Научная статья на тему '{}97. 04. 024. Тихомиров Ю. А. Соотношение федерального законодательства и законодательства области как субъекта Российской Федерации. - С. 14-20. {•}'

{}97. 04. 024. Тихомиров Ю. А. Соотношение федерального законодательства и законодательства области как субъекта Российской Федерации. - С. 14-20. {•} Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «{}97. 04. 024. Тихомиров Ю. А. Соотношение федерального законодательства и законодательства области как субъекта Российской Федерации. - С. 14-20. {•}»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.04.001 -97.04.059

МОСКВА 1997

97.04.024-027. ЗАКОНЫ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сборник/ Ин-т законодательства и сравн. правоведения при правительстве РФ, Ин-т регион, законодательства Воронеж, обл; Под ред. Тихомирова Ю.А. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. - 255 с. Сводный реферат.

Сборник составлен по материалам семинаров, проведенных в г. Воронеже в соответствии с программой ТАС18 Европейской комиссии в 1996 г., и содержит ряд докладов участников семинаров, а также законодательные документы, иллюстрирующие уровень разработки областного законодательства. Содержание работы разделено на три части: первая — "Структура законодательства. Подготовка и принятие законов"; вторая - "Отраслевое законодательство и механизм его реализации"; третья -"Законодательные акты Воронежской области". В качестве приложения даны: пояснительная записка к проекту модельного закона "О нормативных правовых актах субъектов РФ"; модельный закон "О нормативных правовых актах субъектов РФ"; методика подготовки и оформления законов субъектов РФ; схема законодательной программы субъекта РФ; схема управления областью (проект); предложения к программе правового обеспечения социально-экономического развития области; рекомендации по анализу процесса реализации закона; концепция проекта модельного закона субъекта РФ об оздоровлении окружающей природной среды или об экологической безопасности.

В реферате освещаются лишь отдельные статьи сборника, выбранные по усмотрению референта.

97.04.024. ТИХОМИРОВ Ю.А. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - С. 14-20.

В Российской Федерации ныне формируется двухуровневая система законодательства — на уровне Федерации и на уровне ее субъектов (республик, областей и др.). Речь идет о двух параллельно развивающихся массивах законодательства. В рамках единой правовой системы России складывается единая система законодательства, состоящая из двух подсистем. В связи с этим автор дает краткую характеристику федерального законодательства, отмечая

при этом излишнюю правовую централизацию в ряде федеральных законов. Далее, выделяются четыре основных направления реализации конституционного статуса области. Первое - законодательный орган области разрабатывает и принимает устав области, являющийся ее основным законом. Второе - область обладает совместной законодательной компетенцией с Российской Федерацией. Третье - область располагает гарантированной возможностью свободно законодательствовать в сфере своей исключительной компетенции: вопросы благоустройства, дорожного дела, организации культуры и спорта, локальных экологических зон, и т.п. Четвертое - Федерация в лице своих органов или группы законодательных органов в рамках ассоциаций экономического взаимодействия может принимать модельные рекомендательные законы, которые адресуются областям и другим субъектам.

В последние годы законодательство областей развивалось по нескольким основным направлениям. В сфере государственного развития появились законы об органах государственной власти, о государственной службе, о выборах глав администраций и глав местного самоуправления, об административно-территориальном делении и др. В экономической сфере действуют законы о бюджетной системе и бюджетном процессе, о государственной областной собственности, о местных налогах и сборах, о льготном налогообложении, о поддержке малого предпринимательства и др. Меньше законов появилось в сфере культуры и образования, охраны природной Среды.

Изучение практики законотворчества и состояния законодательства областей Российской Федерации позволяет автору сделать следующие замечания: на неравномерность развития законотворчества (одни области за два с половиной года приняли 30-40 законов, а другие - более 100); нарастание законодательного массива в сфере совместной компетенции Федерации и областей, что объясняется значимостью относящихся к ней объектов регулирования, а также невольным копированием федеральных актов либо стремлением опередить их. Дублирование текстов законов становится причиной правовой инфляции, и избежать ее можно путем более активного проведения в жизнь федеральных законов и энергичного правового регулирования в тех сферах, где области обладают широкими полномочиями.

Соотнося акты Федерации и ее субъектов, автор находит немало примеров юридических коллизий. Как недостаток, отмечается, отсутствие процедуры предотвращения и преодоления разногласий между федеральными органами государственной власти РФ и субъектами РФ, а также методов воздействия на коллизионные ситуации, разрешения споров и достижения договоренностей между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации. Позитивным шагом было бы принятие закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ".

97.04.025. ЗРАЖЕВСКАЯ Т.Д., БЕКЕТОВА С.М. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ: (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ). - С. 28-36.

Закон субъекта Федерации - это принципиально новое понятие, которое не знало аналогов и не закреплялось ни в одной из конституций Российского государства. Отсутствие практики издания подобных актов на региональном уровне, а также правовой вакуум в сфере законодательного регулирования видов, особенностей, процедуры принятия и соотношения правовых нормативных актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации стали причиной возникновения целого ряда проблем в законотворческой деятельности представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ. В статье рассматриваются важнейшие из них: определение объекта правового регулирования области как субъекта Федерации; взаимодействие представительных и исполнительных органов в процессе нормотворчества; терминологические проблемы законодательной техники и правовой эксперимент. Под правовым экспериментом понимается локализованная территориально и во времени возможность применения специфических процедур законотворчества на уровне субъекта Федерации, предоставляемая ему высшими органами государственной власти с целью поиска эффективных форм хозяйствования, повышения экономической устойчивости, увеличения социальной защищенности и качества уровня жизни его

10-262

населения. На базе института регионального законодательства Воронежской области разработана программа правового эксперимента в этом регионе. Эксперимент нацелен на создание эффективного законодательства и механизмов его использования, рекомендуемых к распространению в других областях страны.

97.04.026. РАХМАНИНА Т.Н., СТУДЕНИКИНА М.С.: ТИПОЛОГИЯ АКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. - С. 37-50.

Формы правовых актов субъектов Федерации аналогичны тем, что перечислены в федеральной Конституции: конституция, закон, устав, указ, постановление, распоряжение, договор, соглашение. Специфика проявляется в объеме регулируемых актами отношений, в структуре актов, их содержании, более конкретных методах регулирования, в круге адресатов. Что касается конституций республик, то авторы считают: свобода конституционного правотворчества республик, их конституционная самобытность должны иметь пределы; обновление конституционного законодательства на обоих уровнях - федеральном и региональном -должно постоянно находиться в динамике. В ходе этого процесса, по их мнению, следовало бы, во-первых, уточнить некоторые формулировки Федеральной Конституции, нечеткость которых дает возможность их противоречивого толкования; во-вторых, в республиканских конституциях не допускать отступлений от положений, закрепленных в Конституции РФ; в-третьих, устранить имеющиеся противоречия республиканских конституций Основному федеральному закону, предлагается вернуться к идее о том, чтобы возложить на Конституционный Суд проведение предварительной научно-правовой экспертизы проектов учредительных документов с точки зрения их соответствия Основному закону России.

Отмечается, что законотворчество субъектов Федерации зачастую характеризуется отсутствием строго выверенного предмета собственного правового регулирования. Это проявляется по-разному: либо вторжением в сферу исключительного ведения Федерации; либо присвоением себе в одностороннем порядке каких-либо полномочий за счет ограничения компетенции Федерации в области совместного с ней ведения; либо принятием законов, однотипных как по структуре,

так и по содержанию с законами федеральными; либо дублированием положений федеральных правовых актов. Здесь же авторы пишут о значении научно обоснованных прогнозов развития регионального законодательства и программ (планов) законотворческой деятельности.

97.04.027. ТИХОМИРОВ Ю.А. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ: ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЙ АКТ. - С. 144-154.

Активизация правового регулирования различных сфер общественной жизни и бурный процесс законотворчества породили иллюзию "всемогущества акта". В действительности же правовые акты нередко бездействуют, и к ним не обращаются для решения конкретных задач в реальных ситуациях. Реализацию акта и анализ его эффективности, пишет автор, следует сделать доминантой в общей правовой цепи подготовки, принятия и реализации акта. Под реализацией законов понимается процесс их непрерывного действия, выражающийся в применении правовых норм к юридическим фактам, событиям и явлениям, относящимся к сфере жизнедеятельности, урегулированной законами. Рекомендуется использовать следующие принципы реализации законов: 1. Реализация закона должна быть непрерывной и включать в себя все стадии - информирование, усвоение, знание закона, принятие решений "во исполнение", применение норм, контроль, использование правозащитных процедур, оценка эффективности, выработка мер по совершенствованию действия закона; 2. Выполнение закона обусловлено использованием комплекса средств юридических, экономических, социально-психологических и организационных; 3. В реализации закона необходимо участие всех субъектов, предусмотренных его нормами, - законодательных органов, администрации и иных исполнительных органов, суда, предприятий и их трудовых коллективов, граждан и их общественных объединений, средств массовой информации и др.; 4. Реализация закона должна быть системной, т.е. одновременно учитывать требования ряда однородных законов и норм; меры же по их выполнению следует согласовывать; 5. Активное вовлечение граждан, населения в процесс реализации законов. А также обращается внимание на налаживание системы информации о принимаемых

ю*

законах на уровне области, района и города, разработке системы мер, способствующей усвоению законов.

В механизме реализации закона важное значение приобретает принятие решений в соответствии с законом. Формула "на основании и во исполнение закона" должна стать действенной. Рекомендуется дать оценку собственных решений, а также актов (областной Думы, администрации, управлений, отделов и т.п.) с точки зрения соответствия их принятому закону, отменить или изменить устаревшие решения и их отдельные пункты; разработать определенные правила подготовки нормативных актов. Примером подобного рода являются правила принятия решений, разработанные Институтом законодательства и сравнительного правоведения и одобрения в 1994 г. администрацией Тверской области. В них даны определения видов решений (актов) областных органов исполнительной власти и их признаков, раскрыто соотношение между компетенцией органа и основаниями принятия решений, пояснен порядок подготовки и принятия решений, сформулированы требования к качеству решений, охарактеризованы средства выполнения решений, способы оценки их результативности. Подобные правила найдут свое применение в любой области.

Е.В.Алферова

97.04.028. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. -Каф. гос. и междунар. права Казан, гос. ун-та; Сост. Железное Б.Л.; Науч. ред.: Лихачев В.Н., Железное Б.Л. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1996.-205 с.

В книге рассматриваются вопросы статуса и конституционной правосубъектности Республики Татарстан в системе современного российского федерализма и международных отношений, правовое положение высших и местных органов государственной власти и управления республики, порядок их формирования, проблемы конституционного контроля.

30 августа 1990 г. Татарская автономная республика стала суверенной Республикой Татарстан. Были заложены основы принципиально нового статуса, позволившие республике, не посягая на целостность Российской Федерации, обеспечить себе разумную самостоятельность в решении вопросов экономики, политики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.