россиашмсьАКАДЗДиянАУк
институт научной информации
по общественным наукам
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
реферативный журнал серия 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.04.001 -98.04.033
москва 1998
Совета в Каннах было выделено 4,7 млрд экю в специальный Фонд развития стран Юга и обещано предоставление соответствующих ссуд через Европейский банк инвестиций" (с 203)
Тем не менее, средиземноморский пакт не смог бы обеспечить, подчеркивает автор, быстрое создание системы коллективной безопасности в регионе во-первых, процесс ближневосточного мирного урегулирования включает и свои собственные механизмы во-вторых, такие проблемы, как кипрская и проблема Западной Сахары рассматривавшиеся до нынешнего времени как относящиеся исключительно к компетенции ООН, могли бы стать предметом широкого обсуждения в рамках "евросреди-земноморья" Средиземноморский пакт мог бы стать, заключает автор, "инструментом регулярного диалога по вопросам безопасности и сближения в восприятии принципов и методов поддержания мира создании системы предупреждения и предотвращения кризисов' (с 206)
В Н Бабенко
98 04 012 СИДОРОВ АЮ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1917-1922 ) -М МГИМО, 1997 - 173 с - Библиогр с 159-173
В книге, посвященной дальневосточной политике Советской России предпринята попытка по-новому исследовать данную тему на базе недоступных ранее архивных источников Она состоит из введения четырех глав и заключения
Представляя во введении довольно обстоятельный обзор источников и титературы, автор указывает на существующие пробелы в отечественной и зарубежной историографии, которые в какой-то мере должна восполнить данная монография
В первой главе анализируется внешняя политика Советской России на Дальнем Востоке в период гражданской войны и интервенции стран Антанты (ноябрь 1917 - январь 1920 гг ) На Дальнем Востоке как и в Европе, первые внешнеполитические шаги советского государства выводили его, отмечает автор, за
рамки сложившейся системы международных отношений и породили комплекс проблем, составивших в дальнейшем предмет переговоров о восстановлении взаимовыгодного сотрудничества с дальневосточными государствами отказ от коммунистической пропаганды, правоприемство в отношении дореволюционных договоров, признание старых государственных долгов, экономическое сотрудничество в условиях советской монополии внешней торговли и т д (с 15)
Рассматривая политику Советской России в 1917-1918 гг в отношении Китая, автор указывает, что она "включала в себя отказ от наиболее одиозных элементов "классического" колониализма -боксерской контрибуции, концессий, прав экстерриториальности, -хотя и не предполагала полного аннулирования дореволюционной договорно-правовой базы двусторонних отношений" (с 21) Такая политика была обусловлена стремлением правительства большевиков добиться официального признания со стороны Пекина Тем не менее, после неудачной попытки "советизации" территории, прилегающей к КВЖД, и провала переговоров в Петрограде советское правительство убедилось в том, что Китай следует в фарватере политики государств Антанты и какие-либо сепаратные" договоренности с ним маловероятны
Возможность японской интервенции на территорию российского Дальнего Востока и Сибири получила новое подтверждение после обсуждения этого вопроса на пятой и шестой сессиях Верховного совета Антанты в марте и июне 1918 г Япония выразила готовность, подчеркивает автор, направить на Восточный фронт до 250 тысяч солдат и еще 150 тысяч в течение последующих нескольких месяцев Однако США решительно воспротивились этому, так как президент В Вильсон считал данную идею "опасной химерой и игнорировал многочисленные просьбы о ее поддержке со стороны английского министра иностранных дел АБальфура и главнокомандующего Западным фронтом маршала Фоша" (с 23) Именно соперничество между Японией и США в этот период способствовало, отмечает автор,
переносу на более поздний срок начало японской агрессии на Дальнем Востоке
Следует отметить, что после начала гражданской войны на Дальнем Востоке нарастал политический хаос Так, в апреле -сентябре 1918 г Советская власть в крупных городах -Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Верхнеудинске и Чите - была свергнута, а на смену ей пришли земские правительства, составленные в основном из представителей эсеров и меньшевиков Восстание чехословацкого корпуса имело, подчеркивает автор, далеко идущие международные последствия, главным из которых стало изменение позиции США по вопросу об интервенции в Россию Утвердившись во Владивостоке, чехи обратились к странам Антанты за помощью, обосновав свою просьбу тем что контролировавшаяся ими ранее железная дорога на некоторых участках за Байкалом захвачена австро-германскими военнопленными, которых якобы вооружили большевики 2 июля 1918 г Верховный совет Антанты в третий раз призвал В Вильсона направить американские войска в Россию И уже 6 июля 1918 г американский президент принял решение об отправке на Дальний Восток 7 тысяч солдат для помощи чехам и охраны Транссибирской магистрали восточнее Иркутска Кроме того, В Вильсон дал согласие на участие в данной экспедиции 7 тысяч японских военнослужащих В конце июля численность японского экспедиционного корпуса была увеличена до 12 тысяч человек (с 27), а в ноябре 1918 г она превысила 70 тысяч военнослужащих К тому же, во Владивостоке высадился небольшой отряд английских войск, а французский генерал Жанен был назначен командующим чехословацкими войсками в Сибири В окресностях Никольска и Хабаровска с августа 1918 г до весны 1920 г размещались 1800 китайских солдат, охранявших жеаезную дорогу (с 28)
Таким образом, акция стран Антанты на Дальнем Востоке очень быстро вышла за рамки целей и масштабов, определенных
В Вильсоном, а со стороны Японии она приобрела характер неприкрытой военной интервенции
После разгрома Колчака американское правительство более не видело на российском Дальнем Востоке политической силы, как отмечает автор, которую стоило бы поддерживать Земские власти были очень слабы и не имели в своем распоряжении никаких войск, а казачьи атаманы Семенов и Калмыков находились в сильной зависимости от Японии и не имели никакого политического веса
Вторая глава посвящена новым направлениям в советской дальневосточной политике, связанным с проблемами образования Дальневосточной Республики и "мирного изживания" японских интервентов, развития отношений с Китаем и Монголией В конце 1919 г войска Красной Армии приблизились к Иркутску и Нижнеудинску, где находились японские гарнизоны, в результате чего возникла ситуация, отмечает автор, согласно которой дальнейшее освобождение Дальнего Востока стало невозможным без войны с Японией
24 февраля 1920 г нарком иностранных дел Г В Чичерин предложил японскому правительству вступить в мирные переговоры и указал, что РСФСР признает особые экономические и торговые интересы Японии на Дальнем Востоке Он дал понять японскому руководству, что советское правительство готово пойти навстречу "японским устремлениям", которые могли бы найти отражение в двустороннем соглашении (с 37) Однако в Токио данное предложение осталось без ответа И большевистское правительство нашло нестандартную дипломатическую комбинацию, заключавшуюся в создании на российских дальневосточных территориях "буферного" буржуазно-демократического государства 6 апреля 1920 г в Верхнеудинске ■Учредительный съезд Забайкалья провозгласил создание Дальневосточной Республики' (ДВР), в правительство которой были приглашены представители всех политических партий и национальностей Кроме того, была обещана амнистия солдатам и
офицерам армий Колчака и Семенова, заявлено об отмене смертной казни и введении демократических свобод
24 мая 1920 г на станции Гонгота между делегациями Японии и ДВР начались переговоры о перемирии, в ходе которых японская сторона согласилась, как отмечает автор, прекратить поддержку атамана Семенова в обмен на гарантии представителей Дальневосточной Республики обеспечить "некоммунистический характер" буферного государства 3 июля 1920 г японское правительство объявило о выводе своих войск из Забайкалья, а 15 июля ДВР и Япония подписали соглашение о перемирии
После завершения процесса становления ДВР (апрель 1920 -апрель 1921 гг.) в дальневосточной политике РСФСР наступил этап, пишет автор, когда многие свои внешнеполитические акции она могла проводить от имени "буржуазно-демократического государства", что значительно повышало их эффективность и давало возможность предотвратить военный конфликт между Японией и Советской Россией (с.48)
Еще в процессе "изживания" японских интервентов из Сибири и Дальнего Востока Советская Россия предприняла в начале 1920 г усилия по налаживанию отношений с Китаем. Следует отметить, что декларации 1919 и 1920 гг , которыми Советская Россия была готова нормализовать отношения с Китаем на очень выгодных для него условиях, не смогли склонить Пекин к контактам с большевиками Поэтому после образования ДВР советское правительство стремилось добиться сближения с Китаем, используя дипломатические возможности буферного государства Однако переговоры дипломатической миссии ДВР во главе с И Л Юриным в Пекине завершились безрезультатно Тем не менее, проводимая большевиками политика широких уступок, подчеркивает автор, "давала Китаю повод для ликвидации явочным порядком прав и привилегий России, приобретенных ею как великой державой в период до Октябрьской революции" (с 55) К тому же, к концу 1920 г Китаю удалось самостоятельно "реализовать" весь пакет уступок, заявленных большевиками в рамках проводимой ими по-
литики В то же время попытки советской дипломатии установить официальные отношения с Пекином оказались безуспешными, так как он по сути дела "игнорировал Советскую Россию, у которой, в свою очередь, пока еще не было никаких рычагов силового воздействия на Китай, способных сделать восточного соседа более сговорчивым" (с.57).
В 1920-1921 гг. проблема Монголии приобрела, как отмечает автор, в советской дальневосточной политике большое значение, что было обусловлено прежде всего революционными событиями в этой стране, в подготовке которых самое активное участие принимала наша страна "Советская Россия, распространив свое влияние на Монголию вначале из чисто тактических соображений, решила закрепиться в ней надолго, усматривая в Монголии важный "козырь" своей дальневосточной политики" (с.69).
В третьей главе рассматриваются проблемы советской дальневосточной политики накануне и в период Вашингтонской конференции (июль 1921 - февраль 1922 гг ). Анализируя мероприятия, предпринятые Советской Россией во второй половине 1921 г создание более респектабельного "имиджа" Дальневосточной Республики и контакты ДВР с деловыми кругами США, миссия Пайкеса в Китае и переговоры в Дайрене, - автор считает, что хотя они и не привели к ожидаемым результатам, там не менее не были бесплодными Так, "торговая" делегация ДВР была приглашена в Вашингтон, а между Китаем и РСФСР впервые после октября 1917 г был налажен диалог. К тому же начались переговоры между ДВР и Японией
В повестке дня открывшейся 12 ноября 1921 г Вашингтонской конференции был и "русский вопрос", который включал два аспекта присутствие на российской территории японских войск и положение на КВЖД В результате обсуждения данного вопроса 21-24 января 1922 г на конференции практически все ее участники осудили присутствие японских войск в Приморье и на Северном Сахалине, а японский представитель Сидэхара пообещал, что Япония выведет свои войска с российской территории Что касает-
ся вопроса о КВЖД, то конференция приняла резолюцию в соответствии с которой железная дорога должна быть возвращена России как законному владельцу
Таким образом, Вашингтонская конференция не привела к созданию единого антисоветского фронта на Дальнем Востоке, чего так опасались большевики, а наоборот "объективно улучшила, - как подчеркивает автор, - международные позиции Советской России в этом регионе" (с 96)
В четвертой главе анализируются основные направления советской внешней политики на Дальнем Востоке в марте - декабре 1922 г После Вашингтонской конференции в советской дальневосточной политике обозначились, отмечает автор, новые акценты Так, 18 марта 1922 г в Москве был подписан договор об экономическом союзе между РСФСР и ДВР Если ранее эти два государства, чтобы не раздражать Японию и США, уклонялись от юридического оформления двусторонних отношений, то теперь с подписанием договора фактически начался процесс формального сближения двух государств, призванный подготовить почву для включения ДВР в состав Советской России В то же время это двустороннее соглашение должно было, как считает автор, "продемонстрировать Японии рост советского влияния в ДВР с целью сделать ее более сговорчивой на Дайренских переговорах" (с 97) Хотя Япония и добилась их срыва, 24 июня 1922 г она вынуждена была официально объявить о выводе к 25 октября ] 922 г японских войск из Приморья
Неурегулированные проблемы между ДВР и Японией были в центре внимания конференции, открывшейся 5 сентября 1922 г в Чанчуне Причем, Япония согласилась на участие в данной конференции делегации Советской России при условии, что переговоры будут вестись на основе проектов, подготовленных в Дайрене, а российская делегация примет участие только в обсуждении экономических проблем Дальнего Востока Тем не менее объединенная делегация РСФСР-ДВР отклонила ультимат\м о немедленном подписании договора, согласованного в Дайрене, предъявленный
26 сентября 1922 г японской стороной На этом Чанчуньская конференция завершилась На ней обозначился поворот в политике Советской России на Дальнем Востоке, базировавшийся до этого на поэтапных экономических и политических уступках Японии со стороны ДВР, что застало врасплох японскую делегацию. Кроме того, стал очевидным отказ РСФСР от буфф ной политики, означавший, как подчеркивает автор, что судьба ДВР уже была предрешена (с 108). Более того, на сентябрьских 1922 г выборах в Народное собрание ДВР убедительную победу одержали большевики, что открывало возможность упразднения Дальневосточной Республики легальным путем. 13 ноября 1922 г. на заседании вновь избранного Народного собрание ДВР было принято решение об установлении на территории республики Советской власти и воссоединении ее с РСФСР
Завершение японской интервенции и ликвидация ДВР ознаменовали, отмечает автор, завершение важного этапа советской внешней политики по отношению к Японии Основные цели данной политики - "мирное изживание" японской интервенции и недопущение войны с Японией - были достигнуты (с. 110). Естественно, что укрепление международных позиций Советской России на Дальнем Востоке не могло не отразиться на развитии российско-китайских отношений. Осенью 1922 г. впервые после Октябрьской революции в политике РСФСР в отношении Китая "зазвучали державные нотки, проявилось стремление отстаивать государственные интересы даже в ущерб интересам китайской революции" (с 126).
Подводя итоги советской внешней политики на Дальнем Востоке, автор отмечает, что в 1917-1922 гг. "в ней ярко проявились такие стороны политической тактики большевиков, как их умение оценивать реальное соотношение сил, способность к политическому лавированию и готовность во имя сохранения власти идти на широкие компромиссы, что в заметной степени предопре-
17-5910
делило эффективность проводимого ими политического курса" (с 132)
В H Бабенко
98 04 013 РУССКО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XIX В Сб арх док и материалов /РАН Ин-т востоковедения, Рос гос воен -ист ар\ Сост Вигасин А А и др , Отв ред Шаститко П M - M Воет лит РАН, 1997 - 374 с - Указ имен с 360-368
Сборник является продолжением двух изданий о русско-индийских отношениях в ХУЛ и XVH1 вв , вышедших соответственно в 1958 и 1965 гг под редакцией К А Антоновой и H M Гольдберга Абсолютное большинство опубликованных в сборнике документов (свидетельствующих о политических, ди-ппоматических, экономических, научных, военных и культурных связях между народами России и Индии) впервые представлено в российской историографии Материалы (174 архивных документа и материала - из Архива внешней политики Российской империи, Российского государственного военно-исторического архива, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, Рукописного отдела Российской государственной библиотеки, Отдела письменных источников Государственного исторического музея, Архива Российской академии наук, Национального архива Индии (Дели) и др ) снабжены подробным научным комментарием и указателем
Вступительная статья дин П M Шаститко дает представление об истории культурных и научных связей России и Индии в XV1L1 в месте восточного-азиатского направления во внешней политике Российской империи XIX в , а также характере соотнесенности представленных документов с ключевыми событиями международной политики (с 5-13)
Представленные в сборнике документы показывают, что вовлеченность России в находящийся в постоянной динамике процесс гпобального переделя мира детерминировалась экстенсивным принципом' как одним из основных критериев оп-