Научная статья на тему '98. 02. 026. Хайнсон г. , Штайгер О. Категория надежности: опасные дефекты в будущей европейской системе центральных банков. Heinsohn G. , Steiger О. Kategorie 2-Sicherheiten: alarmierende Defekte im zukunftigen eszb// Wirtschaftsdienst. Hamburg, 1997. Jg. 77, № 5. S. 265-267'

98. 02. 026. Хайнсон г. , Штайгер О. Категория надежности: опасные дефекты в будущей европейской системе центральных банков. Heinsohn G. , Steiger О. Kategorie 2-Sicherheiten: alarmierende Defekte im zukunftigen eszb// Wirtschaftsdienst. Hamburg, 1997. Jg. 77, № 5. S. 265-267 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕС - ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЕВРО / ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЕС СТРАНЫ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 026. Хайнсон г. , Штайгер О. Категория надежности: опасные дефекты в будущей европейской системе центральных банков. Heinsohn G. , Steiger О. Kategorie 2-Sicherheiten: alarmierende Defekte im zukunftigen eszb// Wirtschaftsdienst. Hamburg, 1997. Jg. 77, № 5. S. 265-267»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

МОСКВА 1998

98.02.026. ХАЙНСОН Г., ШТАЙГЕР О. КАТЕГОРИЯ НАДЕЖНОСТИ: ОПАСНЫЕ ДЕФЕКТЫ В БУДУЩЕЙ

ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ. HEINSOHN G., STEIGER О. Kategorie 2-Sicherheiten: alarmierende Defekte im zukunfiigen ESZB// Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 1997. -Jg.77, № 5. - S. 265-267.

В статье профессоров университета г. Бремен (Германия) рассматривается вопрос о том, сможет ли будущая Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) поддерживать стабильность единой европейской валюты - евро, вводимой в рамках ЕС с 1 января 1999 г., если ее эмиссия будет обеспечиваться ценными бумагами финансовго рынка.

Валюта является прочной, пишут авторы, если центральный банк, который ее эмитирует, ведет себя так же, как и солидный коммерческий банк, выдающий кредиты, т.е. когда он предоставляет деньги под хорошее обеспечение.

В дискуссиях по поводу стабильности евро вопросы о том, каковы должны быть требования к центральным банкам в отношении поддержания прочности валюты, остались без внимания. Основное место в дебатах заняло обсуждение двух фискальных критериев Маастрихтского договора - размера дефицита государственного бюджета (не более 3% ВНП) и общего уровня государственного долга (60% ВНП). Довольно бегло обсуждались три других критерия Договора — пределы отклонения темпов инфляции (1,5%) от среднего уровня трех стран с наиболее низкими темпами инфляции, диапазон отклонения размеров процентных ставок по долгосрочным кредитам (2% от среднего уровня), а также отказ от девальваций в рамках Европейского валютного союза (ЕВС). Но и эти критерии лишь косвенно связаны с устойчивостью валюты. Достижение главной цели — стабильности цен - не гарантирует прочности валюты. Об этом может свидетельствовать пример США: периодические скупки государственных ценных бумаг Федеральной резервной системой (ФРС) не способствовали укреплению доллара, курс которого, составлявший когда-то 4,2 немецких марки за один доллар, упал к настоящему времени до 1,7 марки. Самый низкий курс доллара, зафиксированный в августе 1995 г. (1,35 марки), не был связан с инфляцией в США, темпы которой были не выше, чем в Германии.

ЕСЦБ намерена эмитировать евро под ценные бумаги, которые подразделяются на две категории. К категории 1 относятся долговые обязательства, а также рыночные ценные бумаги, причем не только стран-участниц зоны евро, но и всех остальных стран Европейского союза и даже стран, не входящих в союз, — Исландии, Норвегии и Лихтенштейна. Степень надежности всех этих бумаг различна. Характеристики надежности ценных бумаг категории 1 не соответствуют требованиям Немецкого федерального банка (Бундесбанка), предъявляемым к ценным бумагам для обеспечения денежной эмиссии. Так, ЕСЦБ будет иметь право скупать рискованные ценные бумаги, соответствующие критериям ФРС, но не критериям Бундесбанка.

Особую тревогу вызывает ряд смягчающих положений, касающихся ценных бумаг категории 2. К ним относятся бумаги, которые центральный банк в интересах поддержания устойчивости валюты никогда не согласился бы акцептовать. Европейский валютный институт (ЕВИ) в своем исследовании, опубликованном в январе 1997 г., мотивирует эти послабления тем, что в зоне евро будут участвовать страны с различными национальными фискальными структурами и системами центральных банков и, что особенно важно, с различными системами регулирования рынка частных ценных бумаг.

Предложение ЕВИ является весьма взрывоопасным. Национальный центральный банк, эмитирующий сегодня слабую валюту, обеспечиваемую рискованными ценными бумагами, будет завтра на основе этого же маханизма эмитировать слабые евро, обязательные к приему в европейском валютном пространстве. В то же время центральный банк страны с твердой валютой будет вынужден принимать для рефинансирования “мягкие” ценные бумаги категории 2. Результатом может быть лишь одно — евро будет мягче, чем нынешние твердые валюты в Европейском союзе.

Некоторые ценные бумаги категории 2 не могут быть признаны надежными, каковыми, например, являются торговые векселя, используемые в качестве основы для эмиссии только Бундесбанком ФРГ и Австрийским национальным банком. Кроме того, в категорию 2 включаются также некоторые неходовые долговые бумаги. Бундесбанк намерен включить сюда кредитные требования коммерческих банков к хозяйственным предприятиям, которые даже:

при самой строгой проверке на качество не являются менее рискованными, чем торговые векселя. Другие национальные банки относят к этим долговым бумагам также государственные ценные бумаги, которые, как, например, в Италии, коммерческие банки вынуждены принимать в свои портфели. В категорию 2 должны быть включены также акции, обращающиеся на регулируемом рынке. Последние, несмотря на то что они получили оценку на рынке, из-за своей неустойчивости являются весьма рискованными. ЕВИ в курсе рисков, сопряженных с категорией 2, и чувствительных потерь, которые может понести из-за них ЕСЦБ, однако, надеется, что риски будут контролироваться благодаря скидкам со стоимости “плохих” бумаг.

Стремление сделать категорию 1 сравнительно мягкой и ввести категорию 2 не имеет ничего общего с поддержанием устойчивости валюты. Смысл введения двух категорий состоит в том, чтобы дать возможность национальным правительствам и впредь финансировать свои бюджеты за счет кредитов. Если национальные банки уже теперь будут действовать в соответствии с жесткими критериями Бундесбанка, то некоторые кандидаты в ЕВС потеряют интерес к евро, независимо от того, выполняют ли они критерии Маастрихта или нет. Национальные коммерческие банки не смогли бы как прежде снабжать свои правительства деньгами, беспрепятственно обменивая “мягкие” бумаги на деньги центрального банка. Возникшие в этом случае потери в снабжении хозяйства деньгами в короткое время спровоцировали бы недовольство в государственных секторах, которые в национальных масштабах уже не смогли бы больше финансироваться. Таких трудностей можно было бы избежать, если бы проводилась европейская социальная политика, которая способствовала бы перекачке крупных денежных средств во многие регионы ЕС по образцу трансферта средств в Восточную Германию. Однако такой институт не предусмотрен Маастрихтскими соглашениями и поэтому во избежание социальных потрясений предлагается сформировать такой механизм, с помощью которого евро могла бы так же легко создаваться, как итальянская лира или испанская песета.

В заключение авторы подчеркивают, что было бы правильнее, если бы ЕВС начал функционировать лишь после выработки порядка, который заставил бы все центральные банки европейского валютного

пространства выпускать деньги только под ценные бумаги высокого качества и применять в своих балансах единые оценочные критерии. Например, золото в балансе Бундесбанка является активом с малыми рисками, поскольку оно оценивается примерно в 25% от рыночной цены. В Голландии и Ирландии его оценка делается со скидкой в 30%, а во Франции и Италии золото оценивается по рыночной цене. Поэтому вместо того чтобы уже с 1 января 1999 г. вводить евро, необходимо к этому сроку ввести единый для всех центральных банков ЕС порядок. Тогда каждая страна-участница сможет выпускать свою собственную твердую валюту. Только в том случае, если будет достигнута эта “конвергенция устойчивости” валют, будет исправлена основная ошибка ЕВС, которая была допущена при создании Европейской валютной системы, заключающаяся в игнорировании банковских критериев надежности ценных бумаг. Если же теперь — при создании ЕВС — в качестве первого шага не начать с создания единого для всех национальных центральных банков порядка, а сразу же стартовать со второго этапа — создания наднациональной валюты, рассчитывая на то, что центральные банки “сами гармонизируются”, то ЕВС получит “мягкую” евро. Наиболее вероятным вариантом ЕВС в этой ситуации, как заявил в Вене в марте 1997 г. профессор Рей Рис, может явиться такое развитие, при котором темпы инфляции в Союзе будут находиться на уровне 6% в год, а евро будет такой же твердой, как итальянская лира.

Б.А. Жебрак

98.02.027. КЛАНЕ С. ЯПОНСКИЕ БАНКИ: ВЫХОД ИЗ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО И СЕРЬЕЗНОГО КРИЗИСА.

CLANET S. Banques japonaises: Une sortie de crise longue et difficile// Banque. - P., 1997. -№ 583. - P. 61-64.

В настоящее время банковская система Японии переживает наиболее трудный период своего развития. После быстрого роста 80-х годов, позволившего крупнейшим японским банкам занять ведущие позиции в финансовом мире, начиная с 1989 г. они испытывают серьезные трудности, связанные с резким падением стоимости банковских активов и объема операций на рынке недвижимости, со снижением рентабельности и увеличением суммы выданных банками сомнительных (безнадежных) кредитов. Вплоть до 1993 г. данные о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.