РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1991 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.03.001 -97.03.090
МОСКВА 1997
связи с изменением образа жизни и развитием туризма появились новые многочисленные возможности трудоустройства в сфере обслуживания.
В послевоенный период произошло резкое сокращение занятости в сельском хозяйстве. В 1946 г. занятые в сельском хозяйстве составляли 36% экономически активного населения Франции, в настоящее время - только 4% (2, с. 4). Однако с 1990 г. численность сельскохозяйственных рабочих остается стабильной. Отмечается, что политика властей способствовала росту семейных ферм и использованию в работе все более мощных и разнообразных сельскохозяйственных машин.
С.Н.Куликова
97.03.065-067. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
1. Pensioners pulled apart // Labour research.- L.,1996. - Vol.85, №2,- P.19-21.
2. How the Tories have eroded state pensions // Labour research. -L.,1996.-Vol.85, №8,-P.22.
3. What's wrong with state pensions? // Labour research. - L.,1996. -Vol.85, № 8. - P. 11-12.
В последнее время вопросы пенсионного обеспечения, отмечают английские эксперты, приобрели большую остроту в странах Западной Европы из-за ускорившегося старение населения, которое выражается в относительном и абсолютном увеличении числа лиц старших возрастов. Изменение соотношения между экономически активным населением и лицами нетрудоспособного возраста все больше усложняет финансирование системы пенсионного обеспечения.
В большинстве стран Западной Европы система пенсионного обеспечения включает: базовую государственную пенсию; дополнительную профессиональную пенсию, доплачиваемую пенсионеру в зависимости от размера предшествующего заработка и стажа работы в конкретной компании или отрасли промышленности; выплаты из частных пенсионных фондов, или пенсии индивидуальных пенсионеров. Кроме того, действуют системы вспомоществования и обеспечения прожиточного минимума.
В 1995-1996 гг. вопросы совершенствования пенсионной системы приобрели в Западной Европе особую актуальность из-за значительного ухудшения материального положения пенсионеров. Во Франции в конце 1995 г. был обнародован правительственный план сокращения пенсий для наемных работников государственного сектора. Он вызвал протесты широких слоев населения, особенно железнодорожников. Массовые демонстрации, в которых приняли участие более 1 млн. трудящихся, в течение трех недель парализовали весь общественный транспорт страны.
В Великобритании наступление консерваторов на права пенсионеров не вызвало достаточно решительного отпора со стороны профсоюзов (1). Английские пенсионеры получают базовую государственную пенсию, надбавку за наличие свидетельства об образовании и дополнительную профессиональную пенсию. Эта система подстраховывается общенациональной системой поддержания доходов. Основную часть пенсионных начислений составляют разного рода прибавки к базовой пенсии. В случае отсутствия условий для их получения английский пенсионер попадает в полную зависимость от государственных пенсий и от минимальной персональной пенсии и оказывается в худшем положении в сравнении с пенсионерами из других стран Западной Европы.
В настоящее время в Великобритании насчитывается 10,1 млн. пенсионеров, в том числе 3,6 млн. мужчин и 6,5 млн. женщин, получающих базовую государственную пенсию. Из этого числа 3,9 млн. человек получали пенсию, заработанную их супругами посредством отчислений в пенсионные фонды. Базовая государственная пенсия в Великобритании составляет 61,15 ф. ст. в неделю для одинокого пенсионера и дополнительно 36,6 ф.ст. для неработавшей супруги. Более 90% всех пенсионеров имеют максимальную для их возраста пенсию, в том числе 95% мужчин и 70% женщин. Примерно 350 тыс. человек получают менее половины размера полной базовой государственной пенсии; 7,6 млн. человек выплачивается специальная надбавка к пенсии за наличие свидетельства об образовании, которая составляет в среднем 2,13 ф.ст. в неделю. Так называемую дополнительную пенсию, размер которой зависит от стажа и заработка и составляет в среднем более 9 ф.ст. в неделю, получают 4,2 млн.человек (2, с. 22).
С 1980 г. правительство консерваторов прекратило индексацию базовой пенсии в зависимости от роста заработной платы, сохранив только индексацию по росту цен. Если бы этого не произошло, то базовая пенсия могла бы достигнуть к настоящему времени 82,55 ф.ст. для одинокого пенсионера и 132,1 ф.ст. для супружеской пары в пенсионном возрасте. Соотношение базовой пенсии и среднего заработка работающего мужчины за 1979-1996 гг. сократилось с 20 до 16%, а к 2020 г. может вообще упасть до 6% при условии ежегодного увеличения заработной платы на 2%. Консерваторы повысили также пенсионный возраст до 65 лет, а с 1988 г. ужесточили условия получения дополнительной пенсии. Число получателей дополнительной пенсии с 1987 г. сократилось с 10,4 млн. до 6,5 млн. человек, а после 1988 г. дополнительная пенсия стала составлять менее 1/5 части заработков (2, с. 22).
Введение в 1996 г. новых правил предоставления государственных пенсий означало их сокращение с 25 до 20% предшествующего заработка. В 1979 г. государственная пенсия составляла 29% средней заработной платы работающих мужчин, а в 1995 г. - всего 22% (1, с. 19). Обследование, проведенное Комиссией ЕС в 1992 г., показало, что 66% всех опрошенных взрослых в Великобритании считали, что главными проблемами пожилых в этой стране являются отсутствие достаточных средств для существования или финансовые трудности. Для сравнения, в прочих странах ЕС (за исключением Португалии) так считали только 48% опрошенных (1,с.19).
Доля обязательной части пенсионного обеспечения в первый год выхода на пенсию в 1990 г. в Великобритании составила всего 59% чистого предшествующего заработка в сравнении с 81% в среднем по ЕС, 69 - в Германии, 83 - во Франции, 89 - в Италии, 80 - в Бельгии, 77 - в Дании, 98 - в Испании и Португалии, 114 - в Греции. Только у Ирландии был сравнительно низкий показатель - 62%. В последующие годы в ряде стран ЕС (Франции, Италии, Греции и Португалии) были предприняты меры по сокращению государственных пенсий. Тем не менее эти данные свидетельствуют о различии между Великобританией и Ирландией, с одной стороны, и остальной частью Западной Европы с другой. Ситуация выглядит более благополучной при учете получаемой профессиональной частной пенсии: в этом случае указанное соотношение достигает 77%
21-2372
в сравнении со средним уровнем в 88% для ЕС, 92 - для Германии, 87 - для Франции, 90 - для Италии и Испании, 83 - для Швеции и Австрии, 101 - для Греции (1, с. 20).
Следует учитывать также сокращение за 1979-1993 гг. удельного веса государственных пенсий и заработков у работающих пенсионеров в общих доходах английских пенсионеров соответственно с 61 до 53% и с 12 до 6% при увеличении доли профессиональных пенсий с 16 до 25%. Однако не все пенсионеры получают профессиональные пенсии: в 1993 г. их имели всего 57% одиноких пенсионеров и 72% супружеских пар (1, с. 20). Поэтому с сокращением доли обязательной части пенсионного обеспечения возросло неравенство среди пенсионеров: в 1979 г. беднейшие 20% пенсионеров имели только 1/3 доходов богатейших 20%, а к 1993 г. -лишь 1/4(1, с. 20). Между тем с начала 60-х годов и вплоть до начала 80-х отмечалась тенденция к сокращению неравенства. Сейчас уровень неравенства вернулся к положению конца 60-х годов. Причина этот, по мнению ряда исследователей, состоит в росте частных профессиональных пенсий и высоких реальных ставках процента, увеличивающих доходы сравнительно богатых пенсионеров. Самые богатые 20% пенсионеров получали в 1993 г. 36% суммы профессиональных пенсий, тогда как беднейшие 20% - всего 5% (1,с.21).
В сравнении с большинством стран ЕС Великобритания тратит на пенсионное обеспечение меньшую часть ВВП: в 1993 г. - 10,8% ВВП против 15,4% в Италии, 12,7 - во Франции, 12,1 - в Бельгии, 11,9 - в Нидерландах, 11,0 - в Дании. Только Греция, Испания, Португалия и Ирландия имеют более низкие показатели.
Реформа системы пенсионного обеспечения проводится во многих странах Западной Европы, но только в Великобритании она открыто направлена на перекладывание ответственности с плеч государства на плечи отдельных лиц. Как полагают эксперты Комиссия ЕС, это не решает проблемы, а обостряет неравенство; оптимальным вариантом является принятие отраслевой модели, предполагающей обязательство предпринимателей обеспечивать своих работников приличной пенсией (1,с.22).
Английские профсоюзы выступают за повышение размера государственных пенсий и опровергают тезис о чрезмерно высоких темпах старения населения и роста числа пенсионеров. По мнению
генерального секретаря Британского конгресса тред-юнионов Дж.Монкса, темпы увеличения армии пенсионеров соответствуют темпам роста всего населения, а потому расходы на пенсии не будут слишком высоки. Государственные пенсии имеют особую значимость для малоимущих слоев населения, рабочих без специального образования и лиц, длительное время не работавших по причине ухода за детьми, престарелыми членами семьи и инвалидами. Профсоюзы выдвигают требование о повышении минимального размера базовой пенсии до 1/3 среднего уровня заработной платы (3, с. 11).
Для выплаты базовой пенсии, привязанной к среднему заработку, к середине следующего столетия потребуется 66 млрд. ф.ст. (при сохранении ее индексации по уровню цен - 45 млрд.). Чтобы это стало возможным, в течение следующих 40 лет придется увеличить взносы в пенсионный страховой фонд с 19 до 26% величины фонда заработной платы. За 1979-1985 гг. они выросли с 16,5 до 19,45%. Однако следует учитывать, что за следующие 40 лет чистые заработки более чем удвоятся, а потому будущие поколения рабочей силы смогут безболезненно финансировать увеличение пенсий.
Противники сокращения государственных пенсий выступают за увеличение взносов предпринимателей в пенсионный фонд. В качестве аргументов они приводят тот факт, что в Великобритании предприниматели выплачивают 1/3 того, что платят немецкие предприниматели, и менее 1/4 - французские предприниматели. Высказывается также требование о повышении взносов высокооплачиваемых работников и использовании возможностей налоговой системы для финансирования пенсионного страхования.
В. Г. Былое
97.03.068. ДАВИД M., СТАРЗЕК КР. ДОСТАТОК В 60 ЛЕТ, ЗАВИСИМОСТЬ И ИЗОЛИРОВАННОСТЬ В 80 ЛЕТ. DAVID M., STARZEC CH. Aisance a 60 ans, dépendance et isolement a 80 ans//INSEE premiere. - P., 1996. -N 447. - P. 1-4.
Французские экономисты рассматривают положение пожилых людей во Франции. В настоящее время в 7 млн. семей, т.е. в каждой четвертой семье, проживает человек старше 60 лет. За последние годы уровень жизни пожилых людей стал сравним с уровнем жизни 21*