РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
96.02.072. ВЕЛЬФЕНС П. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
WELFENS P. J. J. Die Europäische Union und die mittelosteuropäischen Länder : Entwicklungen, Problerne, polit. Optionen .— Köln, 1995 .— 41 S.— (Ber des Bundcsinst. für ostwiss. u. intern. Studien; 7).
Книга профессора Мюнстерского университета (Германия) состоит из трех глав. Первая глава посвящена проблеме интеграции стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в ЕС. Автор пишет, что в 90-е годы впервые после 1914 г. появился шанс создать процветающую общеевропейскую рыночную экономику. В первой половине 90-х годов, когда на повестке дня ЕС стояло создание единого внутреннего рынка (EBP), а затем экономического и валютного союза, в результате распада СЭВ и СССР возникла проблема интеграции в ЕС стран ЦВЕ, а также вопрос о характере дальнейшего развития отношений Восток — Запад в Европе.
Для создания стабильной и единой Европы необходимы три предпосылки: 1) решение в ЕС экономических проблем, оставшихся от 70-80-х годов, в частности проблемы высокой безработицы; 2) определение нового институционального и политического равновесия в ЕС в условиях его расширения; 3) ограничение и контроль возможного воздействия на ЕС внешних потрясений, важнейшими источниками которых являются страны бывшего СССР и Югославии.
С созданием ЕВР в 1993 г. в ЕС усилилась конкуренция в промышленности и в сфере услуг и финансов. Либерализация банковского сектора и страхования означала для отдельных стран членов ЕС снижение степени их экономико-политической автономии. Для стран ЦВЕ, которые с ростом экспортных и импортных квот становятся более зависимыми от конъюнктурных циклов в ЕС, это создает особые риски, связанные с процессом рыночных преобразований. Приспособление к конъюнктурным проблемам рыночной экономики требует от них структурных изменений с целью повышения конкурентоспособности и большего открытия национальных экономик.
Обострение конкуренции в рамках ЕВР требует структурных приспособлений и в самом ЕС, где ценовая конкурентоспособность стан-
22 - 619
дартизированной продукции играет большую роль, чем раньше. Рассматривая возможности перемещения производства, увеличения импорта, инвестиций и торговли со странами ЦВЕ, автор указывает на увеличение внутрипромышленного обмена между ЕС и странами ЦВЕ. Вместе с тем, отмечает он, в соответствии с Маастрихтским договором, возрастают препятствия для вступления этих стран в ЕС, поскольку выдвигается условие, что все страны ЕС должны участвовать в будущем валютном союзе. Это участие, в свою очередь, предполагает, что бюджетный дефицит стран — членов ЕС ие должен превышать 3% ВВП, государственный долг — 60% ВВП, а уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5-2% среднюю величину уровня в трех странах с самыми низкими темпами роста цен; к тому же за два года до вступления в ЕС в стране ие должно быть девальвации (с. 9). Совершенно очевидно, что соблюсти эти критерии конвергенции в среднесрочном плане странам QBE будет чрезвычайно трудно.
Чтобы обеспечить странам ЦВЕ более быстрое вхождение в ЕС, понадобится значительный приток в них прямых инвестиций для модернизации основных фондов передачи технологий и облегчения доступа их товаров к мировым рынкам. Кроме того, необходимо с помощью политики поощрения конкуренции и стимулирования экспорта создать условия для быстрого технологического развития предприятий.
Преобразование системы в странах бывшего СЭВ и СССР даст возможность создать режим рыночной экономики во всей Европе, а также интегрировать все страны в международные организации. Однако построить экономический мост между Востоком и Западом удастся лишь в том случае, если будут созданы стимулы для структурных изменений в экономике. Успешные рыночные преобразования в странах ЦВЕ, в которых проживает около 350 млн. человек, позволят Западной Европе использовать дешевые источники сырья, полуфабрикатов и промышленных товаров, а также откроют новые рынки сбыта. Пока неясно, каким образом может быть реализован потенциал экономического развития стран ЦВЕ, каким может быть вклад западноевропейских государств в это развитие и какую выгоду они смогут в конечном счете получить. Не исключено, подчеркивает автор, что при успешном вхождении в мировую экономику стран ЦВЕ и бывшего СССР Западная Европа получит не только новые рыяки, но и новых конкурентов.
Вторая глава посвящена развитию взаимоотношений между странами ЦВЕ и ЕС. Если к началу 90-х годов ЕС был занят реализацией планов создания ЕВР и расширения европейского экономического пространства (ЕЭП) за счет ЕАСТ, то для стран ЦВЕ этот период характеризовался экономической и политической дезинтеграцией. Распад СЭВ и СССР и образование новых государств затрудняют процесс
экономических преобразований в странах ЦВБ. Экономические проблемы этих стран автор классифицирует следующим образом: 1) массо-вцй обвал производства и быстрый рост безработицы (за исключением Чехии); рост ВНП начался только в 1993-1994 гг. в отдельных странах, особенно в Чехии и Польше, где его темпы достигли 4% (с. 12); в условиях политической стабильности экономический рост в этих странах может оказаться выше, чем в Западной Европе, поскольку они смогут воспользоваться технологическими достижениями и инвестициями стран ОЭСР; 2) спад производства и банкротство предприятий, что ведет к массовой безработице; 3) высокие темпы инфляции (кроме Чехии и Венгрии), проблемы контроля за движением денежных средств, ухудшение распределения и снижение благосостояния; 4) высокая внешняя задолженность, тормозящая процесс трансформаций; 5) низкие темпы приватизации и демонополизации.
В странах ЦВЕ, продолжает автор, должны быть созданы основы для высокого экономического роста, для чего необходимо: а) проведение национальной и наднациональной конкурентной и интеграционной политики с целью использования преимуществ специализации и массового производства; б) формирование рынков капитала с целью эффективного распределения средств; в) развитие НИОКР, государственного стимулирования технологических и инновационных процессов, позволяющих улучшить условия торговли и увеличить долю на рынке; г) гибкая организация фирм и эффективное руководство приватизированными предприятиями.
Для ускорения развития стран ЦВЕ важно повысить уровень открытости их экономики, что означает повышение доли конкурентоспособных товаров в ВНП и экспортных и импортных квот. Но поскольку в среднесрочном плане сравнительные преимущества этих стран будут по-прежнему связаны с производством трудо- и энергоемких и загрязняющих окружающую среду товаров, есть опасения, что экспортная база этих стран будет расти медленно.
Касаясь перспектив трансформации ЕС, автор пишет, что ЕС заключил с малыми странами бывшего СЭВ асимметричный пакт о либерализации, который постепенно приведет к свободной торговле и росту прямых инвестиций во всей Европе. Нетарифные торговые барьеры со стороны ЕС существуют в так называемых "чувствительных" областях — сельском хозяйстве, металлургии, производстве химической продукции, текстиля и одежды. Однако роль этих товаров в экономике стран ЕС и стран бывшего СЭВ весьма различна: только 2-4% импорта "чувствительных" товаров стран ОЭСР ввозятся из стран СЭВ, тогда как для некоторых бывших стран СЭВ доля этих товаров в их экспорте составляет почти 50%. И хотя ЕС заключил с этими странами "Европейское соглашение" о либерализации торговли, почти
половина их экспорта в ЕС подлежит количественным ограничениям
(С. 20).
Значение ЦВЕ для ЕС в экономическом отношении определяется тремя моментами: во-первых, необходимость модернизации основного капитала и растущий спрос на западные потребительские товары делают этот регион привлекательным рынком сбыта для западноевропейских производителей; во-вторых, из-за низкой зарплаты регион ЦВЕ в долгосрочном плане привлекателен для перемещения западноевропейских предприятий; в-третьих, регион ЦВЕ становится все более привлекательным как источник импорта дешевых полуфабрикатов и готовой продукции при улучшающемся в результате приватизации, конкуренции и модернизации качестве.
Западная Европа также может оказаться для стран бывшего СЭВ емким экспортным рынком. Рост экспорта даст им возможность получать из Западной Европы значительные капиталы для модернизации производства, которая будет способствовать их экологической модернизации.
Отмена экономических границ между Западной и Восточной Европой вызовет проблемы приспособления стран ЦВЕ, обладающих ограниченной способностью к адаптации, что может замедлить их либерализацию. Переход к рыночной экономике создает в странах ЦВЕ не только проблемы приспособления, но и новые возможности для экспансии, поскольку они обладают значительным потенциалом для развития целого ряда товаров и услуг: жилищного строительства, здравоохранения, туризма, банковского дела, страхования. Расширение предоставления трудоемких услуг могло бы ослабить иммиграционные потоки в Западную Европу.
Большие возможности инвестиций в инфраструктуру стран ЦВЕ могут способствовать их экономическому росту. Так, инвестиции в сферу телекоммуникаций не только способствуют повышению производительности и улучшению инфраструктуры, но и являются важным фактором повышения спроса. Новые технологии (спутники, радиотелефоны и пр.) должны способствовать расширению связей с Западной Европой и созданию конкурирующих, в том числе смешанных предприятий. Особенно интересным и доходным в долгосрочном плане может оказаться производство энергии и развитие здравоохранения, уровень которого в странах ЦВЕ значительно ниже западноевропейского. Автомобилестроение также является перспективной отраслью в регионе ЦВЕ.
В третьей главе рассматриваются различные формы интеграции стран ЦВЕ с ЕС от полного членства до менее обязывающих форм. При этом, подчеркивает автор, в интересах обеих сторон дееспособность Сообщества не должна ограничиваться. Если рассматривать об-
щеевропейскую рыночную экономику как "международную коллективную собственность с положительным внешним эффектом" (технологическое развитие, сохранение мира), то все страны ЕС должны срочно оказать необходимую масштабную поддержку странам ЦВЕ, дополнительно стимулируя прямые инвестиции в определенные страны и отрасли.
Полное членство стран ЦВЕ в ЕС предполагает обязательную институциональную реформу последнего. С каждым расширением институты ЕС становятся все более тяжеловесными, а увеличение числа членов снижает эффективность принятия решений. Противостоять этому можно было бы, с одной стороны, путем обратной передачи части компетенций органов ЕС на национальный уровень, а с другой, — путем реформирования институтов и правил голосования в ЕС. Вновь вступающие страны должны быть заинтересованы в сохранении дееспособности ЕС и при его расширении, ибо в противном случае ослабнет политическое значение интеграции ЕС и его международное влияние.
Альтернативой полному членству в ЕС автор считает более слабую интеграционную форму членства в ЕЭП, которое могло бы предоставить странам ЦВЕ некоторые преимущества, в частности свободу торговли и свободное передвижение капиталов, но без непосредственного участия в органах ЕС и, что особенно важно, без вовлечения в сельскохозяйственную политику и структурные фонды ЕС. Учитывая большие различия в уровне доходов и экономического развития, вряд ли можно рассчитывать, что ЕС согласится на свободное перемещение рабочей силы. Поэтому как для ЕС, так и для стран ЦВЕ, считает автор, целесообразна новая концепция ограниченной свободы передвижения рабочей силы в рамках ЕЭП. К тому же разумное регулирование притока иностранной рабочей силы из стран ЦВЕ могло бы устранить трудности в области занятости в Западной Европе.
Членство в ЕЭП может стать ступенькой для вступления в ЕС, особенно для стран бывшей Югославии, Болгарии, Румынии, Турции и стран Балтии. Произвольное же расширение ЕС на Восток может принести ему значительные политические риски при незначительных экономических выгодах. Важную роль для интеграции стран ЦВЕ в ЕЭП должно сыграть изменение конструкции последнего. Для стран ЦВЕ преимущество участия в ЕЭП заключается в ограниченном воздействии на них дисциплинирующих функций правил ЕС в области внешней торговли и контроля за государственными субсидиями.
В заключение автор пишет, что новая стабильная интеграция Западной и Центральной Европы не будет иметь успеха, если не удастся ограничить дестабилизирующий потенциал стран бывшего СССР. Свой вклад в стабилизацию этих стран должны внести малые страны
96.02.073-075
174
бывшего СЭВ, постепенно снижая импортные барьеры по отношению к республикам бывшего СССР. В свою очередь, Россия с эффективной помощью стран ОЭСР должна приложить большие усилия для макроэкономической стабилизации, структурных изменений и повышения экономического роста при ограничении безработицы.
В. И. Шабаева
96.02.073-075. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ "ТРИАДЫ". (Сводный реферат).
1. BRUNNER Р., CHENOT Е. Außenwirtschaftsbeziehungen EU-Japan: Kooperation statt Konfrontation // IFO-Schnelldienst.— München, 1995 .— Jg-48. № 15 .— S. 3-9.
2. BERKE J. Gewisse Engpässe // Wertechaftswoche .— Frankf.a.M., 1995 .— Jg. 49, № 12 .— S. 64-65.
3. DEYSSON Ch. Geist aus der Flasche // Wirtschaftswoche .— Frankf.a.M., 1955 .— Jg. 49, № 21 .— S. 26-28.
Анализируя внешнеэкономические связи между ЕС и Японией (I), немецкие авторы отмечают, что за последние 15 лет они значительно расширились, хотя их масштабы по сравнению с японо-американскими внешнеэкономическими отношениями находятся на значительно более низком уровне. К тому же в последние годы наблюдается динамичное развитие экономических связей внутри Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), которое может дестабилизировать и без того не очень развитую торговлю ЕС — Япония. ЕС имеет в торговле с Японией большой дефицит, достигший максимума в 1992 г. Учитывая тенденции внутриевропейского развития, связанные с началом функционирования единого внутреннего рынка (в 1993 г.), изменениями в Центральной и Восточной Европе и расширением ЕС в 1995 г. за счет Финляндии, Австрии и Швеции, в будущем, считают авторы, можно надеяться на расширение сотрудничества с Японией и устранение существующих торговых препятствий.
В изданных в 1988 г. Советом министров ЕС основных директивах о политике ЕС по отношению к Японии была сформулирована цель взаимного открытия рынков. Совместное заявление ЕС и Японии в июле 1991 г. ориентировано на торгово-экономическое сотрудничество сторон. В июне 1992 г. была согласована будущая стратегия по устранению существующих препятствий, особое значение придавалось устранению структурных барьеров в торговле путем усиления сотрудничества с Японией в области конкурентной и промышленной политики, а также эффективного стимулирования экспорта в Японию. Следующим требованием ЕС к Японии было введение режима наибольшего благоприятствования, как в отношениях между США и Японией. По