РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ-4-
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.03.001-96.03.039
МОСКВА 1996
УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
96.03.034. АЛФЕРОВ Ю.А. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: Учебник для вузов МВД России. В 2 ч. / Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995. - общая часть: (Методол. аспект). -177 с.
Настоящая книга является первым опытом создания курса по прикладной социологии исправительно-трудовой системы в современных условиях. В работе отражен опыт изучения среды осужденных, их исправления и перевоспитания, накопленный в уголовно-исполнительной системе за 70-е и 90-е годы. Преобразование деятельности системы и реализация концепции проводимых реформ в местах лишения свободы потребовали нового осмысления практики и теории изменения отношения к исправительно-трудовым учреждениям, определения тенденций и путей развития уголовной политики в части перевоспитания лиц, осужденных к лишению свободы. Особенность данной работы состоит в том, что автор, не повторяя сведенйй из общей социологии, рассматривает в качестве объекта социологии режимно-воспитательную систему исправительных учреждений в целом. Раскрытие методологических аспектов изучения и перевоспитания различных социально-демографических групп и категорий осужденных позволило на основе объективных социологических материалов подготовить работу, которая соответствует характеру современных социологических и педагогических научных представлений о формирующейся в России современной уголовно-исполнительной политике.
В настоящее время, пишет автор, уголовно-исправительная система России переживает острый кризис. Исправительная система нашей страны не вооружена научно обоснованными программами формирования правопослушной личности, не установлено оценочных показателей эффективности работы исправительно-трудовых учреждений. Не отвечают требованиям дня существующая классификация осужденных и порядок их распределения по видам ИТУ. Расходы на содержание ИТУ на сотни миллионов рублей превысили доходы от трудового использования контингента. Дефицит ассигнований в 1994 г. составил более 80 млрд.руб., из них на задолженность по зарплате приходится 12 млрд.руб., за продукты питания и энергетическое обеспечения - 54,1 млрд.руб. Это означает, что выделенных государством средств не хватает даже на питание осужденных. В некоторых ИТУ возникают перебои с хлебом, приходится снижать нормы питания, заменять одни продукты другими. ' Это дистабилизирует обстановку в колониях. Воспитательное значение труда снижается из-за серьезных недостатков в его организации и экономическом стимулировании, низкого технического оснащения. Основные производственные фонды морально и физически устарели, фондо- и энерговооруженность, производительность труда осужденных значительно ниже, чем в отраслях народного хозяйства.
• Не отвечает современным требованиям и соответствующим международным стандартам социально-бытовое обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободу, а по ряду регионов каждый второй, вновь совершает преступление. Многие осужденные, отбыв уголовное наказание, обогатившись преступным опытом, становятся ядром различных антиконституционных формирований, принимают активное участие в действиях, направленных против органов власти, внедряются в кооперативы, используя их деятельность в противозаконных целях. Вопросы ресоциализации правонарушителей остаются вне поля 18-2730
зрения многих государственных органов и общественных организаций. Мера их ответственности в этой области не определена. По существу не выполняют регламентирующую и оргаиизирующую роль местные органы власти, которые не несут ответственности за результаты деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Кризис системы обусловлен и субъективными причинами. Нарастает неисполнительность сотрудников учреждений, многие из них просто не в состоянии отказаться в своей работе от стереотипов и догм, уходящих корнями в гулаговскую историю. В ряде случаев не отвечает современным требованиям уровень и профессионального мастерства. Отсутствуют постоянные и надежные источники кадрового комплектования, не созданы условия для их подготовки и повышения квалификации. Но даже полное искоренение субъективных причин не спасет систему т дальнейшего развала. На существующем правовом и организационном фундаменте исправительная система эффективно функционировать не способна. Для вывода ее из создавшегося кризиса нужна радикальная реформа основ уголовно-исполнительной политики и правоприменительной практики с учетом международных обязательств, принятых нашей страной в 1989 г. на Венской встрече стран • участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В первую очередь необходимо кардинально изменить условия и порядок исполнения уголовных наказаний, поставив их в прямую зависимость от тяжести и общественной опасности совершенных преступлений, поведения осужденных. Основным и единственным критерием в определении кары должна стать степень изоляции осужденного от общества. При определении вида и элементов изоляции осужденному следует исходить из степени их исправления. Поэтому необходимо установить этапы изменений условий содержания осужденных внутри колонии или тюрьмы, пределы изменений режимно-педагогических требований - от строгой изоляции до отмены ограничений в передвижении по территории учреждения и за его пределами, предоставление отпуска и права отдыха и лечения в
лечебно-оздоровительных участках и пунктах. Настало время сформулировать приоритетные задачи исправительных учреждений с тем, чтобы решать их в процессе исполнения уголовного наказания. Поскольку перевоспитать всех осужденных нереально, необходимо выработать правовой механизм предупреждения преступлений по отношению к тем лицам, для которых возможности наказания исчерпаны, а цель перевоспитания не достигнута. Следует коренным образом изменить содержание работы по исправлению осужденных, имеющих установку на правопослушное поведение, положив в ее основу достижения психологии, социологии, экономики, здравоохранения, права и пенитенциарной социологии как комплексной науки методо-логического обеспечения исправительно-трудовых процессов в ИТУ.
В исправительно-трудовых учреждениях до настоящего времени еще не выработано единых требований и не сложилась стройная научно обоснованная система социологического изучения среды и личности осужденных. Что же касается повсеместного составления и реализации исправительных программ, то об этом нет и речи. Воспитатели действуют разобщенно, каждый идет своим путем, не имея необходимых металогических рекомендаций по данной проблеме. Автор надеется, что предлагаемая книга будет способствовать выработке единых методик типологии и психолого-педагогической диагностики личности, выбору наиболее эффективных программ исправления и перевоспитания осужденных.
До недавнего времени, пишет автор, социологи занимались чем угодно, но только не социологией в полном смыле слова. По-видимому, это определялось тем, что не был определен предмет социологии, не было обозначено, чем социология должна заниматься, где область приложения ее сил, какой объект социальной действительности они должна изучать, сделав его своей нишей. В настоящее время социологию составляют: социология управления, социология преступности, социология права, социология труда, социология политики, социология молодежи, социология досуга, образования, а также социология религии, 18*
социальная психология и социальная статистика. Их совокупность в части специфической реализации в условиях мест лишения свободы представляет самостоятельную отрасль социологии пенитенциарную социологию.
В книге рассматривается пенитенциарная социология как отрасль методологической науки исправительно-трудового права, определяются ее объект, предмет и метод, задачи в развитии отраслевого права и практики исполнения наказания, а также основные аспекты, принципы и функции социологии в сфере современных исправительно-трудовых отношений. В работе освещаются международные стандарты обращения с преступниками как база пенитенциарной социологии. Специальное внимание уделяется анализу теоретической модели метода комплексного изучения личности и персональных исправительных программ осужденных в И ТУ, а также организационно-правовой основе типологии осужденных и диференциации воспитательных средств этих учреждений. Рассматриваются функционально-ролевая типолотя личности осужденных в условиях лишения свободы, а также социально-педагогический и правовой аспекты классификации осужденных и дифференциации условий воспитательного воздействия.
В заключении исследуются социально-психологическая типология преступников и система исправительно-воспитательных программ ИТУ. Освещается психо-физиологическая типология осужденных и ее использование ■ воспитательной работе, рассматриваются социально-психологические типы преступников как основа пенитенциарных исправительных программ. Социально-психологические типы осужденных, пишет автор, представляет собой обобщенную характеристику отдельных категорий осужденных с учетом особенностей их мышления и восприятия мер воспитательного воздействия. Типы мышления в качестве важнейших признаков при построении типологии взяты автором, исходя из теоретического постулата, что мышление является звеном управления физиологической, психологической и социальной
системами человека. При этом использовалось минимальное число сочетаний основных видов мышления (теоретическое, интуитивное, практическое) и эмоциональности. С помощью современных социологических методик и на основе сочетаемости видов мышления было выделено две группы осужденных из 12 типов личности. Первая группа - экстраверты. В ней представлено восемь социально-психологических типов личности: мыслительно-интуитивный, мыслительно-рассудочный, эмоционально-рассудочный, интуитивно-мыслительный, интуитивно-эмоциональный, рассудочно-мыслительный, рассудочно-эмоциональный. Вторая группа интаверты. В нее вошли четыре типа личности: мыслительно-интуитивный, эмоционально-интуитивный, мыслительно-рассудочный, эмоционально-рассудочный.
Далее в книге рассматриваются конкретные характеристики типов осужденных, составленные на основе обобщенных социально-психологических и психо-физических признаков.
Л.Л.Ананиан
96.03.035. РЯБИНИН A.A. ОСНОВЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО (УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО) ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Вопросы дифференциации и индувидуализации наказания. - М.: Юрист, 1995. - 208 с.
В книге рассматриваются вопросы теории исполнения наказания и обосновывается трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В работе учтены все изменения и дополнения, которые были внесены в уголовное и исправительно-трудовое право до марта 1995 г.
Актуальность работы определяется общими процессами, происходящими в стране, изменением законодательных актов. В книге анализируются становление и состояние исправительно-трудовой политики и права на современном этапе развития нашего государства, а также рассматривается ряд сложных проблем исправительно-трудового права - дифференциации и индивидуа-