РОССИЙВИЛЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.04.001 -98.04.020
МОСКВА 1998
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
98.04.017. ШЕЛЛИ К. Дж. ПОРТРЕТ ОБЛАДАТЕЛЕЙ СТЕПЕНИ МВА.
SHELLEY K.J. Portrait of the MBA // Occupational outlook quart. -Wash., 1997. - Vol.41, N 3. - P.26-33.
Автор реферируемой статьи К.Дж.Шелли, экономист Отдела планирования занятости (Office of employment projections) Бюро трудовой статистики США, отмечает, что в последние годы диплом высшего образования уже более не гарантирует его обладателям престижного положения в обществе, ученая степень в области права теряет свой блеск, в области медицины открывает все меньше дверей, и лишь степень магистра бизнес-администрации (Masters of business administration, MBA) по-прежнему сохраняет свою привлекательность. Получение МВА обеспечивает высокие стартовые оклады (от 65 тыс. до 83 тыс. долл.), более быстрое продвижение по службе и должности с высоким статусом (с.27).
Однако большинство недавних выпускников - новых МВА не получает столь высоких окладов. По свидетельству директора проектов и сервиса Международной ассоциации образования в области менеджмента (International association for management education) Х.Хикман, "пресса раздувает престиж лишь горстки МВА, которая, поступая на работу в банк в качестве консультантов по менеджменту и экспертов по инвестициям получает крупные оклады, суммы которых абсолютно не показательны для большинства МВА" (с.27). Указанные должности продолжают оставаться традиционными для карьеры МВА. В то же время специалисты в области делового администрирования трудятся почти в каждой отрасли экономики: от сельского хозяйства до гражданской авиации и здравоохранения.
В данной статье рассматриваются проблемы, касающиеся трудоустройства MB А, их служебных обязанностей и доходов.
Все фирмы независимо от того, производят ли они продукцию или заняты сервисом, нуждаются в специалистах, разбирающихся в основах бизнеса: маркетинге, бухгалтерском учете, финансах и оперативном менеджменте. За последние 40 лет в связи с увеличением спроса на специалистов в области бизнеса возросла численность выпускников вузов, получивших образование в области бизнеса, которые успешно проходят тестирование для поступления на продвинутые курсы в области бизнеса - Graduate management admissions test -GMAT. С середины 60-х годов, когда число стремившихся поступить на эти курсы составляло лишь 36 тыс. человек, этот показатель возрастал ежегодно на несколько десятков тысяч, достигнув пика в 300 тыс. человек в 1990/1991 уч.г. В 1996/1997 уч.г. - 284 тыс. 787 человек посещали занятия на курсах, что на 11% больше по сравнений с предыдущим годом.
Увеличилось также количество присуждаемых степеней МВД. Ежегодно с 1990 по 1994 г. изучение 700 программ успешно завершали 84 тыс. МВА, что сделало бизнес одной из самых популярных областей последипломного образования. Постоянно росло не только абсолютное число присуждаемых степеней МВА, но и их доля среди всех присуждаемых степеней магистра: в 1971 г. она составляла лишь 11%, в начале 80-х годов - 18%, с 1984 г. этот показатель колеблется уже от 23 до 24%. Значительно усилился и приток женщин в школы бизнеса продвинутого уровня. В середине 50-х годов они составляли лишь 5% среди подучивших МВА, в конце 90-х годов -более одной трети. Особенно резко возросло число женщин МВА в 70-е годы, когда их численность увеличилась более чем на тысячу процентов, что повысило долю МВА в общем показателе МВА с 11 до 18% (с.31).
Отсутствуют какие-либо данные относительно дальнейших темпов роста специалистов со степенью МВА, однако, по прогнозам Национального центра статистики в области образования, общее число присуждаемых степеней магистра должно вырасти с 406 тыс. в 1996 г. до 446 тыс. в 2006 г. Если МВА по-прежнему будут состав-
лять около одной четверти от общего числа магистров, то, согласно расчетам, ежегодно около 103 тыс. человек будут получать продвинутую степень по менеджменту в области бизнеса на протяжении следующего десятилетия, что составит более чем 20-% рост по сравнению со средним числом степеней, присуждаемых за 1990-1994 гг. (с.81).
Согласно данным ННФ, значительное большинство МВА, занятых полный рабочий день, в 1993 г. были заняты на должностях, тесно связанных с бизнесом и менеджментом. Виды деятельности МВА различны по характеру, но включают следующие функции, общие для большинства отраслей бизнеса и промышленности.
Бухгалтерский учет и финансы. Эти области бизнеса традиционно привлекают многих МВА. МВА, концентрирующиеся на бухгалтерском учете, могут работать в качестве дипломированных бухгалтеров иди штатных бухгалтеров в бизнесе. Они могут также заниматься финансовым анализом или аудиторской деятельностью в бизнесе, промышленности и в правительственных службах. Понятие финансы включает в себя все сферы работы с деньгами: от анализа использования фирмой ее денежных ресурсов до приобретения нового капитала. Банки, бухгалтерские фирмы, консультационные фирмы и страховые компании являются главными работодателями для этой категории МВА.
Общий менеджмент. МВА, занятые общим менеджментом, руководят реализацией контрактов, отделами сбыта и снабжения, осуществляют надзор за персоналом. В эту же категорию попадает ассистент менеджера по имуществу (в торговле), который участвует в определении цен, проводит интервью с будущими служащими, дает рекомендации при распределении товаров.
Управление человеческими ресурсами. МВА в этой области отвечают за значительную часть кадровых вопросов, включая найм и увольнение, подготовку персонала, определение уровня вознаграждения труда, развитие и координацию кадровой политики, прогнозирование потребностей в новом персонале. МВА, работающие в области управления человеческими ресурсами, имеются во всех отраслях производства.
Консультации в области менеджмента. МВА в этой области должен обладать отличными навыками общения и иметь определенный трудовой опыт. Они обычно занимаются решением организационных и технических проблем, вносят предложения для принятия решений и воплощения в жизнь нововведений. Оказывая услуги по консультированию, эти специалисты помогают различным фирмам разрабатывать и осуществлять стратегии менеджмента на высоком уровне. Они передают сложные методы управления бизнесом своим клиентам, давай советы по улучшению организации деятельности компаний. Другие консультанты по менеджменту специализируются лишь в одной области, в частности маркетинге, организации производства, человеческих ресурсах иди управлении информационными системами и могут проводить также экспертизу в некоторых отраслях промышленности.
Системы информации в области менеджмента (Management information systems (MJS). Новые возможности для карьеры продолжают возникать для МВА, специализирующихся в области MJS, благодаря прогрессу телекоммуникационных технологий и внедрению компьютерной .технологии чуть ли не во все сферы бизнеса и промышленности. Расширение использования новых систем в этой сфере увеличивает потребность в людях, способных осуществлять экспертизу и координировать компьютерные данные. Возможности для таких специалистов существуют во всех секторах экономики в связи с разработками и внедрением, дизайном и анализом информационных систем.
Маркетинг. МВА в области маркетинга - специалисты, представляющие продукцию потребителям и разрабатывающие новые виды продукции. Значительную часть маркетинга составляет проведение исследований, призванных определить потребности потребителя, а затем разрабатывать ту продукцию или сервис, которые бы отвечали этим запросам. Частью маркетинга является также разработка систем продажи и дистрибуции. МВА, работающие в маркетинге, нередко начинают свою деятельность в качестве ассистентов по маркетингу по таким проблемам, как разработка стратегии сбыта иди новых упаковочных форм. Все фирмы, производящие товары
или занимающиеся сервисом, имеют отделы или бюро по маркетингу.
Оперативный менеджмент, В этой области менеджеры должны обеспечить эффективную работу персонала и производства продукции фирмы. Здесь остро необходимы организационные навыки и знания в области человеческих отношений. Оперативные менеджеры разрабатывают и внедряют инновационные методы, использующие новые компьютерные технологии и совершенствующие процессы производства и сбыта продукции или услуг. МВА, занимающиеся оперативным менеджментом, работают в различных отраслях промышленности.
График на с.28 отображает занятость МВА в 1993 г. по видам деятельности: менеджеры высшего и среднего уровня, управляющие и администраторы - 34%; бухгалтеры, аудиторы и другие специалисты в области финансов - 19; занятые в области страхования, безопасности, риелтеры, обслуживающие бизнес; реализаторы в оптовой торговле и маркетинге - 12; другие профессии, связанные с'менеджментом - 9; инженеры, ученые в компьютерной области и физике -12; прочие - 14%.
Число получающих степени МВА постоянно увеличивалось с 3300 в 1956 г. до 93 тыс. в 1994 г. Это число, как ожидается, будет продолжать расти в следующем десятилетии. Существуют противоречивые данные о том, смогут ли эти десятки тысяч МВА найти себе в будущем применение на рынке труда. Некоторые эксперты считают, что рынок уже перенасыщен, поскольку численность МВА перекрывает количество рабочих мест. По словам директора программ последипломного обучения университета Дрейка Т.Парсел (Pursei), 10 лет назад обладание степенью магистра в этой области означало автоматическое получение высокой зарплаты. Сегодня же это лишь возможность для участия в конкуренции. Директор департамента, отвечающего за карьерное продвижение выпускников университета Индианы, А.Карри (Curry) считает, что нынешнее снижение темпов развития и реструктуризация экономики позволяет работодателям быть более разборчивыми при найме МВА.
16-6025
Другие же эксперты убеждены в том, что спрос на МВА после краткого периода стагнации в начале 90-х годов станет увеличиваться. Программы МВА высшего уровня гарантируют своим выпускникам отличные места с высокими окладами, причем 95% из них получают работу в пределах трех месяцев после окончания учебы. Опрос, проведенный исследовательским институтом занятости Мичиганского университета в 1995-1996 гг. на 527 промышленных предприятиях, в бизнесе, а также в правительственных учреждениях, принимавших на работу выпускников колледжей, показал, что должности в сфере бизнеса, включая те, которые требуют МВА, входят в число наиболее перспективных. А прогнозы профессиональной занятости, составленные Бюро трудовой статистики на 1996-2000 гг., показывают, что число вакансий для специалистов в области общего менеджмента и администрирования будет расти ежегодно в абсолютном выражении на 47 тыс. Спрос на консультантов по менеджменту и специалистов в области анализа бизнеса (а это еще одна профессия, предоставляющая места для новых МВА) будет, как ожидается, расти быстрее вышеупомянутых и обеспечит ежегодный прирост около 5200 новых вакансий.
Взвешивая перспективы для МВА, автор отмечает, что не все выпускники будут участвовать в конкуренции за новые места. По данным американской ассоциации университетских школ бизнеса (American assembly of collegiate schools of business - AACSB), около двух третей MBA представлены в секторе частичной занятости. Из них большинство получает эти места уже в период подготовки, необходимой для получения этой степени. Многие лица этой категории финансируются конкретными работодателями и не поступают на открытый рынок вакансий. AACSB в свою очередь выражает опасение, что для выпускников, желающих получить новую работу, степень МВА не является абсолютной [арантией занятости. "Не все МВА одинаково подготовлены и, хотя наличие диплома служит определяющим фактором, работодатели при найме принимают во внимание, где была получена степень и каковы персональные знаниям, каков тип диплома о высшем образовании и другие параметры. Те же
показатели учитываются при определении суммы денежного вознаграждения.
По данным опроса, проведенного Мичиганским университетом в 96/97 гг., средняя начальная зарплата новых обладателей степени МВА составляла 47200 долл., тогда как обладателей степени магистра в других областях - 39800 долл. Однако некоторые МВА получили значительно меньше 47 тыс. (с.30).
Многие МВА полагают, что высшее образование в области бизнеса дает им преимущество перед остальными студентами, так как они обладают лучшими шансами магистра для трудоустройства и зарплаты. Действительно, опрос, проведенный Международным институтом Гэллапа в 1995 г., показал, что 35% тех, кто планирует изучать менеджмент на продвинутом уровне, получил и высшее образование в области бизнеса. Около половины допущенных к тестированию по системе YMAT также имели диплом о высшем образовании в области бизнеса. По данным Ассоциации колледжей и работодателей (National association of colleges and employers) более чем за 30 лет, лица, имевшие диплом о высшем техническом образовании, получали оклады на 10-12% выше, чем зарплата специалистов, имевших другое базовое образование. Управляющие кадрами соглашаются с тем, что владение технической экспертизой рассматривалось в течение долгого времени как дополнительный плюс для МВА.
Большинство программ МВА позволяют студентам самим избрать направление обучения. Одним из последних весьма распространенных понятий в сфере последипломного образования по менеджменту является "техно-MBA" или МВА с технической подготовкой. Согласно данным журнала "Computer careers ", начальная зарплата изучавших программы "техно-MBA" высшего уровня составила 53375 долл. - сумма, равная или превышающая оклады многих других специальностей МВА. В журнале отмечается, что лишь 3% всех получивших МВА в последние годы имеют специализацию "техно-MBA", что делает их достаточно редкими специалистами.
С другой стороны, многие фирмы стремятся привлечь специалистов с предпринимательским духом, людей с навыками довольно
широкого плана. В 1996 г. средний доход МВА, занимающихся общим менеджментом, оказался выше, чем у остальных специалистов.
Программы подготовки МВА сильно различаются между собой. Лишь 300 из 700 программ в США аккредитованы, т.е. отвечают стандартам, признанным как бизнесом, так и научным сообществом в области бизнеса. Программы МВА различны по типу и объему предлагаемых учебных курсов, академической репутации, квалификации преподавательского состава и т.д. Считается, что программы наиболее высокого уровня представляют исключительную ценность в глазах работодателей, школ бизнеса, студентов и СМИ, а их выпускники имеют прекрасные шансы на успех. Выпускники, освоившие эти программы, пользуются повышенным спросом при найме и получают наиболее высокую зарплату. Прием на обучение по этим программам невелик, что порождает значительную конкуренцию при поступлении.
Допуск к программам высшего уровня производится после тестирования и собеседования, определяющего способности к руководящей работе, а также наличие трудового опыта. Некоторые учебные заведения требуют также предоставить письменные работы и рекомендации. В университете Вирджинии в 1997 г. более 3100 кандидатов боролись за 240 мест. Большинство учебных планов подготовки МВА предполагают наличие у студентов трудового опыта и определенного уровня знаний. Предшествующий обучению трудовой опыт особенно важен для тех, кто занимается по программам, использующим ситуационный метод обучения. Опыт, непосредственно связанный с бизнесом или консалтингом считается плюсом при приеме на работу, но еще большее значение имеет наличие общего представления о мире труда. Ученые университета Айовы опросили 249 предпринимателей и установили, что те из них, кто нанимает людей с опытом трудовой жизни, делает это из-за их большего понимания практической работы в бизнесе, знаний в области конкуренции и реалистичности их ожиданий в отношении продвижения по службе. Автор приводит данные об окладах МВА в зависимости от продолжительности стажа работы, опубликованные Национальной ассоциацией колледжей и предпринимателей (с.32).
Стаж работы
Размер зарплаты (в долл.)
1 год или меньше от 1 года до 2 лет от 2 до 4 лет свыше 4 лет
41300 47200 52700 58200
Лишь около 1/5 лиц, зарегистрированных в 1995/96 уч.г. для тестирования на IMAT, были в возрасте 23 лет или моложе. В последние годы возраст выбирающих самые престижные программы МВА составлял 26 лет, а по данным ННФ, половина всех МВА при получении степени были в возрасте 30 лет. Опрос ННФ показал также, что доход МВА, который в 1998 г. были в возрасте 41 года, существенно различается в зависимости от специализации. Хотя его средний показатель для всех МВА составлял 56400 долл., МВА, занятые на конторской службе в качестве административного вспомогательного персонала, в среднем получали 24900 долл., менеджеры высшего и среднего уровня и администраторы получали 70100 долл.
В последние годы усиление конкуренции заставило американскую промышленность все чаще прибегать к услугам консультантов по менеджменту для оказания помощи в сокращении издержек, выработки направления деятельности и стратегии маркетинга. Ожидается, что дальнейшие изменения в мире бизнеса также приведут к увеличению спроса на консультантов п!о менеджменту. Фирмы будут использовать консультантов для внедрения новых технологий, приспособления ко все более многочисленным и усложняющимся правительственным установкам и к изменениям потребностей в рабочей силе. Службы консультантов по менеджменту растут быстрее и, как ожидается, будут расти и дальше.
При приеме на должность консультантов обычно требуется, чтобы обладатель степени МВА имел базовое высшее образование по профилю консалтинговой фирмы. В 1994-1995 гг. в среднем 24% завершивших изучение одной из 35 ведущих программ МВА получили должности консультантов по менеджменту на фирмах. Процветание консалтингового бизнеса привело к резкому росту зарплаты в
(с.32).
этой сфере, поскольку работодатели конкурируют за лучших специалистов. По данным Ассоциации фирм по консалтинговому менеджменту (Association of management consulting firms), получившие степень MBA в одной из 50 важнейших школ бизнеса и вступившие в индустрию консалтингового менеджмента в 1994-1995 гг., получали в среднем 61800 долл. по сравнению с 55 тыс. долл. в других областях менеджмента (с.38).
Инвестирование в программы МВА высшего уровня приносит очень хорошие дивиденды. Успешно изучавшие их поступают на работу в национальные и международные фирмы. Многие выбирающие эти программы отказываются от рабочих мест и потенциальных доходов в течение двух лет учебы. Обучающиеся на степень МВА зачастую несут еще большие финансовые потери, поскольку для школ бизнеса выделяется стипендий меньше, чем для студентов в других областях последипломного обучения. Стоимость только обучения в частной школе для студентов из других штатов по одной из 20 программ высшего уровня составляет в среднем 21500 долл. в год. Плата за проживание, питание и другие расходы требуют еще больших затрат. Не все перспективные студенты хотят или в состоянии оплатить столь высокую стоимость очного последипломного образования в области бизнеса. Некоторые из них вынуждены работать во время учебы, сохранять свое место жительства или найти себе применение в малых фирмах. v
Большое число учебных заведений США, включая те, которые входят в 20 наиболее престижных, ими вечерние отделения и отделения обучения в выходные дни. Работающие студенты могут также рассчитывать на финансовую помощь со стороны корпораций. Многие работодатели оплачивают частично или полностью расходы своих работников, обучающихся по программе МВА, которые решают остаться работать на фирме. Студенты, проживающие далеко от учебного заведения, могут рассчитывать на дистанционное обучение, которое обеспечивает многие учебные заведения. Заочное обучение имеет различные формы, но обычно включает курсы по телевидению и видеокассеты.
Одним из путей обеспечения студентов средствами на последипломном уровне обучения может служить работа в качестве ассистента или другая какая-либо практическая работа. Если некоторые перспективные студенты считают плату за обучение в частных колледжах чрезвычайно высокой, то они могут посещать государственные учебные заведения, где эта плата ниже, особенно для жителей данного штата.
Л.Г.Можаева
98.04.018. РЕСТРУКТУРАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРАЛИИ / РИЧ Д., ПИТМЕН Э„ ГОСПЕР М„ ДЖЕКОБСОН К.
Restructuring of Australian higher éducation: information technology in geography teaching a. learning / Rich В., Pitman A. Gosper M., Jacobaon C.//Austral, geographer. - Sydney, 1997. - Vol. 28, N 2. - P. 135-157.
В работе сотрудников университета Маккуори (Австралия) рассматриваются изменения в системе образования в последние десятилетия, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами: переходом к массовому высшему образованию, структурными нововведениями, модернизацией учебного процесса и внедрением в образовательную среду информационной технологии (ИТ). Один из разделов статьи, посвященный /использованию ИТ в изучении географии, в реферате не отражен.
Высшее образование в Австралии вступает в период значительных преобразований, вызванных реформами и сокращением финансирования, осуществляемыми новым федеральным правительством в 1996 г. По словам авторов, существующая система образования уже приблизилась к пределу своих возможностей адаптироваться к внешнему и внутреннему давлению и вынуждена постепенно трансформироваться в крупномасштабную структуру. Резкое увеличение численности студентов и изменение их потребностей обусловили суть и направление этих преобразований.
В работе затрагиваются следующие темы: изменения политической и экономической среды высшей школы; трансформация це-