РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
51% (с.58). Для переговоров с зарубежными компаниями и контроля за иностранными вложениями предлагалось учредить специальный Совет.
В заключение автор отмечает, что стратегии, принятые в трех рассмотренных странах, по-разному сказались на развитии отечественной технологии или на адаптации зарубежных ноу-хау. Определяющими факторами являются различия в местных условиях, в обеспечении природными ресурсами, в состоянии кадрового потенциала и уровня образования населения в целом. Наиболее типичными направлениями научно-технической политики в каждой из рассмотренных стран автор считает следующие:
В Японии - ориентировка на "совершенное" технологическое развитие отдельных видов потребительской продукции.
В Южной Корее - достижение "промышленной компетентности в некоторых областях".
В Индии - развитие научной базы, как условия роста "самостоятельной экономики".
Т.В.Горбунова
99.01.014. БЛАУ ДЖ. ЕС НАМЕРЕН В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ ПЯТИ ЛЕТ СОКРАТИТЬ ПРОГРАММУ ДОКОНКУРЕНТНЫХ КООПЕРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
BLAU J. European union set to trim funding for next five-year pre-competitive collaborative research program // Research-technology management. - Lancaster, 1998. - Vol.41, №3. - P.2-3.
Американский журнал "Управление наукой и технологией" публикует информацию своего брюссельского обозревателя об очередной "Концептуальной программе ИР" Европейского Союза. В статье утверждается, что если министрам по науке стран ЕС "удастся настоять на своем", то в течение ближайших пяти лет объем затрат на ИР в бюджете Европейского Союза окажется меньшим, чем в течение предшествующего пятилетия. После длительной дискуссии министры пришли к соглашению о финансировании Концептуальной программы ИР. На указанные цели в течение ближайших пяти лет
77
99.01.014
предлагается выделить 14 млрд. экю (или 15,21 млрд. долл. США), что на 0,8% ниже бюджета предыдущей аналогичной программы (в пересчете на неизменные цены) (с.2).
Концептуальная программа ИР, принятая ЕС, призвана была повысить конкурентоспособность европейских стран но отношению к США и Японии. Обозреватель отмечает, что, хотя главная цель этой программы пока не достигнута, многие промышленные эксперты признают уже сделанный ею полезный вклад в рассматриваемой области. По словам С.Гусдена (Оовс1еп), ответственного чиновника в руководстве ЕС, "если Европе не удастся увеличить затраты на ИР, она может опасно отстать в глобальной технологической гонке". Начиная с 1960 г., подчеркивает он "по доле валовых исследовательских затрат в ВНП мы отстаем не только от наших главных конкурентов.., но и от развивающихся государств Юго-Восточной Азии" (с.2).
В последние годы, подчеркивается в статье, проявляется заметная тенденция среди стран - членов ЕС - сократить свои взносы в общий бюджет Союза. Это связано с общим урезанием бюджетов ИР на национальном уровне. Обозреватель подчеркивает, что отмеченная тенденция характерна не только для "ведущих спонсоров", таких, как например, ФРГ, но и для стран, взносы которых в бюджет сравнительно малы (Испания, Италия). Подобная позиция наглядно продемонстрирована в истории обсуждения Концептуальной программы. Если Комиссия ЕС предложила на ее реализацию 16,3 млрд. экю, а Европарламент увеличил данную сумму до 16,7 млрд., то на совещании министров стран ЕС представители Франции, ФРГ и Великобритании требовали урезать бюджет данной программы на 3 млрд. экю (с.2).
Министр по науке ФРГ Ю.Рютгерс (КиП§егз) предложил заморозить финансирование по данной статье на уровне 13,2 млрд. Возможность увеличения затрат он связал лишь с обязательством расширения финансирования авиакосмических программ ИР. На взгляд Рюггерса, допустимо также увеличить расходы на информационную технологию и биотехнологию. Именно с тремя перечисленными на-
правлениями ИР, полагает министр, связан успех Европы в конкурентной борьбе с США (с.З).
Совет министров ЕС предлагает сохранить финансирование так называемой "Программы информационного общества" на уровне 24% от общего бюджета ИР. В то же время предлагается сократить затраты по трем другим крупным направлениям: программа развития "живых ресурсов"; поощрение конкурентного и устойчивого роста; энергетика и окружающая среда. Эксперты ЕС отмечают в этой связи, что даже сохранение затрат на информационную технологию на неизменном уровне приведет, с учетом инфляции, к фактическому свертыванию расходов на указанные цели.
Подчеркивая значимость Концептуальной программы, обозреватель замечает, что, хотя в ее рамках расходуется не более 4% валовых исследовательских затрат правительств стран - членов ЕС, она играет важную роль "катализатора" международной кооперации усилий многих тысяч исследователей данного континента. Кроме того, Концептуальная программа обеспечивает деятельность нескольких общих учреждений ЕС типа Объединенного исследовательского центра, расквартированного в г. Испра (Италия) и имеющего свои филиалы в Бельгии, ФРГ, Испании и Нидерландах. Основные программы Центра связаны с ИР в области энергетики, информационной технологии и биологических наук.
Характеризуя новую Концептуальную программу, обозреватель выделяет те ее аспекты, в рамках которых делается попытка "преодолеть недостатки предыдущей программы". Речь идет прежде всего о лучшей координации исследовательских усилий, что позволит избежать их дублирования. Составители программы предлагают использовать "мониторинг в режиме реального времени", чтобы повысить "гибкость программ". Наконец, предлагается значительно упростить процесс подачи заявок и их рассмотрения: громоздкая процедура до сих пор "ставила в тупик" новых соискателей.
Каким будет окончательный вариант Концептуальной программы? Мнение Совета министров - еще не последнее решение. Дело в том, что утверждение бюджета ИР предусматривает его рассмотрение "на двух чтениях" в Европарламенте и в Совете минист-
79
99.01.015
ров. Пока завершился лишь первый раунд. Сейчас парламент приступает ко второму раунду обсуждений, после чего вопрос будет передан в Совет министров для вынесения окончательного решения. В целом, учитывая допустимые в каждой инстанции сроки обсуждения, окончательный вариант Концептуальной программы должен быть готов к концу 1998 г. и начать реализовываться с 1999 г.
Т.В.Горбунова
99.01.015. БИН О.С., РУССО М. Дж., УАЙТЛИ Р.Л. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИР: РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЖЕГОДНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО ИНСТИТУТОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (США) ЗА 1996 ФИН.Г. BEAN O.S., RUSSO M.J., WHITELEY R.L. Benchmarking your R&D: results from IRI/CMS annual R&D survey for FY'96 // Research-tech-nology management. - Lancaster,1998. - Vol.41, №1. - P.21-30.
Олден Бин является профессором Лихайского университета (Бетлехем, шт.Пенсильвания, США) и директором Исследовательского центра по проблемам управления нововведениями при этом университете. Другой автор реферируемой статьи - Джин Руссо -исследователь указанного Центра; Роджер Уайтли также работает в данном Центре, выполняя обязанности помощника директора по корпоративным связям. В представленной публикации анализируется последний статистический обзор ИР в американской промышленности, выполненный Институтом промышленных исследований (Industrial research institute - IRI) и Исследовательским центром по проблемам управления нововведениями (Center for innovation management - (CIMS) at Lehigh university).
Институт (объединение) промышленных исследований регулярно проводит статистическое обследование своих фирм-членов. Этой работой занимается непосредственно Комитет по изучению исследований при IRI. Усилиями этого Комитета создана база данных, позволяющая получить информацию о затратах и исследовательской деятельности фирм и коммерческих подразделений в рам-