением "европейского политического идеализма", сколько результатом трезвой оценки собственных политических и экономических интересов. Успех интеграционного процесса зависит от понимания того, что можно наилучшим образом защитить совместными усилиями на европейском уровне.

Именно поэтому, подчеркивает автор, вовлечение стран ЦВЕ в процесс европейской интеграции является исторической необходимостью. Странам ЦВЕ это обеспечит их политическое и экономическое будущее в качестве равноправной части свободной Европы, странам ЕС — мир, безопасность и благосостояние. Обеим сторонам пришлось отказаться от соперничества; при этом ЕС должно понять, что расширение на Восток соответствует интересам всей Европы и интересам Сообщества, а руководство стран ЦВЕ - что вступлению в ЕС должны предшествовать глубокие реформы и налаживание добрососедских отношений со всеми странами, также претендующими на вступление в ЕС.

Подписанные ранее двусторонние договоры стран ЦВЕ с ЕС об ассоциации рассматриваются как стремление соответствующих стран к полноправному членству в ЕС, что было подтверждено на заседании Европейского совета в Копенгагене в 1993 г. Сегодня ЕС оказался перед перспективой расширения невиданных до сих пор масштабов и сложности: прием десяти новых членов, которые в течение 45 лет были отрезаны от политического и экономического развития Западной Европы, является смелым шагом и может создать для Сообщества серьезные проблемы. Совокупный ВНП стран-кандидатов составляет около 4% ВНП ЕС, средний доход на душу населения — 30% от среднего уровня ЕС, доля сельского хозяйства в ВНП - 7,8% против 2,5% в ЕС и доля занятых в сельском хозяйстве в активном населении, соответственно, 26,7 и 7,8% (с.66).

Для вступления в ЕС странам ЦВЕ необходимо создать демократические политические институты, гарантирующие защиту принципов правового государства, прав человека и национальных меньшинств; эффективно функционирующую рыночную экономику, способную выдержать конкуренцию европейского внутреннего рынка и выполнять связанные с членством в ЕС обязанности, в том числе участвовать в реализации целей экономического и валютного союзов. Для ускоренного политического и экономического сближения стран ЦВЕ с Евросоюзом и для выполнения ими критериев Маастрихтского договора Сообщество реализует стратегию подготовки стран ЦВЕ к вступлению и оказывает им в рамках программы ФАР финансовую и техническую помощь в поэтапном финансировании крупных проектов. Кроме того, ЕС проявляет заинтересованность в развитии взаимных отношений между странами ЦВЕ, что является

169

99.01.055

необходимым условием их включения в процесс европейской политической и экономической интеграции. Страны ЦВЕ, для которых характерны пограничные и межэтнические конфликты, должны проявлять готовность к компромиссам и развивать "культуру споров", что является важной предпосылкой углубленного регионального сотрудничества. В качестве примера успешного сотрудничества автор приводит создание Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией центральноевропейской зоны свободной торговли. Участие Словении, Румынии, Болгарии и стран Балтии могло бы существенно повысить роль этого объединения.

В последнее время наблюдается немалый прогресс в развитии сотрудничества между Эстонией, Литвой и Латвией, участвующих в Совете Балтийских государств, основанном по инициативе Дании и Германии. ЕС придает большое значение различным формам регионального сотрудничества как средству политической и экономической стабилизации и готов оказывать техническую и финансовую поддержку соответствующим проектам.

В ближайшие годы отношения между ЕС и ассоциированными странами ЦВЕ будут определяться стремлением последних продолжать при поддержке ЕС процесс реформирования с тем, чтобы достичь требуемой для вступления в союз "зрелости". Отдельные страны уже достигли на этом пути заметного прогресса. На заседании в Мадриде в декабре 1996 г. Европейский совет подчеркнул большое значение предоставления всем странам — кандидатам на вступление равных возможностей на подготовительном этапе. Принципу равного подхода отвечает решение Совета о том, что при решении о приеме должен учитываться достигнутый уровень политического и экономического развития каждого кандидата; вступление одних стран, достигших соответствующего прогресса, не должно тормозиться из-за отставания других. Таким образом, начало переговоров о вступлении, их продолжительность и окончательный срок вступления зависят от отдельных кандидатов.

Одновременно с расширением ЕС должен продолжать реформирование своей структуры, приспосабливая существующие институты и методы их действий к новой ситуации. При этом следует подумать о возможности дифференцированной интеграции внутри ЕС, создав для этого необходимые институциональные предпосылки, в том числе гибкую систему, которая позволит ЕС развиваться вширь

и вглубь. В рамках Евросоюза нужно обеспечить возможность для осуществления более тесной кооперации или интеграции между странами, быстрее реализующими цели Маастрихтского договора. Создание такого "авангарда" может придать новые импульсы интеграционному процессу при следующих условиях: цели "авангарда" согласуются с целями ЕС; его создание вписывается в институциональные рамки союза; другие страны-члены могут в любое время к нему присоединиться; "авангарду" гарантируются все возможности внутреннего рынка.

Перспективы расширения ЕС обусловливают необходимость приспособления важнейших направлений единой политики, особенно аграрной, региональной и структурной. ЕК представила Европейскому совету предложения по усилению воздействия на ассоциированные страны ЦВЕ в плане развития их альтернативных стратегий в области сельского хозяйства. При этом ЕК указывает на необходимость для этих стран непродолжительного переходного периода, после которого будет осуществляться их полная интеграция без каких бы то ни было исключений.

В заключение автор пишет, что расширение ЕС на Восток является величайшим вызовом современности, который будет решающим образом влиять на дальнейшее развитие ЕС, в том числе на углубление и расширение политического и валютного союза. Успешная интеграция стран ЦВЕ в ЕС сравнима по значимости только с созданием Европейского сообщества в конце 50-х годов. Проблемы расширения и углубления интеграционных процессов нельзя рассматривать изолированно, поскольку они требуют координированных действий во всех областях с учетом интересов всех участников. Только при таких условиях ЕС одновременно с шагом в третье тысячелетие сделает шаг к ЦВЕ, который необходим для обеспечения мира, свободы и стабильности в Европе.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.