Научная статья на тему '98. 04. 090. Проблемы развития торговых отношений между ЕС и странами центральной и Восточной Европы. Die Handelspolitik der EU gegenuber den Landern Ostmitteleuropas // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. В. , 1997. - S. 13-132'

98. 04. 090. Проблемы развития торговых отношений между ЕС и странами центральной и Восточной Европы. Die Handelspolitik der EU gegenuber den Landern Ostmitteleuropas // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. В. , 1997. - S. 13-132 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - - ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 090. Проблемы развития торговых отношений между ЕС и странами центральной и Восточной Европы. Die Handelspolitik der EU gegenuber den Landern Ostmitteleuropas // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: transformation, Verflechtung, Reformbedarf / dt. Inst. Fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr. Et al; unter Mitarb. Von Boger S. , Rusnok D. В. , 1997. - S. 13-132»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.04.001 -98.04.099

МОСКВА 1998

экспортного контроля. Автор решительно выступает против объявления амнистии нелегально вывезенному капиталу, так как это нанесет урон и без того невысокому уровню законопослушности российских предпринимателей, но не ослабит мотивы к бегству капитала" (с. 120). Особое место в вывозе российского капитала должны занимать страны СНГ, как считает автор, будущая система страхования российских инвестиций за рубежом должна в первую очередь поддерживать капиталовложения в СНГ, поскольку "потенциально высокая привлекательность эти стран как главных регионов приложения российских капиталов сосуществует с высоким политическим риском" (с. 117).

JI. А. Зубченко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

98.04.090. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕС И СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Die Handelspolitik der EU gegenüber den Landern Ostmitteleuropas // Ostmitteleuropa auf dem Weg in die EU: Transformation, Verflechtung, Reformbedarf / Dt.Inst.fur Wirtschaftsforschung; Weise Chr.et al; Unter Mitarb.von BogerS., Rusnok D. - В., 1997,- S.13-132.

Во вступлении к сборнику, подготовленному сотрудниками Немецкого института экономических исследований, отмечается, что международная конкуренция и международное разделение труда являются основополагающими элементами рыночно-экономического порядка ЕС, тогда как в плановой экономике бывших соцстран разделение труда регулировалось в административном порядке, а торговля осуществлялась не по рыночным ценам. После распада СЭВ и трансформация плановой экономики предприятиям ЕС пришлось столкнуться с усиленной ценовой конкуренцией, в то же время они приобрели масштабный рынок сбыта. Для стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) это создавало новые условия конкуренции и лучшее снабжение товарами всех видов.

С 1991 г. десять стран ЦВЕ (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения, Эстония, Латвия и Литва) являются ассоциированными членами ЕС, стремясь как можно

25-5790

быстрее стать его полноправными членами. ЕС заявил о своей принципиальной готовности к этому, хотя для реализации этих планов необходимо решить множество проблем, в том числе глубоких структурных изменений, ускорения экономического роста, повышения благосостояния. Усиление ценовой конкуренции создает трудности для некоторых отраслей ЕС, не обладающих достаточной конкурентоспособностью, вероятно, им угрожает снижение производства и занятости, что потребует структурных изменений и расходов на приспособление, обучение и переквалификацию занятых. Все это может вызвать усиление политического сопротивления структурным изменениям. По мнению авторов, защитная реакция в виде "ограниченного протекционизма" бесперспективна, поскольку она отрицательно скажется на экономике в целом.

Ожидания стран ЦВЕ от расширения доступа к рынкам ЕС, увеличения объема торговли и притока прямых инвестиций поначалу были весьма высокими. Однако по истечении некоторого времени стало высказываться мнение, что "торговая политика ЕС всё ещё остается протекционистской и препятствует развитию ассоциированных государств" (с.30). Несмотря на ощутимый рост товарообмена, страны ЦВЕ являются, для ЕС слабым конкурентом. Хотя наибольший эффект в отношениях сторон дает внешнеторговый обмен, по мнению стран ЦВЕ, особое значение для их развития имеют торговля услугами и прямые инвестиции, которые облегчают расширение и модернизацию основного капитала. Структурные изменения, связанные с расширением торговли, затрагивают страны ЦВЕ в гораздо большей степени, чем ЕС. Страны ЦВЕ должны изменить организацию внешней торговли, создавая новые системы ценообразования, планирования и стимулирования. Дальнейшая интеграция ассоциированных стран ЦВЕ в ЕС предполагает предоставление им статуса наибольшего благоприятствования. Соглашения об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС предусматривают асимметричное (более быстрое со стороны ЕС) открытие рынка. Впоследствии принцип асимметрии был усилен введением дополнительных уступок со стороны ЕС. В соглашениях были установлены критерии вступления стран ЦВЕ в ЕС, среди которых авторы выделяют способность новых членов противостоять конкурентному давлению внутри ЕС и способность Евросоюза

принимать новых членов, сохраняя при этом жизнеспособность европейской интеграции.

С начала преобразований в странах ЦВЕ ЕС постепенно открывал свои рынки для промышленных товаров этих стран, постепенно снижая таможенные пошлины с 4 - 9 до 1-2% (с.66). В 1989-1994 гг. объем импорта ЕС из шести стран ЦВЕ более чем удвоился, а экспорт вырос почти в три раза (с.68). Несмотря на это, доля стран ЦВЕ во внешней торговле ЕС по-прежнему остается чрезвычайно низкой, составив в 1995 г. 3,5% в экспорте и 3,1% в импорте (с.68). Анализ внешней торговли позволяет авторам сделать следующие выводы: 1) существует значительный потенциал для роста торговли ЕС со странами ЦВЕ при условии, что процесс преобразований в последних будет продолжаться и приведет к ускорению экономического роста; 2) положительное сальдо в торговле ЕС со странами ЦВЕ сохранится и впредь; 3) в силу своей географической близости к ЕС страны ЦВЕ имеют большие шансы на расширение торговли с ЕС, чем более отдаленные страны, особенно и поставке сырья, требующей значительных транспортных расходов, в его переработке и производстве потребительских товаров и т. д.; 4) в долгосрочном плане значительно углубится внутрипромышленное разделение труда между ЕС и странами ЦВЕ.

Чтобы точнее оценить возможные трудности приспособления к дальнейшему открытию рынков и последующей интеграции стран ЦВЕ в ЕС, следует учитывать сравнительные преимущества и их динамику. Сторонники неоклассической теории внешней торговли считают, что в основе сравнительных преимуществ стран лежит их различная нацеленность факторами производства, а также интенсивность их использования. Однако на деле на структуру торговых потоков, наряду с указанными различиями, воздействуют и такие факторы, как использование эффектов масштаба, и результатов НИОКР. Для оценки будущих сравнительных преимуществ стран ЦВЕ авторы анализируют преимущества, существовавшие в этих странах до начала преобразований, а затем их изменение в переходный период. Они выделяют два типа, изменений главных факторов конкурентоспособности стран ЦВЕ: а) "автономные" изменения по отдельным группам товаров, происходящие в результате экономических преобразований и интеграции в мировой рынок; б) "индуцированные" изменения сравнительных преимуществ

по другим товарным группам. Анализ показал, что при автономном увеличении сравнительных преимуществ в одной товарной группе отмечается их уменьшение в других товарных группах.

Страны ЦВЕ раньше участвовали в мировой экономике, экспортируя трудоемкие и импортируя наукоемкие и дифференцированные товары. Наблюдающиеся изменения в товарной структуры экспорта и импорта этих стран показывают, что в среднесрочной перспективе они смогут увеличить свои сравнительные преимущества по дифференцированным товарам, а в долгосрочной — и по наукоемким. Относительно высокий уровень межотраслевого разделения труда, характерный для этих стран до начала преобразований, будет все больше превращаться во внутриотраслевое разделение труда между странами ЦВЕ и ЕС. Таким образом, товарная структура внешней торговли меняется в направлении, которое облегчит странам ЦВЕ вступление в ЕС.

Касаясь проблем торговли услугами, авторы пишут, что в ее расширении заинтересованы обе стороны: ЕС - в экспорте финансовых и страховых услуг, страны ЦВЕ - в предоставлении транспортных и строительных услуг, а также лиц определенных профессий. Ожидания стран ЦВЕ в отношении будущего обмена услугами связаны прежде всего с перестройкой и модернизацией основополагающих для функционирования рыночной экономики областей (банки, страхование, телекоммуникации), с усилением конкуренции и расширением доступа к международным рынкам услуг. Больше всего потребители выгадают от усиления конкуренции в области транспорта, строительных услуг и предложения услуг лиц некоторых профессий. Европейские соглашения являются хорошей исходной базой для будущей конвергенции в области услуг. В них специально оговаривается право создания филиалов, взаимное предложение услуг и определенное выравнивание законодательных положений. Полная гармонизация условий по взаимному предоставлению услуг в обозримый период невозможна, да в этом и нет необходимости. Как успешно практикуется в ЕС, решение может заключаться, в принятии общих стандартов в одних областях и во взаимном признании норм национального регулирования - в других.

Важным аспектом внешнеэкономических отношений ЕС и стран ЦВЕ являются прямые иностранные инвестиции, приток которых в ЦВЕ значительно возрос. Предпочтительными областямй

для капиталовложений западных предприятий являются перерабатывающая промышленность и торговля. Это свидетельствует о том, что основным мотивом для них является освоение рынка. Прогнозы дальнейшего поступления иностранных капиталов в виде прямых инвестиций авторы считают в основном положительными. Влияние на это должен оказать дальнейший ход приватизации. От расширения участия в капитале бывших государственных энергетических и телекоммуникационных предприятий выгоду прежде всего получат Венгрия и Чехия и, в какой-то мере, Польша.

Важным фактором надежного притока прямых инвестиций из западных стран является экономическая и институциональная ситуация в ЦВЕ. Но либеральное законодательство и управление должны также дополняться политической стабильностью, стремлением к структурным изменениям и наличием развитой инфраструктуры. Успешные инвестиционные проекты уже оказали положительное воздействие на развитие менеджмента и маркетинга в отдельных странах ЦВЕ. С приближением даты вступления этих стран в ЕС сумма инвестиций, считают авторы, будет возрастать. Наиболее крупные страны-инвесторы получат в будущем важные импульсы для своего экспорта в этот регион, и это касается как товаров, так и услуг, часть которых может предоставляться филиалами на местах.

Предприятия из стран ЦВЕ все чаще выступают в качестве инвесторов, находя соответствующие ниши в Западной Европе и внутри своего региона. Шансы их успешной интеграции в мировую сеть производства и сбыта напрямую зависят от прогресса структурных приспособлений западной экономики к меняющимся условиям на мировом рынке. Прямые инвестиции из стран ЕС помогут создать дополнительные рабочие места на Востоке Европы, не нанося ущерба занятости в Западной Европе. По оценкам, иностранные инвестиции в страны ЦВЕ могут обеспечить прирост рабочих мест в 0,5% от общей занятости в регионе (с. 132).

Чтобы ограничить массовую миграцию населения из стран ЦВЕ после их вступления в ЕС, целесообразно установить переходный период, в ходе которого следует ограничить перемещение рабочей силы на Запад, чтобы не вызвать опасного обострения социальной и политической напряженности.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.