ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
Р.А. Мировицкая'
ОЧЕРК ИСТОРИИ РАННИХ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ (20-е годы ХХ века)
Аннотация. Очерк посвящен интересной и малоизученной теме — хронике и анализу особенностей становления отношений молодой Советской России с Китайской Республикой в 1920-е годы. Статья написана на основе большого массива редких архивных материалов.
Ключевые слова: РСФСР, СССР, Китайская Республика, КВЖД, ДВР, Антанта, Япония.
В Китае в послесиньхайский период, как и в России до Октябрьской революции, дипломатические и консульские службы западных держав продолжали свою деятельность. Дипломатический корпус в Пекине играл весьма заметную роль в политической жизни страны. Как и в досиньхайское время, дипломатические представители иностранных государств в Китайской Республике пользовались всеми правами и привилегиями, зафиксированными в неравноправных договорах.
* Мировицкая Раиса Анатольевна, к.и.н., в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
Первая мировая война и ее последствия для Китая привели к созданию новой расстановки сил в системе международных отношений на Дальнем Востоке, в орбиту которой оказалась вовлечена и Россия (позже — СССР). По итогам Первой мировой войны Япония получила благоприятные возможности для превращения Китая в сферу своего монопольного влияния: она не только захватила все бывшие германские владения на территории Китая, но и осуществила интервенцию на территорию России.
С марта 1916 г. российским посланником в Китае был князь Н.А. Кудашев. Верительные грамоты Кудашев вручил президенту КР 4 июня 1916 г. Пришедшее к власти в результате Февральской революции в России (1917 г.) Временное правительство сохранило старые договоры и соглашения с Китаем. Центральный аппарат МИД и загранучреждения России практически не претерпели изменений. В марте 1917 г. российское правительство подтвердило полномочия Кудашева новыми верительными грамотами, которые посланник вручил президенту Китая.
После победы Октябрьской революции первый нарком по иностранным делам Советской России Л.Д. Троцкий (8 ноября 1917 г. — 23 февраля 1918 г.) предложил всем сотрудникам МИДа служить новому правительству так же, как они служили ранее царскому и временному правительствам. Чиновники МИДа единодушно ответили отказом на это предложение новой власти. Аналогичной была реакция подавляющего большинства российских дипломатических сотрудников, работавших за рубежом.
Советское правительство предложило Н.А. Кудашеву от имени наркома по иностранным делам Л.Д. Троцкого в случае его несогласия с политикой советского правительства сдать миссию в Пекине другому лицу. На это предложение, полученное в Пекине 1 декабря 1917 г., Кудашев не ответил. 5 декабря 1917 г. последовал новый запрос из России, и на него ответ также получен не был. Не дали согласия сотрудничать с Советской властью и многие другие дипломатические сотрудники старой России. Поэтому 9 декабря 1917 г. все они были уволены со своих постов без права на пенсию и поступления на какие-либо государственные должности. Полномочным представителем Советской России в Китае был назначен А.Н. Вознесенский. Пе-
кинское правительство тем не менее не лишало Кудашева и русских консулов в Китае прежних прав и привилегий.
В июле 1918 г. новый нарком по иностранным делам Г.В. Чичерин изложил позицию Советской России по отношению к Китаю, основанную на принципах равенства и добрососедства. 25 июля 1919 г. Советское правительство выступило с известным «Обращением к китайскому народу и правительствам Южного и Северного Китая». В Обращении говорилось, что Советское правительство еще в 1917 г. объявило неправомочными все тайные договоры, заключенные царским и Временным правительствами с Китаем, и предлагало установить отношения между двумя странами на принципах советской внешней политики. Советская программа развития отношений с КР стала известна в Китае в апреле—мае 1920 г., в основном из советских документов, опубликованных в китайских средствах информации.
23 сентября 1920 г. был опубликован Декрет президента КР, в котором говорилось о прекращении признания российского посланника и консулов досоветской России официальными представителями России в Китае. Старая русская дипломатическая и консульская служба в Китае официально были закрыты 1 января 1921 г.
На протяжении 1921—1923 гг. Советское правительство предпринимало неоднократные попытки начать переговорный процесс с Китаем с целью возобновления дипломатических и торговых отношений между странами. Но только после того, как были нормализованы отношения между Советским государством и рядом стран Европы, после направления в Китай из России дипломата в ранге заместителя наркома по иностранным делам — Л.М. Карахана, в Китае начались переговоры об установлении дипломатических отношений между двумя странами, завершившиеся успехом. Первый советско-китайский договор («Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой») был подписан в Пекине 31 мая 1924 г.
Гражданская война и иностранная интервенция на территории России привели к резкому ослаблению международных по-
зиций России на Дальнем Востоке. В конце 1917 г. китайские войска взяли под свой контроль Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В Северную Маньчжурию, которая согласно Портсмутскому договору (1905 г.) являлась российской сферой влияния, была введена японская армия. В апреле 1918 г. японские интервенты высадились во Владивостоке, а в августе 1918 г. японская армия оккупировала Приамурье, Приморье, Забайкальский край. Действия Японии были поддержаны США, Великобританией, Францией, однако военные силы указанных государств были несоизмеримы с японскими.
Поводом для международной интервенции держав послужил мятеж чехословацкого корпуса в России. Вмае 1918 г. чехи и словаки подняли мятеж, свергли Советскую власть в городах, расположенных на всем протяжении Транссибирской железной дороги. Летом и осенью 1918 г. к востоку от Урала было создано около 20 областных антибольшевистских правительств; в ноябре 1918 г. они были объединены под властью Сибирского правительства в Омске. Его возглавил бывший командующий Черноморским флотом адмирал А.В. Колчак. В 1919 г. страны Антанты создали Межсоюзнический комитет во главе с представителем США для управления российскими железными дорогами — Транссибирской и КВЖД. Комитет должен был обеспечить завершение эвакуации чехословацкого корпуса из России, а также оказывать поддержку белому движению в стране. На Парижской мирной конференции страны Антанты рассматривали вопрос об официальном признании правительства Колчака. Признание же Советской России де-юре державами Антанты зависело от положения на фронтах гражданской войны. К апрелю 1920 г. США, Великобритания и Франция вывели свои армии с территории российского Дальнего Востока. К этому времени Красная Армия освободила всю Западную Сибирь до Байкала. В Иркутске А.В. Колчак был выдан чехами советским властям и вскоре казнен.
Разгром белого движения в Сибири ознаменовал собой начало перелома в гражданской войне в пользу РСФСР. Для США и их союзников интервенция потеряла смысл. Япония же не только не последовала примеру своих союзников, но и, наоборот, усилила свое военное присутствие на Дальнем Востоке.
Весной 1920 г. части Красной Армии, наступавшие в районе Байкала, встретились с японскими войсками. В Москве не хотели войны с Японией. На западе назревала война с Польшей, и Советской России не нужна быша война на два фронта. В Москве приняли решение продолжить борьбу с интервентами, включая Японию, исключительно политико-дипломатическими методами, и с этой целью бышо решено создать на востоке «буферное» буржуазно-демократическое государство. 6 апреля 1920 г. бышо провозглашено создание Дальневосточной Республики (ДВР). В состав ДВР со столицей в Чите вошли Забайкалье, Приамурье и Приморье.
В 1921 г. в Чите бышо созвано Учредительное собрание, принявшее конституцию нового государства. ДВР не быша советизирована. Это бышо многопартийное государство; в республике быши разрешены частная собственность, частная торговля, в качестве валюты использовался царский золотой рубль. В Москве создание ДВР рассматривалось как тактический ход. После завершения борьбы с иностранной интервенцией это государство предполагалось упразднить.
После создания ДВР США, Япония, а также КР установили с новой республикой отношения де-факто. Власти ДВР направили в КР дипломатическую миссию, возглавлявшуюся А.Ф. Огаревым, затем — И.Л. Юриным. Однако власти КР ограничились лишь контактами с ней чисто протокольного плана. Китай занял выжидательную позицию, наблюдая за развитием отношений ДВР с США и Японией. Оба государства установили с ДВР неофициальные контакты, открыши в Чите свои консульства. В 1920 г. власти ДВР и представители японского командования подписали соглашение о перемирии. В Токио надеялись со временем взять ДВР под свой контроль.
Японские военные довольно быстро убедились, что ДВР не является суверенным государством и фактически управляется из Москвы. Весной 1921 г. японцы свергли власть ДВР в Приморье, передав ее крупному предпринимателю С.Д.Меркулову.
Создание ДВР позволило Москве использовать в своих интересах противоречия между Японией и США. Американские власти быши против присутствия японских войск на российской
территории. Вместе с этим США заняли позицию непризнания большевистской России как режима, нарушающего фундаментальные ценности демократии. В лице ДВР они нашли удобного партнера, с которым можно бышо взаимодействовать против японцев, не поступаясь принципами непризнания Советской России.
На состоявшейся в 1922 г. Вашингтонской конференции много внимания уделялось обсуждению положения в России. США, заинтересованные в том, чтобы сохранить Россию как противовес Японии, заявили, что конференция должна защитить интересы России и добиться вывода с русской территории японских войск. В Вашингтон быша приглашена делегация ДВР. Делегации быт оказан дружественный прием: она быша принята госсекретарем США. Дискуссия на конференции показала, что ни одна из держав не приветствовала японское присутствие на российском Дальнем Востоке. Япония вынуждена быта заявить, что выведет войска из Приморья. Конференция приняла резолюцию по КВЖД, подтвердила полномочия Межсоюзнического комитета по управлению дорогой. Техническая подкомиссия Вашингтонской конференции признала, что КВЖД является собственностью русского правительства и что недопустима передача прав на железную дорогу другим государствам (имея в виду Японию и Китай).
После Вашингтонской конференции обе континентальные державы — Россия и Китай — не могли стать серьезным фактором международной стабильности в АТР: Китай — из-за внутриполитической слабости и фактической децентрализации страны, Советская Россия — из-за чрезмерной идеологизации ее внешней политики и продолжавшейся в стране гражданской войны.
В соответствии с решением Вашингтонской конференции, Япония начала подготовку к выводу своих войск с территории российского Дальнего Востока, однако рассчитывала в ответ добиться от ДВР политических и экономических уступок. На Дайренской конференции (август 1921 г. — апрель 1922 гг.) японская сторона потребовала от ДВР предоставления ей льготных условий на получение концессии по разработке полезных ископаемых, права свободного судоходства по Амуру и др. Делегация
ДВР поначалу затягивала переговоры, а затем отвергла ряд требований, предъявленных Японией. Конференция быша прервана.
25 октября 1922 г. завершился вывод японских войск из Владивостока. ДВР таким образом исчерпала свою миссию: вооруженный конфликт между Японией и Советской Россией быт предотвращен. 13 ноября 1922 г. Народное собрание ДВР проголосовало за ликвидацию ДВР и ее воссоединение с РСФСР. Территориальная целостность российского государства на Дальнем Востоке быша восстановлена.
Руководители Советского государства придавали большое значение развитию советско-китайских отношений. В двух советских декларациях и заявлениях (1919 и 1920 гг.), подписанных Л.М. Караханом, Советское государство объявило о своем отказе от прав и привилегий царской России и Временного правительства в Китае, таких, как концессии, консульская юрисдикция, экстерриториальность граждан, доля в «боксерской» контрибуции и т. д. По указанным в советских декларациях вопросам, а также по режиму КВЖД, которая являлась собственностью России, необходимо бышо провести советско-китайские переговоры и юридически закрепить новые основы взаимоотношения двух стран, согласно международной практике, в двустороннем договоре.
Учитывая особенности внутриполитической ситуации в КР, советские Обращения к Китаю 1918—1919 гг. имели несколько адресатов: китайскому народу, а также правительствам Южного и Северного Китая. К осени 1922 г. сложились благоприятные условия для дальнейшего развития отношений между РСФСР и КР. Это бышо связано с окончанием войны на Дальнем Востоке и укреплением международного престижа России. Быши заключены торговые договоры и соглашения новой России с Англией, Италией, Германией, Австрией, Швецией и др., складывались равноправные дружественные отношения Советской России со странами Востока — Ираном, Афганистаном, Турцией.
Советский Союз считал необходимым установить дипломатические отношения с центральным правительством Китая в Пекине. Наряду с этим СССР взял курс на тесное сотрудничество с партией Сунь Ятсена.
Российский дипломат А.А. Иоффе стал первым дипломатическим представителем СССР в Китае. Параллельно с дипломатической деятельностью он активно взаимодействовал с представителями китайской общественности, установил прямые контакты с Сунь Ятсеном и Гоминьданом, базой которого был в тот период Южный Китай. По итогам контактов с Сунь Ятсеном 26 января 1923 г. было подписано совместное Коммюнике о принципах взаимоотношений. Этот документ констатировал, что все заключенные до революции двусторонние договоры потеряли свою силу, признавал Внешнюю Монголию частью Китая, содержал пункт о том, что в Китае не могут быть введены коммунистический строй и советская система. Сунь Ятсен обратился к Советской стороне с просьбой о финансовой помощи для закупки оружия, необходимого создающейся армии, со-ветнической помощи в строительстве современной армии и организации Северного похода. В конце 1923 г. в Кантон стали прибывать советские советники, сыгравшие важную роль в реорганизации Гоминьдана, превращении его в массовую политическую партию, создании «партийной» армии, а также «единого фронта» Гоминьдана и компартии для решения стоявших перед страной неотложных задач.
В 1923 г. в Пекин приехал новый советский полпред Л.М. Карахан. Советская сторона подтвердила денонсацию договоров о разделе сфер влияния в Китае, заключенных Россией с другими великими державами в прошлом. 31 мая 1924 г. в Пекине было подписано советско-китайское Соглашение об установлении официальных дипломатических отношений. Советский Союз отказался от концессий, принадлежавших старой России, от консульской юрисдикции и прав экстерриториальности для своих граждан. Стороны обязались не вмешиваться во внутренние дела друг друга и не вести враждебной пропаганды. Китайское правительство согласилось уволить из армии и полиции представителей российского белого движения; СССР отказался от русской части «боксерской» контрибуции при условии, что она будет направлена на создание Фонда улучшения просвещения китайского народа, управляемого обеими странами.
Правительства двух стран заявили, что все договоры, соглашения и акты, заключенные царским правительством с третьими странами и затрагивающие суверенные права и интересы Китая, объявляются недействительными и утратившими силу. Ожидалось, что эти положения будут зафиксированы на специальной советско-китайской конференции, которая должна была состояться через месяц после подписания Советско-китайского соглашения, однако так и не состоялась.
КВЖД была признана совместной собственностью двух стран и чисто коммерческим предприятием. Ликвидировались все политические функции администрации КВЖД, распускались так называемые железнодорожные войска. Восстанавливался суверенитет Китая над полосой отчуждения КВЖД. Согласно договоренности, СССР готов был продать КВЖД Китаю при условии, что этот вопрос будет решен без вмешательства третьих стран.
В силу своеобразия политического положения в Китае (фактическая раздробленность страны) СССР вынужден был подписать в сентябре 1924 г. соглашение по КВЖД и с правительством Маньчжурии, фактически равноправным Пекинскому.
Пекинское правительство протестовало против подписания соглашения СССР с маньчжурскими властями, но в начале 1925 г., после очередной смены власти в Пекине, соглашение от 20 сентября 1924 г. Пекинским правительством было утверждено.
Советско-китайские соглашения 1924 г. в целом учитывали интересы обоих государств. Советский Союз восстанавливал свои имущественные права на КВЖД и политическое влияние в Северной Маньчжурии, а Китай впервые добился от одной из великих держав мира, добровольного отказа от прав и привилегий, нарушавших его суверенитет.
В октябре 1926 г. Л.М. Карахан был отозван в Москву. Временный поверенный в делах СССР в КР А.С. Черных получил указание НКИД СССР письменно информировать Пекинское правительство об отъезде полпреда из Китая. К этому времени в результате очередной милитаристской войны Пекинское правительство возглавил Чжан Цзолинь (лето 1926 г.).
Политические процессы, происходившие в Китае в 1926— 1927 гг., самым непосредственным образом влияли на развитие китайско-советских межгосударственных отношений. В обстановке антисоветской истерии, подогревавшейся империалистическими державами, в 1927 г. начались провокации против советских загранучреждений.
Кульминацией враждебных в отношении СССР действий китайских властей стал налет на Советское консульство в Кантоне (Гуанчжоу) в декабре 1927 г. (арест советских консульских сотрудников, захват территории консульства). Практически одновременно был совершен налет китайской полиции на консульство СССР в Ханькоу.
После победы в 1928 г. Народно-революционной армии (НРА) над бэйянскими милитаристами начался новый этап политической истории КР и новый этап развития советско-китайских отношений.