Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ деятельности антимонопольных служб и развития добросовестной конкуренции на товарных рынках'

Сравнительно-правовой анализ деятельности антимонопольных служб и развития добросовестной конкуренции на товарных рынках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1473
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / КОНКУРЕНЦИЯ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США / ФУНКЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ / РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ / THE ANTITRUST LAW / THE INTERNATIONAL EXPERIENCE / A COMPETITION IN THE COMMODITY MARKET / THE ANTIMONOPOLY LAW OF THE USA / FUNCTIONS / POWERS AND THE COMPETENCE OF ANTIMONOPOLY AGENCIES / COMPETITION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григоренко Игорь Владимирович

В данной статье проведен анализ деятельности антимонопольного органа в РФ, а также представлены основы правового регулирования антимонопольных служб зарубежных странах, на примере опыта США и Европейского сообщества. Рассматриваются задачи для демонополизации экономики и развития добросовестной конкуренции в РФ, даны рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и создания благоприятной почвы развития конкуренции на товарных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rather-legal analysis of activity of antimonopoly services and development of a diligent competition in the commodity markets

In given article the analysis of activity of antimonopoly agency in the Russian Federation is carried out, and also bases of legal regulation of antimonopoly services foreign countries, on an example of experience of the USA and the European community are presented. Problems for demonopolization of economy and development of a diligent competition in the Russian Federation are considered, recommendations about perfection of the antimonopoly law and creation of favourable circumstances of development of a competition in the commodity markets are made.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ деятельности антимонопольных служб и развития добросовестной конкуренции на товарных рынках»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ СЛУЖБ И РАЗВИТИЯ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Григоренко Игорь Владимирович, аспирант НОУ «Московская академия экономики и права»

ООО «Энергоресурс»

Аннотация. В данной статье проведен анализ деятельности антимонопольного органа в РФ, а также представлены основы правового регулирования антимонопольных служб зарубежных странах, на примере опыта США и Европейского сообщества. Рассматриваются задачи для демонополизации экономики и развития добросовестной конкуренции в РФ, даны рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и создания благоприятной почвы развития конкуренции на товарных рынках.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, международный опыт, конкуренция на товарном рынке, антимонопольное законодательство США, функции, полномочия и компетенция антимонопольных органов, развитие конкуренции.

Контакты автора: [email protected]

THE RATHER-LEGAL ANALYSIS OF ACTIVITY OF ANTIMONOPOLY SERVICES AND DEVELOPMENT OF A DILIGENT COMPETITION IN THE COMMODITY MARKETS

Grigorenko Igor Vladimirovich, post-graduate student 3rd year Noncommercial educational institution «Moscow academy of economy and law» OOO ««neeggressurcc»

Summary. In given article the analysis of activity of antimonopoly agency in the Russian Federation is carried out, and also bases of legal regulation of antimonopoly services foreign countries, on an example of experience of the USA and the European community are presented. Problems for demonopolization of economy and development of a diligent competition in the Russian Federation are considered, recommendations about perfection of the antimonopoly law and creation of favourable circumstances of development of a competition in the commodity markets are made.

Keywords: the antitrust law, the international experience, a competition in the commodity market, the antimonopoly law of the USA, functions, powers

and the competence of antimonopoly agencies, competition development.

Правовое регулирование конкуренции является относительно новым явлением для Российской Федерации. Именно с этим связан тот факт, что при изучении деятельности по ограничению конкуренции на товарных рынках, многие исследователи, как правило, в первую очередь прибегают к отношениям, связанным с процессами конкуренции в зарубежных странах.

Практика показывает, что во всех зарубежных странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство, но и система органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции, применение мер ответственности за недобросовестное поведение на товарных рынках. Поэтому нельзя не согласиться, что первостепенной задачей государственного антимонопольного органа является ограничение конкуренции в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное регулирование.

Законодательством Российской Федерации определен статус федерального антимонопольного органа в качестве федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать их руководителей, а также наделять территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для антимонопольного органа определены две функции в качестве основных, а именно:

- обеспечение государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органами или организациями, Центральным банком Российской Федерации, физическими лицами, хозяйствующими субъектами, в том числе финансовыми организациями и организациями, являющимися субъектами естественных монополий;

- предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства со стороны указанных выше лиц, органов и организаций.

В целях осуществления основных функций данный Закон наделил антимонопольный орган следующими видами полномочий:

- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдавать хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания;

- налагать санкции за нарушение антимонопольного законодательства;

- обращаться в суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;

- участвовать в рассмотрении дел судом;

- вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов;

- публиковать в средствах массовой информации решения и предписания антимонопольного органа, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

- давать рекомендации Центральному банку Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарном рынке;

- представлять в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации;

- осуществлять обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными организациями и государственными органами иностранных государств в пределах своей компетенции;

- проводить анализ состояния конкуренции на товарных рынках;

- устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке;

- осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

При этом нижеописанный ряд полномочий антимонопольного органа Закон отнес к исключительной компетенции федерального антимонопольного органа, а именно:

- утверждать формы представления в антимонопольный орган сведений, при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных главой 7 настоящего Федерального закона;

- утверждать по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой (низкой) цены услуги кредитной организации, методику определения обоснованности цены, установленной кредитной организацией, занимающей доминирующее положение на рынке, на услугу, не предоставляемую иными финансовыми организациями;

- издавать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

- давать разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;

- давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и при введении нетарифных, специальных защитных и антидемпинговых мер;

- вносить в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве или приостановлении действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе на рынке финан-

совых услуг хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство;

- осуществлять сотрудничество с международными организациями и государственными органами иностранных государств, принимать участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, осуществлении международных программ и проектов по вопросам компетенции антимонопольного органа;

- обобщать и анализировать практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывать рекомендации по его применению;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Следует также подчеркнуть, что в данном Законе предусмотрен особый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления. В целях оперативного устранения нарушения и ликвидации его последствий такие дела могут рассматриваться единолично руководителем антимонопольного органа. Кроме того, законодателем установлены сроки рассмотрения таких дел, порядок выдачи и контроля исполнения предписания об устранении нарушения.

Как и во многих развитых странах, антимонопольная политика законодательства Европейского Союза в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и

государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. В свою очередь, последовательно следуя принципу охраны свободы конкуренции, законодательство Европейского Союза предусматривает случаи, когда конкуренция может быть ограничена. Существуют так называемые общие и индивидуальные (как правило, они предоставляются в каждом конкретном случае) исключения, позволяющие при наличии определенных обстоятельств ограничивать свободу конкуренции. Принципы антимонопольной политики и права Европейского Союза по вопросам конкуренции закреплены в Учредительном договоре.

Однако, рассматривая опыт зарубежных стран, следует обратить особое внимание на антимонопольную политику США. Первый антимонопольный закон был принят в США 2 июля 1890 г. «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» однако известен был как закон Шермана. Он являлся практически первым федеральным актом, зародившим антимонопольное законодательство США в целом, закон Шермана носит общий характер, оставляя на усмотрение судов вопросы его интерпретации и применения. К примеру, любой контракт, трастовый договор или соглашение, ограничивающее торговлю в нескольких штатах или с другими государствами, признавались незаконными, а любое лицо, которое самостоятельно или совместно с кем-либо монополизирует или пытается монополизировать торговую деятельность между штатами или с другими госу-

дарствами, признается совершающим преступление.

В 1914 г. закон Шермана был дополнен законом Клейтона и законом о Федеральной торговой комиссии. В такой интерпретации в законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям преимущества над другими. Были запрещены договора, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов, а также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию.

Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство США, определяет политику государства в области экономического развития. Причем государственное регулирование антимонопольного законодательства, и на сегодняшний день не является устоявшейся догмой, более того, продолжает дискутироваться вопрос о её определении.

К примеру, многие американские авторы, изучавшие проблемы рассматриваемого вопроса, совмещали понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их «как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта». Однако, было бы не верным, отождествлять антитрестовское законодательство исключительно как средство противодействия созданию трестов и их ограничительной практике. В настоящее время оно являет собой одну из специфических форм государственного регулирования экономики, попытку регулировать рыночные отношения, уровень и масштабы конкуренции с целью повышения эффективности экономики.

Для разбирательства дел во всех странах, имеющих антитрестовское законодательство, созданы специальные суды. Возбудить дело о нарушении этого законодательства могут как государственный орган, так и частные фирмы, пострадавшие от монополистической практики. Причем антитрестовская политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо в первую очередь для: обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций; создания условий для развития конкуренции, например, обеспечения открытого

равного доступа конкурентов к информационным сетям1.

Выглядят вполне целесообразными задачи, для демонополизации экономики и развития конкуренции, предложенные некоторыми авторами, а именно: наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; ввести жёсткие меры противодействия региональным властям, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала; совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; согласовать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам 2.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти. Поэтому выглядит вполне логичным мнение, что решение данной проблемы возможно посредством следующих правовых аспектов: решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти должно основываться только на развитии законодательной базы; вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться на уровне правительства; вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

В завершении следует согласиться, что использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для экономической жизни нашей страны. Несомненным является и то, что имеющийся зарубежный опыт, может быть полезен и в непосредственной деятельности антимонопольной службы Российской Федерации.

Список литературы:

1. Белоусова Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России // экономическая наука современной России. 2000.№3.

2. Баринов Н.А. Антимонопольная законодательство РФ (вопросы теории и практики) Волгоград, изд-во ВГУ. 2003.

3. Ворожейкин В.Н. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты. Спб. Норма.2006.

4. Дайан А. Академия рынка. Маркетинг, пер. с французского. М. Экономика. 2004.

5. Коленов К.Б. Зарубежный подходы в реализации конкурентной политики. М. ФГ УП «Рособорон-экспорт».2008.

1 Варламова А.Н. / Правовое регулирование конкуренции в России / А.Н. Варламова // М.: Юр.Инфор, 2000. - С. 201-207.

2 См.: Владиславлев Д.Н./ Конкуренция и монополия на фондовом рынке / Д.Н. Владиславлев // М.: Норма, 2004. - С. 24-46.; Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Ф. / Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты / В.Н. Ворожейкин, Ф.Ф. Рыбаков // СПб.: Питер, 1996. - С. 112-132.

6. Хей Д. Моррис Д. Теория организации промышленности США. Пер. с англ. Спб «Экономика». 2008.

7. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М.: Юристъ. 2006.

8. Миронов В., Яковлев А. Российский монополизм и антимонопольные законы в России и других странах. М. Экономист. № 6.2005.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на основе диссертационного исследования правовых аспектов регулирования конкуренции на товарных рынках. Одним из важнейших направлений деятельности государства в области экономической стабилизации системы рыночной экономики страны, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка.

Необходимость поддержания конкурентной среды в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция это необходимый элемент эффективного функционирования рыночной экономики. Конкуренция с одной стороны является неотъемлемым атрибутом института рыночной системы, а с другой представляет собой фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка, т.е. состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.

Рассматриваются задачи для демонополизации экономики и развития добросовестной конкуренции в РФ, даны рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и создания благоприятной почвы развития конкуренции на товарных рынках.

Представленный в статье материал логически выстроен, демонстрирует аналитические способности автора, умение обобщать представленный научный интерес.

Материал данной статьи может предоставить интерес для изучающих проблемы, связанные с правовыми основами регулирования конкуренции.

Д.ю.н., профессор И.В. Дойников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.