РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
номики имеет одновременно экономический и социальный характер и заключается в максимизации уровня занятости высококвалифицированных работников в ключевых отраслях промышленности и сферы услуг с высокой долей добавленной стоимости (10, с. 126).
Различные страны вследствие различных исторических, институциональных, идеологических и политических причин используют различные средства геоэкономики.
JI. А. Зубченко
96.03.092. МЕНК К. В., ШНАТЦ В. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОЙ АФРИКИ: ШАНСЫ И РИСКИ НЕМЕЦКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. MENCK К. W., SCHNATZ В. Perspektiven der wirtschaftlichen Entwicklung Südafrikas: Chancen u. Risiken für dt. u. europ. Unternehmen.— Baden-Baden: Nomos, 1994 .— 216 S. — (Veröff. des HWWA-Inst. für Wirtschaftsforschung; Bd9) .— Bibliogr.: S. 199-210.
В книге, написанной по заказу Федерального министерства экономики, анализируются новые политические и экономические условия в ЮАР после отмены апартеида и снятия санкций ООН. Анализ факторов размещения и качества южноафриканской экономики с точки зрения международных перспектив позволяет сделать вывод, что в средне- и долгосрочном плане она имеет хорошие шансы для активной интеграции в мировой рынок. ЮАР — богатая страна, и при условии политической стабильности, дееспособного правительства, радикальных структурных реформ и ориентированной на экспорт экономической политики здесь могут быть созданы предпосылки для интенсификации торговли с промышленно развитыми странами (ПРС) и привлечения дополнительных прямых инвестиций, способствующих передаче технологий. Будущие реформы в ЮАР являются решающим фактором для того, чтобы местные предприятия стали партнерами предприятий ПРС при освоении рынков всей Южной Африки и размещении производств, ориентированных на мировой рынок.
В первом разделе рассматриваются внешнеэкономические отношения и значение санкций для экономического сотрудничества ЮАР с западноевропейскими странами. Экономические отношения с ФРГ, ЕС, другими ПРС и международными организациями раньше ограничивались санкциями, с помощью которых ООН намеревалась экономическими средствами изменить политику страны. Вводимые с 60-х годов санкции предписывали странам — членам ООН прекратить предоставление кредитов предприятиям ЮАР, торговлю, сотрудничество в атомной энергетике, запретить поставку в страну нефти и других товаров. Изоляция ЮАР от мировых рынков усугублялась проводимой
в стране политикой замещения импорта, которая, с одной стороны, смягчала воздействие санкций, а с другой — помогала стране обходиться своими средствами. Еще более эффективными по сравнению с торговыми оказались финансовые санкции. Не имея доступа к рынку капиталов, страна не могла оптимально использовать потенциал инвестиций и роста, и это сыграло не последнюю роль в смене политического курса. Но санкции имели и непредвиденные последствия: белое население дешево скупило иностранные, прежде всего американские, капиталовложения в ЮАР, улучшив свои позиции по сравнению с черными южноафриканцами; в результате ликвидации крупных ТНК и прекращения притока капиталов из-за границы резко выросла безработица, затронувшая прежде всего черное население, хотя имелось в виду, что именно ему должны были помочь санкции; в результате опросов оказалось, что положительно оценивают санкции, с учетом их отрицательных побочных эффектов, всего лишь 14-26% черных жителей ЮАР (с. 24).
Касаясь далее структуры торговых потоков ЮАР, авторы отмечают, что имдторт напоминает импорт развивающейся страны (РС) с экспортной сырьевой базой: 47% импорта составляют обработанные изделия; в 1990-1992 гг. на 7% вырос ввоз химических изделий и на 11,3% — других товаров; доля сельскохозяйственных продуктов составила в 1992 г. 3,6%, несколько превысив уровень предыдущего года по причине засухи. В экспорте 1992 г. около 5% составила продукция химической промышленности, 7,4 — товары перерабатывающей промышленности, 4,6 — сельскохозяйственные товары, нефть и уголь — 11,2, золото и благородные металлы — 11% (с. 25).
Экспорт ФРГ в ЮАР снизился в результате санкций с 6,1 млрд. нем. марок в 1989 г. до 4,3 млрд. в 1992 г., импорт из ЮАР вырос с 3,2 млрд. до 3,9 млрд. марок (с. 25). Хотя объем торговли между Германией и ЮАР составляет менее 1% всей немецкой торговли, Германия стала в 80-х годах одним из важнейших торговых партнеров ЮАР. Авторы объясняют это тем, что, с одной стороны, импорт Италии, Франции и Великобритании из ЮАР начиная с 1988 г. сильно сокращался, а с другой — с 1983 г. находятся в застое торговые отношения ЮАР с Японией и США. В торговле между ФРГ и ЮАР большое место занимали поставки полуфабрикатов и готовых товаров между предприятиями. Структура внешней торговли указывает на взаимодополняемость производственных факторов двух стран и специализацию производства. В немецком экспорте доминируют капиталоемкие товары — машины и оборудование, химикалии, научное оборудование, текстиль; импорт Германии состоит главным образом из сырья и трудоемких товаров (каменный уголь, золото, бриллианты, сельскохозяйственные товары).
Торговые отношения между ЕС и странами Южной Африки и ЮАР также характеризуются комплементарностью производственных факторов. Объем и вид торговых потоков различались в зависимости от применения санкций. Импорт ЕС из 16 стран Черной Африки в целом больше, чем из ЮАР. Потребность европейских стран в нефти, минеральном сырье, тропических продуктах питания определяет высокий объем импорта из этих государств, и прежде всего из Кот д'Ивуара, Кении и Зимбабве. Особенно интенсивны отношения Вели-кббритании со странами Черной Африки: в 1991 г. На этот регион приходился 31% <№ импорта из стран "третьего мира". Экономические отношения Франции с африканскими странами тоже достаточно широки, но большая их часть приходится на Северную Африку и только 6,1% —на ЮАР (с. 28).
Европейский экспорт в ЮАР составляет 47,6%всего экспорта ЕС в Африку, причем доли отдельных стран весьма различны: например, 51,6% английского экспорта в Африку приходится на ЮАР, далее идут Нигерия и Мавритания. Французский экспорт в Африку приходится главным образом на Алжир (14,5%), Марокко (13,8%) и Тунис (11,1%), в ЮАР направляется только 4,6% (с. 28).
Рассматривая рост прямых инвестиций в ЮАР, авторы отмечают, что среди инвестиций немецких предприятий преобладают капиталовложения в дорожное строительство, составляющие 1/3 всех инвестиций; на втором месте — химическая промышленность (12%), далее следуют электротехническая промышленность и машиностроение. Инвестиции в торговлю, достигшие в конце 1991 г. 331 млн. марок, осуществляются как в рамках сотрудничества между предприятиями, так и в рамках повышения капиталовооруженности дочерних фирм, численность которых в ЮАР составляет от 300 до 500 (с. 35). Капиталы и технологии немецких предприятий, имеющих дочерние фирмы в ЮАР, играют значительную роль в экономической жизни страны в качестве работодателей и учебно-производственных предприятий. Действующие в ЮАР уже много лет предприятия стали неотъемлемой частью южноафриканской экономики, на них обучается и трудится местная рабочая сила. Немецкие инвесторы прибывают в ЮАР зачастую с намерением принять местное гражданство. По имеющимся данным, почти 1% всех капиталовложений немецких предприятий за границей приходится на ЮАР, что, например, вдвое больше, чем в Норвегии, и довольно много по сравнению с остальными странами Черной Африки (с. 36).
Прямые инвестиции из других ПРС во второй половине 80-х годов снизились в результате санкций, из-за закрытия или продажи предприятий. Но отток иностранных капиталов носил кратковременный характер. После отмены санкций прямые инвестиции стали вновь воз-
растать. Немецкие предприятия являлись раньше крупнейшим инвестором в предприятия Южной Африки с суммой 18 млрд. долл., далее следует Великобритания — 15 млрд. и Франция — 2,25 млрд. (данные на март 1990 г.) (с. 38). Ситуация изменилась, когда позже здесь оживилась деятельность американских, английских, японских и тайваньских предприятий. Похоже, с отменой санкций на этом рынке будут созданы благоприятные предпосылки для дальнейшего роста инвестиций. Помимо торговли и прямых инвестиций, Германия сотрудничает с ЮАР и в сфере предоставления услуг, в области морского и воздушного сообщения, туризма.
Внешнеэкономические отношения между ФРГ и ЮАР регулируются Общим таможенным и торговым соглашением 1951 г. и последующими дополнениями к нему. В период санкций действовали ограничения: кредиты предоставлялись не более чем на пять лет, гарантии на сделки не превышали суммы в 50 млн. марок и пр. В декабре 1993 г. ограничения были частично сняты (с. 45). Между странами заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения. Контрактное регулирование экономических отношений между ФРГ и ЮАР дополняется тесным сотрудничеством между экономическими организациями двух стран. Немецко-южноафриканские торговые палаты в Иоганнес-бурге и Дюссельдорфе предоставляют информацию по двустороннему экономическому сотрудничеству, дают юридические консультации и экономико-политические рекомендации.
Между ЕС и ЮАР нет политических и экономических соглашений в полном смысле слова. Торговые отношения между ними регулируются правилами ГАТТ. ЕС предоставил 130 млн. экю на поддержку черного населения ЮАР, исходя из того, что социальная напряженность в стране должна быть смягчена путем улучшения условий жизни самых ущемленных слоев населения. ЕС финансирует проекты по образованию и профессиональному обучению, строительство учреждений здравоохранения, проекты сельскохозяйственного развития и водоснабжения в сельскохозяйственных регионах и т. д.
В апреле 1991 г. по решению ЕС и отдельных стран-членов были, во-первых, в большой мере отменены санкции, во-вторых, произошел обмен торговыми организациями. Тем самым были созданы предпосылки для свободного развития экономических отношений. ЮАР ответила на отмену санкций стремлением к открытию страны и интеграции в мировую экономику и готовностью восстановить и расширить отношения. Но одной отмены санкций было недостаточно для расширения торговли и укрепления долгосрочного экономического сотрудничества. Санкции практики не изменили структуру импорта и экспорта ЮАР, к тому же они и не соблюдались последовательно. В искажении южноафриканской внешней торговли и внешнеэкономических отноше-
96 03 092
184
ний повинен не только бойкот, но и экономическая политики ЮАР, которая проводилась как бы в ответ на торговые ограничения и стремилась обеспечить защиту для внутренних предприятий. Поэтому отмена была недостаточным условием интенсификации экономических отношений между ЕС и ЮАР. Ориентация на политику замещения импорта потребовала значительного приспособления созданных экономических структур для реинтеграции в мировой рынок. В рамках новой ориентации важным фактором преодоления структурных проблем могут быть прямые иностранные инвестиции, поскольку ТНК берут на себя часть инвестиционных рисков. Эти инвестиции могут также оказать положительный психологический эффект на потенциальных местных инвесторов и хорошо повлиять на южноафриканские рынки, создав конкуренцию между ТНК и местными предприятиями (при закрытой экономике международная конкуренция отсутствовала).
Экономическое будущее ЮАР зависит от решения ею следующих взаимозависимых задач: ускорения экономического роста, снижения бедности, улучшения положения с занятостью для чернокожего населения. Решение правительством задач по улучшению экономического положения основной массы населения повысит политическую стабильность в стране и, соответственно, ее привлекательность в качестве партнера для других стран.
С отменой санкций рынки ЮАР находятся в процессе трансформации Открытие рынков обостряет конкуренцию и предъявляет предприятиям новые требования по ценам, качеству и условиям поставки товаров, а также требует приспособления ранее поставлявшихся товаров к изменившимся условиям жизни внутри страны и к требованиям покупателей. В частности, повысилось потребление дорогостоящих продуктов питания и деликатесов, вырос сбыт автомобилей и товаров длительного пользования.
Европейские предприятия, производящие инвестиционные товары, должны учесть изменения на южноафриканском рынке и осуществить необходимые структурные изменения и модернизацию производства в преддверии сильного повышения спроса, подготовиться к участию в конкурсах на размещение заказов в области энергоснабжения, железнодорожного транспорта и телекоммуникаций, а также к увеличению инвестиций в южноафриканскую экономику. Должны быть исследованы возможности размещения немецких и других европейских предприятие на Африканском континенте, поскольку это даст ощутимые выгоды от экономии на оплате труда.
Однако, пишут авторы, неспособность ЕС к структурному приспособлению производства, обусловленная не в последнюю очередь давлением мощного лобби, делает быстрое открытие рынков невозможным. Поэтому дискутируется вопрос, каким образом можно приспособить
185
96 03 092
торговый режим ЕС к ЮАР в рамках существующего регулирования Например, можно приравнять ЮАР к странам АКТ, подписавшим с ЕС Ломейскую конвенцию. В этом случае ЮАР получила бы преимущества в финансировании развития, стабилизации экспортной выручки и в промышленном сотрудничестве Однако подключение ЮАР к соглашению ЕС — АКТ имело бы отрицательные последствия для других РС, поскольку высокая конкурентоспособность ЮАР по сравнению с ними ухудшила бы шансы последних. Европейские страны должны учитывать это в ответ на требование АНК о преференциальном допуске товаров из ЮАР в ЕС, а также протесты южноевропейских стран-членов, которые по причине низкой конкурентоспособности в отдельных областях экономики нуждаются в серьезной внешней защите
Альтернативой соглашению ЕС — АКТ может быть соглашение по образцу торгово-политического сотрудничества ЕС со странами средиземноморского региона Оно может улучшить доступ южноафриканских предприятий к рынку ЕС, хотя и в меньшей степени, чем соглашение ЕС — АКТ.
Облегчить инвестиции и передачу технологий немецких предприятий в ЮАР можно, заключив между странами договор о защите капиталов, по которому потенциальные вкладчики принимают на себя часть рисков Этот договор может рассматриваться в будущем как гарантия иностранных капиталовложений и готовность правительства способствовать развитию сотрудничества частных предприятий Контракты должны обеспечивать эквивалентное регулирование для южноафриканских инвестиций в ФРГ и в других ПРС Это предполагает отмену всякого контроля за движением капиталов, поскольку любое ограничение может спровоцировать бегство капиталов внутренних и внешних инвесторов. Должно быть также актуализировано существующее соглашение о двойном налогообложении.
Для политической стабилизации, преодоления бедности и нехватки квалифицированных специалистов на предприятиях ЮАР необходимо повышение квалификации прежде всего черного населения Этому может способствовать развитие технического сотрудничества между ФРГ и ЕС, особенно в области общего и профессионального обучения и управления. Владельцы и руководители мелких и средних предприятий и их персонал должны, в, свою очередь, с доверием относиться к международным технологиям, чтобы обеспечить повышение конку-рентоспособсности и надежность рабочих мест И еще очень важно, чтобы успехи, достигнутые в сотрудничестве с ЮАР как "ключевой" страной в Африке, распространялись затем на другие страны Черной Африки и способствовали региональному развитию
В И Шабаева
24 Зак 2116