РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯЛАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 97.04.001-97.04.034
МОСКВА 1997
97.04.004. ТВЕРДОХЛЕБ И.Б. ЛЮДВИГ ЭРХАРД: ЭКОНОМИСТ ИПОЛИТИК
В настоящем обзоре ставится цель на основе вышедших в последнее время монографий раскрыть роль первого министра экономики и второго канцлера в истории ФРГ Людвига Эрхарда в формировании и проведении либеральной экономической политики страны в 50-60-е годы XX в., показать его деятельность как политика. Наибольшее внимание в обзоре уделено книге Б.Е.Зарицкого, специально посвященной анализу теоретических взглядов и практической деятельности Л.Эрхарда (1). В этой, своего рода политической биографии, представлена вся жизнь Л. Эрхарда.
Родившись в 1897 г. в семье лавочника, Людвиг в юности проходит типичный путь своих сверстников: школа, реальное училище, практическое обучение торговому делу в магазине отца, участие в семейном бизнесе. Первая мировая война изменила многое в судьбе Эрхарда. Призыв в армию, тяжелое ранение сентябре 1918 г., лазарет, ешь сложнейших операций Только в июне 1919 г. искалеченный на всю жизнь Людвиг возвращается домой.
Работать в магазине отца он не мог из-за тяжелый увечий. В качестве вольнослушателя, чтобы просто чем-то занять себя на время вынужденного безделья, он начинает посещать лекции в только что созданной Высшей торговой школе в Нюрнберге. Учеба увлекла его. И он становится полноценным студентом. Занятия в университете во Франкфурте, где его наставником становится профессор Франц Оппенхаймер, который сам себя называл "либеральным социалистом". Говоря в 1964 г. о влиянии теоретических взглядов Оппенхаймера на собственное мировоззрение, Эрхард подчеркивал: "Из его учения я почерпнул чрезвычайно много, что оказалось пригодным, когда в 1948 г. мы приступили к осуществлению экономической реформы. Я лишь поменял местами существительное и -прилагательное. В результате вместо "либерального социализма" получился "социальный либерализм". В этой игре слов, по выражениюЗарицкого, была- своя правда. "В
эрхардовской концепции "социального рыночного хозяйства", которая легла в основу его программы послевоенного переустройства германской экономики, именно свобода стала фундаментальной предпосылкой для постановки вопроса о социальной справедливости" (1, с 11)
В 1925 г Эрхард успешно защищает докторскую диссертацию Затем 14 лет работы в нюрнбергском Институте экономических исследований, где Эрхард окончательно сложился как ученый со своим собственным видением экономических реалий В частности, отдавая должное критическому пафосу Марксова анализа капитализма, Эрхард категорически не был согласен с марксистскими рецептами построения земного рая под неусыпным контролем государства Основной аргумент коммунисты лишают экономику ее главной движущей силы - свободной конкуренции "Производство для человека, а не человек для производства - в этом видел Эрхард один из важнейших критериев "социальности" любой экономической системы Решить эту задачу огосударствления экономика не в состоянии Ее может решить только рынок" (1, с 14) Но при этом Эрхард был далек от того, чтобы полагаться только на регулирующую роль "невидимой руки" рынка "Дикий", нерегулируемый рынок, считает Эрхард, далеко не всегда ведет к эффективному использованию капитала Рынок есть наилучший из всех существующих инструментов регулирования экономических процессов Но только государство, на котором лежит забота об "общем благе", может спасти рынок от самого себя и придать ему социальную направленность Набор возможностей влияния государства на экономическую жизнь достаточно широк Государство должно главным образом заботиться о соблюдении всеми экономическими субъектами честных "правил игры", установлении рамочных условий, а его непосредственное вмешательство в экономику может носить лишь корректирующий характер, когда рыночная система дает сбои
Отвечая на вопрос, насколько оригинальными были все эти сюжеты в работах "раннего" Эрхарда, Зарицкий замечает, то, что
кажется едва ли не банальностью сегодня, отнюдь не было само собой разумеющейся в Германии того времени А главное что острейшие дискуссии о путях выхода из экономического кризиса в годы Веймарской республики носили отнюдь не абстрактно-теоретический характер, а были предметом ожесточенной политической борьбы "В конечном счете, именно несостоятельность творцов первого демократического эксперимента в Германии в вопросах экономической политики открыла нацистам дорогу к власти И то, что у Эрхарда в это трудное время была своя аргументированная точка зрения о методах стабилизации экономической ситуации в стране, свидетельствует о самостоятельности его не только научной, но и политической позиции" (1, с 15) Суть антикризисной программы Эрхарда сводилась к тому, чтобы стимулировать платежеспособность спроса населения и поощрение инвестиций не в тяжелую и уж тем более не в военную промышленность, а в отрасли, связанные с производством потребительских товаров
Мировой экономический кризис конца 20-х годов особенно больно ударил по Германии, отягощенной кабальными репарационными платежами по Версальскому договору В 1933 г к власти пришли нацисты Наступил почти 12-летний период "третьего рейха" Внешне в первые эти годы жизнь Эрхарда и его семьи мало переменилась Вовсе не бравируя своей оппозиционностью режиму, он вместе с тем не делает ничего, чтобы заслужить его благосклонность Эрхард категорически отказывается вступить в НСДАП и вообще в какую-нибудь нацистскую организацию И при этом за 9 лет работы в институте в должности зам директора на него не поступило в "компетентные органы" ни одного доноса Подобную ситуацию Зарицкий считает возможным объяснить только тем, что Эрхард просто родился под счастливой звездой В этой связи автор книги полемизирует с точкой зрения историка из бывшей ГДР ДМюле, который обвиняет Эрхарда в идеологическом пособничестве нацистам, обслуживании экономической по-
7-4083
литики "третьего рейха" По мнению Б Зарицкого, все приводимые "доказательства" носят малоубедительный характер
В 1942 г Эр хард в основном на средства определенных промышленных кругов, задумывавшихся о возможности ухода Гитлера с политической сцены и будущей альтернативной макроэкономической политики, создает свой исследовательский центр -"Промышленный институт" Основное внимание было сосредоточено на выполнении главного заказа работодателей - разработке концептуальных параметров экономической стратегии выхода из кризиса в послевоенный период Своего рода итогом этой работы стал "Меморандум" (март 1944 г) По словам Зарицкого, в до-ументе основные акценты расставлены достаточно четко и однозначно Исход войны в общем и целом для него предрешен Как экономист, Эрхард концентрирует свое внимание на доказательстве порочности основополагающих принципов экономической и финансовой системы нацистского государства, где "деньги не играют никакой роли" (слова Эрхарда) и фюрер предписывает экономике свою волю "Иррациональность такой экономической модели для Эрхарда настолько очевидна, что вопрос о ее крушении для него только вопрос времени И время это, считает Эрхард, приближается неумолимо и с огромной скоростью" (1, с 34) В числе первоочередных мер своей антикризисной программы, которая должна быть понятной народу и обеспечена его доверием, Эрхард называет отказ от распределительной системы, либерализацию цен и восстановление жизнеспособной денежной единицы
После поражения фашизма Эрхард охотно идет на сотрудничество с оккупационными властями 24 мая 1945 г он направляет в штаб-квартиру американской военной администрации в Нюрнберг пространное письмо, в котором анализирует экономическую ситуацию в Баварии и предлагает меры по решению некоторых наиболее болезненных проблем В сентябре 1945 г он назначается министром экономики Баварии Его министерская карьера продолжалась ровно 1 год и 3 месяца На первых порах от него требовали только четкого исполнения конкретных указаний
военной администрации И лишь после того, как США окончательно определились, какую Германию они хотели бы видеть в будущем, лишь после того, как был взят курс на объединение западных зон оккупации, у Эрхарда появился реальный шанс на реализацию своих планов
Но в созданном осенью 1946 г коалиционном правительстве, после победы на выборах в ландтаг Баварии Христианско-социального союха (ХСС), беспартийному Эрхарду места не нашлось Спустя некоторое время он был назначен на пост начальника Особого отдела, в задачи которого входила разработка предложений немецкой стороны по проведению денежной реформы Рассматривая данную проблему, Зарицкий считает, что денежная реформа проведенная 20 июня 1948 г в западных зонах оккупации - это не план Эрхарда и возглавляемой им группы экспертов и "вообще не какой-либо немецкий план, а именно американский план "Колма-Голдсмита-Доджа", подготовленный еще в 1946 г (1, с 62) В общих чертах Эрхард был знаком с американским планом Жесткий и радикальный характер предлагавшихся рецептов лечения германской финансовой системы его не смущал Но в отличие от авторов плана, он считал необходимым сразу же "увязать валютную реформу с решительной реформой всего хозяйства", а не просто осуществить финансово-техническую операцию по изъятию разбухшей денежной массы И второе, Эрхард полагал обязательным разработать специальную программу "справедливого распределения бремени", которая бы смягчила удар по самым слабым и незащищенным (1, с 64-65)
Подготовленный к апрелю 1948 г Особым отделом план денежной реформы, подчеркивает Зарицкий, по большому счету мало чем отличался от американского Единственное заметное отличие состояло в наличии в немецком плане программы "справедливого распределения бремени" В ходе совместного совещания немецкой делегации и представителей англоамериканской стороны данная программа не была включена в план мероприятий, непосредственно связанных с "осуществлением
денежной реформы Ее доработка была предоставлена целиком на усмотрение немецких властей с условием начать практическое осуществление такой программы не раньше чем через 6 месяцев после начала денежной реформы
Дата начала реформы была установлена без согласования с немецкой стороной, что вызвало крайнее возмущение Эрхарда Но тем не менее именно он выступил заявлением о начале реформы, как будто это было его собственное решение Главное что одновременно с денежной реформой 20 июня 1948г начались "экономическая реформа и либерализация цен" Много лет спустя бывший в 1948 г главой американской военной администрации в Германии генерал Л Клей сказал "Денежная реформа была делом рук союзной администрации решение о ликвидации квотирования и контроля над ценами Эрхард принимал сам на свою ответственность" (цит по 1, с 85) Принятое тогда Эрхардом решение, как показано в книге, принесло ему поначалу в основном неприятности Признание пришло значительно позже
Большинство в Германии боялись, как бы не стало еще хуже В условиях нехватки самого элементарного распределительная система под контролем оккупационных властей многим представлялась наименьшим злом Против возврата к "капиталистической анархии" решительно выступали социал-демократы и профсоюзы Зарицкий подчеркивает, что нет ничего более ошибочного, чем пытаться свести экономическую реформу в Германии к единовременному акту Ее осуществление, представлявшее собой серию взаимосвязанных, но постепенных и растянутых во времени шагов, заняло годы Так, контроль над ценами основных продуктов был снят лишь в 1958 г , когда была восстановлена конвертируемая марка Транспортные и почтовые тарифы повысились только в 1966 г и т д
Одним из важнейших нравственных аспектов реформы стало то, что труд снова приобрел смысл Люди поверили, что деньги можно заработать честным трудом, а не только перепродажей американских сигарет Менялись не только витрины магазинов, но и
психология, настроение и даже выражение лиц людей В целом же ситуация в экономике и в обществе продолжала оставаться неустойчивой Именно второе полугодие 1948 г стало одним из самых драматических периодов в экономической истории послевоенной Германии Осенью 1948 г цены снова поползли вверх, как результат несбалансированности покупательного спроса и реального предложения товаров.
По инициативе Эрхарда был предпринят ряд мер, чтобы не дать разгуляться инфляции Среди них Зарицкий выделяет специальный закон о блокировании вкладов, которым было заморожено 70% средств на счетах населения, регулярная публикация каталогов т н "умеренных цен", учитывающих реальные издержки производства и "разумную прибыль", принятие государственной программы "Каждому человеку" для обеспечения населения по сниженным ценам довольно узкой номенклатуры самых необходимых потребительских товаров, началась либерализация внешней торговли и др Все это положительно сказалось на стабилизации экономической ситуации в западных зонах весной-летом 1949 г
В ходе подготовки к первым выборам в бундестаг ФРГ Эр-хард примкнул к ХДС, во главе которой стоял Аденауэр На выборах победу одержали ХДС и ХСС, а 13 сентября бундестаг большинством в 1 голос избрал первого канцлера ФРГ - 73-летнего К Аденауэра Он пробыл на своем посту 14 лет Столько же лет занимал пост министра экономики и Л Эрхард
За прошедший после начала денежной и экономической реформы год выросли объемы производства, увеличилась производительность труда, наметилась тенденция к рационализации производства в отраслях, где давление конкуренции стало особенно ощутимым Наконец, появились отчетливые контуры рынка, лицо которого определял покупатель, а не продавец
Из проблем - на передний план вышла проблема растущей безработицы В начале 1950 г число безработных возросло до 2 млн человек (13,5% от общего числа трудоспособных), против 800 тыс в аналогичный период 1949г (1, с 102) Политическая оппо-
зиция, в том числе социал-демократы, с удвоенной энергией принялась поносить министра экономики и его политику Рецепты предлагались традиционные, в основе которых лежали кейнсиан-ские идеи, к которым Эрхард, по словам Зарицкого, всегда относился с опаской и настороженностью Всплеск безработицы был порожден главным образом совершенно специфическими, политическими по своей сути, причинами Переселение немцев с "восточных территорий", отошедших после войны к Польше и Чехословакии, возвращение из плена солдат вермахта и др привели к увеличению численности населения Западной Германии к 1950 г на 12 млн человек (1, с 105) В этой ситуации, по мнению Эрхарда, нужны были не "пожарные меры" типа широкомасштабного предоставления кредитов и рожденных в спешке государственных программ искусственного создания рабочих мест, а серьезная работа по мобилизации и эффективному использованию инвестиционных ресурсов Вставать же на путь инфляционной накачки экономики Эрхард считал гибельным для судьбы реформ и будущего страны
Тщательно дозированные меры по преодолению безработицы и подстегиванию экономической активности, не создававшей угрозу инфляции, позволили уже к лету 1950 г добиться ощутимых успехов Но разразившийся в конце июля 1949 г международный политический кризис в связи с событиями в Корее вновь поставил под вопрос судьбу проводившихся Эрхардом реформ К росту цен на сырье, продовольствие и потребительские товары, во многом вызванных ажиотажным спросом населения, добавилась проблема дефицита внешнеторгового баланса и внешней задолженности Ситуация была критической и для самого Эрхарда Его отставки требовали не только социал-демократы, но и союзнические власти За период с 1950 по 1953 гг западные союзники направили в правительственные инстанции ФРГ, включая канцлера Аденауэра и самого Эрхарда, 78 письменных требований об изменении курса, проводимого министром экономики (1, с 113) В их числе предлагались - принять срочные меры по обеспечению пол-
ной занятости, ввести систему государственного регулирования цен и прямое распределение дефицитных товаров, сократить импорт всех товаров, не имеющих отношения к военному производству, ужесточить контроль за кредитной политикой коммерческих банков и т п В создавшейся ситуации Аденауэр публично дистанцировался от Эрхарда и категорически потребовал от него не лезть на рожон и выполнять то, что требуют от него американцы На одном из заседаний кабинета, он прямо заявил "Послушайте, господин Эрхард, да оставьте Вы в конце концов в покое свою рыночную экономику Вы что, не видите, что цены скачут, как ненормальные? Рабочие недовольны Союзники обеспокоены Да нам деваться некуда Мы, видимо, просто вынуждены будем вводить контроль над ценами" (цит по 1, с 118)
Характеризуя действия Эрхарда в тот период, Зарицкий констатирует, что нажим, который оказывали на Эрхарда со всех сторон, был слишком силен, чтобы отстоять в неприкосновенности свои позиции Имея за спиной поддержку лишь части промышленных кругов и части руководства ХДС, Эрхард искусно маневрировал, тянул время, но вынужден был идти на уступки В частности, в конце февраля 1951 г были отменены принятые год назад меры по либерализации внешней торговли Тогда же был принят закон, предоставляющий правительству право вмешиваться в процессы производства и дальнейшего обращения товаров и др В целом, наступление на рыночную экономику велось по всем фронтам При этом, пишет Зарицкий, урон политике реформ исчислялся не только тем, что было сделано вопреки духу этой политики, но и тем, что не было сделано, какие из намеченных Эрхардом планов не удалось тогда реализовать И тем не менее, хотя рыночным реформам был нанесен определенный урон, "главное, что не удалось противникам Эрхарда, так это добиться его ухода с политической арены Он по-прежнему оставался на своем посту и по-прежнему был полон решимости продолжать борьбу" (1, с 125)
Уже в марте 1951 г Эрхард предлагает программу преодоления экономических последствий т н "корейского кризиса"
Главным являлось "поскорее отделаться от мер принудительного хозяйствования" (цит по. 1, с 125) В 1952 г стали заметны изменения к лучшему Были погашены основные внешнеторговые долги, прекратился рост цен, устойчиво наращивались темпы промышленного производства, увеличилось количество занятых, повышался уровень жизни Если в 1949 г было отстроенно 219 тыс , то в 1953 г уже более 500 тыс. (1, с 126-127)
На этом фоне популярность Эрхарда среди миллионов простых немцев резко возросла. Именно в этот период в Германии появились первые легенды о "пророческом даре" Эрхарда. На проходивших в сентябре 1953 г. вторых в истории ФРГ выборах в бундестаг ХДС/ХСС одержали убедительную победу, получив 243 из 487 мест в парламенте (141 место было у социал-демократов) (1, с 127) И эта победа во многом была связана с Эрхардом. Накануне выборов 88% опрошенных утверждали, что их жизнь после 1948 г (те через 5 лет после начала реформ) изменилась к лучшему (1, с 128) Спор о том, что предпочитает немецкий народ -план или рынок- исчерпал себя. Но до окончательной победы было еще далеко •
Как замечает Зарицкий, Эрхард был лишен мессианских амбиций, но он ощущал себя выразителем воли государства, которое в его понимании было "высшим арбитром", гарантом "общего блага", выразителем общенациональных интересов, а не инструментом защиты классовых, корпоративных или групповых амбиций На практике это наглядно проявилось, в частности, в борьбе Эрхарда и его сторонников за "антикартельный закон". Сопротивление было ожесточенным, особенно со стороны крупных промышленников. Подсчитано, что до июля 1957 г, когда, наконец, "антикартельный закон" в урезанном виде и после многочисленных проволочек был одобрен бундестагом, было рассмотрено 25 различных проектов (1, с. 13 5)
Эрхард жесткий "антикартельный закон" не раз называл "сердцевиной" своей концепции "социального рыночного хозяйства" Честная и свободная конкуренция не только является главной
гарантией эффективности экономической системы, но и выполняет важную социальную функцию защиты прав и интересов потребителя, поскольку дает ему возможность выбрать нужный товар требуемого качества и по наиболее низкой цене.
Однако экономическая конкуренция есть лишь одно из проявлений более широкого понятия "свобода" Состязательность во всем - вот главный принцип развития свободного и динамичного общества. Посягательство на принцип состязательности есть посягательство на свободу. В политике это ведет к тоталитаризму. В экономике- к подрыву самого принципа свободы предпринимательства и реанимации командно-распределительной системы. Не случайно, замечает Зарицкий, "Эрхард постоянно повторяет, что для него абсолютно все равно, кто пытается ликвидировать свободное ценообразование и установить контроль над ценами - государство или картели" (1, с. 136).
Оценивая в целом принятый "Закон против ограничения конкуренции", Зарицкий констатирует, что Эрхард считал окончательную редакцию закона далекой от совершенства и исходил из необходимости в будущем его серьезно "переработать и улучшить" (цит по 1, с 147). Но это была вполне добротная правовая конструкция, отражавшая существующие экономические реальности и соотношение политических сил в стране. "Закон потому и оказался столь долговечен, что, вобрав в себя базовые принципы эрхардов-ской концепции и предусмотрев эффективный механизм для контроля за их соблюдением в лице федерального ведомства по делам картелей, он не был оторван от жизни и оставался открытым для дальнейших изменений" (1, с.151). Примечательно, что две последующие правки этого закона в 1973 и в 1990 гг. никак нельзя назвать коренной переработкой версии 1957 г. В основном в них речь шла о введении дополнительных ограничений с целью воспрепятствовать процессам монополизации в экономике.
К концу 50-х- нач. 60-х годов Германия изменилась до неузнаваемости За 10 лет реформ почти 8 млн. семей переселились в новые дома и квартиры. Стоимость жизни по сравнениию с 1950 г
8-4083
выросла в 1960 г. на 20,5%, при росте реальной зарплаты промышленного рабочего на 73,55, Качественно улучшились питание, обеспеченность промышленными товарами. 27% немецких семей к 1962 г. уже имели автомобиль. Немцы первыми в Европе стали превращаться в "нацию туристов" и т.д. (1, с.151).
На это обращает внимание и автор второй монографии -К Зонтхаймер. Он констатирует, что проводившаяся ХДС/ХСС под руководством Эрхарда либеральная экономическая политика зримо для любого гражданина вывела Федеративную республику из периода голода, нужды и дефицита в динамичную эру "определяемых преимущественно материальными потребностями желаний и стремлений, сочетавшихся с сильной заинтересованностью в преемственности и уверенности в завтрашнем дне ("никаких экспериментов"). Серьезные структурные изменения в германской экономике и, прежде всего, жесткое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, а также коренные сдвиги в области энергетики проходили без драматических социальных конфликтов и вписывались в общую картину социального климата, не давая никаких отправных точек для лозунгов классовой борьбы и, несмотря на социальные различия, ориентировались преимущественно на нормы и ожидания средних слоев" (2, с. 50).
Именно в начале 60-х годов на страницах газет все чаще стало появляться словечко "чудо", когда речь заходила о потребительском буме в ФРГ. Происходившие кардинальные перемены базировались на солидном экономическом фундаменте. К началу 60-х годов ВВП Западной Германии увеличился по сравнению с 1950 г. почти в 3 раза, среднегодовые темпы экономического роста за десятилетие составляли 10%. Безработица практически рассосалась. Система социальной защиты не плодила иждивенцев, но позволяла каждому достойно встретить и старость, и болезни (1, с 153).
Все эти успехи в разное время и в разных странах порождали одни и те же вопросы: В чем же секрет столь быстрого рывка? Какова роль самого Эрхарда? Эти же вопросы ставят перед собой
59
97.04.004
и исследователи в разных странах. Существует огромное число литературы, где дается неоднозначная оценка роли Эрхарда. И более того, даже среди сторонников Эрхарда имеются разночтения в интерпретации некоторых базовых принципов концепции "социального рыночного хозяйства". В одном случае заслуги Эрхарда если и не отрицаются вовсе, то ставятся в зависимость от целой комбинации благоприятных внешних и внутренних факторов. Чаще всего в этом контексте упоминают американскую помощь по "плану Маршалла", начало "холодной войны", "корейский кризис", отсутствие до 1956 г. тратить значительные средства на военные нужды и т.д. Так, например, К.Зонтхаймер считает, что серьезные экономические преобразования в Германии "являлись в известном смысле побочными следствиями более широкой политики, центр тяжести которой лежал во внешнеполитической области.
Немеркнущим историческим деянием Аденауэра стала его решительная и не допускающая никаких ненадежных компромиссов интеграция Федеративной республики в руководимую американцами западную систему обороны и союзов. Ради завершения этой интеграции он пошел на риск значительного внутреннего сопротивления новому вооружению Западной Германии" (2, с.50).
В литературе встречается и другая крайность, когда Эрхарду приписывают едва ли не все заслуги в деле реформирования экономической и финансовой системы страны.
Рассматривая имеющиеся в литературе точки зрения, полемизируя со многими из них, Зарицкий подчеркивает, что история не знает сослагательного наклонения. Концепция "социального рыночного хозяйства" была успешно воплощена Эрхардом в жизнь в результате конкретной политики, которая проводилась в конкретных исторических условиях. По мере того как улучшалась экономическая обстановка в стране, повышалось материальное благополучие миллионов людей, неуклонно рос авторитет Эрхарда в глазах населения. Если вклад Аденауэра ассоциировался прежде всего с выходом Западной Германии из международной изоляции,
"возвращением" ее в Европу и вхождением в сообщество стран "свободного мира", то фигура Эрхарда олицетворяла экономическое возрождение страны
Этих двух политиков, сыгравших столь значительную роль в становлении послевоенной Германии, замечаетЗарицкий, разделяло буквально все - возраст (в 1957 г Аденуэру исполнился уже 81 год), жизненный опыт, взгляды на политику, видение будущей роли Германии в Европе и мире, темперамент, отношение к людям, привычки и даже религия В экономической политике Аденауэра интересовал прежде всего конечный результат, а не ее технология Между ним и Эрхардом не раз возникали весьма острые разногласия и конфликты По мере того, как Эрхард все настойчивее отстаивал свою линию и свое право на последнее слово в решении экономических вопросов, Аденауэр получал все новые "доказательства", что его министр экономики ничего не смыслит в "большой политике" Между тем социологические опросы в 1957г , в ходе подготовки к новым выборам в бундестаг, зафиксировали, что Эрхард прочно занял по популярности второе место после Аденаэура В практическом плане это означало, что для Аденауэра резко сузилось поле для маневра при выборе своего политического преемника Вопрос же об этом поднимался уже не в первый раз
После выборов, окончившихся очередной победой ХДС, Аденауэр под давлением прессы и своей фракции в бундестаге был вынужден назначить Эрхарда на пост вице-канцлера При этом, пишет Зарицкий, Аденауэр исходил из того, Эрхарду никогда и в голову не придет всерьез претендовать на канцлерское кресло Между тем "есть основания полагать, что сам Эрхард поиному оценивал свои шансы и будущее в политике" (1, с 201) Когда осенью 1957 г ему задали вопрос, что он думает по поводу своих перспектив занять канцлерское кресло, Эрхард спокойно ответил "Меня не занимает сейчас эта проблема, но возможно, наступит день, когда эта проблема сама займется мной" (цит по 1, с 204)
Однако ждать наступления этого дня Эрхарду пришлось почти 6 лет
Описывая борьбу за канцлерское кресло, Зарицкий замечает, что власть, как таковая, никогда не была для Эрхарда самоцелью Она приобретала смысл только в качестве средства для достижения тех целей, которые он считал главными в своей жизни Напряженность в отношениях между Эрхардом и Аденауэром приобрела почти хронический характер, все более превращаясь в открытую войну И главная причина одна- в глазах общественности и для большей части ХДС Эрхард превратился в реальную альтернативу Аденауэру, которому уже перевалило за 80 Но сам Аденауэр не считал свой возраст помехой, стремясь любыми способами дискредитировать своего конкурента Однако результат был прямо противоположным ожиданию
На состоявшихся в сентябре 1961 г выборах в парламент ХДС хотя и получила абсолютное большинство, но потеряла 29 мест и при формировании правительства вынуждена была ориентироваться на коалицию с СвДП (свободные демократы) Одним из главных их требованием был уход Аденауэра с поста канцлера Они знали, что в рядах ХДС давно уже зреет недовольство методами управления и политикой Аденауэра После выборов попытки сколачивания антиаденауэровской коалиции возобновились с новой силой Но у канцлера в его партии были не только противники, но и преданные почитатели Сам же Эрхард был не против честной политической борьбы, но не хотел доводить дело до открытого скандала "Участие в "заговоре" против Аденаэура противоречило его человеческой натуре и представлениям о политической этике Интуиция и опыт подсказывали ему, что достигнутое таким способом низложение Аденауэра рано или поздно могло обернуться боком и для него" (1, с 213) Партия же, как обычно, колебалась, пытаясь выбрать меньшее из двух зол И 19 сентября 1961 г правление ХДС на'своем заседании постановило просить Аденауэра вновь баллотироваться на пост канцлера ФРГ Перед этим канцлер заявил, что не намерен претендовать на все 4 года
своего канцлерства, а хотел бы где-то в середине этого срока "уйти в отставку и освободить место другому" (цит по 1, с 214) В начале ноября 1961 г четвертое правительство во главе с Аденауэром было сформировано В нем получили посты и представители СвДП Но популярность 86-летнего Аденауэра все более падала Руководство ХДС окончательно пришло к решению избавиться от "великого старца"
Операцию по низложению Аденауэра готовили по всем правилам стратегического искусства Были подготовлены соответствующие документы, произошла полная смена руководства депутатской фракции ХДС в бундестаге, распределены роли 22-23 апреля 1963 г на собрании фракции было документально подтверждено решение о назначении Эрхарда кандидатом на пост канцлера Аденауэр отказался сам объявить Эрхарда своим преемником
17 октября 1963 г Эрхард первый раз вел заседание кабинета министров в качестве вновь избранного канцлера ФРГ Днем раньше бундестаг убедительным большинством официально утвердил его в этой должности - 279 против 180 (1, с 221) Приход 66-летнего Эрхарда на канцлерский пост был встречен общественностью исключительно благожелательно Немцы еще не забыли, кому они обязаны своим благополучием Эрхард знал, что с его приходом к власти многие связывают явно завышенные ожидания Сам он отнюдь не испытывал иллюзий по поводу того, что ему удастся быстро разгрести весь ворох проблем, которые он получил в наследство от своего предшественника "Действительно, - пишет Зарицкий, - если попытаться одним словом определить то состояние, в котором находилась германская политика осенью 1963 г , то самым подходящим будет, наверное, хорошо знакомое российскому читателю слово "застой" В равной степени это определение подходило для общей характеристики ситуации как в сфере внутренней, так и внешней политики Именно поэтому Эрхард с особой тщательностью готовился к своей "тронной речи" (1, с 225) Свой курс Эрхард назвал "политикой центра и взаимопонимания" Цен-
тризм означал прежде всего отказ правительства ориентироваться на представительство узкопартийных интересов и тем более интересов различного рода лоббистских групп К последним Эрхард в равной степени относил как объединения предпринимателей, так и профсоюзы Взаимопонимание расшифровывалось как призыв к парламентской оппозиции в лице СДГТГ к конструктивному сотрудничества на базе признания общих основных ценностей Одновременно это был и призыв к "классовому миру" и "социальному партнерству" между профсоюзами и работодателями
В числе главных долгосрочных целей, достижение которых должно быть обеспечено предпочтительным государственным финансированием, Эрхард назвал образование, науку, культуру, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспортную инфраструктуру При этом в заявлении еще раз со всей определенностью подчеркивалось, что правительство не собирается изображать из себя "доброго дядюшку", разбрасывая налево и направо деньги налогоплательщиков Задача государства - обеспечить каждому необходимый минимум и создать условия, чтобы любой гражданин при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум
Были расставлены несколько новые акценты и в международном разделе Ощущалось стремление нащупать новые подходы Именно международные проблемы, несмотря на недвусмысленную заявку Эрхарда о его стремлении стать канцлером внутренних реформ, вышли на передний план в начальный период его канцлерства
К началу 60-х годов в политических кругах ФРГ сложился достаточно устойчивый консенсус относительно того, что безопасность страны невозможно обеспечить вне рамок НАТО, без американских ядерных гарантий и присутствия в Европе американских войск С другой стороны, ни у кого не вызывало сомнений, что фундаментом европейской политики ФРГ является "примирение" и сотрудничество с Францией Эрхард, отмечает Зарицкий, нико-
гда не разделял франкофильских увлечений Аденауэра и выступал против чрезмерного выпячивания роли двустороннего франко-германского сотрудничества. Дня Эрхарда не было вопроса сотрудничать или не сотрудничать с деголлевской Францией. Был вопрос, как сотрудничать, во имя каких целей и на каких условиях. Ответ зависел не только от Эрхарда.
В общей сложности за время своего пребывания на посту Эрхард встречался с де Голлем 5 раз. Общий итог, резюмирует Зарицкий, оказался более чем скромным. Отношения с Францией явно не складывались (1, с.244). Расчет де Голля использовать Германию в своих интересах на ролях младшего и зависимого от Франции партнера был слишком явным. Ни один здравомыслящий западногерманский политик не пошел бы в те годы на демонстративное противопоставление своего курса политике США, чего, по существу, и требовал от Эрхарда де Голль, отстаивая концепцию "самообеспечения" Западной Европы. И тем не менее на Эрхарда и его министра иностранных дел обрушился поток критики из лагеря "голлистов", и первым среди них был Аденауэр.
Крайне уязвимой для критики с разных сторон была и "атлантическая альтернатива". За особые отношения с Вашингтоном, которыми так дорожил Эрхард, надо было платить - как в прямом, так и в переносном смысле. США требовали увеличить финансовый вклад для обеспечения американских войск на территории ФРГ. Союзническая солидарность вынуждала хотя бы к символической поддержке непопулярной войны, которую Соединенные Штаты продолжали вести во Вьетнаме. Этим же был вызван отказ от установления торгово-экономических отношений с "красным" Китаем, чего настойчиво требовали от Эрхарда западногерманские промышленные круги. А между тем значимость американских ядерных гарантий девальвировалась по мере того, как становилось ясно, что дело идет к снижению напряженности в отношениях между Востоком и Западом.
Позиция ФРГ в отношении Москвы после прихода нового канцлера фактически не претерпела изменений. Главный акцент в
своей "восточной" политике правительство Эрхарда сделало на налаживании торгово-экономического сотрудничества с социалистическими странами Восточной Европы, рассматривая его в качестве первого шага к налаживанию политического диалога, вплоть до установления официальных дипломатических отношений. Пытаясь снять постоянно звучавшие из Москвы в адрес ФРГ обвинения в "агрессивности" и "реваншизме", Эрхард и его МИД повторяли, что они твердо придерживаются принципа мирного разрешения территориальных и пограничных споров, а к Чехословакии (но не к Польше) ФРГ и вовсе не имеет территориальных претензий.
Одним из главных "раздражителей" в отношениях между СССР и ФРГ был вопрос о статусе Западного Берлина. Здесь при Эрхарде мало что изменилось, как и в вопросе о признании ГДР, хотя и предпринимались определенные усилия с обеих сторон. В целом же "восточная политика" Эрхарда-Шрёдера слишком медленно и непоследовательно приспосабливалась к переменам, происходившим в международной жизни. Но она все же не прошла бесследно в ее истории. "Фактической девальвации была подвергнута "доктрина Хальштейна" (сформулирована статс-секретарем МИД, требовала незамедлительного разрыва или отказа от установления, дипломатических отношений ФРГ с любой страной, которая де-юре признает ГДР. - Прим. авт.), заметно изменилась общая тональность внешнеполитической риторики официального Бонна, правительство признало принципиальную необходимость налаживания диалога между Западом и Востоком, переговоров о разоружении... В известном смысле "эра Эрхарда" стала первой ступенькой на пути к "новой восточной политике" 70-х годов" (1, с.271-272).
Во внутренней политике первые два года пребывания Эрхарда на посту канцлера не были отмечены ни громкими победами, ни явными поражениями. Он все еще оставался самым популярным политиком в стране. Коллегиальность и разделение ответственности между правительством и парламентом были основой
9-4083
его "нового стиля" в управлении У каждого политика можно при желании найти те или иные слабые стороны, обнаружить просчеты и недостатки Были они и у Эрхарда Но даже если собрать их все воедино, то вряд ли можно приблизиться к пониманию тех причин, которые предопределили недолговечность "эры Эрхарда" По мнению Зарицкого, повторение избитых клише о том, чти Эрхард был "сильным" министром экономики, но оказался "слабым" канцлером, или, как пишет Зонтхаймер К , "несостоятельным" (2, с 55) лишь уводит в сторону от сути произошедших летом-осенью 1966 г событий Внешне все развивалось стремительно и закончилось неожиданным финалом - уходом Эрхарда в отставку и созданием первого и пока единственного в послевоенной истории ФРГ правительства "большой коалиции", включающего две главные конкурирующие партии - ХДС/ХСС и СДПГ Отправным пунктом можно считать итоги земельных выборов 1966 г в крупнейшем регионе страны - земле Северный Рейн-Вестфалия (СРВ) В ходе выборов христианские демократы потеряли только 200 тыс голосов, что в масштабе всей страны составляло около 0,5% потенциальных избирателей (1, с 277) Это была далеко еще не катастрофа Но паника не только в ХДС, но и в СвДП была столь велика, что вместо серьезного анализа и конструктивных выводов из случившегося в обеих партиях сразу принялись за поиски виновных Вся ответственность за собственные просчеты и ошибки была возложена на канцлера Буквально в течение нескольких недель ослабление позиций ХДС и СвДП в Рурском регионе превратилось в проблему недееспособности "слабого" правительства, во главе которого стоит "слабый" канцлер И если срочно не избавиться от Эрхарда, то страна неминуемо будет ввергнута в пучину серьезных политических и экономических катаклизмов
Зарицкий показывает что экономическая ситуация в ФРГ в тот период мало напоминала "кризисную" или даже "предкризисную", хотя в действительности проблемы были В середине 60-х годов ФРГ вошла в ту стадию развития, когда возник вопрос о совершенствовании структуры народного хозяйства
67
97.04 004
Структурная перестройка - вещь всегда достаточно болезненная Существует только два возможных решения либо начать лечить болезнь во-время, пока она еще не зашла слишком далеко, либо постараться ее "не замечать". Эрхард стоял на первой позиции. Однако шахтеры и металлурги- традиционная "элита" рабочего класса Германии - придерживались точки зрения, что государство должно выделить субсидии неблагополучным отраслям и позаботиться о том, чтобы никто не испытывал неудобств и ничьи интересы не были задеты Ни избирателям, ни руководству ХДС не хотелось выслушивать неприятные истины о том, что экономический бум не может длиться вечно, а структурная перестройка неизбежна Если Эрхард оказался не в состоянии предложить народу рецепт очередного "экономического чуда", то, следовательно, он и виноват в том, что избиратели повернулись к СДПГ, обещавшей всем то, что они хотели услышать
Б.Е Зарицкий полагает, что если в стране и существовал в то время какой-то кризис, то это был прежде всего внутренний кризис ХДС У Эрхарда-политика всегда было одно уязвимое место, что в конечном счете во многом и объясняет недолговечность его пребывания на посту канцлера. Эрхард достиг вершины политической власти на волне народной поддержки. "Его личная популярность, заработанная им в годы беспрецедентного подъема германской экономики, по существу, не оставила руководству ХДС выбора, когда встал вопрос о необходимости выдвинуть из своих рядов фигуру такого масштаба, которая была бы достойной заменой Аденауэру Эрхард был действительно "народным канцлером" В этом была его сила, но и слабость" (1, с.282). Лишившись активной поддержки значительной части населения и не имея прочных тылов в партийной среде и партаппарате, Эрхард оказался фактически безоружным перед интригами своих противников, которые без конца обыгрывали один нехитрый тезис, придет новый человек, и все сразу встанет на свои места. 1 декабря 1966 г. Эрхард ушел в отставку с поста канцлера ФРГ Вплоть до своей смерти (5 мая 1977 г- в возрасте 80 лет) он продолжал заниматься полити-
кой, но она теперь представляла для него интерес скорее как объект наблюдений и анализа, чем сфера практической деятельности
Иную точку зрения на причины ухода Эрхарда с поста канцлера высказывает немецкий исследователь К Зонтхаймер Он пишет, что после 1965г, когда Эрхарду удалось одержать еще раз победу для своей партии, его слабость как руководящего деятеля стала вскоре настолько явной, что это привело к внутренней борьбе в собственной партии по вопросу о том, кто лучше всего был бы способен управлять аденауэровским наследством Была поставлена и общая проблема правильно ли федеральный канцлер применяет предоставленные конституцией в его распоряжение средства руководства? "После мнимых эксцессов "канцлерской демократий" при Аденауэре неуверенное правление Эрхарда казалось почти "бесканцлерской демократией", тем более, что негибкий преемник Аденауэра вообразил, будто может стать совершенно парящим над партиями "народным канцлером" Кроме того, в канцлерстве Эрхарда получили хождение и идеологически крайне сомнительные лозунги "нового национализма" и "сформированного общества", которые, несомненно, благоприятствовали постепенному возникновению сопротивления системе со стороны правых и левых экстремистов Это нагнало на Федеративную республику во второй половине 60-х годов немало страху и, по крайней мере на страницах печати, вызвало опасения возврата к вызывавшим такую боязнь условиям веймарской Германии" (2, с 54)
В книге "Людвиг Эрхард Полвека размышлений" собраны статьи, официальные заявления, полемические выступления в парламенте, на митингах, собраниях и в печати, официальные речи на международных встречах и в ходе государственных визитов, автобиографические заметки и воспоминания и др Это помогает, как отмечают редакторы немецкого издания, "осмыслить, понять, оценить суть экономических воззрений Л Эрхарда, увидеть в нем не только кабинетного ученого, но и волевого, жесткого человека с сильным характером, умевшего добиваться цели, которую он по-
ставил перед собой и в которую верил, почувствовать его дар популяризатора, способного и растолковать свои взгляды, и убедить в них не только собственных сторонников, но и противников" (3, С 5)
Во введении, написанном К Хоманном, подчеркивается, что в основе большинства материалов книги - вопросы экономической политики С годами в высказываниях и деятельности Эрхарда все более отчетливо проступают общественно-политические аспекты этой политики, что привело его в конце концов к концепции "сформированного общества" Еще до избрания на пост канцлера Эрхард обращается также и к таким темам, как европейская политика, помощь развивающимся странам, вопросы вооружения и разоружения, воссоединение, критический анализ нацистского режима Интересуется Эрхард и проблемами защиты окружающей среды и др И все же, считает автор введения, "сколь ни широк круг вопросов, которых касается Эрхард, его позиция всегда однозначна За исключением немногих примеров, когда он в качестве федерального канцлера или министра выступает с правительственными заявлениями или во время дебатов в бундестаге, он предстает не руководителем, занимающим тот или иной пост, а скорее человеком, видящим свою задачу в необходимости убедить аудиторию, к которой он обращается Идея свободы и ответственности, мысль о пользе конкуренции - вот что он без устали отстаивал, отстаивал убежденно и энергично" (3, с 13)
Как полагает К.Хоманн собственное понимание политики сложилось у Эрхарда, вероятно, в период великого кризиса, начавшегося в 1929 г., и в преддверии военной катастрофы 1939-1945 гг "Достижения в экономической, социальной и финансовой сферах он считал не менее значимыми, чем в сфере внешней и общегосударственной политики Формированию такого убеждения способствовали ошибки имперского правительства в период великого кризиса, приведшего к страшному результату - появлению Гитлера, выплывшего на волне массовой безработицы, нужды и нищеты
Можно считать, что этот воспринятый Эрхардом-ученым урок тесной взаимосвязи экономики и политики оказал впоследствии определяющее влияние на его деятельность в качестве ответственного политика" (3, с 12) Эрхарду ученому довелось осуществить в качестве государственного деятеля свои представления об экономическом и общественном строе, основанном на конкуренции и социальном равновесии Люди поддержали и восприняли его идеи о свободе и ответственности гражданина в социальном рыночном хозяйстве, проголосов за них в ходе избирательных кампаний конца 40-х-первой половины 60-х годов
Список литературы
1 Зарицкий Б Е Людвиг Эрхард Секреты "Экономического чуда" -М, 1997 -298с
2 Зонтхаймер К Федеративная Республика Германия сегодня Основные черты политической системы / Пер с нем Рудого Г Я Под общей ред и с предисл Драбкина Я С - М , - 320 с (Серия "Россия-Германия-Европа" Вып 1)
3 Эрхард Л Полвека размышлений Речи и ст / Пер с нем Андронова А и др - М , 1996 - 606 с