РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.04.001 -97.04.059
МОСКВА 1997
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
97.04.040. КОРОБОВ В.О. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИКА И ПРИМЕНЕНИЕ: (Пособие) Рос. Федерация. Гос. ком. по антимонопол. политике и поддержке новых экон. структур. Map. террит. упр. - Йошкар-Ола, 1996. - 179 е.; табл. - Библиогр. С. 166-177.
Опыт хозяйственного развития стран с рыночной экономикой показывает конкуренцию как важнейшую предпосылку использования ресурсов. Вместе с тем, нерегулируемый рынок, предоставленная самой себе конкуренция, перерастает в свою противоположность - монополию, имеющую своим результатом стагнацию. Именно поэтому, подчеркивает автор, в условиях рыночной экономики государство вынуждено вмешиваться в работу рыночного механизма, контролировать и регулировать деятельность хозяйствующих субъектов, с тем, чтобы предотвратить процессы монополизации и недобросовестной деловой практики, поставить основной мотив получения максимальной прибыли в интересах экономического и социального развития общества (с.7).
Далее автор анализирует причины появления антитрестовского законодательства в США, которое начинает свое действие с принятием в 1890 г. "Закона, направленного на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" Шермана (Закон Шермана). До этого американские суды рассматривали дела об ограничении торговли на основе деликтного права, применяя нормы общего гражданского законодательства. Этот акт запретил образование трестов и попытки монополизации, заключение договоров, разного рода объединений и сговоры, направленные на ограничение торговли между штатами или внешней
торговли, квалифицировал нарушение как уголовное преступление. Автор книги приводит ряд аргументов в пользу точки зрения о том, что антимонопольное право выделилось из гражданского права, акцентировав внимание на свободу торговли и конкуренции.
К настоящему времени сложилась система законодательных актов США в сфере регулирования антимонопольной деятельности. Кроме вышеприведенного Закона Шермана действуют: Закон Клейтона 1914 г. - запрещающий отдельные виды деятельности "в тех случаях, когда результатом такой деятельности может явиться существенное ослабление конкуренции или тенденции к установлению монополии в какой-либо сфере торговли"; Закон Робинсона-Патмана 1936 г. - устанавливающий противозаконность ценовой дискриминации; Закон Миллера-Тайдингса 1937 г. -устанавливающий освобождение от преследования в рамках антитрестовского законодательства межштатной торговли на условиях взаимной выгоды; Закон Уилера-Ли 1938 г. - запрещающий недобросовестные и обманные действия, независимо от того, наносятся ли при этом ущерб конкуренции; Закон Селлера-Кефаувера 1950 г. - расширяющий права по предотвращению приобретения корпораций, если подобные приобретения могут оказать неблагоприятное влияние на конкуренцию; Закон об установлении цен на потребительские товары 1975 г.; Закон Мангусона-Мосса 1975 г. - наделяющий Федеральную торговую комиссию правом вводить правила, касающиеся гарантий для потребителей и порядок использования потребителями мер по возмещению ущерба (возбуждение "групповых исков") и др.
Для стран с транзитной экономикой, вставших на путь рыночных преобразований антимонопольное законодательство имеет особую актуальность. Оно играет активную роль в переходе от администрирования к рынку. Для российского антимонопольного законодательства характерно: во-первых, правовая основа конкурентной политики осуществлялось на базе опыта прежде всего США. Это позволило придать законодательству комплексный характер. Во-вторых, российское законодательство не прямое заимствование западных правовых норм, а переработанное с учетом факторов нашей действительности. Так, новым для антимонопольного права стала включение положений, касающихся действий исполнительных органов власти и органов местного
самоуправления, что является не характерным для западных моделей антимонопольных законов. В-третьих, в транзитивной экономике конкурентное право рассматривается в более широком смысле, чем в странах с развитыми рыночными инструментами.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит их Конституции РФ, Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Составной частью антимонопольного права, считает автор, является Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных нарушениях РСФСР и Уголовный кодекс РФ. Правительством утверждены порядок ведения Реестра хозяйствующих субъектов, доля на рынке которых превышает 35%, а также порядок оплаты за рассмотрение ходатайств на совершение сделок, предусмотренных антимонопольных законодательством.
Основным объектом, на регулирование которого направлены правовые акты антимонопольного законодательства, являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ. Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Объектом товарного рынка является товар, под которым понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Следовательно, делает вывод автор, под категорию товара подпадает все, что подводится в целях обмена (денежного, бартерного).
В отношения конкуренции на товарных рынках вступают различные лица - субъекты антимонопольного права. Ими могут быть: хозяйствующие субъекты и их руководители; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не
занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Закон о конкуренции ввел понятие группы лиц как совокупности юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий. 1) Лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющих уставный капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает правом или полномочием. 2) Между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условие ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа. 3) Лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. 4) Одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух или более российскими юридических лиц.
Закон о конкуренции действует на всей территории Российской Федерации, соответственно регулирует правоотношения, складывающиеся как на отдельных территориях, так и в Российской Федерации в целом. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые или заключаемые российскими и иностранными юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими лицами за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации. В Закон внесено положение об экстерриториальности его применения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в антимонопольном законодательстве РФ, то применяются правила международного договора.
Далее автор подробно анализирует экономику конкурентного права, а также проблемы, цели и критерии государственного контроля за экономической концентрацией на рынках. Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Полномочия данного органа зафиксированы в Законе о конкуренции. В заключение рассмотрены процессуальные аспекты применения антимонопольного законодательства и ответственность за его нарушение, как гражданско-правовая, так и уголовная и административная.
Н.В.Крысанова
97.04.041. КОРНЕЕВ С.М., КРАШЕНИННИКОВ П.В. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА-
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА. - М., Инфра М-Норма., 1996.-247 с.
Одним из важнейших направлений осуществляемой в стране жилищной реформы является приватизация жилья. Вместе с тем, подчеркивают в предисловии авторы, в Российской Федерации на начало четвертого квартала 1995 г. приватизировано 35% государственного и муниципального жилья. В соответствии с действующим законодательством приватизация жилья означает бесплатную передачу жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность проживающих в них граждан. Жилищная реформа имеет также целью включить эти жилые помещения в рыночный оборот.
Субъектами отношений по приватизации жилья выступают, с одной стороны, органы и организации, уполномоченные передавать в собственность граждан жилые помещения, и, с другой стороны, граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма или коммерческого найма (аренды). В числе органов и организаций на первом месте называются авторами органы местного самоуправления, которые решают вопросы приватизации жилых