РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.04.001 -97.04.025
МОСКВА 1997
зации новых продуктов и процессов. В рамках SBIR предоставляются управленческие и технические консультативные услуги. Предусматривается участие в программе 11 федеральных агентств и ведомств, каждое из которых было обязано выделять ежегодно из своего бюджета ИР 1,25 % для финансирования проектов SBIR. В 1990 г. в рамках данной программы были выделены 3183 субсидии на общую сумму 460 млн. долл.(с.84). Тематика субсидируемых работ концентрировалась на следующих областях: биотехнология, энергетические системы, проекты оборонной ориентации. В 1993 г. по результатам обследования SBIR было вынесено решение об успешности программы, особенно в сфере стимулирования докоммерческих биотехнологических ИР и в "наведении мостов для продвижения компаний от стартовой фазы до фазы коммерциализации продукции".
В заключение автор реферируемого обзора констатирует, что проблема оценки государственных программ стимулирования технологий в частном секторе пока еще далека от своего решения. Не до конца разработана методика оценки, что приводит к получению разноречивых результатов. Не отработана система оценки межстрановых программ, что мешает проводить серьезный сравнительный анализ подобных инициатив.
Т.В.Горбунова
97.04.014. КООПЕРАЦИОННЫЕ ИР И ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. / Мер В., Тромелен Г., Влегар Я., Врдеен П.
COLLABORATIVE R & D and European industry / Meer W., Trommelen G., Vleggaar J., Vriezen P. // Research — technology management. - Lancaster, 1996. - Vol. 39, N 5. - P. 15-18.
В статье нидерландских исследователей излагаются результаты обследования, проведенного среди фирм-членов Европейской ассоциации по управлению промышленными исследованиями (EIRMA -European industrial research management association). В рамках указанной Ассоциации числится 171 компания. Авторы подчеркивают, что на долю фирм- членов EIRMA приходится не менее 60 % всего объема промышленных ИР, выполняемых в Европе (с.15).
Одно из направлений деятельности Ассоциации — проведение семинаров по управлению исследованиями и разработками. В 1993 и
97.04.014
96
1995 гг. Е1ЯМА организовала обсуждение проблемы эффективности кооперационных ИР в европейских фирмах. Особое внимание было обращено на изменения в этой области, произошедшие с 1988 г. (когда был составлен и обсужден доклад на аналогичную тему). В рамках подготовки семинара 1995 г. эксперты ЕШМА провели летом 1994 г. анкетный опрос.
Характеризуя организацию обследования, авторы подчеркивают, что в качестве респондентов выступали руководители фирм, их филиалов и коммерческих подразделений. В предложенных вопросах последним надо было представить информацию о наиболее важных сдвигах в сфере научного сотрудничества и о кооперационных проектах с промышленными партнерами за период 1988-1994 гг. Обследователи получили 146 заполненных анкет. Кроме того они специально связались с некоторыми фирмами, уклонившимися от опроса, чтобы убедиться, что недополученная информация не влияет на картину в целом. Обследование, полагают авторы, "дает ценную и, возможно, уникальную информацию о современном отношении значительной доли европейской промышленности, ориентированной на ИР, к проблемам кооперационных ИР". Из материалов, собранных в ходе опроса, следует: фирмы, представившие соответствующую информацию, тратят на ИР ежегодно в целом до 35 млрд. долл., из этой суммы примерно 4 % направляется на кооперационные проекты (с. 15).
Изложение материалов обследования авторы дают по следующим направлениям: основные сдвиги в сфере промышленных ИР; сотрудничество фирм с промышленными партнерами; география сотрудничества и роль государственного финансирования. Особый раздел реферируемой статьи посвящен сопоставлению анализируемых авторами анкет с результатами аналогичного обследования, проведенного в Японии.
Основные сдвиги в сфере промышленных ИР. Вопросы, предложенные респондентам касались четырех областей, в которых, как убеждены обследователи, произошли наиболее заметные сдвиги за последние годы. Речь идет об изменениях "стратегического окружения", "стратегического мышления", организационных структур и интеграции ИР с "коммерческой стратегией". Из собранных в ходе обследования материалов явствует, что подавляющее число опрошенных рассматривают в качестве основных сдвигов "стратегического окружения" три фактора: быстрые технологические изменения; воз-
можности для глобальной оценки технологии; появление более требовательного потребителя. Что касается "стратегического мышления", то лишь шесть компаний из 146 признались, что не придают значения данному фактору(с.15).
Главный сдвиг в организационных структурах ИР, по мнению большинства опрошенных, - децентрализация и смещение деятельности на уровень коммерческих подразделений, то есть инстанций, наиболее тесно связанных с потребителями продукции. Отмеченный сдвиг проявляется и в растущей интеграции ИР с коммерческой стратегией. 31% опрошенных руководителей компаний признали факт подобной интеграции для 95-100% своих ИР. Однако, отмечают авторы, степень интеграции для кооперационных ИР существенно ниже -от 61 до 83% (с. 17).
Сотрудничество фирм с промышленными партнерами. Из полученных ответов на анкету, пишут авторы, следует, что на успех сотрудничества влияют два фактора: разработка кооперационной политики и формулирование кооперационной стратегии. Фирмы, не выработавшие подобную политику и стратегию в подавляющем большинстве (до 80 %) не сумели наладить эффективную кооперацию (с.16).
В ходе анализа были выявлены моменты, которые определяют успех кооперации и требуют поэтому особого внимания со стороны партнеров: адекватное управление проектом; географическое "происхождение" партнера; размер компании; выбор фирмы-лидера, владеющей ноу-хау; выбор подходящей формы сотрудничества. Авторы отмечают, что, как показывает практика опрошенных компаний, более успешным оказывается сотрудничество европейских фирм с фирмами этого же региона или с партнерами из стран Азии. В то же время кооперационные соглашения с фирмами США оказываются в большинстве случаев менее удачными. Для выявления связи между масштабами компании и успехами в ее кооперационной деятельности фирмы классифицированы в зависимости от объема продаж: свыше 2,5 млрд. долл.; от 0,5 млрд. до 2,5 млрд. долл.; менее 0,5 млрд. Доля успешных проектов для каждой группы составила соответственно: 92%; 84 и 73% (с.17).
Чтобы показать превалирующие организационные формы кооперации, респондентам было предложено охарактеризовать последние как "горизонтальные1, "вертикальные" или "смешанные". Оказа-
13-3835
97.04.015
98
лось, что горизонтальные кооперационные связи типичны для фирм, занимающих одинаковые позиции "на шкале бизнеса". Вертикальное сотрудничество более характерно для подразделений (фирм) производителей с подразделениями пользователей. Анализ показал также, что государственное финансирование не оказывает заметного воздействия на успех (или неудачу) сотрудничества. В то же время респонденты признали, что 1/3 успешных проектов не могла бы быть получена без государственной поддержки (с. 17).
Сопоставление обследования Е1ЯМА с аналогичным опросом, проведенным в Японии, представлено в таблице.
Таблица (с. 18).
Стимулы для кооперационных программ в европейских и японских фирмах.
Европейские фирмы (E1RMA) Японские фирмы
Основания для сотрудничества
1. Сокращение затрат на ИР 2. Сокращение сроков ИР 3. Разделение риска с партнерами 4. Управление людскими ресурсами 1. Сокращение сроков ИР 2. Стимулирование исследователей и инженеров 3. Управление людскими ресурсами 4. Сокращение затрат на ИР
Авторы отмечают: и в том и в другом обследовании признается важность кооперации в ИР и выражено намерение расширять объемы подобного сотрудничества. В то же время бросающееся в глаза отличие обнаружено при сравнении приоритетных стимулов для кооперации в ИР.
Т.В.Горбунова
97.04.015. МОЛИНА А. НОВОВВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ КООПЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ИР: НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ И ГАЗЕТНОЙ ИНДУСТРИИ.
MOLINA A. Innovation in the context of European R&D collaborative programmes: the case of multimedia and the newspaper industry // In-